Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Западноевропейская философияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ВОЗРОЖДЕНИЯ
Философия и религия. Статус и функции философии в средневековой европейской культуре. Средневековье – период европейской истории, занимающий отрезок времени с V по XV в. Основаниями средневековой философии были принципы теоцентризма, креационизма, откровения, провиденциализма, традиционализма. Теоцентризм ставит в центр философствования Бога. Подлинным бытием обладает только Бог. Он вечен, неизменен, самотождественен (всегда равен самому себе), ни от чего не зависит и является источником всего сущего. Сотворенный мир существует благодаря Богу-творцу; отсюда происходят непостоянство, изменчивость, преходящий характер всего, что мы встречаем в мире. Креационизм (от латинского слова «creatio», что значит «творение», «созидание») – согласно христианскому догмату, Бог сотворил мир из ничего, актом своей воли, благодаря своему всемогуществу. Божественное всемогущество продолжает каждый миг сохранять и поддерживать бытие мира. Идея божественного откровения составляла фундамент учения о познании. Христианский Бог не доступен для познания, но он открывает себя человеку, и его откровение дано в священных текстах Библии. Таким образом, знание о несотворенном божественном бытии можно получить только сверхъестественным путем, и ключом к такому познанию является вера. Что же касается сотворенного мира, то он познается с помощью разума. Провиденциализм – все в мире разворачивается благодаря замыслу творца, он предопределил весь ход истории в направлении человеческого спасения. Ожидание Страшного суда, то есть эсхатологическая установка средневекового мышления (эсхатология, от греч. eschatos - последний, конечный) приковывала внимание философов к изучению смысла истории. Традиционализм. В отличие от античности, где истиной надо было овладевать, мучаясь сомнениями, средневековье пребывало в уверенности о высшем характере и единственности истины Священного Писания (Библии). Ее можно было лишь комментировать, не выходя за границы религиозных догматов. Основными этапами развития средневековой философии являются апологетика, патристика и схоластика. Апологетика (от греч. apologia – защита) течение II-III вв. н. э., защищавшее идеи христианства от давления язычества. Патристика (от лат. patres – отцы) – этап в истории философии,охватывающий период со IV по VIII века. Этот термин обозначает совокупность теологических и философскихдоктрин первых христианских мыслителей, так называемых «отцов церкви». Для патристики характерна разработка христианских догматов и философии. Она основывалась на идеях Платона. Главные проблемы патристики: сущность Бога, отношение веры и разума, души и тела, свободы человека, происхождение добра и зла и др. Первый выдающийся ум патристики – Августин Аврелий, прозванный Блаженным (354-430). Главное его сочинение – «О граде Божием». В этом сочинении он обосновал идею церкви как вселенской организации. Эпоха схоластики (от греч. schola – ученая беседа, школа) продолжалась с VIII по XV века. Цель схоластической философии заключалась в обосновании веры с помощью разума. Главная отличительная особенность схоластики состоит в том, что она сознательно рассматривает философию как «служанку теологии». Философствование идет в форме комментирования Библии, текстов отцов церкви и христианской обработки сочинений античности. Крупнейший философ периода схоластики – Фома Аквинский(1225-1274). Основные произведения: «Сумма теологии», «Сумма философии». Фома, опираясь на учение Аристотеля, обосновал основные принципы христианской теологии. Выдвинутый им принцип гармонии веры и разума утверждал необходимость использования философии для более доступного изложения и обоснования истин религии. Разум дает знания, полезные в земной жизни, но вера – это «знание выше мудрости». Он выдвинул пять собственных доказательств существования Бога. Философская мысль в средние века развивалась не только в Западной Европе, но и на Востоке, в Византии. В отличие от Западной Европы, в Византии никогда не прерывалась античная философская традиция; самым развитым и влиятельным философским направлением поздней античности был неоплатонизм, систематизировавший учение Платона об идеях как единственно подлинном бытии с помощью методов аристотелевской логики. Из традиционных философских тем первенствовала моральная проблематика. Философия эпохи Ренессанса. Переходная эпоха между средневековьем и Новым временем (XIV-XVI вв.) носит название Возрождения (или Ренессанса). Характерная особенность, по которой эта эпоха получила свое название, – возрождение античной культуры, в ней видели образец для человеческой деятельности. Экономической