Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава I. Предмет философии, её задачи, структура и функции↑ Стр 1 из 7Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ Учебно-методическое пособие Автор: В.В. Коромыслов Пермь ФГБОУ ВПО «Пермская ГСХА»
УДК 1 (075) ББК 87 К 684
Рецензенты: кандидат культурологических наук, доцент кафедры философии ПГСХА Л.Л. Леонова; кандидат философских наук, доцент кафедры философии ПГСХА К.В. Патырбаева. Коромыслов В.В. К 684 Введение в философию: учебно-методическое пособие/ автор: В.В. Коромыслов, ФГБОУ ВПО «Пермская ГСХА». – Пермь: Изд-во ФГБОУ ВПО «Пермская ГСХА», 2014. – 95 С. – 150 экз.
Данное пособие предназначено для изучения вводного раздела к курсу общей философии студентами всех факультетов очного и заочного обучения. В нём даётся краткий обзор философских проблем и возможных вариантов их решения, в доступной форме раскрываются основные философские понятия, проясняются вызывающие наибольшую трудность для осмысления моменты, формируются базовые навыки для дальнейшего, более углублённого изучения курса философии, прививается критически-пытливый, творческий подход к осмыслению материала. Оно может быть использовано как для лекционных, так и для практических занятий. Пособие содержит дополнительный материал по методическим рекомендациям преподавателям для лекционного прочтения курса философии. УДК 1 (075) ББК 87 Печатается по решению методической комиссии кафедры философии.
© ФГБОУ ВПО «Пермская ГСХА», 2014 Содержание Введение…………………………………………………………………. 4 Глава I. Предмет философии, её задачи, структура и функции……… 5 Предмет философии, её задачи…………………………………………. 5 Структура и функции философии……………………………………… 23 Глава II. Философская проблематика…………………………………. 34 Основной вопрос философии………………………………………….. 34 Наиболее обсуждаемые философские проблемы……………………... 39 Случайность и необходимость…………………………………………..39 Свобода воли……………………………………………………...……... 44 Счастье…………………………………………………………………... 47 Смысл жизни…………………………………………………………...... 52 Существование бога…………………………………………………..... 56 Действительно ли мир таков, каким он нам кажется?..….......58 Глава III. Философия и мировоззрение. Философия и жизнь……...... 62 Философия и мировоззрение………………………………………….. 62 Философия и жизнь…………………………………………………….. 75 Заключение…………………………………………………………....… 85 Литература по теме «Введение в философию»……………………...... 86 Основные термины и понятия………………………………………...... 87 Методические рекомендации для преподавателей……………………...…91
Введение Для рядового человека, живущего в современном обществе и впитывающего веяния современной культуры, философия ассоциируется с чем-то предельно абстрактным, оторванным от реальной жизни. В быту философом часто называют человека, склонного к излишним, пустым рассуждениям. Сам образ учёного в наше время оказывается дискредитирован. В современном обществе, особенно у молодёжи нашего века, сформировалась установка на то, чтобы жить «полной» жизнью, жизнью лишь «одним днём», сиюминутным моментом, не задумываясь о последствиях и перспективах, ведь жизнь, в их понимании, – это лишь своеобразная «игра». Знания и понимание в таком контексте становятся нужны лишь постольку, поскольку пригождаются «здесь и сейчас». В таких условиях образование, выходящее за рамки выбранной специальности, воспринимается как нечто себя изжившее. С таким предвзятым, несерьёзным отношением студенты, как правило, встречают учебный предмет по философии. Но так ли далека от реальной жизни философия? Так ли она безнадёжно отстала от духа и потребностей современной эпохи? Это учебно-методическое пособие и призвано помочь разобраться в вопросе о роли философии в жизни, актуальности её изучения, пробудить интерес к философской проблематике.
