Объект, предмет, задачи, проблемы и методы психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объект, предмет, задачи, проблемы и методы психологии.



Билет 1.

Объект, предмет, задачи, проблемы и методы психологии.

Предметом психологии являются: психика, ее механизмы и закономерности как специфическая форма отражения действительности, формирование психологических особенностей личности человека как сознательного субъекта деятельности.

В качестве основного объекта психологии выступают социальные субъекты, их жизнедеятельностные связи и отношения, а также субъективные и объективные факторы, содействующие или препятствующие достижению ими вершин в жизни и творческой деятельности.

Основные задачи психологии:
– изучение механизмов, закономерностей, качественных особенностей проявления и развития психических явлений;
– изучение природы и условий формирования психических особенностей личности на разных этапах ее развития и в различных условиях;
– использование полученных знаний в различных отраслях практической деятельности.

Все методы психологии могут быть разделены на три группы: 1) объективные методы психологии; 2) методы описания и понимания психологии человека; 3) методы психологической практики.

Объект, предмет, задачи, проблемы и методы диагностики клинической психологии, категории клинической психологии

Клиническая психология – отрасль психологии, изучающая психологические особенности людей, страдающих различными заболеваниями, изучающая методы и способы диагностики психических отклонений, психокоррекционные способы помощи пациентам.

Предмет клинической психологии как научно-практической дисциплины:

  • Психические проявления различных расстройств.
  • Роль психики в возникновении, течении и предупреждении расстройств.
  • Влияние различных расстройств на психику.
  • Нарушения развития психики.
  • Разработка принципов и методов исследования в клинике.
  • Психотерапия, проведение и разработка методов.
  • Создание психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.

Клинические психологи занимаются исследованием общепсихологических проблем, а также проблемы определения нормы и патологии, определением соотношения социального и биологического в человеке и роли сознательного и бессознательного, а также решением проблем развития и распада психики.

Объектом клинической психологии является человек с различными трудностями адаптации и самореализации, связанными не только с его физическим, но и социальным или духовным состоянием (Карвасарский Б.Д, 2002)

задачами которой является решение вопросов (как практических так и теоретических), относящихся к предупреждению, диагностике заболеваний и патологических состояний, а также к психокоррекционными формами воздействия на процесс выздоровления, реабилитации, решением различных экспериментальных вопросов и изучению воздействия различных психических факторов на форму и течение различных заболеваний.

Экспериментально-психологическое исследование: выбор диагностических методик, анализ полученных результатов, возможные выводы при дифференциальной диагностике аффективно-бредового синдрома при шизофрении или органическом поражении ЦНС.

