Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние фактора этнической принадлежности врача и выбора языка для беседы на оценку клинического состояния пациента С психическими расстройствами

Поиск

Исследования, проведенные Робертом Г. Малгади из Нью-Йоркского университета и Джузеппе Костантино из Универси­тета Фордхэма и Лютеранского Медицинского Центра, пока­зали,* что язык, на котором происходит общение врача с па­циентом, владеющим двумя языками (на примере исследова­ния «английский — испанский»), влияет на клиническое суж­дение в процессе психиатрической экспертизы. Так, в ходе экс­перимента были проведены беседы со 148 испанцами с диаг­нозами шизофрения, депрессия, нервные расстройства. Бесе­да проводилась на английском, испанском в отдельности и на обоих языках одновременно. Клинические врачи, проводившие беседу на испанском языке, оценили клиническое состояние пациентов как более серьезное, чем врачи, проводившие бе­седу на английском языке. В случаях, когда беседа проводилась на обоих языках, симптомы психических расстройств были наи­более серьезными при использовании испанского языка, а самые незначительные — при употреблении английского язы­ка. Результаты имеют значение для диагностики психических расстройств с учетом этнических особенностей.

* См Psychological Assessment. — 1998. — Vol. 10. — № 2; American Psychological Association, N.Y., 1998. - P. 120-127.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В пособии изложены основные проблемы этнопсихологии, являющейся на сегодняшний день одной из актуальных отрас­лей психологии. Деятельность практического психолога невоз­можна без учета этнокультурных и социальных процессов, от­ражающихся в национальных и психологических особенностях людей. Изучение межэтнических отношений приобретает осо­бую актуальность в условиях многонациональной страны, ка­кой, в частности, является Украина. Этнопсихология позволяет получить наиболее полное представление об этнической кар­тине мира представителя каждой этнической общности, что является необходимым как для практического социального пси­холога, так и для психоаналитика. Изучение данной отрасли психологии позволит также понять взгляд на Вселенную, ко­торый является характерным для каждого представителя дан­ного народа.

На каждом историческом витке развития какой-либо нации народ должен ставить вопросы об исходной базе, на которую можно опираться и которая так или иначе способна стимули­ровать решимость народа радикально изменить содержание своей жизнедеятельности и ее ориентиры. Сегодня для Украи­ны не так важно войти в «цивилизацию», как создать собствен­ную цивилизацию, не потеряв самобытность и характерные национальные особенности. Без этого приобщение к цивили­зации окажется водоворотом, в котором окончательно будут утрачены национальная идея и нация как таковая. Вход в «ци­вилизацию» может и должен быть осуществлен после форми­рования целостного этноса, обладающего национальной иде­ей, приемлемой для всех слоев населения, как по социально­му, так и по национальному признаку. Психология этносов различна, так как в этнопсихологическом плане отличаются даже малые этносы в разных регионах Украины. Поэтому важ­но применять весь опыт исследований в области этнопсихоло­гии, рассматривая его через призму потребностей нашего го­сударства.

Учет теории этнопсихологии необходим в повседневной жизни любого общества, в практической деятельности каждого политика, хозяйственника и предпринимателя.

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ЭТНОПСИХОЛОГИИ

Амбивалентность — несогласованность, противоречивость не­скольких одновременно испытываемых эмоциональных от­ношений к некоторому объекту.

Диффузия культур — процесс обмена элементами культуры между различными обществами.

Интериоризация — формирование внутренних структур чело­веческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности.

Конфликт — социальный процесс, в котором индивид или группа стремится к достижению своих целей путем устране­ния, уничтожения или подчинения себе другого индивида или группы, стремящихся к сходным или идентичным це­лям.

Конфликтность — фундаментальная характеристика существо­вания общества, его склонность решать проблемы с помо­щью конфликта.

Макроэтническая единица (межэтническая общность) — образо­вание, охватывающее несколько основных этнических еди­ниц, однако характеризующееся меньшей интенсивностью этнических особенностей, чем каждая из подобных единиц.

Маргинальность — форма изменения этнического наследова­ния, при которой лицо, родители которого являются пред­ставителями разных этнических групп, находится на границе двух этнических групп; фактор происхождения в таком слу­чае перестает быть основой определения этнической при­надлежности, а право выбора «своей» этнической группы переходит к маргиналу.

