Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Действительно ли мир таков, каким он нам кажется.

Поиск

Обычно мы даже не задумываемся о том, что наше восприятие мира и сам мир как таковой могут между собой отличаться. Многие философы остерегают нас от предвзятости, пытаются в нас пробудить более гибкое, критическо-пытливое отношение к самому процессу познания мира, осмысления жизненного опыта, чтобы мы не принимали желаемое и удобное за действительное. Другие мыслители и вовсе утверждают, что познание мира таким, какой он есть, вне его производности, зависимости от особенностей нашего восприятия, невозможно.

С одной стороны, данные наук подтверждают, что такое сомнение, такой критический анализ познавательного процесса вполне обоснован. Например, человек видит, слышит, обоняет и осязает далеко не всё, что вокруг него находится. Наши органы чувств воспринимают ощущения лишь в определённом диапазоне волновых частот, а то, что выходит за его пределы, мы не воспринимаем. Мы видим все привычные нам цвета радуги, но не видим инфракрасного и ультрафиолетового излучения. В то же время определённые насекомые, например, муравьи, пчёлы, ночные бабочки видят ультрафиолетовое излучение, что некоторыми мыслителями выдвигается как аргумент в пользу того, что наша видимая картина мира неполна и не может претендовать на более точную, даже чем у насекомых. Однако насекомые не видят многих других цветов, их зрительное восприятие менее полное и чёткое, чем у человека. Они воспринимают только то, что важно для их выживания и жизнеобеспечения.

Точно также человек не воспринимает все звуковые волны, наш слух ориентирован на восприятие лишь определённого их диапазона. Человек сильно уступает животным в восприятии запахов (достаточно вспомнить собак-ищеек). Некоторые животные и птицы используются в предсказании повышения сейсмической активности или перемены погоды. Действительно, в этом отношении человеческое восприятие уступает животным, но можно ли поэтому говорить о том, что картина мира человека неадекватна?

Известно, что человек воспринимает внешний мир не как абсолютную его копию, а субъективно, в «очеловеченной» форме. Однако эта субъективность нашего внутреннего мира, нашего способа восприятия содержит в себе достаточную информацию об объективном мире. Хотя объективные свойства вещей и явлений в сознании преломляются через призму особенностей нашего восприятия и осмысления, тем не менее, информация о них не утрачивается, а содержится в нём в субъективной форме.

Неполнота восприятия человеческими органами чувств всей действительности и субъективность процесса её осмысления не является серьёзным недостатком для человека. Эволюция создала нас такими, что мы воспринимаем всё жизненно необходимое, наиболее важное для нас. И этого достаточно чтобы мы были способны достоверно судить о процессах, которые вокруг нас происходят. Ведь человек познаёт и такую свою ограниченность, а значит, благодаря разуму, он способен преодолевать её, находить те ниточки, которые подводили бы его к пониманию самой сути происходящего. Нам незачем знать как выглядит ультрафиолет, у нас нет необходимости чувствовать запахи каждого вещества, слышать волны космического масштаба, видеть электроны и кварки, – все эти упущения нашей природы восполняются разумом, способным благодаря тонкому, творческому анализу разрабатывать и совершенствовать научную методологию для обнаружения и познания всего того, что бы могло пригодиться в общечеловеческой практике.

В то же время тот факт, что мы не видим слишком малые объекты и не воспринимаем очень тонкого плана волны, вибрации и энергии, поднимает проблему экстрасенсорики как возможности существования людей, обладающих необычно развитой чувствительностью неизученной до конца природы. Хотя большинство учёных относятся к этому феномену предвзято негативно (и это неудивительно в силу распространённости шарлатанства), в то же время многие из демонстрируемых необычных способностей вполне могли быть объяснимы свойствами квантовой реальности как энерго-информационного поля (например, эффектом нелокальности, квантовой запутанности) и способностью через него считывать нужную информацию об объекте.