Глава I. Предмет философии, её задачи, структура и функции Структура и функции философии Функции философии 1. Мировоззренческая. Философия как наиболее рациональные и общие знания лежит в основе нашего мировоззрения. Философское мышление, основанное на этих знаниях, сближает человека с действительностью, помогая ему рационально осмыслить окружающий мир и сформировать рациональное отношение к нему. Если из нашего мировоззрения отбросить все философские знания, то оно окажется эклектичным, разрозненным, бесполезным и иллюзорным, оторванным от реальности. Философский стержень делает нашу картину мира целостной и непротиворечивой. Философия способствует формированию представлений об устройстве мироздания и месте в нём человека. 2. Гносеологическая (познавательная). При помощи философского мышления познаются наиболее важные стороны мира. Философия разрабатывает общую теорию познания с целью выявления механизмов, приемов и методов познания. Она раскрывает закономерности противоречивого процесса познания, обозначает трудности на его пути и предлагает способы их преодоления. Философия также обосновывает саму возможность познания объективного мира, возможность существования объективных, общезначимых истин. 3. Методологическая. Эта функция тесно связана с предыдущей. Философия вырабатывает правила и методы правильного познания и преобразования действительности. В рамках философии сформировались наиболее общие подходы к изучению природных и социальных явлений. Она снабжает человека средствами получать наиболее объективные, истинные знания, позволяющие наиболее эффективно осуществлять практические задачи. Одним из наиболее важных философских методов является диалектический. Диалектика (др. греч. dialektike – искусство спорить, вести рассуждение) — это умение осмыслить предмет в его целостности и развитии, в единстве его противоположных свойств и тенденций, в многообразных связях с другими предметами и процессами. Изначальный смысл этого понятия был связан с философским диалогом, умением вести дискуссию, выслушивать и учитывать мнения оппонентов, стремясь найти путь к истине. 4. Интегративная (рационализации и систематизации). Сущность этой функции заключается в том, чтофилософия интегрирует, согласовывает между собой все области человеческого знания, обобщает весь опыт человечества, выявляет в нём наиболее рациональное и ценное, упорядочивая эти знания в стройные, логически обоснованные системы. 5. Критическая. Философия критически осмысляет накопленные человечеством знания, существующие нормы, ценности и взаимоотношения людей, жизнь общества в целом. Это необходимо для того, чтобы расчистить их от всего ложного, бесполезного, вредного или даже несущего потенциальную опасность благополучию общества. Философское мышление, чтобы освободиться от догм, стереотипов и предубеждений, подвергает сомнению даже собственный ход рассуждения. 6. Ценностная (аксиологическая). Критически осмысляя жизнь общества, философия стремится дать тем или иным её проявлениям адекватную, рационально-обоснованную оценку, тем самым, выделяя в нашем опыте наиболее важное и ценное. Благодаря чему она помогает расставить правильные приоритеты в жизни, сформировать правильные ценностные ориентации, обосновывает какие идеалы, ценностные установки, цели и задачи общественного развития будут наиболее оптимальны для лучшей жизни общества, принесут наибольшее его процветание. Как говорил И. Кант, философия призвана научить человека тому, «каким надо быть, чтобы стать человеком» в точном и полном смысле этого слова. Человек ещё должен заслужить называться человеком, быть достойным этого, занять в мире то место и выполнять ту роль, которые подобают его сущности, предназначены его природой и происхождением. Если же человек руководствуется лишь эгоизмом и животными потребностями, то он не достоин этого гордого имени. 7. Прогностическая. На основе анализа существующих условий, тенденций и закономерностей развития и глубокого понимания сути происходящих процессов, философия способна давать прогнозы по дальнейшему течению событий, предупреждать о возможных кризисных или проблемных ситуациях и давать рекомендации по их предотвращению. 8. Конструктивная (проективная). На основе изучения опыта прошлых поколений и обобщения накопленных знаний, философия способна создавать проекты преобразования действительности в интересах наибольшего числа людей. Это преобразование может касаться изменения социальных структур, механизмов управления обществом и воспитания личности. Воодушевляя своими глубоко аргументированными идеями, философия способна направлять развитие общества в наиболее конструктивное русло. Вопросы и задания 1. Назовите когда и в каких странах первоначально зародилась философия? 2. В чём, по-вашему, заключается отличие западного и восточного образа мышления? 3. Назовите три основных смысла понятия философии. 4. Как вы сами считаете, что такое философия и зачем она нужна? 5. Назовите широкий и узкий смысл понимания предмета философии. 6. Какова роль философии в развитии частнонаучного знания? 7. В чём отличие сущностного мира от являющегося? 8. Поясните с примерами суть понятия всеобщее. Как вы считаете, в чём важность познания всеобщего? 9. Как вы понимаете, что такое законы истории и законы жизни, как они работают? 10. Какова суть теории «Большого взрыва»? Какие проблемы для осмысления эта теория поднимает? 11. Назовите основные разделы философии и её дисциплины. 12. Охарактеризуйте основные направления мировой философской мысли XX-XXI века. Назовите их представителей. 13. Назовите функции философии и раскройте их суть.
