Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Утверждено редакционно-издательским советом ВоГУ↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
МИНОБРНАУКИ РОССИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Вологодский государственный университет»
Кафедра социологии
СОЦИОЛОГИЯ
Методические указания, планы семинарских занятий,
Вологда УДК.301:378.14 Социология: методические указания, планы семинарских занятий, контрольные вопросы и задания для студентов очной формы обучения. - Вологда: ВоГУ, 2014. - 30 с.
Методические указания, планы семинарских занятий, контрольные вопросы и задания по социологии составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» и имеют цель оказать помощь в организации самостоятельной работы студентов при изучении курса социологии.
Методические указания предназначены для студентов очной формы обучения всех направлений подготовки бакалавриата ВоГУ.
Утверждено редакционно-издательским советом ВоГУ
Составители: Асташов В.Н., к. филос. н, доцент; Гуров Ю.В., к.. филос. н., доцент; Королев И.Ю., к. филос. н. доцент; Т.А. Четверикова к. филос. н., доцент.
Рецензент: зав. кафедрой философии и права ВоГУ, Н.И. Маковеев, к. филос. н., доцент. Методические указания Учебный курс «Социология» является одной из базовых дисциплин цикла «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» для студентов всех специальностей и направлений подготовки бакалавриата Вологодского государственного университета. В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта к теоретическим знаниям и практическим умениям по социологии выпускник вуза должен: · иметь представление о социологическом подходе к обществу, культуре и личности, основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о природе возникновения социальных общностей и социальных групп, видах и исходах социальных процессов; · знать типологию, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития, типы и структуры социальных организаций и уметь их анализировать; · владеть основами социологического анализа.
Изучение социологии расширяет возможности будущего специалиста в понимании сложных и противоречивых явлений социальной жизни, механизмов регулирования общественных отношений и человеческой деятельности. Социология дает будущему специалисту основы знаний о процессах в социальных группах, необходимые для управления производством. Данный курс продолжает гуманитарную подготовку студентов в вузе, сохраняя определенную преемственность с ранее полученными знаниями в области истории, философии и культурологии. Он учитывает те тенденции и достижения, которые есть как в отечественной, так и в зарубежной практике гуманитарной подготовки студентов. Изучение курса социологии невозможно без самостоятельной работы студентов, а также обязательного посещения лекций и семинарских занятий. Лекции дают систематическое изложение материала с учетом последних достижений в этой области. Семинар позволяет преподавателю не только проверить итоги самостоятельной работы студента, но и его умение аргументировано отстаивать свое мнение, свою позицию. В ходе семинара преподаватель стремиться помочь студенту перейти от обыденного знания социальных явлений к их научному пониманию.
Подготовка к семинару предполагает: · внимательное прочтение рекомендованной учебной литературы; изучение конспекта лекций по рассматриваемой теме; · умение отвечать на поставленные в методических указаниях вопросы, как в устном, так и в письменном виде; · работу с основными понятиями, предложенными к каждой теме семинара; · работу с дополнительной литературой. (Предложенные в планах семинарских занятий списки литературы охватывают наиболее доступные студентам источники, которые не должны рассматриваться как окончательные); · написание тезисов доклада по одной из тем курса.