Психологический эксперимент отличается трудоемкостью. Вовсе не каждого больного следует подвергать такому исследованию. Нужно выделить тех больных, с которыми целесообразно проводить такой эксперимент, и перед началом исследования сформулировать конкретные вопросы, возникающие у клинициста: 1) получение дополнительных данных для дифференциального диагноза; 2) оценка эффективности терапии; 3) оценка степени интеллектуального снижения во время экспертизы; 4) анализ дефекта или нарушения интеллектуальной деятельности при изучении новых, малоизвестных заболеваний. Признаки шизофрении: искажение процесса обобщения с легкостью актуализации латентных признаков; смысловые соскальзывания по случайным ассоциациям; разноплановость обобщений (резонерство). В таком случае могли бы быть использованы следующие методики: «пиктограмма», «придумывание 60 слов», «классификация», «выбор ценностей». Признаки органич поражения ЦНС: колебание умственной работоспособности, нарушение функций памяти и внимания, снижение интеллекта (конкретность мышления, затруднение абстрагирования, обстоятельность, склонность к детализации). В этом случае могли бы быть использованы следующие методики: «заучивания 10 слов», «воспроизведение рассказов», «пиктограмма», «отыскивание чисел». Выбор методик: (необходимо исследовать мышление, память, внимание, колебания умственной работоспособности): 1. таблицы Шульте (внимание, умств-я работоспособность), 2. запоминание 10 слов, пиктограммы (память + мышл-е), 3. классификации, искл-е 4-го, сравнение предметов (мышление). Выводы: Если на 1-ом плане нарушение мышления в виде искажения процессов обобщения, актуализация латентных признаков (маловероятных, н-р: окончание шм,), разноплановость обобщения (при проведении методики «исключение 4-го» больной приводит обобщения на свой вкус, предлагает несколько вариантов решения, не отдает предпочтение ни одному), формальность и отдаленность ассоциаций, резонерство (мудрствование), при сохранности интеллектуального уровня, функций памяти, внимания и умственной работоспособности делаем вывод, что все нарушения проходят в рамках Шизофрении. Если на 1-м плане выступает снижение интеллекта в виде конкретности мышления, недостаточности абстрагирования (ориентация больных на конкретные, второстепенные, внешние признаки предметов либо указывание предметов в ситуации) или при относительной сохранности уровня обобщения отмечается инертность мышления (больные не могут менять способ своей работы, изменить ход суждений - тугоподвижность интеллекта), обстоятельность - вязкость мышления (не могут определить предметы в одну группу и стремятся к уточнению), склонность к детализации. Если еще наблюдается нарушение памяти и внимания, колебания умственной работоспособности, то нарушения проходят в рамках Органического поражения ЦНС.

Билет 2

Билет 3

Теории характера

Э. КречмерКонституциональная теория характера (личности)

1. Различия в темпераментах и характерах зависят от строения тела - конституции человека.

2. Существует четыре основных конституциональных типа людей (типа личности):

лептосоматическш — хрупкое телосложение, высокий рост, узкие плечи, плоская грудная клетка, длинные и ху­дые нижние конечности;

пикнический — выраженная жировая ткань, тучность, боль­шой живот, круглая голова на короткой шее;

атлетический — развитая мускулатура, широкие плечи, уз­кие бедра;

диспластический — бесформенное, непропорциональное строение тела.

3.Психические заболевания представляют собой сильное заострение наиболее ярких черт характера у людей с опреде­ленным типом строения тела.

• Шизотимический тип (люди этого типа ориентированы по оси «возбудимость — холодность»): внешне не выраженная эмоциональность, склонность к отвлеченным рассуждениям, отчужденность, холодность, эгоистичность, власт­ность (астеник).

Шизоидынеобщительные, лишенные юмора, со странно­стями и причудами.

Шизоиды застенчивые, тонко чувствующие, любители природы и интеллектуалы.

Шизоиды равнодушно-тупые, исполнительные, бесстраш­ные.

Циклотимический тип (люди этого типа ориентированы по оси «грусть — веселость»): эмоциональность, общитель­ность, добродушие (пикник).

Гипоманиакальные циклоиды: веселость, болтливость, бес­печность, задушевность, энергичность, остроумие, склонность к юмору и легкому восприятию жизни.

Меланхолические циклоиды: склонность к грусти, пассив­ность, мягкость в общении, уступчивость.

Иксотимический тип: спокойствие, невпечатлительность, сдержанность жестов и мимики, невысокая гибкость мышления (атлетик).

Билет 4

Билет 5

1. Личность и ее психологическая структура. Роль задатков, социальных условий и педагогических воздействий в формировании и развитии личности.

Понятие личности является одним из ключевых в психологии.В научной психологии термины,обозначающие представителей человеческого вида,имеют несколько разное значение и указывают на разные функциональные признаки:

• Человек -самое широкое понятие,обозначающее любого представителя виды homo sapiens.

• Индивид обозначает конкретного представителя из вида homo sapiens.

• Личность указывает на общественную сущность человека,т.к.может сформироваться только в социуме,приобретая характеристики,связанные с взаимодействием человека с миром людей:коммуникабельность,акцентуация характера,организаторские способности

• Индивидуальность -единичное,уникальное проявление личности,характерные только для данного конкретного индивида (например,речь).

Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Структура личности:

• Способности (понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности)

• Темперамент (включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства)

• Характер (содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей)

• Волевые качества (охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей)

• Эмоции (переживания)

• Мотивация (побуждения к деятельности)

• Социальные установки (убеждения и отношения людей)

Направленность личности -интересы, идеалы, убеждения, мировоззрение.

Теория личности А.Н.Леонтьева:

По мнению А.Н.Леонтьева,«личность человека создается общественными отношениями».Личность,по его мнению, -это психологическое образование особого типа,порождаемое жизнью человека в обществе.Соподчинение различных деятельностей создает основание личности,формирование которой происходит в процессе социального развития (онтогенеза).

Развитие личности предстает как процесс взаимодействий множества деятельностей,которые вступают между собой в иерархические отношения.Личность выступает как совокупность иерархических отношений деятельностей.«Эти иерархии деятельностей порождаются их собственным развитием,они-то и образуют ядро личности, -отмечает автор.

Все это позволяет А.Н.Леонтьеву выделить три основных параметра личности:

• широта связей человека с миром (посредством его деятельностей);

• степень иерархизованности этих связей,преобразованные в иерархию мотивов-целей;

• общая структура этих связей,точнее мотивов-целей.

Процесс становления личности по А.Н.Леонтьеву есть процесс «становления связной системы личностных смыслов».

ЛИЧНОСТЬ И ЕЁ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА. ЗАРУБЕЖНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ.

Индивид – категория, указывающая на принадлежность человека к человеческому роду; акцентирует в человеке биологическое, но вовсе не исключает социальных составляющих, присущих роду человеческому.

Субъект – указание на конкретного, живого, одушевленного носителя психологической феноменологии, деятельности и поведения.

Личность – 1) человек, развивающийся в обществе и вступающий во взаимодействие и общение с другими людьми с помощью языка.

2) сознательный индивид, который свободно и ответственно проигрывает свою социальную роль (отец, мать, сын, рабочий и т.д.) и занимающий определенное положение/ статус в обществе.

Психологическая структура личности – это целостная система, модель качеств и свойств, достаточно полно характеризующая психологические особенности личности (человека, индивида, субъекта).

Психологическая структура личности:

1. Темперамент и характер

2. Способности и задатки

3. Направленность личности (интересы, склонности, мировоззрение)

4. «Я-концепция» – внутреннее «я» в человеке, на основе которого формируются - самооценка, само отношение, самоуправление, самообучение, самовоспитание

5. Особенности проявления всех остальных психических процессов и состояний.

6. Психический опыт личности

Психоаналитическая теория З. Фрейда (1856–1939) представляет собой пример психодинамического подхода к изучению поведения человека, при котором считается, что поведение контролируют неосознаваемые психологические конфликты.

С целью описания степени доступности психических процессов осознаванию Фрейд выделял три уровня сознания: сознание, предсознательное и бессознательное. В теории Фрейда личность человека включает в себя три структурных компонента: Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-Эго (Супер-Я).

Ид, представляющее собой инстинктивное ядро личности, является примитивным, импульсивным и подчиняется принципу удовольствия. Ид использует рефлекторные реакции и первичные представления с целью получения немедленного удовлетворения инстинктивных побуждений.

Эго представляет собой рациональную часть личности и руководствуется принципом реальности. Его задачей является разработка для индивидуума соответствующего плана действий, чтобы удовлетворять требованиям Ид в рамках ограничений социального мира и сознания индивидуума. Эту задачу Эго решает при помощи вторичных процессов представления.

Супер-Эго, формирующееся последним в процессе развития личности, представляет собой ее моральную сторону. Супер-Эго состоит из двух структур – совести и Эго-идеала.

Защитные механизмы: отрицание, подавление, рационализация, формирование реакции, проекция, интеллектуализация, замещение.