Основной вопрос философии Философия всегда стремится ответить на вопрос: а почему именно так, а не иначе? Почему именно так устроен наш мир? Почему всё происходит именно таким образом? Почему люди склонны поступать именно так, а не иначе? Почему на данный момент в обществе популярны те или иные идеи, мысли и ценности, возникают те или иные тенденции и проблемы? И т.д. Отвечая на вопрос почему, мы приближаемся к ответу на вопрос о будущем, о дальнейшем течении событий, именно в этом важность такого вопроса. Содержание философских учений во многом определяется тем, как их авторы понимают основные принципы устройства мироздания, его законы. Некоторые из них могут не выражать в явной форме своего мнения, отношения по поводу этой проблемы, но, так или иначе, при построении своего учения, при аргументации своих взглядов, философы исходят из определённой позиции по этому вопросу. Поэтому вопрос о мироустройстве является наиболее принципиальным, по ответам на него возможно классифицировать все философские учения. Однако некоторые философы вообще отрицают существование в мире какого бы то ни было всеобщего основополагающего принципа, порядка, полагая, что всё случайно и хаотично. Современные данные естествознания со всей очевидностью показывают, что наш мир не является хаосом случайностей, а в нём существуют причинно-следственные связи, закономерности, происходит взаимовлияние событий, которое возможно просчитать и использовать в практических целях. Более того, глобальная эволюция, длительное развитие были бы невозможны в условиях всеобщего хаоса. Сам факт существования настолько сложноорганизованной материи как человека противоречит этому. Это подобно тому, если бы в космосе в результате случайного столкновения частиц появился компьютер. Человек – гораздо более высокоорганизованная форма организации, чем компьютер. Но если миру свойственна определённая упорядоченность, структурность, закономерность, то встаёт вопрос о том, по какому принципу этот порядок организован? Каковы законы его организующие? Эти законы имеют материальную или духовную природу? И если существуют и материальные и духовные законы, то какие из них более фундаментальные, а какие производны, вторичны? Т.е. что первично материя или сознание? Дух или природа? Мышление или бытие? Другими словами, всеобщее, о котором шла речь в теме «предмет философии», имеет материальную природу или же оно духовно? Так, мы подошли к научной формулировке этого вопроса. Философия и мировоззрение. Человек вплетён в окружающий его мир, он множеством нитей связан не только с окружающими его в повседневной жизни вещами, процессами и людьми, но и с обществом и природой в целом. Эта взаимосвязь реализуется в том числе через мироощущение, мировосприятие, миропонимание и практическое отношение к миру. С самого детства у человека начинает формироваться определённое мироощущение, определённая специфика переживания бытия, событий окружающего мира, определённое чувственно-эмоциональное отношение к ним. Мироощущение – это результат воздействия внешнего мира на сознание личности, можно сказать, что это чувственно-эмоциональный отклик нашей души на полученный ей опыт. Однако каждый индивид уникален, каждому свойственно уникальное мировосприятие, которое зависит от того, в какое отношение внешний мир встаёт к его как к глубинным (чаще врождённым качествам), так и новоприобретённым, ещё только формирующимся. Специфика такого мировосприятия играет роль призмы, через которую отсеивается и упорядочивается вся получаемая нами информация. Она задаёт то, что для нас важно, а что не очень, что приятно, а что неприятно и т.д. Так, мировосприятие во многом накладывает отпечаток на наше мироощущение. Как мы воспринимаем этот мир, так в конечном счёте мы его и ощущаем. Одни и те же события жизни порой вызывают в каждом из нас различную чувственно-эмоциональную реакцию. Для кого-то эти события затрагивают тонкие грани его души, для кого-то они нейтральны, безынтересны, для одних они вызывают эмоциональный дискомфорт, а другим приносят радостные впечатления. И всё это определяется не только содержанием самих этих событий, но и тем, как мы эти события воспринимаем, в какое отношение к ним становимся. Мировосприятие – это и есть специфика нашего восприятия в целом. Оно может