Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Статусно-ролевая теория общества.

Поиск

1. Понятие социального статуса. Виды статусов.

2.Роль как динамическая сторона статуса. Ролевой набор.

3. Конфликт ролей.

Понятие «статус» заимствовано социологами из юриспруденции, где оно означает правовое положение юридического лица. Социальный статус в широком смысле слова – это позиция индивида в обществе, предполагающая определенные права и обязанности. Из-за множества социальных связей человек обладает множеством статусов, которые связаны с полом, возрастом, национальностью, происхождением, семейным положением, образованием, профессией, должностью и т. д. («статусный набор»). В этом наборе выделяют главный статус (наиболее характерный для данного человека статус, с которым его отождествляют другие люди. Чаще всего это – профессиональный статус, должность. Главный статус определяет образ жизни, круг и манеру общения.

Социологи делят статусы на предписанные и достигнутые. Предписанным (приписываемым, приписанным, аскриптивным) называется статус, получаемы от рождения. Он определяется полом, национальностью, этническим происхождением, местом рождения, системой родства и др. Сюда же относятся статусы, связанные с титулами, передаваемыми по наследству (князь, граф и т. д.). Достигнутым (достигаемым) называется статус, приобретенный благодаря личным усилиям индивида. Он определяется образованием, профессией, квалификацией, должностью и др.

В традиционном обществе доминировали предписанные статусы, в индустриальном (современном) – достигнутые.

У человека может быть также личный статус (оценка его личностных качеств в социальной группе).

Существует иерархия статусов, место в которой называется статусным рангом. Выделяют высокий, средний и низкий ранги.

В любом социальном статусе выделяют следующие компоненты: 1. статусные права и обязанности (что можно и необходимо делать); 2. статусный диапазон (рамки осуществления прав и обязанностей); 3. статусные символы (внешние знаки отличия – например, форма военного); 4.. статусный образ, или имидж (представление о том, как выглядеть и вести себя в соответствии со статусом); 5. статусная идентификация (определение степени соответствия индивида своему статусу).

2. Социальная роль – это модель поведения, ориентированная на данный статус. Это ожидаемое поведение индивида в зависимости от его статуса и направленное на выполнение прав и обязанностей, присущих определенному статусу.

Роль – динамический аспект статуса. Между статусом и ролью есть промежуточное звено – ожидание (экспектация). Ролевое ожидание фиксируется в наборе правил, стандартов поведения.

Каждый статус предполагает несколько ролей. Их совокупность называется «ролевой набор».

В ролевом наборе выделяют семейно-бытовые, профессиональные и общественно-политические роли. В повседневной жизни человек выполняет много ситуационных ролей (пассажир, пациент, пешеход и проч.).

В любой социальной роли присутствует 1. описание типа поведения в данной роли; 2. предписания, или нормы, определяющие требования к данной роли; 3. оценка выполнения роли; 4. меры поощрения или наказания, стимулирующие правильное выполнение роли.

Реальное ролевое поведение отличается от роли как образца. Реализация ролей определяется биопсихологическими особенностями человека, личностным образцом, характером принятой в группе роли и особенностями социального контроля, структурой и сплоченностью группы.

3. При реализации ролей возможны трудности, связанные с несовпадением некоторых социальных ролей. Это называется ролевым конфликтом. Существуют разные виды конфликтов: внутриролевой конфликт (когда требования одной и той же роли противоречат друг другу, например, ласковость и строгость в родительских ролях); межролевой конфликт (требования одной роли несовместимы с требованиями другой роли, например, карьера и семейные роли – «женская дилемма»); личностно-ролевые конфликты (когда требования социальной роли несоместимы с жизненными устремлениями личности, например, нелюбимая работа).

С позиций структурного функционализма (Т. Парсонс, Р. Мертон) статусно-ролевые образования – исходные элементы структуры любой социальной общности.

 

Социальное развитие и социальный прогресс. Критерии социального прогресса.

1. Понятие и характеристики социального развития.

2. Структурный функционализм и конфликтологическая теория о соцальном развитии.

3. Понятие социального прогресса и его критерии.

1. Социальное развитие – такое изменение общества, которое приводит к появлению новых общественных отношений, социальных институтов, норм и ценностей. Ему присущи необратимость, направленность и закономерность.