Теория мотивации Фрейда основана на концепции инстинкта, определенного как врожденное состояние возбуждения, которое ищет разрядки. В теории психоанализа различают две категории инстинкта: инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос). Инстинкт имеет четыре основных параметра: источник, цель, объект и стимул.

+ открыл бесознательное; предложил метод для его изучения; предложил психотерапевтические методы.

- минимизировал действие сознательного; преувеличивал значение либидо

Билет 6

Методы нейропсихологии.

Выделяют 2 группы методов:

1. Первая группа методов (научные) -сравнительно – анатомический, раздражения и разрушения.

- Сравнительно – анатомический метод исследования разрешает выяснять зависимость способов жизни, поведения животных от особенностей строения их нервной системы, с помощью метода были выяснены принципы работы мозга, а также строение коры больших полушарий.

- Метод раздражения предполагает анализ особенностей ВПФ при воздействии на мозг. Выделяют: прямое раздражение, непрямое раздражение и раздражение отдельных нейронов.

1. Метод прямого раздражения - это непосредственное воздействие на отдельные участки коры с помощью электрического тока или механическими, химическими раздражителями (Н-р: в 1871 г. Фрич и Гитцик таким образом выделили моторные зоны коры у собак, Ч. Шерингтон (1903) провел опыты на обезьянах, В. Пенфилд впервые применял данный метод на человеке (1945).

Однако, метод имеет ограничения у человека. Поэтому появляется метод непрямом раздражении.

2. Метод непрямого раздражения или непрямой стимуляции коры - выявляет изменения электрической активности участков мозга при воздействии различных факторов (Н-р: метод вызванных потенциалов ВП, когда в ответ на определенное воздействие регистрируют изменения ритмов в спектре электроэнцефалограммы; микроэлектродный метод – вживление электродов в нейроны мозга для выявления их активности при различных воздействиях).

3. Метод разрушения (или выключения) - предполагает разрушение определенной области мозга животного и наблюдение за особенностями его поведения, у человека метод применим во время нейрохирургических операций, ранений мозга.

Выделяют: необратимые нарушения (хирургическое удаление тех или других участков мозга, метод перерезки комиссур мозга, предложенный Р. Сперри), при которых полностью выподает функция и обратимые нарушения, которые связаны с временным отключением отдельного участка мозга с последующим восстановлением функций: охлаждение ниже 25 градусов приводит к прекращению активности нейронов (Н-р: метод Вада, предполагающий введение в сонную артерию особого препарата и отключение соответствующего полушария мозга).

2. Вторая группа методов (методы практической деятельности) – используют психологи, логопеды, детских невропатологи, педагоги.

Анализ профиля ММРI

Шкала L (лжи)

Утверждения, включенные в шкалу, касаются выполнения одоб­ряемых, но малосущественных норм поведения, которые фактически игнорируются подавляющим большинством людей.

Высокие значения

Испытуемый, демонстрирующий высокие значения поданной шкале, может:

- проявлять недостаточную откровенность, неискренне отвечает на вопросы;

- пытаться произвести благоприятное впечатление, придавая

- ответам социально одобряемый характер;

- демонстрировать строгое соблюдение социальных норм и пра­вильность поведения;

- плохо понимать мотивы своего поведения;

- настороженно относиться к тестированию.

- Примечание: при значении больше 70 Т-баллов по шкале L

результаты MMPI считаются недостоверными. Высокие результаты по данной шкале обычно сопровождаются утопленным профилем, низкими значениями по шкалам 4, 7, 8.

Низкие значения

Испытуемый, получивший низкое значение по шкале лжи:

- искренне отвечает на вопросы;

достаточно уверен в себе и независим, чтобы признавать свои

недостатки;

-характеризуется высоким уровнем образования, интеллекта и жизненного опыта.

Шкала F (валидности)

Утверждения, относящиеся к данной шкале, описывают необыч­ные мысли, желания и ощущения, явные психотические симптомы, существование которых не признается не только здоровыми, но даже больными людьми.

