Чувственное и абстрактное мышление, их формы и познавательные возможности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чувственное и абстрактное мышление, их формы и познавательные возможности



Чувственное и абстрактное мышление, их формы и познавательные возможности

Всякое познание начинается с живого созерцания. Предметы воздействуют на наши органы чувств и вызывают в мозгу ощущения, восприятия, представления, которые являются формами чувственного познания.

Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения, и умозаключения. Абстрактное или рациональное мышление отражает мир и его процессы глубже и полнее, чем чувственное познание.

Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов.

Суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их признаках и отношениях. Суждение выражается в форме повествовательного предложения. Суждения могут быть простыми и сложными.

Умозаключение- форма мышления, посредством которой из одного или нескольких истинных суждений, называемых посылками мы по определенным правилам вывода получаем заключение.

Возникновение и основные этапы развития логического знания.

Еще в культуре др. Индии и др. Китая зафиксировано рассуждение логических суждений.

Первые логические знания 6-5 века до н.э. в др. Греции. Основоположник Аристотель. Свою логику Аристотель называл формальной, подчеркивая ее относительную независимость от содержательной стороны мышления.

 

Предпосылки:

1)Развитие науки в современном понимании. В др. Греции наука складывается как выводное знание (знание получаемое рассуждением). Здесь складывается математика, основанная на выводном знании, предполагающем умение умозаключать и доказывать. Отсюда - необходимость исследования природы самого мышления как формы познания.

2) Развитие древнегреческой демократии. Умение убеждать других, защищая свое мнение, становилось жизненной потребностью. И не случайно в это время появляются школы софистов, которые предлагали за достаточно высокую плату учить граждан античного полиса не «о чем мыслить», а «как мыслить» - не «что доказывать», а «как доказывать». В школах софистов обучали софизмам – речевым приемам с помощью которых можно доказать все, что хочешь.

Дальнейшее развитие логики связано с именами выдающихся западноевропейских мыслителей: Р.Декарта, И.Канта, Г.Лейбница и др. Г. Лейбниц (1646-1716), в частности, сформулировал четвертый основной закон логики - закон достаточного основания. Им была предложена программа математизации логики, то есть создания полностью формализованной логики, что позволило бы применить математические методы к решению логических проблем.

Эта программа была реализована лишь в XX веке, и это было началом нового этапа в развитии формальной логики - логики математической (или символической).

 

4.. Мышление и язык.

Мышление человека неразрывно связано с языком. Объясняется это тем, что мышление абстрактно по своей природе. Какая бы мысль ни возникла в голове человека, она может возникнуть и существовать только в языковой форме. Язык выступает материальной оболочкой мыслей, и потому выявление логических структур мышления возможно только путем анализа языковых выражений.

Язык - это та материальная знаковая система, которая позволяет нам фиксировать мысль, размышлять над ней, передавать ее другим людям. По происхождению языки бывают естественные и искусственные.

Естественные языки - это исторически сложившиеся в обществе звуковые (речь), а затем и графические (письмо) информационные знаковые системы.

Искусственные языки - это вспомогательные знаковые системы, создаваемые на базе естественных языков для более точной передачи информации.

Особую группу составляют смешанные языки, базой для которых выступают естественные (национальные) языки, дополняемые однозначно понимаемыми терминами и условными обозначениями.

Проникнуть в структуру мысли, провести ее логический анализ можно только через языковую форму мысли.

Основные законы логики как принципы правильного мышления.

Закон логики (логический закон, как его понимают в классической логике) - это необходимая, существенная, устойчивая связь мыслей в процессе рассуждения.

1. Закон тождества. Всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе. Это принцип точности мышления.

2. Закон непротиворечия. Два несовместимых друг с другом высказывания не могут быть одновременно истиной. По крайней мере одно из них ложное. Принцип запрещающий противоречия мышления.

Закон действует если в 2ух высказываниях:

1)речь идет об одном и том же объекте

2) объект в одном и том же отношении.

3)одно и то же время

3. Закон исключенного третьего. Истино само высказывание, либо его отрицание. Третьего не дано.

Пример: 1)Иванов отличник

2)Иванов не отличник

Этот закон имеет те же законы примеримости, как и второй.

Логическая форма - это способ связи элементов мысли в мышлении.

4. Закон достаточного основания. Всякая мысль признается истиной если имеются достаточные на это основания. Основания могут быть личный опыт, общий человеческий опыт, зафиксированный в законах науки.

Понятие как форма мышления. Содержание и объем понятия. Познавательные возможности понятия.

Понятие – это форма мышления отражающая предметы в их общих существенных признаках. (Признак – это все что отличает 1 предмет от другого или чем они сходны)

Содержание понятия – совокупность существенных признаков, которые фиксированы в данном понятии.

Объем понятия – это совокупность реальных предметов, которые охватываются данным понятием.

Понятие – это всегда результат длительного познавательного процесса на основе развития опыта и активной деятельности познающего человека.

Сравнение - это мысленное сопоставление одного предмета с другим, выявление признаков сходства и различия в том или ином отношении. Анализ - это мысленное разложение предмета на его признаки.

Абстрагирование (от лат. abstractio - отвлечение) - мысленное упрощение предмета путем выделения в нем одних признаков и отвлечения от других.

Синтез - мысленное соединение признаков предмета в одно целое. Признаки изучаемых предметов распространяются на все сходные предметы.

Языковой формой понятия является слово или словосочетание, без которых невозможно ни формирование понятий, ни оперирование ими.

Содержание и объем понятия связаны между собой логическим законом обратного отношения между объемом и содержанием понятия: чем больше содержание понятия, тем меньше его объем, и наоборот, чем меньше содержание понятия, тем больше его объем.

Виды понятий по составу, объему и содержанию.

1) По составу (по форме) – простые и сложные. Простые (1 слово), сложные (словосочетания).

2) По объему – единичные(1 элемент), общие(2 и более) и пустые(ни одного элемента).

3) По содержанию:

а) Точные (если в реальности ему соответствует четкий круг предметов) и неточные.

б) Конкретные и абстрактные

Конкретное – в понятии отражается самостоятельно существующий предмет.

Абстрактное – если в понятии отражаются свойства, состояния, действия, отношения и тд. Самостоятельно не существует.

в) Положительные и отрицательные.

Понятие положительное если указывается наличие признаков в содержании этого понятия.

Понятие отрицательное если указывается отсутствие этих признаков.

Пример: верующий и неверующий

г) Собирательные и несобирательные.

Понятие собирательное если в нем отражается совокупность однородных предметов существующих как одно целое.

В несобирательном свойства относятся к каждому элементу и каждый элемент может существовать самостоятельно.

д) Соотносительные и безотносительные.Понятие соотносительное если в его содержании указано существование 2ух предметов которые друг без друга не существуют(может бть больше 2ух).Если в содержании такая связь не указана то понятие является безотносительным.

Чувственное и абстрактное мышление, их формы и познавательные возможности

Всякое познание начинается с живого созерцания. Предметы воздействуют на наши органы чувств и вызывают в мозгу ощущения, восприятия, представления, которые являются формами чувственного познания.

Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения, и умозаключения. Абстрактное или рациональное мышление отражает мир и его процессы глубже и полнее, чем чувственное познание.

Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов.

Суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их признаках и отношениях. Суждение выражается в форме повествовательного предложения. Суждения могут быть простыми и сложными.

Умозаключение- форма мышления, посредством которой из одного или нескольких истинных суждений, называемых посылками мы по определенным правилам вывода получаем заключение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 797; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.220.120 (0.011 с.)