2. Социологи по-разному решают вопрос о причинах и факторах социального развития. Конфликтологическое направление отмечает решающую роль социального конфликта в развитии общества. Современные конфликтологи видят роль конфликта в противостоянии консервации и стагнации общества, что способствует его обновлению.

К этому направлению относится и марксистская социология, считая конфликт между производительными силами и производственными отношениями, между противоположными классами, между старой и новой идеологией главным источником социальных изменений.

Иной точки зрения придерживаются сторонники структурного функционализма, которые полагают, что социальное развитие обусловлено внутренним взаимодействием тесно связанных элементов социальной системы (социальное изменение – как «подвижное равновесие»). С опорой на правовые нормы необходимо упорядочивать отношения в обществе и предотвращать социальные конфликты, а при их возникновении – разрешать их без дезинтеграции социальной системы.

3. Понятие «социальный прогресс» отражает такую направленность социального развития, когда происходит переход от низших форм к высшим, от менее совершенных к более совершенным. Под социальным прогрессом понимается совершенствование социального устройства общества и улучшение условий жизни человека.

Социологи традиционно использовали два критерия прогресса общества – 1) уровень производительности труда и благосостояния населения; 2) степень свободы личности. В современных условиях эти критерии требуют уточнений.

Что касается первого критерия, то сейчас уровень потребления (критерий прогресса для индустриального общества) дополняется качеством жизни, связанным с услугами в сфере здравоохранения, образования, досуга, спорта и др. Социологи работают над созданием усредненного социально-экономического критерия для оценки современных сложных обществ.

Второй критерий – степень свободы личности – предлагается дополнить критерием развития ответственности (созданием для этого определенных социально-политических условий в обществе).

Третьим критерием социального прогресса должен стать, как считают некоторые отечественные социологи, уровень нравственности в обществе. Именно он предлагается как интегральный.

В мировой социологии выдвигались разные критерии прогресса: уровень знаний, степень дифференциации и интеграции общества, характер и уровень социальной солидарности, рост производительных сил и степень освобождения человека от действия стихийных сил природы и др. В наше время критериями прогресса считают уровень развития производства, степень развития науки и информатизации, параметры жизненного стандарта, уровень средней продолжительности жизни, полнота реализации социальных и политических прав и свобод личности. Однако главной тенденцией является стремление придать критериям социального прогресса гуманистический смысл.

 

 

Вопросы к экзамену по социологии

1. Объект и предмет социологии.

2. Структура социологического знания.

3. Основные понятия и функции социологии.

4. Место социологии в системе общественных наук.

5. Социально-философские предпосылки возникновения социологии.

6. О. Конт – основатель социологии.

7. Эволюционная теория Г. Спенсера.

8. Социология марксизма.

9. Социология Э. Дюркгейма.

10. Понимающая социология М. Вебера.

11. Основные особенности и этапы развития русской социологии.

12. Географическое направление в социологии (Л. И. Мечников).

13. Генетическая социология М. М. Ковалевского.

14. Историческая социология В. О. Ключевского.

15. Неокантианство в русской социологии. Б. А. Кистяковский.

16. Теория культурно-исторических типов Н. К. Данилевского.

17. Интегральная социология П. А. Сорокина.

18. Основные направления современной западной социологии.

19. Социальное действие как первичный элемент социальной жизни.

20. Общество и его основные характеристики.

21. Типология обществ.

22. Социальные институты.

23. Социальные статусы и роли.

24. Социальные нормы и санкции.

25. Девиация и социальный контроль.

26. Социальные общности.

27. Социальные группы.

28. Малая социальная группа. Групповая динамика.

29. Семья как социальный институт и малая социальная группа.

30. Социальная стратификация: определение и основные критерии.

31. Теории социального неравенства.

32. Исторические типы стратификационных систем.

33. Стратификация современного западного общества.

34. Стратификация современной России.

35. Социальная мобильность и маргинальность.

36. Социологическое определение культуры и ее основные элементы.

37. Культура как фактор социальных изменений.

38. Социологическое понимание личности. Социальные типологии личности.

39. Социализация.

40. Социальные конфликты.

41. Социальный прогресс и его критерии.

42. Методология социологического исследования.

43. Модернизация общества

44. Мировая система и процессы глобализации.

45. Социальное изменение. Реформы и революции.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 646; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.118.214 (0.006 с.)