К настоящему времени издано много учебников и учебно-методических пособий по социологии. В большей мере соответствуют «Рабочей программе по социологии» следующие из них: 1. Американская социологическая мысль: тексты / Р. Мертон, Дж. Мид, Т. Парсонс, А. Щюц. – М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. – 560 с. 2. Волков, Ю. Г. Социология: учебник для вузов / Ю. Г. Волков, В. И. Добреньков. – М.: Наука Спектр: Дашков и К, 2011.– 382 с. 3. Волков, Ю.Е. Социология: учеб. пособие для магистранстов/ Ю.Е. Волоков. – М.: Дашков и К, 2012. – 396 с. 4. Гидденс, Э. Социология / Энтони Гидденс при участии Карен Бердсолл.– Изд. 2-е выполненное по 4-ому англ изд., полностью перераб и доп. – М.: Едиториал УРСС, 2005. – 629с. 5. Зборовский, Г.Е. Общая социология: учебник/ Г.Е. Зборовский. – М.: Гардарики, 2004. – 592 с. 6. Ритцер, Дж. Современные социологические теории / Дж.Ритцер. – 5-е изд. – Спб.: Питер, 2002. – 688 с. 7. Социология. Основы общей теории: учебник для вузов/отв. ред. академик РАН Г.В. Осипов.– М.: Норма, 2005.– 912 с. 8. Общая социология: учеб. пособие /под общ. Ред. А.Г. Эфендиева.– М.: ИНФРА-М, 2005. – 654 с. 9. Кравченко, А.И. Социология: учеб. пособие / А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин. – СПб: Питер, 2011. – 431 с. 10. Королёв, И.Ю. Социология: эпистемологический аспект / И.Ю.Королёв. – Владимир: ВГПУ, 2001. – 222с. 11. Общая социология: хрестоматия /сост. А.Г.Здравомыслов, Н.И.Лапин. – М.: Высшая школа, 2006. – 657 с. 12. Политическая социология: учебник для вузов по направлениям «Социология» и «Политология»/ под ред. Ж.Т. Тощенко. – 4-е изд.я.перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2012. – 623 с. 13. Тощенко, Ж.Т. Социология: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарно-социальным, естнственно-научным и техническим специальностям/ Ж.Т. Тощенко. – 4-е изд. Перераб. И доп.. – М.: ЮНИТИ-Дана, 2012. – 607 с. 14. Штомпка, П. Социология: анализ современного общества / П. Штомпка.–М.: Логос, 2005. – 655с.
Сайты базовых академических структур: Институт социологии РАН [Электронный ресурс]: официальный сайт. – Режим доступа: http://www.isras.ru/ Институт социально-политических исследований РАН [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.isprras.ru/. Сайты аналитических организаций: Фонд «Общественное мнение» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fom.ru/. Данный сайт чётко структурирован и эффективно представляет социологическую информацию пользователям сети. Он обеспечивает свободный доступ к ней, постоянно обновляет странички, которые содержат описание методики проведения исследований и результаты, анализ опросов общественного мнения за несколько лет, даёт возможность целенаправленного поиска информации и имеет линки (ссылки) с другими социологическими организациями. ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://wciom.ru/. На этом сайте публикуются информационные и аналитические материалы по социологическим, социально-политическим и маркетинговым исследованиям, проводимым на базе регулярных массовых опросов населения. Дано описание методики и техники стандартных и специальных (в сфере политики и бизнеса) исследований. Есть доступ в уникальный архив данных, где хранятся результаты более чем 2000 исследований. Содержится информация о важнейших процессах трансформации социальной и экономической жизни общества, динамике настроения населения, потребительских стандартах, стилях жизни. MERCATOR GROUP [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mercator.ru/. На сайте даются результаты изучения социальной и политической жизни в России, главным образом, в региональном аспекте. Центр независимых социологических исследований [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cisr.ru/. Cайты профессиональных журналов: 1. Социологические исследования [СОЦИС] [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.is-ras.rssi.ru/R_Socis.htm. 2. Социологический журнал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://win.www.nir.ru/socio/sci-publ/socjour.htm; 3. Журнал социологии и социальной антропологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.soc.pu.ru:8101/publications/jssa/. 4. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://esc.vscc.ac.ru.