Межэтнические отношения — субъективно переживаемые от­ношения между людьми различных национальностей, этни­ческими общностями.

Ментальность — социально-психологическая характеристика духовного мира человека или социальной общности, эпо­хи или этнокультуры.

Националистические настроения — частный случай предметно ориентированных общественных настроений, для которого свойственны эмоциональный характер, импульсивность и динамичность.

Национальная идентификация — процесс самоотождествления с нацией на основании какой-либо связи, а также включе­ние в свой собственный мир и принятие норм, ценностей и образцов этой нации.

Национальное самосознание — относительно устойчивая, осоз­нанная, переживаемая как неповторимая система представ­лений индивида о себе как о представителе определенной нации.

Национальный характер — компонент психического склада нации, который определяется как система отношений кон­кретной этнической общности к различным сторонам окру­жающей действительности, закрепившаяся и проявляюща­яся в устойчивых стереотипах мышления, эмоционального реагирования и поведения в целом.

Нация — исторически сложившаяся устойчивая общность лю­дей, возникшая на базе общности языка, территории, эко­номической жизни и психического склада, проявляющая­ся в общности культуры.

Онтогенез — процесс развития индивидуального организма. Формирование основных структур психики индивида в те­чение его детства. В ходе интериоризации ребенок «присваи­вает» социальные, знаково-символические структуры и сред­ства деятельности этнической группы.

Процесс перемещения — психологический механизм, при по­мощи которого становится возможным направить эмоцио­нальную реакцию на объект, который причинно не связан с возникновением этой реакции и который чаще всего ис­пользуется в культивации этноцентризма, этнических пред­рассудков, для возникновения националистических настро­ений.

Психический склад нации — сочетание национального самосоз­нания, чувства и характера.

Психологическая норма этноса — граница применимости со­циальной нормы.

Субэтничное подразделение (этнографические группы) — общ­ности, в которых основные этнические свойства выражены с меньшей интенсивностью, чем в основных этнических единицах, и которые являются составными частями этих единиц.

Филогенез — историческое формирование группы организмов. В психологии филогенез понимается как процесс возникно­вения и исторического развития (эволюции) психики и по­ведения.

Эгоцентризм — форма проявления этнического конфликта, под которой понимается неспособность индивида, сосредоточи­ваясь на собственных интересах, изменить исходную позна­вательную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению даже перед лицом противореча­щей его опыту информации.

Элементарная этническая единица (микроэтническая единица) — наименьшая составная часть основной этнической едини­цы, представляющие собой границу ее делимости Таковы­ми являются этнические группы, семьи.

Этническая общность (этнос) — исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представлен­ный племенем, народностью, нацией. Термин «этнос» бли­зок к понятию «народ» в этнографическом смысле. Иногда им обозначают несколько народов одной этнолингвистичес­кой группы (например русские, украинцы, поляки и дру­гие — славянская этнографическая общность), также обо­собленные части внутри народа (этнографической группы).

Этническая самоидентификация — отождествление личностью себя с той или иной этнической группой.

Этнический конфликт — 1) форма межгруппового конфликта, в котором группы с противоречивыми интересами поляри­зуются по этническому признаку; 2) относительно устой­чивое представление о моральных, умственных, физичес­ких качествах, присущих представителям различных этни­ческих общностей.

Этнический стереотип — устойчивое, эмоциональное по сво­ей природе психическое образование, чувственно окраши­вающее социальные образы, которые объединяют в себе социальный и психологический опыт общения и взаимоот­ношения людей.

Этноцентризм — совокупность массовых иррациональных пред­ставлений, являющихся психологическими образованиями массового сознания, о собственной этнической общности как о центре, вокруг которого группируются все остальные этнические группы, представляемые в виде конкретизиро­ванных упрощенных образов своего народа

Этнопсихология — это междисциплинарная отрасль знания, изучающая и разрабатывающая

• особенности психики людей различных народов и куль­тур,

• проблемы национальных особенностей мировосприятия,

• проблемы национальных особенностей взаимоотношений

• проблемы национального характера,

• закономерности формирования и функции национально­го самосознания и этнических стереотипов,

• закономерности формирования обществ, национальных общин

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Allport G. W. The Nature of Prejudice. — Boston, 1955.