К другим философским проблемам, которые наиболее волнуют умы мыслителей с давних времён, относят такие вопросы как: В чём заключается сущность человека? Существует ли у него душа? В чём сущность любви, каковы её виды? Что есть добро, а что есть зло? Существует ли объективный критерий их различения? В чём заключается оптимальная формула справедливости? Каким должно быть наилучшее общественное и государственное устройство? Возможно ли в принципе создать совершенные условия для жизни общества? Существует ли какой-либо предел делению вещества на составляющие или не существует ничего неделимого, каждая частица бесконечно делима? Вечен ли наш мир? И если мир вечен, то что означает эта вечность, как её понимать? Б ыть может всё повторяется, когда-то уже было, т.е. мир развивается по неким циклам? В чём сущность жизни и как она зародилась? И многие другие.

Круг вопросов философской проблематики неисчерпаем. Чем более меняется и усложняется жизнь, чем больше в науке совершается открытий, тем больше возникает поводов для вдумчивого осмысления и дискуссий.

Вопросы и задания

1. В чём заключается научная формулировка основного вопроса философии?

2. Каковы три смысла понятия первичности?

3. Какие подходы возможны к решению вопроса о первичности материи или сознания?

4. Какие три основных монистических решения вопроса о первичности? В чём их суть?

5. Кто такие агностики и в чём их отличие от нигилистов?

6. К какому решению основного вопроса философии вы бы себя отнесли? Аргументируйте вашу позицию.

7. Как вы понимаете, в чём заключается случайность?

8. Как вы понимаете определение свободы как познанной необходимости?

9. В чём, как вы считаете, заключается смысл жизни? Аргументируйте свой ответ.

10. Какие философские проблемы вам наиболее интересны и почему?


Глава III. Философия и мировоззрение. Философия и жизнь.

Философия и мировоззрение.

Человек вплетён в окружающий его мир, он множеством нитей связан не только с окружающими его в повседневной жизни вещами, процессами и людьми, но и с обществом и природой в целом. Эта взаимосвязь реализуется в том числе через мироощущение, мировосприятие, миропонимание и практическое отношение к миру. С самого детства у человека начинает формироваться определённое мироощущение, определённая специфика переживания бытия, событий окружающего мира, определённое чувственно-эмоциональное отношение к ним. Мироощущение – это результат воздействия внешнего мира на сознание личности, можно сказать, что это чувственно-эмоциональный отклик нашей души на полученный ей опыт. Однако каждый индивид уникален, каждому свойственно уникальное мировосприятие, которое зависит от того, в какое отношение внешний мир встаёт к его как к глубинным (чаще врождённым качествам), так и новоприобретённым, ещё только формирующимся. Специфика такого мировосприятия играет роль призмы, через которую отсеивается и упорядочивается вся получаемая нами информация. Она задаёт то, что для нас важно, а что не очень, что приятно, а что неприятно и т.д. Так, мировосприятие во многом накладывает отпечаток на наше мироощущение. Как мы воспринимаем этот мир, так в конечном счёте мы его и ощущаем. Одни и те же события жизни порой вызывают в каждом из нас различную чувственно-эмоциональную реакцию. Для кого-то эти события затрагивают тонкие грани его души, для кого-то они нейтральны, безынтересны, для одних они вызывают эмоциональный дискомфорт, а другим приносят радостные впечатления. И всё это определяется не только содержанием самих этих событий, но и тем, как мы эти события воспринимаем, в какое отношение к ним становимся. Мировосприятие – это и есть специфика нашего восприятия в целом. Оно может быть склонно к оптимизму или пессимизму, к критически-пытливому анализу или нигилизму, к протестному, враждебному отношению или же добродушному, наполненному терпимостью, милосердием, благожелательностью и добротой. В то же время то, как мы ощущаем окружающий мир, то, как мы переживаем его события и закладывает в нас особенности восприятия мира в будущем.