Сайты ведущих вузов, имеющих факультеты социологии: Московский государственный университет им. Ломоносова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.socio.msu.ru/. Санкт-Петербургский государственный университет [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.soc.pu/ru/; Европейский университет в Санкт-Петербурге [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.euspb.ru/socio/index,htm. Отдельные социологический сайты: «Социология от А до Я» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.glasnet.ru/-asch/sociology/. Здесь вы найдёте все, что вам необходимо по теории и истории социологии, методике социологических исследований. Это своего рода электронная мини-энциклопедия по социологии. Множество ссылок, размещенных на сайте, даёт возможность получить информацию о вузах, в которых ведётся подготовка социологов и преподаётся эта дисциплина, о ведущих исследовательских организациях, научных журналах. Здесь же расположена и коллекция ссылок на зарубежные социологические сайты. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. История социологии 1. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как научной дисциплины. 2. Возникновение и классический период развития социологической теории (О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, М. Вебер, Э. Дюркгейм); 3. Основные направления современного этапа развития зарубежной социологии: - структурный функционализм (Т. Парсонс, Р. Мертон); - теории социального конфликта (Р. Дарендорф, Л.Козер); - феноменологическая социология (А.Шюц, П.Бергер); - символический интеракционизм (Дж. Мид, Г.Блумер); - теория обмена (Д. Хоманс, П. Блау); - этнометодология (Х. Гарфинкель). 4. История развития социологической мысли в России.
Основные понятия: позитивизм,органицизм,социал-дарвинизм, социальная статика и социальная динамика, механическая и органическая солидарность, понимающая социология, парадигма, макросоциология, микросоциология, символический интеракционизм, феноменология, этнометодология. Темы докладов и сообщений 1. Социологический проект О.Конта. 2. К. Маркс и его роль в социологии. 3. Социологическое творчество Э.Дюркгейма. 4. Основные парадигмы современной социологии. 5. Творческий вклад П.А.Сорокина в фундамент теоретической социологии.
Контрольные вопросы и задания 1. Назовите причины, обусловившие интерес многих философов прошлых эпох к изучению общества. 2. Какие тенденции общественного и научного развития оказали определяющее воздействие на формирование социологического знания в ХIХ в.? 3. Назовите основные положения социологических концепций О. Конта и Г.Спенсера. 4. Если для Конта и Дюркгейма главное – стабилизация существующего общества, то для К.Маркса – его уничтожение и замена новым, более справедливым. Верно ли такое утверждение? 5. Почему социология М. Вебера называется «понимающей»? 6. Раскройте суть теории социального реализма Э. Дюркгейма. 7. Какие течения социологической мысли существовали в России во второй половине 19-го и начале 20 веков? Назовите их представителей. 8. Что такое парадигма? Какие парадигмы существуют в современной социологии? Почему социологию можно квалифицировать как мультипарадигмальную науку? 9. Охарактеризуйте вклад в развитие теоретической мысли крупнейших социологов ХХ века Т.Парсонса и Р.Мертона. 10. В чём Вы усматриваете различия между марксистскими и немарксистскими конфликтными парадигмами? Назовите современных представителей немарксистской конфликтной социологии. 11. Объясните, почему феноменология и символический интеракционизм относятся к одной социологической традиции? 12. Какие новые социологические теории возникли в мире в 1980 – 2000-х гг.? Назовите их авторов.
Библиографический список 1. Арон, Р. Этапы развития социологической мысли/ Р. Арон; общ. ред. И предисл. П.С. Гуревича. – М.: Прогресс-Политика, 1992. – 608 с. 2. Гофман, А.Б. Семь лекций по истории социологии: учеб.пособие / А.Б. Гофман. – 9-у изд. – М.: Университет, 2008. – 237 с. 3. Голосенко, И. А. Социологическая ретроспектива дореволюционной социологии. Избранные сочинения: в 2 кн. / И. А. Голосенко; под ред. В.В.Козловского, И.А.Голосенко. – СПб.: Социологическое общество им. М.М.Ковалевского, 2002. – 2 кн. 4. Громов, И. А. Западная социология / И. А. Громов. – СПб.: Питер, 2003.– 559с. 5. История социологии: учебник/ отв. ред.: Г.В. Осипов, В.П. Култыгин. – М.: Норма, 2009. – 1102 с. 6. Козер, Л. А. Мастера социологической мысли / Л.А. Козер.– М.: Феникс, 2006.– 528с. 7. Королёв, И.Ю. Социология: вводный курс: учеб. пособие/ И.Ю.Королёв. – Владимир: ВГПУ, 1997. – 160 с. 8. Развитие социологии в России (с момента зарождения до конца ХХ века) / под ред. Кукушкиной Е. И. – М.: Высшая школа, 2004. – 378 с.
