Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возникновение и основные этапы развития логического знания.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Еще в культуре др. Индии и др. Китая зафиксировано рассуждение логических суждений. Первые логические знания 6-5 века до н.э. в др. Греции. Основоположник Аристотель. Свою логику Аристотель называл формальной, подчеркивая ее относительную независимость от содержательной стороны мышления.
Предпосылки: 1)Развитие науки в современном понимании. В др. Греции наука складывается как выводное знание (знание получаемое рассуждением). Здесь складывается математика, основанная на выводном знании, предполагающем умение умозаключать и доказывать. Отсюда - необходимость исследования природы самого мышления как формы познания. 2) Развитие древнегреческой демократии. Умение убеждать других, защищая свое мнение, становилось жизненной потребностью. И не случайно в это время появляются школы софистов, которые предлагали за достаточно высокую плату учить граждан античного полиса не «о чем мыслить», а «как мыслить» - не «что доказывать», а «как доказывать». В школах софистов обучали софизмам – речевым приемам с помощью которых можно доказать все, что хочешь. Дальнейшее развитие логики связано с именами выдающихся западноевропейских мыслителей: Р.Декарта, И.Канта, Г.Лейбница и др. Г. Лейбниц (1646-1716), в частности, сформулировал четвертый основной закон логики - закон достаточного основания. Им была предложена программа математизации логики, то есть создания полностью формализованной логики, что позволило бы применить математические методы к решению логических проблем. Эта программа была реализована лишь в XX веке, и это было началом нового этапа в развитии формальной логики - логики математической (или символической).
4.. Мышление и язык. Мышление человека неразрывно связано с языком. Объясняется это тем, что мышление абстрактно по своей природе. Какая бы мысль ни возникла в голове человека, она может возникнуть и существовать только в языковой форме. Язык выступает материальной оболочкой мыслей, и потому выявление логических структур мышления возможно только путем анализа языковых выражений. Язык - это та материальная знаковая система, которая позволяет нам фиксировать мысль, размышлять над ней, передавать ее другим людям. По происхождению языки бывают естественные и искусственные. Естественные языки - это исторически сложившиеся в обществе звуковые (речь), а затем и графические (письмо) информационные знаковые системы. Искусственные языки - это вспомогательные знаковые системы, создаваемые на базе естественных языков для более точной передачи информации. Особую группу составляют смешанные языки, базой для которых выступают естественные (национальные) языки, дополняемые однозначно понимаемыми терминами и условными обозначениями. Проникнуть в структуру мысли, провести ее логический анализ можно только через языковую форму мысли. Основные законы логики как принципы правильного мышления. Закон логики (логический закон, как его понимают в классической логике) - это необходимая, существенная, устойчивая связь мыслей в процессе рассуждения. 1. Закон тождества. Всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе. Это принцип точности мышления. 2. Закон непротиворечия. Два несовместимых друг с другом высказывания не могут быть одновременно истиной. По крайней мере одно из них ложное. Принцип запрещающий противоречия мышления. Закон действует если в 2ух высказываниях: 1)речь идет об одном и том же объекте 2) объект в одном и том же отношении. 3)одно и то же время 3. Закон исключенного третьего. Истино само высказывание, либо его отрицание. Третьего не дано. Пример: 1)Иванов отличник 2)Иванов не отличник Этот закон имеет те же законы примеримости, как и второй. Логическая форма - это способ связи элементов мысли в мышлении. 4. Закон достаточного основания. Всякая мысль признается истиной если имеются достаточные на это основания. Основания могут быть личный опыт, общий человеческий опыт, зафиксированный в законах науки. Понятие как форма мышления. Содержание и объем понятия. Познавательные возможности понятия. Понятие – это форма мышления отражающая предметы в их общих существенных признаках. (Признак – это все что отличает 1 предмет от другого или чем они сходны) Содержание понятия – совокупность существенных признаков, которые фиксированы в данном понятии. Объем понятия – это совокупность реальных предметов, которые охватываются данным понятием. Понятие – это всегда результат длительного познавательного процесса на основе развития опыта и активной деятельности познающего человека. Сравнение - это мысленное сопоставление одного предмета с другим, выявление признаков сходства и различия в том или ином отношении. Анализ - это мысленное разложение предмета на его признаки. Абстрагирование (от лат. abstractio - отвлечение) - мысленное упрощение предмета путем выделения в нем одних признаков и отвлечения от других. Синтез - мысленное соединение признаков предмета в одно целое. Признаки изучаемых предметов распространяются на все сходные предметы. Языковой формой понятия является слово или словосочетание, без которых невозможно ни формирование понятий, ни оперирование ими. Содержание и объем понятия связаны между собой логическим законом обратного отношения между объемом и содержанием понятия: чем больше содержание понятия, тем меньше его объем, и наоборот, чем меньше содержание понятия, тем больше его объем. Виды понятий по составу, объему и содержанию. 1) По составу (по форме) – простые и сложные. Простые (1 слово), сложные (словосочетания). 2) По объему – единичные(1 элемент), общие(2 и более) и пустые(ни одного элемента). 3) По содержанию: а) Точные (если в реальности ему соответствует четкий круг предметов) и неточные. б) Конкретные и абстрактные Конкретное – в понятии отражается самостоятельно существующий предмет. Абстрактное – если в понятии отражаются свойства, состояния, действия, отношения и тд. Самостоятельно не существует. в) Положительные и отрицательные. Понятие положительное если указывается наличие признаков в содержании этого понятия. Понятие отрицательное если указывается отсутствие этих признаков. Пример: верующий и неверующий г) Собирательные и несобирательные. Понятие собирательное если в нем отражается совокупность однородных предметов существующих как одно целое. В несобирательном свойства относятся к каждому элементу и каждый элемент может существовать самостоятельно. д) Соотносительные и безотносительные.Понятие соотносительное если в его содержании указано существование 2ух предметов которые друг без друга не существуют(может бть больше 2ух).Если в содержании такая связь не указана то понятие является безотносительным. Логические отношения между понятиями. 1.Логические отношения можно установить только между сравнимыми понятиями, то есть у которых есть общие существенные признаки в содержании. 2.Логические отношения между понятиями устанавливаются по объему: возможность совпадения объемов между понятиями. · Отношение совместимость – это лог. Отношение между понятиями, объемы которых полностью или частично совпадают: 1)равнообъемность 2)пересечение - лог отношения, объемы которых частично совпадают 3) Подчинение – это лог. отношение когда объем одного понятия входит в объем другого, но не исчерпывает его. · Отношение несовместимости – объемы не совпадают. 1)Соподчинение – отношения между непересекающимися понятиями, которые входят в объем общего родового понятия. 2)Противоположность – это лог. отношение между несовместимыми понятиями. Сумма объемов этих 2ух понятий не исчерпывает общего объема родового понятия. 3) Противоречие – это логическое отношение между понятиями когда одно отрицает другое. Сумма объема 2ух понятий полностью исчерпывает объем общего родового понятия.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.188 (0.008 с.) |