По мере жизни наше мироощущение под влиянием жизненного опыта и развития личности наполняется всё большим количеством оттенков и граней, становится всё более богатым и чутким, а в процессе нашего мировосприятия всё большую роль начинают играть разум и рациональные мотивы. Так, наш взгляд на мир, наши представления о нём всё больше приобретают форму миропонимания, всё более гибко и точно начинают отражать действительные взаимосвязи мира, что в свою очередь отражается на качестве нашего и мировосприятия и мироощущения, их адекватности. Все эти три ступени и составляют в целом мировоззрение человека, формируют его. Мировоззрение – это диалектическое единство мироощущения, мировосприятия и миропонимания, выражающееся в системе взглядов на мир. Другими словами, эти три составляющие мировоззрения неразрывно связаны, взаимно дополняют друг друга, образуя целостный образ мира и своего места в нём. Можно сказать, что мировоззрение есть единство мироощущения и миропонимания, содержание которых упорядоченно в сознании человека особенностями его мировосприятия и отражает ту или иную степень познания мира, что проявляется в определённом к нему отношении. В то же время мировосприятие во многом является следствием мироощущения и миропонимания, тем самым, формируется диалектическая спираль[7] развития мировоззрения личности.

Итак, определим эти понятия более строго. Мироощущение – это эмоционально-окрашенное, пристрастное отношение к миру в целом и к конкретным элементам в нём, возникающее в результате переживания внешнего мира, наполнения его смысловыми и образными ассоциациями. Можно сказать, что это чувственное представление о мире. Мироощущение высокообразованного и глубоко мыслящего человека ближе к миропониманию, поскольку в нем преобладает рациональная составляющая. В этом случае уместно говорить о развитости интуиции такой личности. И наоборот, у человека поверхностного, малоспособного и необразованного преобладает чувственная составляющая, которая в гораздо большей степени окрашивает его мироощущение субъективными моментами.

Мировосприятие – способ восприятия информации о внешнем мире, определяемый врождёнными качествами и спецификой организации прошлого опыта (знаний и представлений о мире, системе ассоциаций, установок, убеждений, идеалов, стереотипов и предпочтений, а также представлений о месте и роли себя в мире). От того, как человек видит своё место и свою роль в мире, во многом зависит и его мировосприятие. Мировосприятие определяет образ, стиль и способ мышления человека.

Миропонимание – это процесс и результат познания человеком явлений действительности и мира в целом, определяющий его отношение к нему. Понимание мира у каждого человека различно, зависит от особенностей его мировосприятия и отличается степенью приближения к познанию всей тонкости переплетения взаимосвязей между различными элементами и сторонами мира. Главная роль миропонимания в том, что оно делает содержание нашего сознания логически выверенным, обоснованным, критически осмысленным. Однако это не исключает возможности логических построений мироздания «на свой лад». Наибольшую ценность и эффективность имеет то содержание нашего миропонимания, которое наиболее тонко и глубоко отражает действительный мир.

Мировоззрение – выстроенная в сознании человека (а через него и в сознании всего общества) система взглядов, оценок, принципов и образных представлений в отношении мира в целом, своего места и роли в нём, а также соответствующие им жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, ценностные и мотивационные ориентации. Другими словами, мировоззрение – это целостный, обобщённый взгляд на мир, определяющий видение решения вопросов более частного порядка. Егоэмоционально-психологической стороной является мироощущение, а рационально-познавательной – миропонимание. Обе эти стороны производны от мировосприятия и в то же время по мере своего развития вносят свой вклад в его специфику.

Мировоззрение человека предполагает взгляды как на настоящее и прошлое, так и на будущее, на ожидаемое и должное. Ожидания и надежды человека, вера в своё будущее и будущее всего общества играют важную роль в его жизни. Индивид оценивает мир в первую очередь через призму возможности самореализации и самоутверждения себя как полноценной, многогранной личности, что во многом и формирует его представления о нормах, ценностях и идеалах. Каждый человек стремиться к лучшему будущему для себя и своих близких. Исходя из этого, у него выстраиваются представления о том, каковы должны быть приоритеты развития, ценности и нормы поведения в обществе, что в целом выражается в его представлении об идеале общественного устройства. Идеалы формируются во всех сферах человеческой жизнедеятельности, поскольку они отражают понимание должного и совершенного. Они представляют собой ту путеводную звезду, стремлению к достижению которой люди способны отдавать всю свою жизнь. Будучи тесно сопряжены с возможностью самореализации и самоутверждения, наши идеалы определяют видение смысла собственной жизни и жизни всего общества. Однако наши, индивидуальные идеалы могут быть затемнены эгоистичными мотивами, прямолинейностью мышления и недостатком духовности, что может привести человека на путь заблуждения.