Темы докладов и сообщений 1. Здравый смысл и социология как способы познания общества. 2. Социальный факт: специфика и современные трактовки. 3. Программа прикладного социологического исследования. 4. Методы определения выборочной совокупности. 5. Организация социологического опроса в студенческой группе. Контрольные вопросы и задания 1. Дайте определение социологии как науки. Что дает социологическое знание современному человеку? 2. Что следует понимать под объектом и предметом исследования какой-либо науки? В чем состоит специфика предмета исследования социологии, и чем он отличается от предмета других наук об обществе? 3. Каковы основные функции социологии? Раскройте их содержание. 4. Назовите основные уровни социологического знания и покажите их особенности 5. При проведении социологических исследований часто употребляются такие понятия, как «метод», «методика», «техника», «процедура». Определите содержание каждого понятия. Каково соотношение между ними? 6. Какие виды исследований ориентированы на достижение следующих целей: а) получение предварительных данных о том или ином событии, явлении, а также для апробирования методики для более всесторонних исследований; б) выявление истинных причин тех или иных событий или явлений, установление зависимости между различными социальными объектами или их характеристиками; в) получение данных, позволяющих сформировать целостное представление об изучаемом объекте? Виды исследований: 1) аналитическое; 2) разведывательное или «пилотажное»; 3) описательное. 7. Укажите возможности применения основных методов социологического исследования, а также пределы их использования. Заполните таблицу.
8. Для проведения социологических опросов используют несколько разновидностей вопросов. Они различаются характером постановки, а также целями, для которых они используются. Охарактеризуйте различные виды вопросов, укажите цели их применения, сформулируйте примеры подобных вопросов. Заполните таблицу. Виды вопросов
Библиографический список 1. Анурин, В.Ф. Эмпирическая социология: учеб. пособие для вузов /В.Ф. Анурин. – М.: Академ. Проект. 2003. – 288 с. 2. Бабосов, Е. М. Прикладная социология: учеб. пособие для студентов вузов / Е. М. Бабосов. – 2-е изд. – Минск: Тетра Системс, 2001. – 294 с. 3. Дюркгейм, Э. Социология. Её предмет, метод, назначение / Э. Дюркгейм. – М.: ЮристЪ, 1995. – 468 с. 4. Григорьев, С.И. Основы современной социологии [Электронный ресурс]: учеб. пособие / С. И. Григорьев, Ю. С. Растов. – Режим доступа: http://irbis.asu.ru/mmc/grig/5.ru.shtml. 5. Добреньков, В. И. Методы социологического исследования: учебник / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. – М.: ИНФРА – М, 2009. – 767 с. 6. Королёв, И. Ю. Субъект социологии и как с ним познакомиться/ И.Ю.Королёв //Социально-гуманитарные знания. – 1999. – №3. – С.72-81. 7. Фетисов, В. Я. Социальная жизнь как предмет исследования социологии / В. Я. Фетисов // Социс.– 2007. – №6. – С.28-38. 8. Осипов, Г. В. Рабочая книга социолога / Г. В. Осипов. – М.: УРСС, 2003. – 480 с. 9. Социология: учебник / отв. ред. П. Д. Павленок. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Маркетинг, 2002. – 1036 с. 10. Тавоткин, Е.П. Основы методики социологического исследования: учеб. пособие/ Е.П. Тавокин. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 236 с. 11. Тихонова, Е.В. Методология и методы социологического исследования: учебник / Е.В. Тихонов. – М.: Академия, 2012. – 365 с. 12. Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности / В.А. Ядов. – 7-е изд. – М.: Добросвет, 2003. – 596 с.
