Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Структура вопроса, виды вопросов и критерии их правильности↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Вопрос – это форма мысли, в которой выражено требование уточнить или получить новую информацию на основе уже имеющейся. Естественным средством выражения и синтаксического оформления вопроса выступает вопросительное предложение. Логическая структура вопроса в общем виде такова: 1) в нем обозначено, хотя и весьма неопределенно, искомое; вопросительные местоимения и наречия ≪кто≫, ≪когда≫, ≪где≫, ≪сколько≫, ≪зачем≫, ≪почему≫ употребляются для обозначения соответственно класса или имени предмета, свойства или состояния, времени, места, количества, цели, причины; 2) в нем содержится некоторое знание в виде предпосылок; в них явно или скрыто заключена исходная информация, недостаточная для разрешения вопроса; предпосылки направляют поиск ответа и определяют его смысловое содержание; 3) в нем содержится требование перехода от незнания (непонимания) к знанию (пониманию), от данного к искомому. Требуя найти, сообщить, уточнить некоторые сведения, вопрос выступает как продукт осознания разности между сущим и должным и потребности в устранении этой разности. Вопросы можно классифицировать по разным основаниям: · по степени выраженности в тексте вопросы могут быть явными (выражаются в языке полностью вместе со своими предпосылками и требованием установить неизвестное) или скрытыми (выражаются лишь своими предпосылками); · в структурном плане вопросы подразделяются на простые и сложные (в противоположность сложному вопросу простой не может быть расчленен на элементарные вопросы); · по способу запроса неизвестного знания различают уточняющие и восполняющие вопросы; первые (или ≪ли≫-вопросы) направлены на выявление истинности выраженных вних суждений, а вторые (или ≪к≫-вопросы) предназначены для выявления новых свойств у исследуемого объекта, для получения новой информации. · среди простых вопросов правомерно различать открытые (не связывают отвечающего строгими рамками, позволяют дать ответ в свободной, непринужденной форме) и закрытые (лимитируют отвечающего, требуя точного и определенного ответа в виде одного-единственного повествовательного предложения); · по количеству возможных на них ответов выделяют общие и частные вопросы; · по отношению к познавательной цели диалога вопросы бывают узловыми (если верный ответ на них служит непосредственно раскрытию темы диалога) и наводящими (подготавливающими к пониманию узлового вопроса); · по правильности постановки вопросы делятся на корректные, предпосылкой которых служит истинное и непротиворечивое знание, и некорректные, основанные на предпосылке ложного или противоречащего суждений, или суждения, смысл которого не определен
Критерии правильности вопросов 1. Вопрос должен быть конкретным, кратким, понятным, простым по конструкции. 2. Вопрос должен указывать время, место и контекст, которые необходимо учитывать при ответе. 3. В вопросе не следует употреблять слова с двойным и более значениями. 4. Контрольные вопросы не должны сразу следовать за основными. 5. Вопрос должен указывать на все возможные альтернативы ответов (положительные, отрицательные выборы). Вопрос необходимо формулировать в позитивной форме (≪Вы на следующей остановке выходите?≫), а не в негативной (≪Вы на следующей остановке не выходите?≫, которая может ≪подсказать≫ неправильный ответ. 6. При необходимости конкретизации ответа в вопрос можно ввести краткое предисловие. 7. Формулировка вопроса и его смысл должны учитывать личный персональный опыт опрашиваемых в той области, на которую направлен вопрос. 8. Нельзя вначале ставить трудные или беспокоящие опрашиваемого вопросы. Ответ, виды ответов, критерии правильности ответов. Ответ – это суждение или совокупность суждений, вызванных вопросом. Основное предназначение ответа состоит в том, чтобы уменьшить неопределенность, выражаемую вопросом. В ряде случаев функция ответа заключается в указании на неправильную постановку вопроса. Один и тот же вопрос может иметь много разных ответов, неравнозначных по своим логико-информационным характеристикам. Поэтому различают следующие виды ответов: · по области поиска ответы делятся на прямые и косвенные; · по объему информации различают полные и частичные ответы; · по отношению к вопросу различают ответы по существу вопроса и ответы не по существу вопроса, когда ответ на поставленный вопрос подменяется рассуждением, логически с вопросом не связанным; · по степени точности ответы могут быть определенными или неопределенными; · по грамматической структуре – краткими и развернутыми; · по семантической характеристике – истинными или ложными. Требования к ответу. 1. Ответ должен быть ясным, однозначным, лаконичным. Это во многом зависит от того, как отвечающий понимает вопрос и хочет ли он на него давать ответ. При несоблюдении этого правила смысл ответа уловит трудно. 2. Ответ должен уменьшать неопределенность вопроса, быть информативнее его. Многие споры и дискуссии бесплодны в силу отступления от этого правила. ≪Толкут воду в ступе≫, - говорят в таких случаях. 3. При некорректной постановке вопроса ответ должен заключаться в указании на эту некорректность. В одних случаях достаточно сказать, что в таком-то пункте вопрос не ясен и требует уточнения. В других – что вопрос не заслуживает обсуждения, поскольку он окончательно решен и ответ известен. В-третьих – что требовать ответа пока преждевременно, поскольку вопрос неразрешим в силу недостатка каких-то данных, отсутствия подходящих методов решения и т.д. Особого внимания заслуживают вопросы, источник некорректности которых – ложность их предпосылок. Единственно возможный способ отвечать на такие вопросы – отвергать эти ложные предпосылки. 4. Запрещается отвечать вопросом на вопрос. Ответ не должен формулироваться в виде вопросительного предложения, так как это будет уже новый вопрос. Например: ≪Послушай, надоело! Стоит мне спросить тебя о чем-нибудь, ты отвечаешь вопросом… - Да что ты говоришь? Неужели?≫.