Общественные идеалы вырабатываются всем обществом, они корректируют наше собственное представление об идеалах и показывают тот путь развития для личностей, который ведёт к общественному благу, а значит в конечном счёте положительно скажется на интересах всех и каждого. Однако общественные идеалы могут быть излишне политизированными и идеологизированными, вырабатываться с акцентом на интересы правящей верхушки общества. Они также могут быть недостаточно дальновидными в силу недостаточной мудрости и компетенции, вырабатывавшей их интеллигенции. Наиболее ценны те общественные идеалы, что проверены временем, являются обобщением опыта многих поколений людей. Такие идеалы побуждают человека не ждать чуда в виде перемен «сверху», создания более благоприятных условий развития вне нашего участия, а начинать с самого себя, побуждают к стремлению постоянно превосходить самого себя ради самосовершенствования, саморазвития, искоренения недостатков и открытия перед собой и обществом всё новых и всё более радужных возможностей. Таким образом, в мировоззрении духовно развитой личности «должное» для себя совпадает с «должным» для общества.

Убеждения – это самое ядро нашего мировоззрения. Это наиболее характерные нам взгляды и представления о действительности, которые настолько закрепились в нашем сознании, что порой приобретают эмоциональную окраску. Этот эмоциональный заряд порой служит мощным источником энергии и стимулом для наших волевых решений и поступков. Убеждения – это стержень нашей личности, показывающий наше внутреннее, глубинное «я», то ядро личности, которое проявляется даже в условиях экстремальных ситуаций.

Как правило, убеждения формируются как результат определённой направленности, акцентированности нашего жизненного опыта. Чем больше наши взгляды и представления находят своё подтверждение в опыте, тем больше мы в них убеждены. Однако мы не всегда адекватно осмысляем свой опыт, что может быть причиной наших заблуждений, иллюзий, предубеждений и в дальнейшем нашей предвзятости по отношению к получаемой информации. Так, убеждения закладывают в нас определённую предрасположенность к тому или иному восприятию и пониманию нашего опыта. Мы упорядочиваем его, прежде всего, через призму тех представлений, в которых мы убеждены. В то же время наш опыт, будучи критически осмысленным, способен скорректировать наши убеждения.

Убеждение также может быть результатом самовнушения, внутренней установки, продиктованной внутренней потребностью в том, что индивиду было бы удобно и приятно думать, что дело обстоит именно так, а не иначе. В этом случае его сложно убедить в обратном, логических доводов здесь может оказаться недостаточно. Его мысль в таком случае стремится всячески извернуться, чтобы оправдать выгодный образ мышления, игнорируя неудобные для такого мышления факты и аргументы.

Стремление к самоутверждению и самореализации порой деформирует, искажает наши оценки и суждения в эгоистичную сторону, а вместе с ними и наше видение иерархии ценностей. Для оправдания стремления к самоутверждению любой ценой, пусть даже если при этом приходится идти по головам других, многие из нас, в своём ходе мышления, выпячивают, преувеличивают те оттенки смысла, которые им наиболее выгодны, удобны и приуменьшают значение тех, что им невыгодны. При этом чаще это происходит незаметно для нас самих. Такова склонность нашего мышления, если оно не воспитано на критически-пытливом, глубоком, мудром образе мысли.

Наша вера чаще формируется на основе наших убеждений, специфики нашего опыта. Мы, как правило, верим в то, в чём мы убеждены или к чему склонно наше мышление. И чем глубже убеждения, склонность к определённого рода мыслям, тем больше мы в них верим. Однако вера может возникать и под внешним влиянием, например, под влиянием внушения, внешне навязываемых установок. Особенно часто внушение происходит под влиянием культуры общества или ближайшего окружения, пропагандируемых ими идеалов. В этом усматривается серьёзная ответственность представителей культуры за пропагандируемые ими ценности и идеалы. Ведь их недальновидное содержание способно зародить негативные и даже пагубные тенденции и последствия в обществе, способны разрушить его изнутри.