Темы докладов и сообщений 1. Теории социального действия. 2. Социальные взаимодействия: разновидности и принципы регуляции. 3. Девиантное поведение в современной России. 4. Феномен «массового сознания» в современном обществе. 5. Природа массового поведения. Контрольные вопросы и задания 1. Какое действие не является социальным, с точки зрения М.Вебера: а) столкновение велосипедистов; б) выяснение отношений, брань; в) крик от боли; г) поведение людей в толпе? 2. Каким образом возникают различные виды социальных контактов между людьми? Какова последовательность развития социальных контактов? 3. Какие основные типы социальных взаимодействий можно выделить и в чем заключаются их особенности? 4. Каким образом возникают социальные отношения из взаимодействий? Чем отличаются социальные отношения от социальных взаимодействий? 5. Что собой представляет социальный контроль? В чем состоят его функции в обществе? 6. Как правило, в структуру социального контроля включают три элемента: а) внешний контроль; б) внутренний контроль; в) косвенный контроль. Назовите основные механизмы осуществления контроля для каждого человека. 7. Раскройте содержание известных вам теорий девиантного поведения. Назовите представителей этих теорий. Заполните таблицу.
8. Охарактеризуйте различные способы социального приспособления. Отметьте в таблице знаком «+» согласие с данным элементом социальной и культурной структуры, а знаком «-» отказ от него. Библиографический список 1. Акулов, А. Социальное взаимодействие - ключ к коллективным инновациям / А. Акулов // Инновации в технологиях и бизнесе. – 2012. – № 2. – С. 13-15. 2. Бакуменко, Д. Особенности субкультурного взаимодействия в процессах социальной коммуникации / Д. Бакуменко // Вопросы культурологии. – 2010. – № 12. – С. 15-21. 3. О некоторых категориях понимающей социологии. Смысл понимащей социологии [Электронный ресурс] // Вебер, М. Избранные произведения / М.Вебер. – Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/vebizbr/06.php 4. Гилинский, Я.И. Социология девиантности: новеллы и перспективы/ Я.И. Гилинский// Социологические исследования. – 2009. – № 8. – С.70-73. 5. Козырев, Г.И. Социальное действие, взаимодействие, поведение, социальный контроль, Г.И. Козырев// Социологические исследования [СОЦИС]. – 2005. – № 8. – С. 124-129. 6. Парсонс, Т. О структуре социального действия / Талкотт Парсонс; под общ. ред. В. Ф. Чесноковой, С. А. Белановского. – М.: Академ. Проект, 2002. – 879 с. 7. Мертон, Р. Социальная структура и аномия / Р. Мертон // Социологические исследования [СОЦИС]. – 1992. – № 3. – С. 14-21; № 4. – С. 17-28. 8. Семенов, Е.В. Ценностные ориентации современной молодежи / Е.В. Семенов // Социологические исследования [СОЦИС]. – 2007. – №4. – С. 37-43. 9. Попова, В.И. Региональные аспекты безнадзорности несовершеннолетних: социально-экономических подход / В.И. Попова. – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2009. – 174 с. 10. Макаревич, Э. Ф. Социальный контроль масс: учебное пособие для вузов / Э. Ф. Макаревич, О. И. Карпухин, В. А. Луков. – М.: Дрофа, 2007. – 428, [1] с. 11. Горностаева, М.В. Креативность социального действия по Х. Йоасу - постулаты и пределы / М. В. Горностаева // Социологические исследования [СОЦИС]. – 2010. – № 6. – С. 23-26. 12. Плотников, М. Управление социальным взаимодействием / М. Плотников, Ю. Чилипенок // Проблемы теории и практики управления. – 2012. – № 1. – С. 72-81. Тема 4. Общество: типология обществ и социальные институты 1. Понятие общества и его основные характеристики. Типология обществ. 2. Понятие культуры. Культура как базис общества. 2. Социальные институты: виды, признаки, особенности и функции. 4. Семья как социальный институт: генезис, типология, функции.
Основные понятия: общество,социальная система,культура, ценности, нормы, обычаи, нравы, культурная интеграция, доминантная культура, субкультура, межкультурное взаимодействие, социальный институт,институционализация, семья, брак, полигамия, полигиния, полиандрия, структура семьи, нуклеарная семья, функции семьи. Темы докладов и сообщений 1. Понятие общества в современных социологических теориях. 2. Социальные свойства и функции культуры. 3. Культура и социальные нормы. 4. П.Бергер и Т.Лукман о психологических, социальных, культурных источниках институционализации. 5. Институт семьи в современной России и западных обществах: сравнительный анализ.