быть склонно к оптимизму или пессимизму, к критически-пытливому анализу или нигилизму, к протестному, враждебному отношению или же добродушному, наполненному терпимостью, милосердием, благожелательностью и добротой. В то же время то, как мы ощущаем окружающий мир, то, как мы переживаем его события и закладывает в нас особенности восприятия мира в будущем. По мере жизни наше мироощущение под влиянием жизненного опыта и развития личности наполняется всё большим количеством оттенков и граней, становится всё более богатым и чутким, а в процессе нашего мировосприятия всё большую роль начинают играть разум и рациональные мотивы. Так, наш взгляд на мир, наши представления о нём всё больше приобретают форму миропонимания, всё более гибко и точно начинают отражать действительные взаимосвязи мира, что в свою очередь отражается на качестве нашего и мировосприятия и мироощущения, их адекватности. Все эти три ступени и составляют в целом мировоззрение человека, формируют его. Мировоззрение – это диалектическое единство мироощущения, мировосприятия и миропонимания, выражающееся в системе взглядов на мир. Другими словами, эти три составляющие мировоззрения неразрывно связаны, взаимно дополняют друг друга, образуя целостный образ мира и своего места в нём. Можно сказать, что мировоззрение есть единство мироощущения и миропонимания, содержание которых упорядоченно в сознании человека особенностями его мировосприятия и отражает ту или иную степень познания мира, что проявляется в определённом к нему отношении. В то же время мировосприятие во многом является следствием мироощущения и миропонимания, тем самым, формируется диалектическая спираль[7] развития мировоззрения личности. Итак, определим эти понятия более строго. Мироощущение – это эмоционально-окрашенное, пристрастное отношение к миру в целом и к конкретным элементам в нём, возникающее в результате переживания внешнего мира, наполнения его смысловыми и образными ассоциациями. Можно сказать, что это чувственное представление о мире. Мироощущение высокообразованного и глубоко мыслящего человека ближе к миропониманию, поскольку в нем преобладает рациональная составляющая. В этом случае уместно говорить о развитости интуиции такой личности. И наоборот, у человека поверхностного, малоспособного и необразованного преобладает чувственная составляющая, которая в гораздо большей степени окрашивает его мироощущение субъективными моментами. Мировосприятие – способ восприятия информации о внешнем мире, определяемый врождёнными качествами и спецификой организации прошлого опыта (знаний и представлений о мире, системе ассоциаций, установок, убеждений, идеалов, стереотипов и предпочтений, а также представлений о месте и роли себя в мире). От того, как человек видит своё место и свою роль в мире, во многом зависит и его мировосприятие. Мировосприятие определяет образ, стиль и способ мышления человека. Миропонимание – это процесс и результат познания человеком явлений действительности и мира в целом, определяющий его отношение к нему. Понимание мира у каждого человека различно, зависит от особенностей его мировосприятия и отличается степенью приближения к познанию всей тонкости переплетения взаимосвязей между различными элементами и сторонами мира. Главная роль миропонимания в том, что оно делает содержание нашего сознания логически выверенным, обоснованным, критически осмысленным. Однако это не исключает возможности логических построений мироздания «на свой лад». Наибольшую ценность и эффективность имеет то содержание нашего миропонимания, которое наиболее тонко и глубоко отражает действительный мир. Мировоззрение – выстроенная в сознании человека (а через него и в сознании всего общества) система взглядов, оценок, принципов и образных представлений в отношении мира в целом, своего места и роли в нём, а также соответствующие им жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, ценностные и мотивационные ориентации. Другими словами, мировоззрение – это целостный, обобщённый взгляд на мир, определяющий видение решения вопросов более частного порядка. Егоэмоционально-психологической стороной является мироощущение, а рационально-познавательной – миропонимание. Обе эти стороны производны от мировосприятия и в то же время по мере своего развития вносят свой вклад