2. Bulletin International des Sciences Sociales. — Paris. — Vol. III. — №2.

3. Geoffery Gorer. Exploring English Character. — London, 1955.

4. Jung С. G. On Psychic Energy. Vol. 8 // The collected Books; Bollingen Series 20, — N.Y.: Panteon Books.

5. Klinberg 0. Social Psychology. Chapter 8. — N.Y., 1984.

6. Kohn H. The Idea of Nationalism. A Study of its Origins and Back­ground. - N.Y., 1961

7. Krech D., Crutchfield R.S., Ballachey E.L. Individual in Society. — N.Y., 1962.

8. Novotny H., Shmutzer М. From Groups to Nations: Theory of Growth. — Varna, 1970.

9. Psychological Assessment. 1998. Vol. 10, № 2, 1998 American Psychological Association.

10. Whitmont Ed. Return to The Goddess. — N.Y., 1982.

11. Аллан Пиз. Язык телодвижений. — М., 1995.

12. Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 1988.

13. Бауэр О. Национальный вопрос и социал-демократия. — СПб., 1909.

14. Боткин В. Письма об Испании. — Л., 1976.

15. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. — М., 1983.

16. Бромлей Ю.В. Этнос и эндогамия. // Советская этнография, 1969, №6.

17. Волконский А.М. О трех ветвях русского древа и... сепаратизме. — М., 1991.

18. Выготский Л. С. Собрание сочинений. — М., 1982.

19. Вяткин Б.А., Хотинец В.Ю. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности // Психологический журнал. — 1996. — Т.17.-№1.

20. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. — М., 1977.

21. Гнатенко П. И. Национальный характер. —Днепропетровск, 1992.

22. Гнатенко П.И., Кострюкова Л.0. Национальная психология: ана­лиз проблем и противоречий. — К., 1990.

23. Гуленко В.В. Интровертная соционика // Соционика, ментоло-гия и психология личности. — К., 1996. — №4.

24. Гурвич И.С. Некоторые проблемы этнического развития народов СССР // Советская этнография. — 1967. — №5.

25. Душков Б.А. Актуальные проблемы этнической психологии // Психологический журнал. — 1981. — Т.2. — №5.

26. Зеленский В. Заключение. // В. Одайник. Психология политики. — М., 1996.

27. Избранные произведения передовых венгерских мыслителей. Вто­рая половина XIX — начало XX века. — М., 1984.

28. История в энциклопедии Дидро и Д'Аламбера. — Л., 1978

29. Ключевский В.О. Курс русской истории: В 9-ти т. — М., 1987. — T.I.-4.1.

30. Кожанов А.А. Методика исследования национального самосозна­ния. —М., 1978.

31. Козлов В.И. Динамика численности народов. Методология иссле­дования и основные факторы. — М., 1969.

32. Козлов В.И. Типы этнических процессов и особенности их исто­рического развития // Вопросы истории, 1968. — №9.

33. Кон И.С. К проблеме национального характера. // История пси­хологии. — М., 1971.

34. Кон И. С. Национальные особенности психологии людей // Со­циальная психология. — М., 1975.

35. Королев С.И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных ав­торов. — М., 1979.

36. Кульчицкий А. Мировосприятие украинца // Украинская душа. — К., 1992.

37. Кушнер П.И. О методах определения этнического состава населе­ния в полосе этнических границ // Краткие сообщения Инсти­тута этнографии, 1950. — Вып. 11.

38. Ле Бон Г. Психология толп. — М., 1998.

39. Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. — М., 1993.

40. Левкович В.В., Танкова Н.Г. Социально-психологические пробле­мы этнического сознания // Социальная психология и обще­ственная практика. — М., 1983.

41. Леонтьев К. Национальная политика как орудие всемирной ре­волюции // Наш современник. — 1987. — № 7.

42. Монтень М. Опыты: В 3-х т. — М., 1954. — Т. 1.

43. Московичи С. Машина, творящая богов. — М., 1998.

44. Овсяника- Куликовский Д. Психология национальности. — Петрог­рад, 1922.

45. Павленко В.Н. Факторы этногенеза. — Харьков, 1993.

46. Педагогические идеи Г. Сковороды / Под ред. А. Дзеверина. — К., 1972.

47. Популярная психология. Хрестоматия / Под. ред. В. В. Мирошни­ченко. — М., 1990.

48. Преступная толпа. — М., 1998.

49. Природа национальной психологии. —Алма-Ата, 1971.