Контрольные вопросы и задания 1. Может ли человек существовать вне общества? Аргументируйте свою позицию. 2. Как определяется понятие «общество» представителями различных социологических школ? 3. Какие черты и качества общества позволяют рассматривать его как системное образование? 4. В чем специфика социологического анализа культуры? 5. Почему культура является базисом общества? 6. Вам поручили выступить в роли консультанта иностранных студентов, недавно прибывших в ваш университет. Что, на ваш взгляд, необходимо им знать в первые дни пребывания в стране, городе, университете, чтобы ориентироваться в окружающей среде? Помните, что эти студенты совершенно незнакомы с местными обычаями и культурными символами, нормами и законами российского общества. Что, на ваш взгляд, им нужно в первую очередь сообщить: а) об особенностях обучения, поведения и традициях вашего университета; б) о нормах поведения и культурных ориентациях различных групп российского общества? 7. Что означает стабильность общества как социальной системы и каковы механизмы ее поддержания? 8. Что такое институциональный подход к анализу социальной жизни? В чем его суть? 9. Назовите основные признаки социального института. 10. Почему некоторые социальные институты продолжают существовать, даже если они не выполняют возложенные на них функции? 11. В приведённой таблице указаны основные сферы семейной деятельности. Укажите соответствующие им функции семьи. Раскройте их содержание. Заполните таблицу.
12. Какие факторы могут вызывать изменение такого социального института, как семья? Библиографический список 1. Афанасьева, О. В. Открытое общество и его риски. Перечитывая Карла Поппера / О. В. Афанасьева // Вопросы философии. – 2012. – № 11. – С. 43-53. 2. Волков, Ю. Г. Креативное общество как цель российской модернизации / Ю. Г. Волков // Социологические исследования [СОЦИС]. – 2011. – № 11. – С. 25-32. 3. Зборовский, Г.Е. Общая социология: учебник/ Г.Е. Зборовский. – М.: Гардарики, 2004. – С. 339 – 430. 4. Социология. Основы общей теории: учебник для вузов/отв. ред. академик РАН Г.В. Осипов.– М.: Норма, 2005.– С. 103 -179. 5. Полтавская, Е.И. О понятии «социальный институт»/ Е.И. Полтавская// Социологические исследования [СОЦИС]. – 2009. – № 3. – С.68-71. 6. Минюшев, Ф. И. Социология культуры: учеб. пособие для вузов/ Ф. И. Минюшев.– М.: Академический Проект, 2004. – 272 с. 7. Социокультурные аспекты развития территории/А. А. Шабунова, К. А. Гулин, Н. А. Окулова, Т. С. Соловьёва.–Вологда: ИСЭРТ РАН, 2009. – 131 с. 8. Социология семьи: учебник для вузов / под ред. А. И. Антонова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 640 с. 9. Уваров, П. Б. Информационное общество как неопределенностная коммуникативная система / Павел Борисович Уваров // Вопросы культурологии. – 2010. – № 8. – С. 9-13. 10. Швецов, А. Информационное общество: теория и практика становления в мире и в России. Статья 5: Пространственные аспекты распространения ИКТ: как протекает и что дает информатизация российских регионов и городов / А. Швецов // Российский экономический журнал. – 2011. – № 6. – С. 82-90; 2012. – № 1. – С. 60-85; № 2. – С. 29-56. 11. Полтавская, Е. И. О понятии "социальный институт" / Е. И. Полтавская // Социологические исследования [СОЦИС]. – 2009. – № 3. – С. 68-71. 12. Ореховский, П. Зрелость социальных институтов и специфика оснований теории общественного выбора / П. Ореховский // Вопросы экономики. – 2011. – № 5. – С. 75-86. 13. Кучумова, Е. А. Семья как общественный институт и деятельность социальных учреждений в отношении жертв домашнего насилия / Е. А. Кучумова // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. – 2012. – № 2 (12). – С. 50-55. Тема 5. Личность и общество План 1. Личность в социологии. Основные факторы ее развития. 2. Социальная типология личности. 