Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Особенности социальной стратификации и мобильности в российском обществе.
Социальное неравенство в обществе чаще всего понимается как стратификация.
СТРАТИФИКАЦИЯ (лат. stratum - слой, пласт + facere – делать) - распределение общественных групп в иерархически упорядоченном ранге (по возрастанию или убыванию какого-либо признака).
| Сам термин ввел в научный оборот П.А.Сорокин, заимствовавший это понятие из геологии.
|
Социальная стратификация выражает универсальность расслоения, неравенства и неоднородности общества.
ИСТОЧНИКИ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ
1) естественное неравенство индивидов, находящее выражение в способностях людей, особенностях их биологической, физической и психической организации;
| 2) общественное разделение труда, связанное со структурированием трудового процесса, в результате которого осуществляется взаимосвязь его частей в форме обмена результатами деятельности;
| 3) уклад жизни и статусно-ролевые позиции, складывающиеся в связи со спецификой выполняемых отдельными группами функций в рамках той или иной социальной системы;
| 4) господствующая в обществе система ценностей и культурных стандартов, определяющих значимость той или иной деятельности и узаконивающих складывающееся социальное неравенство;
| 5) институционализация механизмов организации (поддержания, охраны, регулирования) социального неравенства
| Сегодня существует множество трактовок социальной стратификации. К наиболее влиятельным из них следует отнести четыре: классовую теорию К. Маркса, системы стратификации М. Вебера и П.А. Сорокина, функционализм.
Классовая теория К. Маркса
Основные положения теории Маркса:
| 1. Класс понимается как группа людей, находящихся в одинаковом отношении к средствам производства.
| 2. Классовые различия заключаются в том, что одни классы обладают средствами производства, а другие лишены их и в силу этого подвергаются эксплуатации.
| 3. Для одних классов наличие либо отсутствие собственности оказывается условием доступности власти, образования, культуры, для других, наоборот, - недоступности указанных позиций.
| 4. Означенные факторы влияют на формирование у этих групп противоположных по своей направленности классовых интересов, а их противоречие проявляется в форме классового конфликта и борьбы классов.
| 5. Классовая борьба затрагивает все сферы жизни общества (экономику, политику, идеологию и т.д.), что в конечном счете ведет к захвату власти ранее угнетенным классом и изменению способа производства, включая отношения собственности.
|
Статусная теория М. Вебера
М.Вебер выделил три основных признака, исходя из взаимодействия которых представляется возможным охарактеризовать положение группы и индивида.
Ø Экономический критерий. Подобно Марксу, он активно использует понятие класса, но придает ему более широкий и вариативный смысл. Главными источниками формирования экономических классов Вебер считал: а) богатство; б) профессию; в) квалификацию.
| Ø Социальный критерий, согласно Веберу, представлен понятием статуса, получившего признание не только в сфере социологии, но и политологии, социальной психологии, прочих наук. Социальный статус есть положение индивида или социальной группы относительно иных индивидов, групп, устанавливаемое по социально значимым для данной общественной системы признакам (возраст, пол, профессия и др.). Статус связан с другими позициями через систему прав и обязанностей. Немецкий социолог указал также на связь статусной дифференциации общества с субъективной оценкой социального положения, т.е. престижем. В престиже (фр. prestige - обаяние, очарование) как оценочной категории выражается степень уважения субъектами тех или иных социальных позиций. Вебер считал, что престиж и уважение дефицитны сами по себе: их за деньги не купить, они всегда относительны.
| Ø Властный критерийсвязан с возможностью проводить внутри данных социальных отношений собственную волю вопреки сопротивлению других людей или групп. По мнению Вебера, благодаря своему богатству либо высокому престижу в обществе или используя оба фактора может достичь вершин власти. Отправление властных полномочий способно уже само по себе стать высокопрестижным занятием, обеспечить богатство и перераспределение доходов.
|
Функционализм
Функционалисты объясняют причину социального неравенства дифференциацией функций, выполняемых для общества различными группами, слоями, классами на основе разделения труда, их значимостью и престижем.
Неравный доступ к благам приводит к тому, что разные страты пользуются неодинаковым престижем и уважением.
Э.Дюркгейм выводит социальное неравенство на основе механического (природного, половозрастного) и
органического (возникающего вследствие обучения и профессиональной специализации) разделения труда
|
Данный подход приемлем для стабильных обществ.
Стратификация подразумевает, что определенные социальные различия между людьми приобретают характер иерархического ранжирования по объективным показателям – стратификационным критериям (доминантам). Таковыми считают:
¨ К.Маркс - собственность;
¨ Э.Райт – собственность, положение в системе управления;
¨ М.Вебер - богатство, престиж, власть;
¨ У.Уорнер - богатство и престиж;
¨ П.Сорокин – привилегии, власть, собственность, профессия;
¨ О.Тоффлер, Д.Белл, А.Турен, Ю.Хабермас - образование, знания, информация.
|
Наиболее важными являются власть, доход, образование, и престиж, определяющие совокупный социально-экономический статус или главные измерения стратификации.
• Власть - степень влияния на других людей или их группы.
Здесь ключевое значение принадлежит распоряжению ресурсами, что позволяет властвующему субъекту подчинять себе других людей.
| • Доход - количество денежных поступлений индивида или семьи за определенный период времени (месяц, год) - зарплата, пенсии, пособия, алименты, отчисления от прибыли.
Доходы чаще всего тратятся на поддержание жизни, но если они высоки, то накапливаются и превращаются в богатство.
Богатство - накопленные доходы, т.е. количество наличных или овеществленных денег.
Оно может быть движимым (автомобиль, ценные бумаги и т.п.) и недвижимым (дом, произведения искусства, сокровища).
| • Образование - источник приращения социального капитала личности, возможность получить хорошую профессию, обеспечить более высокий уровень жизни, обрести новый статус.
| Особенность - количество лет, затраченных на обучение.Так, неполная средняя школа - 9 лет, полная средняя школа - 11, колледж - 4 года, университет - 5 лет, аспирантура - 3 года, докторантура -3 года. Т.о., профессор имеет за спиной более 20 лет формального образования, а сантехник может не иметь и 8.
| • Престиж - общественная оценка того или иного статуса.
|
Единицами стратификационного анализа являются понятия «страта», «социальный слой», «социальная группа», «класс», «социальный состав» и др.
1. СТРАТА (лат. strata - настил, слой) - большая группа людей, отличающаяся по своему положению в социальной иерархии общества.
|
2. СОЦИАЛЬНЫЕ СЛОИ – социальные общности, выделяемые по одному или нескольким близким признакамдифференциации общества (доходам, престижу, уровню образования, культуры и т.п.).
| Они могут рассматриваться как составные части классов и больших социальных групп.
| Базовые признаки стратификационного деления
| • связанные с экономическим положением людей - наличие частной собственности, виды и величина доходов, уровень материального благосостояния. Выделяют слои: богатые, среднеобеспеченные и бедные;
| • связанные с разделением труда - сферой приложения, видами и характером труда, иерархией профессиональных статусов. Выделяют слои: работники тяжелой промышленности; работники сферы обслуживания; лица со средним специальным образованием и др.;
| • связанные с объемом властных полномочий - оказание влияния на окружающих: через должностное положение, виды управленческой деятельности, обладание социально значимой информацией др. Слои: рядовые работники на предприятии; менеджеры на предприятиях малого бизнеса; руководители высшего государственного звена управления; должности местного звена управления;
| • связанные с социальным престижем, авторитетом, влиянием и пр.
|
|