в его специфику. Мировоззрение человека предполагает взгляды как на настоящее и прошлое, так и на будущее, на ожидаемое и должное. Ожидания и надежды человека, вера в своё будущее и будущее всего общества играют важную роль в его жизни. Индивид оценивает мир в первую очередь через призму возможности самореализации и самоутверждения себя как полноценной, многогранной личности, что во многом и формирует его представления о нормах, ценностях и идеалах. Каждый человек стремиться к лучшему будущему для себя и своих близких. Исходя из этого, у него выстраиваются представления о том, каковы должны быть приоритеты развития, ценности и нормы поведения в обществе, что в целом выражается в его представлении об идеале общественного устройства. Идеалы формируются во всех сферах человеческой жизнедеятельности, поскольку они отражают понимание должного и совершенного. Они представляют собой ту путеводную звезду, стремлению к достижению которой люди способны отдавать всю свою жизнь. Будучи тесно сопряжены с возможностью самореализации и самоутверждения, наши идеалы определяют видение смысла собственной жизни и жизни всего общества. Однако наши, индивидуальные идеалы могут быть затемнены эгоистичными мотивами, прямолинейностью мышления и недостатком духовности, что может привести человека на путь заблуждения. Общественные идеалы вырабатываются всем обществом, они корректируют наше собственное представление об идеалах и показывают тот путь развития для личностей, который ведёт к общественному благу, а значит в конечном счёте положительно скажется на интересах всех и каждого. Однако общественные идеалы могут быть излишне политизированными и идеологизированными, вырабатываться с акцентом на интересы правящей верхушки общества. Они также могут быть недостаточно дальновидными в силу недостаточной мудрости и компетенции, вырабатывавшей их интеллигенции. Наиболее ценны те общественные идеалы, что проверены временем, являются обобщением опыта многих поколений людей. Такие идеалы побуждают человека не ждать чуда в виде перемен «сверху», создания более благоприятных условий развития вне нашего участия, а начинать с самого себя, побуждают к стремлению постоянно превосходить самого себя ради самосовершенствования, саморазвития, искоренения недостатков и открытия перед собой и обществом всё новых и всё более радужных возможностей. Таким образом, в мировоззрении духовно развитой личности «должное» для себя совпадает с «должным» для общества. Убеждения – это самое ядро нашего мировоззрения. Это наиболее характерные нам взгляды и представления о действительности, которые настолько закрепились в нашем сознании, что порой приобретают эмоциональную окраску. Этот эмоциональный заряд порой служит мощным источником энергии и стимулом для наших волевых решений и поступков. Убеждения – это стержень нашей личности, показывающий наше внутреннее, глубинное «я», то ядро личности, которое проявляется даже в условиях экстремальных ситуаций. Как правило, убеждения формируются как результат определённой направленности, акцентированности нашего жизненного опыта. Чем больше наши взгляды и представления находят своё подтверждение в опыте, тем больше мы в них убеждены. Однако мы не всегда адекватно осмысляем свой опыт, что может быть причиной наших заблуждений, иллюзий, предубеждений и в дальнейшем нашей предвзятости по отношению к получаемой информации. Так, убеждения закладывают в нас определённую предрасположенность к тому или иному восприятию и пониманию нашего опыта. Мы упорядочиваем его, прежде всего, через призму тех представлений, в которых мы убеждены. В то же время наш опыт, будучи критически осмысленным, способен скорректировать наши убеждения. Убеждение также может быть результатом самовнушения, внутренней установки, продиктованной внутренней потребностью в том, что индивиду было бы удобно и приятно думать, что дело обстоит именно так, а не иначе. В этом случае его сложно убедить в обратном, логических доводов здесь может оказаться недостаточно. Его мысль в таком случае стремится всячески извернуться, чтобы оправдать выгодный образ мышления, игнорируя неудобные для такого мышления факты и аргументы. Стремление к самоутверждению и самореализации порой деформирует, искажает наши оценки и суждения в эгоистичную сторону, а