3. Социальные статусы и социальные роли. 4. Социализация личности, ее фазы и этапы. Основные понятия: личность, индивид, социальный тип личности, социальный статус, социальная роль, социальный престиж, социализация, ресоциализация, десоциализация, контрсоциализация, социальная норма, ценностные ориентации, интересы, потребности, маргинал, модальная личность, общественное мнение. Темы докладов и сообщений 1. Социологические теории личности. 2. Структура личности. 3. Традиционный и современный тип личности. 4. Социальный престиж статуса. 5. Социальные традиции русской народной жизни и менталитет россиянина. 6. Т. Парсонс о социализации личности. Контрольные вопросы и задания 1. В чем состоит различие понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»? Каждый ли человек личность? 2. В чём сущность социологического подхода к личности? 3. Назовите основные факторы, определяющие социальное поведение и особенности конкретной личности? 4. Немецкий психолог и педагог Э.Шпрингер выделил шесть основных идеальных типов личности в соответствии с различиями ценностных ориентаций: теоретическая личность, экономическая личность, эстетическая личность, социальная личность, политическая личность, религиозная личность. Можете ли вы привести примеры таких личностей? 5. «Чем примитивнее общество, тем более сходство между составляющими его индивидами» (Дюркгейм Э.). Как вы понимаете это высказывание? 6. Что такое «социальный статус» и «социальная роль» личности? Как эти понятия связаны между собой? 7. Чем отличаются предписанные статусы от достигнутых? Можно ли утверждать, что соотношение предписанных и достигнутых статусов в социальной структуре общества служит важным показателем демократизма и цивилизованности данного общества? Поясните свою позицию. 8. Какую роль играет социальный престиж статуса в мотивации поведения людей в обществе? 9. Объясните понятие «ролевой набор личности»? 10. Что понимается под ролевым конфликтом? Назовите основные виды ролевых конфликтов. 11. Какие этапы принято выделять при характеристике процессов социализации личности? 12. В какой половине жизни (первой или второй) человек усваивает больше социальных ролей? 13. Социализация не может сводиться только к обучению и воспитанию ребёнка. Объясните, почему? Можно ли удлинить или сократить процесс социализации? Почему? Приведите примеры.
Библиографический список 1. Грошева, И.А. Модальная личность: портрет с отклонениями/ И.А. Грошева// Социологические исследования [СОЦИС]. – 2009. – № 3. – С.82-88. 2. Гурко, Т. А.Развитие личности подростков в различных типах семей / Т. А. Гурко, Н. А. Орлова // Социологические исследования [СОЦИС]. – 2011. – № 10. – С. 99-108. 3. Гиллер, Ю. И. Социология самостоятельной личности [Электронный ресурс] / Ю. И. Гиллер. – М.: Академический проект, 2006. – 224 с. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=143095 4. Прусак, А.И. Достоинство личности в социологическом дискурсе / А.И.Прусак // Социологические исследования [СОЦИС]. – 2006. – №7. – С. 141-146. 5. Каменский, Е.Г. Деформация ценностных установок личности в контексте проблем коррупционности российского общества / Е. Г. Каменский, Е. И. Боев, А. П. Абрамов // Вопросы культурологии. – 2011. – № 10. – С. 69-72. 6. Рассадин, Т. А. Трансформация традиционных ценностей россиян в постперестроечный период / Т. А. Рассадин // Социологические исследования [СОЦИС]. – 2006. – №9. – С. 95-101. 7. Семенов, Е. В. Ценностные ориентации современной молодежи/ Е.В. Семенов // Социологические исследования [СОЦИС]. – 2007. – № 4. – С. 37- 43. 8. Скутнева, С. В. стратегия жизненного самоопределения молодежи в трудовой сфере / С.В. Скутнева // Социологические исследования [СОЦИС]. – 2006. – №10. – С. 88-94. 9. Солодовникова, И. В. Социализация личности: сущность и особенности на разных этапах жизни / И. В. Солодовникова // Социологические исследования [СОЦИС]. – 2007. – №2. – С. 32-39. 10. Чувин, С. Н. К вопросу о направлениях трансформации человека/ С.Н. Чувин // Социологические исследования [СОЦИС]. – 2007. – №1. – С. 150-152. 11. Шамкова, С.В. Социализация личности и девиантное поведение в молодежной среде/ С.В. Шамкова// Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. – 2011. – № 3. – С.59-65.
