Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Социальные взаимодействия, социальный контроль и массовое сознание

Поиск

1. Понятие и структура социального действия.

2. Социальные взаимодействия и социальные отношения.

3. Формы социального взаимодействия.

4. Социальный контроль и девиация.

5. Массовое сознание и массовые действия.

 

Основные понятия: социальное действие, социальная связь, социальные взаимодействия, социальные отношения, социальное поведение, социальная норма, социальный порядок, обычай, традиция, ценности, социальный контроль, конформизм, девиантное поведение, делинквентное поведение, аномия, массовое сознание, стереотипы, формы массового поведения.

Темы докладов и сообщений

1. Теории социального действия.

2. Социальные взаимодействия: разновидности и принципы регуляции.

3. Девиантное поведение в современной России.

4. Феномен «массового сознания» в современном обществе.

5. Природа массового поведения.

Контрольные вопросы и задания

1. Какое действие не является социальным, с точки зрения М.Вебера:

а) столкновение велосипедистов;

б) выяснение отношений, брань;

в) крик от боли;

г) поведение людей в толпе?

2. Каким образом возникают различные виды социальных контактов между людьми? Какова последовательность развития социальных контактов?

3. Какие основные типы социальных взаимодействий можно выделить и в чем заключаются их особенности?

4. Каким образом возникают социальные отношения из взаимодействий? Чем отличаются социальные отношения от социальных взаимодействий?

5. Что собой представляет социальный контроль? В чем состоят его функции в обществе?

6. Как правило, в структуру социального контроля включают три элемента:

а) внешний контроль;

б) внутренний контроль;

в) косвенный контроль.

Назовите основные механизмы осуществления контроля для каждого человека.

7. Раскройте содержание известных вам теорий девиантного поведения. Назовите представителей этих теорий. Заполните таблицу.

 

Теории девиантного поведения Представители Основные положения
Социобиологическая    
Социально-психологические    
Аномии    
Стигматизации    
Инкультурации    

 

8. Охарактеризуйте различные способы социального приспособления. Отметьте в таблице знаком «+» согласие с данным элементом социальной и культурной структуры, а знаком «-» отказ от него.

Типология форм индивидуального приспособления

Формы приспособления Определяемые культурой цели Институционализированные средства
Конформность    
Инновация    
Ритуализм    
Ретритизм    
Мятеж    

 

9. Что собой представляет массовое сознание? Можно ли управлять массовым сознанием?

10. Массовые действия людей могут осуществляться в самых разнообразных формах. Какие из этих форм можно отнести:

а) к стихийным или слабо организованным;

б) к подготовленным и организованным?

Библиографический список

1. Акулов, А. Социальное взаимодействие - ключ к коллективным инновациям / А. Акулов // Инновации в технологиях и бизнесе. – 2012. – № 2. – С. 13-15.

2. Бакуменко, Д. Особенности субкультурного взаимодействия в процессах социальной коммуникации / Д. Бакуменко // Вопросы культурологии. – 2010. – № 12. – С. 15-21.

3. О некоторых категориях понимающей социологии. Смысл понимащей социологии [Электронный ресурс] // Вебер, М. Избранные произведения / М.Вебер. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/vebizbr/06.php

4. Гилинский, Я.И. Социология девиантности: новеллы и перспективы/ Я.И. Гилинский// Социологические исследования. – 2009. – № 8. – С.70-73.

5. Козырев, Г.И. Социальное действие, взаимодействие, поведение, социальный контроль, Г.И. Козырев// Социологические исследования [СОЦИС]. – 2005. – № 8. – С. 124-129.

6. Парсонс, Т. О структуре социального действия / Талкотт Парсонс; под общ. ред. В. Ф. Чесноковой, С. А. Белановского. – М.: Академ. Проект, 2002. – 879 с.

7. Мертон, Р. Социальная структура и аномия / Р. Мертон // Социологические исследования [СОЦИС]. – 1992. – № 3. – С. 14-21; № 4. – С. 17-28.

8. Семенов, Е.В. Ценностные ориентации современной молодежи / Е.В. Семенов // Социологические исследования [СОЦИС]. – 2007. – №4. – С. 37-43.

9. Попова, В.И. Региональные аспекты безнадзорности несовершеннолетних: социально-экономических подход / В.И. Попова. – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2009. – 174 с.

10. Макаревич, Э. Ф. Социальный контроль масс: учебное пособие для вузов / Э. Ф. Макаревич, О. И. Карпухин, В. А. Луков. – М.: Дрофа, 2007. – 428, [1] с.

11. Горностаева, М.В. Креативность социального действия по Х. Йоасу - постулаты и пределы / М. В. Горностаева // Социологические исследования [СОЦИС]. – 2010. – № 6. – С. 23-26.