вместе с ними и наше видение иерархии ценностей. Для оправдания стремления к самоутверждению любой ценой, пусть даже если при этом приходится идти по головам других, многие из нас, в своём ходе мышления, выпячивают, преувеличивают те оттенки смысла, которые им наиболее выгодны, удобны и приуменьшают значение тех, что им невыгодны. При этом чаще это происходит незаметно для нас самих. Такова склонность нашего мышления, если оно не воспитано на критически-пытливом, глубоком, мудром образе мысли. Наша вера чаще формируется на основе наших убеждений, специфики нашего опыта. Мы, как правило, верим в то, в чём мы убеждены или к чему склонно наше мышление. И чем глубже убеждения, склонность к определённого рода мыслям, тем больше мы в них верим. Однако вера может возникать и под внешним влиянием, например, под влиянием внушения, внешне навязываемых установок. Особенно часто внушение происходит под влиянием культуры общества или ближайшего окружения, пропагандируемых ими идеалов. В этом усматривается серьёзная ответственность представителей культуры за пропагандируемые ими ценности и идеалы. Ведь их недальновидное содержание способно зародить негативные и даже пагубные тенденции и последствия в обществе, способны разрушить его изнутри. Мировоззрение в целом по своему содержанию может быть более или менее ответственным, эгоистичным или альтруистичным, глубоким или поверхностным и т.д. Содержание мировоззрения определяет наше отношение к тем или иным людям, событиям и фактам действительности, той или иной информации. Это отношение во многом формирует нас как личностей, ибо прививает определённый образ мышления, определённые обороты мысли, и вместе с тем, постепенно закладывает в нас те или иные склонности и черты характера, а значит, закладывает и направление нашей судьбы, её основных тенденций. Недальновидность, поверхностность мировоззрения, как правило, рано или поздно приводит человека к жизненному кризису, разочарованию в собственных взглядах и крушению всей системы его мировоззренческих ориентиров, и тогда ему приходится формировать её заново, переосмыслять весь свой жизненный опыт, пересматривать своё отношение к миру и людям. При рассмотрении вопроса о том как соотносятся мировоззрение и философия, необходимо учитывать все три основных смысла последней. Философия в широком смысле является не только выражением миропонимания и отношения к миру мыслителей, а также содержит следы их мировосприятия и включает в себя их мироощущение. Примером выражения философского мироощущения может служить знаменитое изречение И. Канта: «Две вещи наполняют мою душу все новым удивлением и нарастающим благоговением: звездное небо надо мной и нравственный закон во мне». В этом смысле философия тождественна мировоззрению творцов и носителей философской мысли, как впрочем, и любого творчески мыслящего, любознательного человека. Философия в этом значении, можно сказать, является чётко оформленным изложением (письменным или устным) их мировоззрения, результатом их самовыражения. Философия в её значении как науки – это система общепризнанных в научных кругах знаний наиболее общего характера, а значит, это уже далеко не всё содержание мировоззрения, а лишь та его часть, что обладает статусом наиболее неоспоримого, универсального и основополагающего знания. Здесь нет места мироощущениям и идёт серьёзная работа над устранением субъективных моментов мировосприятия. Однако научная философия не охватывает весь круг жизненных проблем и вопросов, с которыми сталкивается личность. Её строгая доказательность, являясь серьёзным её преимуществом, в то же время мешает ей выходить за определённые рамки, вторгаться в сферу слишком тонкого, частного, житейского, или наоборот, слишком глубокого и бесконечного, где достигнутый уровень науки ещё пока не позволяет решать вопросы однозначно. Философия как мудрость – это некий идеал сочетания наиболее полезного, дальновидного, эффективного и в то же время объективного знания. Это наиболее ценная часть мировоззрения, которая является результатом мыслительной работы лучших умов человечества, критически осмыслявших опыт многих поколений людей. Более того, будучи идеалом, по мере накопления опыта человечеством, появления всё новых и новых гениальных мыслителей, она постоянно будет наполняться