Проблема и гипотеза как способы представления и развития знания. Проблемами называют важные в практическом или теоретическом отношении задачи, способы решения которых неизвестны или известны не полностью. Проблемы могут быть двух видов: неразвитые и развитые. Проблемой называется также процесс познания, который заключается в формировании неразвитой проблемы, превращении последней в развитую, а затем развитой проблемы первой степени в развитую проблему второй степени и т.д. вплоть до решения проблемы. Проблема как процесс развития знания состоит из ступеней: формирования неразвитой проблемы (предпроблемы); развития проблемы - формирования развитой проблемы первой степени, затем второй и т.д. путем постепенной конкретизации путей ее разрешения; разрешения (или установления неразрешимости) проблемы. Гипотеза - это предположение особого рода. Гипотезой называют также процесс познания, который заключается в выдвижении этого предположения. Сделаем вывод, что гипотезой называют особого рода знание, а также особый процесс развития знания. это сложный процесс познания, заключающийся в выдвижении предположения, его обосновании (неполном) и доказательстве или опровержении. В этом процесс выделяют: развитие предположения; доказательство или опровержение предположения 1)выдвижение предположения. Предположения выдвигаются на основе аналогии, неполной индукции, методов Бэкона - Милля и т.д. Например, по аналогии с Солнечной системой была создана планетарная модель атома После выдвижения предположения (первый этап), объяснения на его основе всех имеющихся фактов, относящихся к предметной области гипотезы (второй этап), предположение обычно считают обоснованным (не полностью), т.е. гипотезой. Гипотеза - это не достоверное, а лишь вероятное знание.
Гипотеза и судебно-следственная версия, их подтверждение и Опровержение. Простые гипотезы о существовании явлений и предметов опровергаются или доказываются путем обнаружения этих явлений и предметов или установлением их отсутствия. Наиболее распространенный способ опровержения сложных гипотез, объясняющих ненаблюдаемые связи между явлениями, - это опровержение посредством приведения к абсурду, дополненной проверкой следствий опытным или практическим путем. При этом способе опровержения из гипотезы выводятся следствия, которые сопоставляются с действительностью. Если какие-то из этих следствий оказываются ложными, то ложной считается гипотеза или ее часть, если гипотеза - сложное утверждение.
Гипотезы могут опровергаться путем доказательства утверждения, являющегося отрицанием гипотезы. Одним из способов доказательства гипотез является разделительное логическое доказательство. Оно заключается в опровержении всех возможных предположений, кроме одного. Гипотеза может доказываться путем ее выведения логическим путем из более общих положений. Сложные гипотезы о социальных явлениях, в частности такие, которые после доказательства получают статус теорий, нельзя доказывать полностью. После доказательства они представляют собой относительную истину, но содержат и истину абсолютную, поскольку их основные положения с течением времени не отбрасываются, а иногда уточняются. Доказательством таких гипотез является практическая деятельность людей. На практике подтверждаются следствия, вытекающие из гипотез. Факты, описываемые следствиями, могут быть неизвестными в то время, когда следствия выводятся. Затем факты могут быть обнаружены. Из этого следует, что вероятность гипотезы повышается, если она обладает предсказательной силой. Сложная гипотеза позволяет объяснять природу явлений, которые она описывает. Поэтому, зная природу явлений, можно воспроизвести их на практике, то гипотеза становится более правдоподобной. Подтверждение отдельных следствий гипотезы и выявление отдельных случаев ее практического использования еще не делают гипотезу достоверным знанием. При большом числе подтверждений следствий и многократном практическом использовании гипотезы, а также при установлении определенных связей между следствиями происходит переход количественных изменений в качественные и гипотеза становится доказанной в диалектическом смысле, т.е. в том смысле, что она содержит моменты абсолютной и относительной истины. Такая гипотеза может с течением времени уточняться, однако основные ее положения остаются верными в существенных чертах, т.е. она становится теорией. гипотезы, по-разному объясняющие факты, называют версиями (от латинского versio — «оборот», versare — «видоизменять»). Версия-это предварительное решение некоторого вопроса в оперативно-следственной, судебной практике. Версии свойственны те же характеристики и те же требования, что и к гипотезе. Широко применяется метод конкурирующей версии. Основным методом подтверждения гипотезы(версии) является ее верификация, т.е. эмпирическое подтверждение имеющихся в гипотезе утверждений или выводимых из нее следствий. Опровержение гипотезы(версии) осуществляется чаще всего путем фальсификации вытекающих из нее следствий, т.е. путем установления их несоответствия фактам. Окончательное опровержение гипотезы или версии происходит при обнаружении обстоятельств, противоречащих следствиям, вытекающим из нее.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2886; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.217.176 (0.009 с.) |