Темы докладов и сообщений 1. Структура социальной группы. 2. Студенчество как социальная группа. 3. Толпа как вид контактных общностей. 4. Национальные общности в современном мире. 5. М.Вебер о бюрократии как рациональном средстве управления организацией. Контрольные вопросы и задания 1. Что понимается под социальной общностью? 2. Что такое социальные группы и как они классифицируются? 3. Какие характеристики отличают малую группу от статистической группы и большой группы? 4. В чем различие между первичными и вторичными социальными группами? 5. Чем отличаются формальные социальные группы от неформальных групп? 6. Какие группы называют референтными? Объясните их влияние на поведение человека. 7. Каковы особенности и виды социально-территориальных общностей? 8. Каковы исторические разновидности социально-этнических общностей? 9. Почему социологи уделяют особое внимание изучению малых групп? 10. Какими качествами должен обладать лидер? Какова его роль в групповой деятельности? 11. Какую группу людей можно квалифицировать как социальную организацию? Перечислите ее основные признаки и свойства. 12. Какие виды базовых целей существуют в организации? Могут и должны ли они совпадать? 13. Дайте характеристику трем главным слагаемым управления в организации: целевому управленческому воздействию, самоуправлению и организационному порядку. Библиографический список 1. Апраксина, Н.Д. Студенчество как социальная группа/ Н.Д. Апраксина// Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2008. – № 4. – С.161-163. 2. Горяинов, В.П. Групповая солидарность и ценностные ориентации/ В.П. Горяинов // Социологические исследования [СОЦИС]. – № 3. – 1997. – С. 60-68. 3. Галкина, Т. П. Социология управления: от группы к команде: учеб. пособие / Т. П. Галкина. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 265 с. 4. Королев, И. Ю. Социоцентризм / И.Ю. Королев. – Ростов- н/Д: РГУ, 1993. – 112 с. 5. Неформальные объединения и субкультурные установки молодёжи г. Вологды. – Вологда, 2010. – 43 с. 6. Социология: основы общ. теории: учебник для вузов / отв. ред.: Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. – М.: НОРМА, 2005. – 888 с. 7. Социальные группы: их сущность и разновидности// Общая социология: учеб. пособие / под общ. ред.: А. Г. Эфендиева. – М., 2000. – С. 291-329. 8. Социальные группы // Андриенко, Е.В. Социальная психология / Е. В. Андриенко; под ред. В. А. Сластенина. – М., 2001. – С. 112-125. 9. Социальные общности и группы // Яковлев, А. М. Социальная структура общества и право: учеб. пособие / А. М. Яковлев. – М., 2009. – С. 232-265. 10. Плетнева, Н. П. Социальная ответственность организаций / Н. П. Плетнева // Методы менеджмента качества. – 2012. – № 2. – С. 39-41.
План 1. Социальное неравенство и стратификация. 2. Исторические типы стратификационных систем. 3. Системы стратификации современного общества. 4. Социальная стратификация российского общества. 5. Социальная мобильность.
Основные понятия: Социальная структура общества, социальное неравенство, социальная стратификация, страта, социальный класс, средний класс, маргиналы, люмпены, социальная мобильность, вертикальная мобильность, горизонтальная мобильность, объем и дистанция мобильности, маргинализация, социальная клаузула, миграция. Темы докладов и сообщений 1. Бедность и социальное неравенство в современном обществе. 2. Существует ли средний класс в современной России? 3. Критерии стратификации. Системы стратификации современного общества. 4. Миграция как фактор мобильности. 5. Маргиналы в социальной структуре современного российского общества. 6. Питирим Сорокин о социальной мобильности.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 418; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.209.114 (0.014 с.) |