всё более совершенным содержанием. И в этом смысле философия как мудрость – это и есть та часть философских творений и мыслей, те их самые рациональные зерна, что наиболее точно отражают глубинные взаимосвязи явлений действительности. А потому такое содержание мировоззрения является стержневым, фундаментальным для понимания человеком мира, оно выступает основанием для мудрого отношения к миру, а значит, для принятия мудрых, перспективных решений. Как можно было заметить, наиболее ценное содержание мировоззрения не под силу выработать в одиночку, пусть даже самому гениальному человеку. Миропонимание каждого человека формируется под влиянием усвоения опыта и знаний, накопленных всем обществом за многие века. В своём мировоззрении каждый человек впитывает в себя не только общественные знания, но и определённое, характерное для данного общества мировосприятие и отношение к миру, людям, тем или иным фактам и событиям. Поэтому уместным будет также говорить о мировоззрении общества в целом. Философия и жизнь Значение философии в нашей жизни невозможно переоценить. Однако в сознании большинства современных людей философия противопоставляется жизни как что-то абстрактное, слишком отвлечённое, оторванное от реальных жизненных проблем и забот. И не сложно понять из-за чего такое отношение сложилось. Действительно, большинство проблем, которые рассматриваются великими философами, на первый взгляд, не являются актуальными в нашей повседневной жизни. Тем не менее, именно их идеи и размышления способствовали прогрессивному развитию общества, которое сопровождалось созданием всё более комфортных условий жизни для всё большего числа слоёв общества. Именно идеи гуманизма эпохи Возрождения, французского Просвещения, рационализма и эмпиризма Нового времени и т.д. привели к формированию того типа современного цивилизованного общества без комфорта которого мы свою жизнь уже не мыслим. Более того, потенциал идей и размышлений великих философов не ограничен достижениями прошлого, этот бесценный опыт человеческой мысли будет ещё долго служить пищей для ума и вдохновением для многих будущих поколений гениальных личностей, способных изменить наш мир к лучшему. Философия многолика, она не исчерпывается истинами, способствующими общественному прогрессу, а также затрагивает аспекты личностного существования, в том числе и те из них, что будут извечно актуальны. Однако проблемы личности таковы, каковы выстроены отношения внутри общества, а любые отношения – это продукт деятельности и мышления самих же людей. Поэтому степень решения проблем воспитания личности, её нравственного совершенствования и духовного роста, искоренения эгоизма и корыстных ориентаций будет извечно служить показателем гармонии внутри общества, а значит, в конечном счёте и качества жизни в нём. Чем более духовно развито и нравственно совершенно большинство людей в обществе, тем больше они облагораживают отношения в нём и тем проще становится самореализоваться каждому, раскрывать свои таланты и способности на благо всего общества, повышая его качество жизни. Эти темы глубоко раскрыты в трудах восточных мудрецов (Конфуций, Лао-цзы, Ошо Раджаниш), русских мыслителей (Л.Н. Толстой, Н.А. Бердяев, В.С. Соловьёв и т.д.), в марксизме, в творчестве И. Канта, Джеймса Редфилда и других. Но и этим роль философии в нашей жизни не ограничивается. Философия – это не только мудрость великих мыслителей прошлого и исследования в области научной философии, философия это ещё и образ мышления, мировоззрение современного образованного человека. Любой человек, обладая качественным образованием и достаточным жизненным опытом, точно также способен к философскому мышлению. Все мы пользуемся плодами развития философской мысли. В нашей жизни мы, сами того не подозревая, пользуемся понятиями и суждениями, оборотами мысли, отражающими те знания, которые формировались и оттачивались путём многовекового философского осмысления действительности. Мы рождаемся и воспитываемся уже с заданным, готовым языковым полем (речевыми структурами) и нам кажется, что так было всегда и со всеми, что из века в век человеческая речь оставалась более или менее неизменной, настолько же приспособленной к общению и объяснению глубоких смыслов, что и сейчас. Но это не так. Чтобы достичь такого