Мировоззрение в целом по своему содержанию может быть более или менее ответственным, эгоистичным или альтруистичным, глубоким или поверхностным и т.д. Содержание мировоззрения определяет наше отношение к тем или иным людям, событиям и фактам действительности, той или иной информации. Это отношение во многом формирует нас как личностей, ибо прививает определённый образ мышления, определённые обороты мысли, и вместе с тем, постепенно закладывает в нас те или иные склонности и черты характера, а значит, закладывает и направление нашей судьбы, её основных тенденций. Недальновидность, поверхностность мировоззрения, как правило, рано или поздно приводит человека к жизненному кризису, разочарованию в собственных взглядах и крушению всей системы его мировоззренческих ориентиров, и тогда ему приходится формировать её заново, переосмыслять весь свой жизненный опыт, пересматривать своё отношение к миру и людям.

При рассмотрении вопроса о том как соотносятся мировоззрение и философия, необходимо учитывать все три основных смысла последней. Философия в широком смысле является не только выражением миропонимания и отношения к миру мыслителей, а также содержит следы их мировосприятия и включает в себя их мироощущение. Примером выражения философского мироощущения может служить знаменитое изречение И. Канта: «Две вещи наполняют мою душу все новым удивлением и нарастающим благоговением: звездное небо надо мной и нравственный закон во мне». В этом смысле философия тождественна мировоззрению творцов и носителей философской мысли, как впрочем, и любого творчески мыслящего, любознательного человека. Философия в этом значении, можно сказать, является чётко оформленным изложением (письменным или устным) их мировоззрения, результатом их самовыражения.

Философия в её значении как науки – это система общепризнанных в научных кругах знаний наиболее общего характера, а значит, это уже далеко не всё содержание мировоззрения, а лишь та его часть, что обладает статусом наиболее неоспоримого, универсального и основополагающего знания. Здесь нет места мироощущениям и идёт серьёзная работа над устранением субъективных моментов мировосприятия. Однако научная философия не охватывает весь круг жизненных проблем и вопросов, с которыми сталкивается личность. Её строгая доказательность, являясь серьёзным её преимуществом, в то же время мешает ей выходить за определённые рамки, вторгаться в сферу слишком тонкого, частного, житейского, или наоборот, слишком глубокого и бесконечного, где достигнутый уровень науки ещё пока не позволяет решать вопросы однозначно.

Философия как мудрость – это некий идеал сочетания наиболее полезного, дальновидного, эффективного и в то же время объективного знания. Это наиболее ценная часть мировоззрения, которая является результатом мыслительной работы лучших умов человечества, критически осмыслявших опыт многих поколений людей. Более того, будучи идеалом, по мере накопления опыта человечеством, появления всё новых и новых гениальных мыслителей, она постоянно будет наполняться всё более совершенным содержанием. И в этом смысле философия как мудрость – это и есть та часть философских творений и мыслей, те их самые рациональные зерна, что наиболее точно отражают глубинные взаимосвязи явлений действительности. А потому такое содержание мировоззрения является стержневым, фундаментальным для понимания человеком мира, оно выступает основанием для мудрого отношения к миру, а значит, для принятия мудрых, перспективных решений.

Как можно было заметить, наиболее ценное содержание мировоззрения не под силу выработать в одиночку, пусть даже самому гениальному человеку. Миропонимание каждого человека формируется под влиянием усвоения опыта и знаний, накопленных всем обществом за многие века. В своём мировоззрении каждый человек впитывает в себя не только общественные знания, но и определённое, характерное для данного общества мировосприятие и отношение к миру, людям, тем или иным фактам и событиям. Поэтому уместным будет также говорить о мировоззрении общества в целом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 542; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.65.20 (0.016 с.)