12. Плотников, М. Управление социальным взаимодействием / М. Плотников, Ю. Чилипенок // Проблемы теории и практики управления. – 2012. – № 1. – С. 72-81.

Тема 4. Общество: типология обществ и социальные институты

1. Понятие общества и его основные характеристики. Типология обществ.

2. Понятие культуры. Культура как базис общества.

2. Социальные институты: виды, признаки, особенности и функции.

4. Семья как социальный институт: генезис, типология, функции.

 

Основные понятия: общество,социальная система,культура, ценности, нормы, обычаи, нравы, культурная интеграция, доминантная культура, субкультура, межкультурное взаимодействие, социальный институт,институционализация, семья, брак, полигамия, полигиния, полиандрия, структура семьи, нуклеарная семья, функции семьи.

Темы докладов и сообщений

1. Понятие общества в современных социологических теориях.

2. Социальные свойства и функции культуры.

3. Культура и социальные нормы.

4. П.Бергер и Т.Лукман о психологических, социальных, культурных источниках институционализации.

5. Институт семьи в современной России и западных обществах: сравнительный анализ.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Может ли человек существовать вне общества? Аргументируйте свою позицию.

2. Как определяется понятие «общество» представителями различных социологических школ?

3. Какие черты и качества общества позволяют рассматривать его как системное образование?

4. В чем специфика социологического анализа культуры?

5. Почему культура является базисом общества?

6. Вам поручили выступить в роли консультанта иностранных студентов, недавно прибывших в ваш университет. Что, на ваш взгляд, необходимо им знать в первые дни пребывания в стране, городе, университете, чтобы ориентироваться в окружающей среде? Помните, что эти студенты совершенно незнакомы с местными обычаями и культурными символами, нормами и законами российского общества. Что, на ваш взгляд, им нужно в первую очередь сообщить:

а) об особенностях обучения, поведения и традициях вашего университета;

б) о нормах поведения и культурных ориентациях различных групп российского общества?

7. Что означает стабильность общества как социальной системы и каковы механизмы ее поддержания?

8. Что такое институциональный подход к анализу социальной жизни? В чем его суть?

9. Назовите основные признаки социального института.

10. Почему некоторые социальные институты продолжают существовать, даже если они не выполняют возложенные на них функции?

11. В приведённой таблице указаны основные сферы семейной деятельности. Укажите соответствующие им функции семьи. Раскройте их содержание. Заполните таблицу.

 

Сфера деятельности семьи Социальные функции Индивидуальные функции
Репродуктивная    
Сексуальная    
Социализации    
Первичного социального контроля    
Социально-статусная    
Социокультурная    
Экономическая    
Эмоциональная    

12. Какие факторы могут вызывать изменение такого социального института, как семья?

Библиографический список

1. Афанасьева, О. В. Открытое общество и его риски. Перечитывая Карла Поппера / О. В. Афанасьева // Вопросы философии. – 2012. – № 11. – С. 43-53.

2. Волков, Ю. Г. Креативное общество как цель российской модернизации / Ю. Г. Волков // Социологические исследования [СОЦИС]. – 2011. – № 11. – С. 25-32.

3. Зборовский, Г.Е. Общая социология: учебник/ Г.Е. Зборовский. – М.: Гардарики, 2004. – С. 339 – 430.

4. Социология. Основы общей теории: учебник для вузов/отв. ред. академик РАН Г.В. Осипов.– М.: Норма, 2005.– С. 103 -179.

5. Полтавская, Е.И. О понятии «социальный институт»/ Е.И. Полтавская// Социологические исследования [СОЦИС]. – 2009. – № 3. – С.68-71.

6. Минюшев, Ф. И. Социология культуры: учеб. пособие для вузов/ Ф. И. Минюшев.– М.: Академический Проект, 2004. – 272 с.

7. Социокультурные аспекты развития территории/А. А. Шабунова, К. А. Гулин, Н. А. Окулова, Т. С. Соловьёва.–Вологда: ИСЭРТ РАН, 2009. – 131 с.

8. Социология семьи: учебник для вузов / под ред. А. И. Антонова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 640 с.

9. Уваров, П. Б. Информационное общество как неопределенностная коммуникативная система / Павел Борисович Уваров // Вопросы культурологии. – 2010. – № 8. – С. 9-13.

10. Швецов, А. Информационное общество: теория и практика становления в мире и в России. Статья 5: Пространственные аспекты распространения ИКТ: как протекает и что дает информатизация российских регионов и городов / А. Швецов // Российский экономический журнал. – 2011. – № 6. – С. 82-90; 2012. – № 1. – С. 60-85; № 2. – С. 29-56.

11. Полтавская, Е. И. О понятии "социальный институт" / Е. И. Полтавская // Социологические исследования [СОЦИС]. – 2009. – № 3. – С. 68-71.

12. Ореховский, П. Зрелость социальных институтов и специфика оснований теории общественного выбора / П. Ореховский // Вопросы экономики. – 2011. – № 5. – С. 75-86.