50. Райх В. Психология масс и фашизм. — СПб., 1997.

51. Рубинский Ю. Французы у себя дома. // Знамя, №4.

52. Советская этнография. — М., 1970. — №3.

53. Современная зарубежная этнопсихология. — М., 1979.

54. Социальная психология и философия. —Л., 1983.

55. Спенсер Г. Основания психологии. — М., 1998.

56. Старовойтова Г. В. Некоторые методологические вопросы опре­деления предметной области этнопсихологии // Социальная пси­хология и общественная практика. — М., 1983.

57. Сухарев А.В. Этнофункциональный подход к проблеме психопро­филактики и воспитания // Вопросы психологии. — 1996. — №4.

58. Токарев С.А. К постановке проблем этногенеза. // Советская эт­нография, 1949. — №3.

59. Токарев С.А. Проблема типов этнических общностей (к методоло­гическим проблемам этнографии. // Вопросы философии, 1964. — №11.

60. Чебоксаров Н.Н. Проблемы типологии этнических общностей в трудах советских ученых. // Советская этнография, 1966. — №2.

61. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. — СПб., 1996.

62. Шпрингер Р. Национальная проблема. — М., 1909.

63. Шулындин П.П. Национальная психология: структура, сущность, социальная роль. — Горький, 1986.

64. Юнг К.Г. Аналитическая психология. — М., 1995.

65. Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного // Воп­росы философии. — 1988. — №1.

66. Юнг К.Г. Психологические типы. — М., 1996.

67. Юнг К.Г. Психология бессознательного. — М., 1996.

ПРЕДМЕТНЫЙ И ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................................................................... 2

Раздел 1 ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ.................................................... 3

Глава 1 ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА. ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ЭТНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ................................................................................................................................................ 3

Глава 2 ПРОБЛЕМА ЭТНОСА И НАЦИЙ В ЭТНОПСИХОЛОГИИ..................................................... 13

Глава 3 СТАТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭТНОСА........................................................................ 24

Глава 4 ДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭТНОСА................................................................... 39

Раздел 2 ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА ОТДЕЛЬНЫХ НАРОДОВ МИРА...... 58

Глава 1 ДАЛЬНИЙ ВОСТОК........................................................................................................................ 58

Глава 2 БЛИЖНИЙ ВОСТОК....................................................................................................................... 70

Глава 3 СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА................................................................................................................... 72

Глава 4 ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА..................................................................................................................... 77

Глава 5 АФРИКА............................................................................................................................................ 92

Глава 6 ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЕДЕНИЯ ДЕЛОВЫХ ПЕРЕГОВОРОВ............ 95

Раздел 3 КЛАССИФИКАЦИЯ ЭТНИЧЕСКИХ ОБЩНОСТЕЙ, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ЗНАЧЕНИЕ РЕЛИГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ОБЩНОСТИ. НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ В ЭТНИЧЕСКИХ ОБЩНОСТЯХ..... 98

Глава 1 ЗНАЧЕНИЕ РЕЛИГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ОБЩНОСТИ........................ 98

Глава 2 ВОЗМОЖНОСТЬ ИДЕНТИФИКАЦИИ ЭТНИЧЕСКИХ ОБЩНОСТЕЙ ПО КЛАССИФИКАЦИИ К.Г. ЮНГА.............................................................................................................. 100

Глава 3 ТЕОРИЯ ЗАВИСИМОСТИ ХАРАКТЕРА ЭТНОСА ОТ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ ПРОЖИВАНИЯ.............................................................................. 103

Глава 4 ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП НА БАЗЕ ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ............................................................................................. 105

Глава 5 НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП........................... 106

Глава 6 ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЛИНИИ ВРЕМЕНИ НЕЙРОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ ЭТНИЧЕСКИХ ОБЩНОСТЕЙ.......................... 108

Глава 7 МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ЭТНИЧЕСКОЙ ГРУППЫ.......................... 109

Приложение А ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ............................................... 110

Приложение Б ЭТНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ И МЕДИЦИНА............................................................. 111

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................................................................ 112

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ЭТНОПСИХОЛОГИИ...................................................................... 113

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.......................................................................................................... 114

ПРЕДМЕТНЫЙ И ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ........................................................................................... 116

Оглавление..................................................................................................................................................... 119

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.81.143 (0.011 с.)