предпосылкой Возрождения был переход от натурального хозяйства к товарно-денежным отношениям. Развивались торговля и ремесла, появились книгопечатание и первые мануфактуры. Важной духовной предпосылкой стал непосредственный контакт со всем богатством древнегреческой мудрости через византийскую философию, множество представителей которой, вместе с библиотеками рукописей, приехало в Италию после захвата турками Константинополя в 1453 г. Под влиянием социально-экономического прогресса шло формирование новых принципов культуры: – антропоцентризм – особое внимание к человеку, воспевание его силы, величия, возможностей; – гуманизм – направленность на изучение человека и стремление доказать его самоценность; – секуляризация культуры и общества (их постепенное отделение от церкви); – антисхоластическая направленность, то есть свобода мысли, критическое отношение к авторитетам; – индивидуализм – признание права человека самому выбирать жизненный путь; – активизм – признание ценности любого полезного труда; – эстетизм – особенно яркое выражение новых философско-гуманистических идей в искусстве Возрождения; – пантеизм – отождествление Бога и природы. В центре внимания в эту эпоху оказался человек. Для философов он был, прежде всего, творцом, созидающим новый мир, созидающим красоту, наконец – самого себя. Гуманизм этой исторической эпохи (признание человека личностью, утверждение его права на творчество, свободу и счастье) впервые предстал в качестве целостной системы взглядов. В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Основой ее понимания являлся пантеизм, отождествлявший Бога и природу. Основными этапами философии эпохи Возрождения являлись: 1. гуманистический (XIV - первая половина XV вв.; представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, и др.) – в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви; 2. неоплатонический (вторая половина XV в.), представители которого – Николай Кузанский, Д. Пико делла Мирандола и др. – развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма; 3. натурфилософский (конец XV-XVI вв., представители: Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др.,) характеризуется глубоким интересом к природе. В XVI веке появляется такое религиозное течение, как Реформация. Она была направлена против католической церкви и привела к возникновению протестантизма. Религия стала более личной, то есть человек выстраивал свои отношения с Богом без посредничества церкви, священники только оказывали помощь верующим в делах религии. Новая религия внедряла новую этику, основанную на трудолюбии, бережливости, предприимчивости. В эпоху Возрождения наблюдается повышенный интерес к проблемам общества и государства. Разрабатывались проекты идеального государства, где были бы уничтожены все социальные противоречия, и восторжествовала бы социальная справедливость. Достичь такого состояния можно лишь упразднив частную собственность. Поскольку эти проекты были сильно оторваны от реальности и практически неосуществимы, данные философы вошли в историю как социалисты-утописты (Томас Мор и Томмазо Кампанелла).
Словарь основных терминов Антропоцентризм – принцип, возводящий человека в центр бытия. Апологетика – период раннехристианской философии, когда осуществлялась защита христианских идей от языческой идеологии. Гуманизм (в философии Возрождения) – принцип, заключающийся в признании ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Креационизм – принцип, в соответствии с которым Бог сотворил мир из ничего, актом своей воли, благодаря своему всемогуществу. Пантеизм – принцип, отождествляющий бога и природу. Патристика – период в европейской средневековой философии, когда шло формирование христианских догматов и развитие философии под влиянием учения Платона. Провиденциализм – система взглядов, в соответствии с которой все в мире разворачивается по замыслу Бога. Ренессанс – синоним эпохи Возрождения, означающий обращение к античной традиции, к идеалам классической Греции и Рима. Социальная утопия – модель идеального общества, реализация которой на практике не имеет места в истории; в основе утопии лежит идея социального равенства как основа справедливости. Схоластика – период в европейской средневековой философии, характеризующийся толкованием христианских текстов, распространением книжной мудрости, использованием философии Аристотеля для укрепления католицизма. Теоцентризм – принцип, в соответствии с которым Бог является высшей сущностью всего бытия. Томизм – учение Фомы Аквинского, а также направление в католицизме, в ХХ веке формируется философия неотомизма.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 455; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.7.53 (0.007 с.) |