достаточно совершенного языка, при помощи которого мы теперь способны излагать самые утончённые оттенки смысла, человечество прошло через очень сложный, противоречивый процесс его формирования. Язык – это поле для нашего мышления, всё о чём мы мыслим, мы мыслим на основе речевых структур. Поэтому качество нашего мышления во многом определяется тем, насколько тонко мы владеем современными понятиями и суждениями, насколько умело выстраиваем между ними связи. Другими словами, насколько глубже мы впитали в себя мудрость веков. Таким образом, у каждого современного образованного человека (осознаёт он это или нет) есть свояфилософия жизни, собственная жизненная философская позиция. Каждый стремится осмыслить, проанализировать важные ситуации в своей жизни, извлечь из них ценный опыт, обобщить его, исходя из чего сформировать определённые стратегии и принципы поведения. Другое дело, что для одних она служит неким маяком на их жизненном пути, помогает им выбирать правильный путь, принимать правильные решения, избегая возможные проблемы, а другим их философская позиция, их понимание жизни лишь, наоборот, эти проблемы притягивает. Всё дело в том, что чем более грубо, прямолинейно, упрощённо человек относится к жизни, тем больше у него формируется иллюзий и предубеждений, а значит, рано или поздно эти заблуждения начинают негативно сказываться на его жизни (через ошибочные решения). Действительность начинает «наказывать» за её неверное понимание, разрушать иллюзии, «опускать человека на землю». Однако более тонкое, глубокое, мудрое отношение к жизни, как правило, облегчает человеку жизнь, особенно во второй её половине, когда становятся всё более заметны результаты того пути, который он себе выбрал ранее, т.е. когда начинает пожинать плоды заложенного ранее. Вот такое чуткое, мудрое отношение к жизни имеет более прямую связь с философией в её исконном смысле. Философия в узком, дословном смысле связана со стремлением к мудрым мыслям и поступкам. Именно такая форма философии наиболее близка к актуальным, повседневным проблемам личности. Быть мудрым, прежде всего, означает понимать законы природы, истории, жизни, улавливать глубинные взаимосвязи в них и согласовывать собственную жизнь с этими законами. С этим тесно связана другая важная характеристика мудрости – дальновидность. Дальновидное решение исходит из наиболее благоприятного результата не только здесь и сейчас, но и учитывает перспективы развития ситуации. Как говорил Конфуций: «человека, который не заглядывает далеко, непременно ждут близкие беды». Сегодняшний успех быстро становится вчерашним, а будущие нерешенные проблемы, сколько их не перекладывай на завтра, рано или поздно станут настоящими. Мудрый человек готов пожертвовать сегодняшним днём ради открывающихся длительных благоприятных перспектив. Мудрость также связана со способностью находить разрешение самых сложных жизненных ситуаций и проблем, находить компромиссы, избегать крайности, находить во всём меру, золотую середину. Все эти способности являются следствием глубокого понимания законов и взаимосвязей жизни. Мудрость является важным показателем нашего ума. Многие люди, специализирующиеся лишь на развитии интеллектуальных навыков, упускают нечто очень важное и их не всегда можно охарактеризовать как умных. Можно всю жизнь увлекаться различными развивающими интеллект занятиями, будь то шахматы, различные головоломки, пазлы или разгадывание кроссвордов и т.п., но это не тот путь, который гарантировано сделает человека действительно умным. Ум – это нечто большее, чем просто интеллектуальные навыки. Умный человек – это тот, кто тонко понимает и предвидит ход реальных событий жизни, а интеллектуальные навыки ещё не гарантируют этого, хотя и являются важным условием для этого. Ум – это ещё и способность мыслить мудро, способность схватывать саму суть, избегая стереотипов, предвзятости и другого рода заблуждений, а также умение делать меткие выводы. Интеллектуальные навыки и мудрость – это те качества, что взаимодополняют друг друга. Человек, обделённый интеллектуальными способностями, врядли способен разобраться во всей тонкости взаимосвязей, определяющ
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 928; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.222.149 (0.018 с.) |