Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Чувственное и абстрактное мышление, их формы и познавательные возможностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Чувственное и абстрактное мышление, их формы и познавательные возможности Всякое познание начинается с живого созерцания. Предметы воздействуют на наши органы чувств и вызывают в мозгу ощущения, восприятия, представления, которые являются формами чувственного познания. Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения, и умозаключения. Абстрактное или рациональное мышление отражает мир и его процессы глубже и полнее, чем чувственное познание. Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов. Суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их признаках и отношениях. Суждение выражается в форме повествовательного предложения. Суждения могут быть простыми и сложными. Умозаключение- форма мышления, посредством которой из одного или нескольких истинных суждений, называемых посылками мы по определенным правилам вывода получаем заключение. Возникновение и основные этапы развития логического знания. Еще в культуре др. Индии и др. Китая зафиксировано рассуждение логических суждений. Первые логические знания 6-5 века до н.э. в др. Греции. Основоположник Аристотель. Свою логику Аристотель называл формальной, подчеркивая ее относительную независимость от содержательной стороны мышления.
Предпосылки: 1)Развитие науки в современном понимании. В др. Греции наука складывается как выводное знание (знание получаемое рассуждением). Здесь складывается математика, основанная на выводном знании, предполагающем умение умозаключать и доказывать. Отсюда - необходимость исследования природы самого мышления как формы познания. 2) Развитие древнегреческой демократии. Умение убеждать других, защищая свое мнение, становилось жизненной потребностью. И не случайно в это время появляются школы софистов, которые предлагали за достаточно высокую плату учить граждан античного полиса не «о чем мыслить», а «как мыслить» - не «что доказывать», а «как доказывать». В школах софистов обучали софизмам – речевым приемам с помощью которых можно доказать все, что хочешь. Дальнейшее развитие логики связано с именами выдающихся западноевропейских мыслителей: Р.Декарта, И.Канта, Г.Лейбница и др. Г. Лейбниц (1646-1716), в частности, сформулировал четвертый основной закон логики - закон достаточного основания. Им была предложена программа математизации логики, то есть создания полностью формализованной логики, что позволило бы применить математические методы к решению логических проблем. Эта программа была реализована лишь в XX веке, и это было началом нового этапа в развитии формальной логики - логики математической (или символической).
4.. Мышление и язык. Мышление человека неразрывно связано с языком. Объясняется это тем, что мышление абстрактно по своей природе. Какая бы мысль ни возникла в голове человека, она может возникнуть и существовать только в языковой форме. Язык выступает материальной оболочкой мыслей, и потому выявление логических структур мышления возможно только путем анализа языковых выражений. Язык - это та материальная знаковая система, которая позволяет нам фиксировать мысль, размышлять над ней, передавать ее другим людям. По происхождению языки бывают естественные и искусственные. Естественные языки - это исторически сложившиеся в обществе звуковые (речь), а затем и графические (письмо) информационные знаковые системы. Искусственные языки - это вспомогательные знаковые системы, создаваемые на базе естественных языков для более точной передачи информации. Особую группу составляют смешанные языки, базой для которых выступают естественные (национальные) языки, дополняемые однозначно понимаемыми терминами и условными обозначениями. Проникнуть в структуру мысли, провести ее логический анализ можно только через языковую форму мысли. Основные законы логики как принципы правильного мышления. Закон логики (логический закон, как его понимают в классической логике) - это необходимая, существенная, устойчивая связь мыслей в процессе рассуждения. 1. Закон тождества. Всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе. Это принцип точности мышления. 2. Закон непротиворечия. Два несовместимых друг с другом высказывания не могут быть одновременно истиной. По крайней мере одно из них ложное. Принцип запрещающий противоречия мышления. Закон действует если в 2ух высказываниях: 1)речь идет об одном и том же объекте 2) объект в одном и том же отношении. 3)одно и то же время 3. Закон исключенного третьего. Истино само высказывание, либо его отрицание. Третьего не дано. Пример: 1)Иванов отличник 2)Иванов не отличник Этот закон имеет те же законы примеримости, как и второй. Логическая форма - это способ связи элементов мысли в мышлении. 4. Закон достаточного основания. Всякая мысль признается истиной если имеются достаточные на это основания. Основания могут быть личный опыт, общий человеческий опыт, зафиксированный в законах науки. Понятие как форма мышления. Содержание и объем понятия. Познавательные возможности понятия. Понятие – это форма мышления отражающая предметы в их общих существенных признаках. (Признак – это все что отличает 1 предмет от другого или чем они сходны) Содержание понятия – совокупность существенных признаков, которые фиксированы в данном понятии. Объем понятия – это совокупность реальных предметов, которые охватываются данным понятием. Понятие – это всегда результат длительного познавательного процесса на основе развития опыта и активной деятельности познающего человека. Сравнение - это мысленное сопоставление одного предмета с другим, выявление признаков сходства и различия в том или ином отношении. Анализ - это мысленное разложение предмета на его признаки. Абстрагирование (от лат. abstractio - отвлечение) - мысленное упрощение предмета путем выделения в нем одних признаков и отвлечения от других. Синтез - мысленное соединение признаков предмета в одно целое. Признаки изучаемых предметов распространяются на все сходные предметы. Языковой формой понятия является слово или словосочетание, без которых невозможно ни формирование понятий, ни оперирование ими. Содержание и объем понятия связаны между собой логическим законом обратного отношения между объемом и содержанием понятия: чем больше содержание понятия, тем меньше его объем, и наоборот, чем меньше содержание понятия, тем больше его объем. Виды понятий по составу, объему и содержанию. 1) По составу (по форме) – простые и сложные. Простые (1 слово), сложные (словосочетания). 2) По объему – единичные(1 элемент), общие(2 и более) и пустые(ни одного элемента). 3) По содержанию: а) Точные (если в реальности ему соответствует четкий круг предметов) и неточные. б) Конкретные и абстрактные Конкретное – в понятии отражается самостоятельно существующий предмет. Абстрактное – если в понятии отражаются свойства, состояния, действия, отношения и тд. Самостоятельно не существует. в) Положительные и отрицательные. Понятие положительное если указывается наличие признаков в содержании этого понятия. Понятие отрицательное если указывается отсутствие этих признаков. Пример: верующий и неверующий г) Собирательные и несобирательные. Понятие собирательное если в нем отражается совокупность однородных предметов существующих как одно целое. В несобирательном свойства относятся к каждому элементу и каждый элемент может существовать самостоятельно. д) Соотносительные и безотносительные.Понятие соотносительное если в его содержании указано существование 2ух предметов которые друг без друга не существуют(может бть больше 2ух).Если в содержании такая связь не указана то понятие является безотносительным. Чувственное и абстрактное мышление, их формы и познавательные возможности Всякое познание начинается с живого созерцания. Предметы воздействуют на наши органы чувств и вызывают в мозгу ощущения, восприятия, представления, которые являются формами чувственного познания. Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения, и умозаключения. Абстрактное или рациональное мышление отражает мир и его процессы глубже и полнее, чем чувственное познание. Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов. Суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их признаках и отношениях. Суждение выражается в форме повествовательного предложения. Суждения могут быть простыми и сложными. Умозаключение- форма мышления, посредством которой из одного или нескольких истинных суждений, называемых посылками мы по определенным правилам вывода получаем заключение.
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 940; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.008 с.) |