13. Кучумова, Е. А. Семья как общественный институт и деятельность социальных учреждений в отношении жертв домашнего насилия / Е. А. Кучумова // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. – 2012. – № 2 (12). – С. 50-55.

Тема 5. Личность и общество

План

1. Личность в социологии. Основные факторы ее развития.

2. Социальная типология личности.

3. Социальные статусы и социальные роли.

4. Социализация личности, ее фазы и этапы.

Основные понятия: личность, индивид, социальный тип личности, социальный статус, социальная роль, социальный престиж, социализация, ресоциализация, десоциализация, контрсоциализация, социальная норма, ценностные ориентации, интересы, потребности, маргинал, модальная личность, общественное мнение.

Темы докладов и сообщений

1. Социологические теории личности.

2. Структура личности.

3. Традиционный и современный тип личности.

4. Социальный престиж статуса.

5. Социальные традиции русской народной жизни и менталитет россиянина.

6. Т. Парсонс о социализации личности.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем состоит различие понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»? Каждый ли человек личность?

2. В чём сущность социологического подхода к личности?

3. Назовите основные факторы, определяющие социальное поведение и особенности конкретной личности?

4. Немецкий психолог и педагог Э.Шпрингер выделил шесть основных идеальных типов личности в соответствии с различиями ценностных ориентаций: теоретическая личность, экономическая личность, эстетическая личность, социальная личность, политическая личность, религиозная личность. Можете ли вы привести примеры таких личностей?

5. «Чем примитивнее общество, тем более сходство между составляющими его индивидами» (Дюркгейм Э.). Как вы понимаете это высказывание?

6. Что такое «социальный статус» и «социальная роль» личности? Как эти понятия связаны между собой?

7. Чем отличаются предписанные статусы от достигнутых? Можно ли утверждать, что соотношение предписанных и достигнутых статусов в социальной структуре общества служит важным показателем демократизма и цивилизованности данного общества? Поясните свою позицию.

8. Какую роль играет социальный престиж статуса в мотивации поведения людей в обществе?

9. Объясните понятие «ролевой набор личности»?

10. Что понимается под ролевым конфликтом? Назовите основные виды ролевых конфликтов.

11. Какие этапы принято выделять при характеристике процессов социализации личности?

12. В какой половине жизни (первой или второй) человек усваивает больше социальных ролей?

13. Социализация не может сводиться только к обучению и воспитанию ребёнка. Объясните, почему? Можно ли удлинить или сократить процесс социализации? Почему? Приведите примеры.

 

Библиографический список

1. Грошева, И.А. Модальная личность: портрет с отклонениями/ И.А. Грошева// Социологические исследования [СОЦИС]. – 2009. – № 3. – С.82-88.

2. Гурко, Т. А.Развитие личности подростков в различных типах семей / Т. А. Гурко, Н. А. Орлова // Социологические исследования [СОЦИС]. – 2011. – № 10. – С. 99-108.

3. Гиллер, Ю. И. Социология самостоятельной личности [Электронный ресурс] / Ю. И. Гиллер. – М.: Академический проект, 2006. – 224 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=143095

4. Прусак, А.И. Достоинство личности в социологическом дискурсе / А.И.Прусак // Социологические исследования [СОЦИС]. – 2006. – №7. – С. 141-146.

5. Каменский, Е.Г. Деформация ценностных установок личности в контексте проблем коррупционности российского общества / Е. Г. Каменский, Е. И. Боев, А. П. Абрамов // Вопросы культурологии. – 2011. – № 10. – С. 69-72.

6. Рассадин, Т. А. Трансформация традиционных ценностей россиян в постперестроечный период / Т. А. Рассадин // Социологические исследования [СОЦИС]. – 2006. – №9. – С. 95-101.

7. Семенов, Е. В. Ценностные ориентации современной молодежи/ Е.В.

Семенов // Социологические исследования [СОЦИС]. – 2007. – № 4. – С. 37- 43.

8. Скутнева, С. В. стратегия жизненного самоопределения молодежи в трудовой сфере / С.В. Скутнева // Социологические исследования [СОЦИС]. – 2006. – №10. – С. 88-94.

9. Солодовникова, И. В. Социализация личности: сущность и особенности на разных этапах жизни / И. В. Солодовникова // Социологические исследования [СОЦИС]. – 2007. – №2. – С. 32-39.

10. Чувин, С. Н. К вопросу о направлениях трансформации человека/ С.Н. Чувин // Социологические исследования [СОЦИС]. – 2007. – №1. – С. 150-152.

11. Шамкова, С.В. Социализация личности и девиантное поведение в молодежной среде/ С.В. Шамкова// Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. – 2011. – № 3. – С.59-65.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 642; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.126.199 (0.01 с.)