Высокие значения

Высокие значения (рис. 9) свидетельствуют о случайном или намеренном искажении результатов, которое может быть связано с тем, что испытуемый:

- сопротивляется процедуре тестирования путем случайного вы­бора ответов «как попало», постоянного выбора ответов «верно» (или «неверно»);

- симулирует психопатологические расстройства, притворяется больным, наговаривает на себя, преувеличивает тяжесть сво­его состояния, демонстрирует свои слабости, подчеркивает дефекты, трудности, болезненные симптомы, стремится вы­звать сочувствие, испытывает потребность в помощи;

- небрежно относится к тестированию;

- недостаточно внимателен в ответах;

- плохо понимает смысл утверждений по причине снижения интел­лектуальных возможностей, языкового барьера, чрезмерного эмоционального стресса, переутомления или заболевания, в том числе острого психотического состояния;

- испытывает недовольство ситуацией тестирования, выражает

- протест против обследования;

- характеризуется низкой конформностью, повышенной само­критичностью, упрямством, стремлением к противоречиям, нетерпеливостью, неупорядоченным поведением;

- находится в подростковом возрасте.

Примечание: если результат по шкале F превышает 80 Т-бал-лов, результат исследования следует считать недостоверным. Вы­сокие значения по шкале F могут приводить к общему повышению уровня профиля, особенно шкал 4, 6, 8. Очень высокие значения по шкале F могут быть вызваны техническими ошибками при обработ­ке результатов. При высоком значении по шкале F целесообразно обсуждение результатов с испытуемым с целью выяснения причин ошибок, также возможно повторное тестирование.

Низкие значения

Низкое значение по данной шкале свидетельствует о том, что испытуемый:

- отвечает на вопросы, как большинство людей, проявляет конформ­ность, следует общепринятым нормам и правилам поведения;

- характеризуется отсутствием внутренней напряженности и пси­хопатологических признаков.

Шкала К (коррекции)

Утверждения, включенные в шкалу К, касаются проблем, связанных с заболеваниями, несдержанностью, негативным отношением к окружа­ющим, затруднениями в общении, неуверенностью, неприятностями.

Высокие значения

Высокие значения

Высокие значения (рис. 10) по данной шкале свидетельствуют о том, что испытуемый:

- - характеризуется защитной реакцией на тестирование. Избегает

- излишней откровенности (скрытен), тщательно контролирует свои высказывания (сдержан), проявляет осторожность в ответах; отрицает наличие слабостей и недостатков, стремится смягчить

- болезненность состояния и остроту проблемы, скрыть затруд­нения в регуляции своего поведения и конфликты в межлично­стных отношениях;

- избегает критики окружающих, открытого отклоняющегося по­ведения, тесных эмоциональных отношений, характеризуется заторможенностью и стеснительностью;

- отвечает «неверно» на большинство пунктов.

Примечание: если значение по шкале К превышает 70 Т- бал­лов, результат исследования следует считать недостоверным. Высокие значения по шкале К могут приводить к утопленному

профилю.

Напомним, что результат, полученный по шкале К, добавляет­ся с целью коррекции к пяти и'з десяти базовых шкал в пропорции, соответствующей ее влиянию на каждую из этих шкал. Результаты,

полученные по остальным шкалам, не обнаруживают закономерных изменений в зависимости от результата по шкале К. :

Средние значения

Средние значения по шкале К говорят о том, что испытуемый легко адаптируется к социальному окружению, воспринимается как человек благоразумный и доброжелательный, отличается об­щительностью, адекватностью самооценки, уравновешенностью, рациональностью, способностью к лидерству.

Низкие значения

Испытуемый, продемонстрировавший низкое значение данной шкалы:

- сознает свои затруднения, преувеличивает свои проблемы, не скрывает слабостей, затруднений и психопатологических расстройств, выражает неудовлетворенность собой;

- критически относится к себе и окружающим, отличается резко­стью в общении, чрезмерной открытостью, откровенностью, уязвимостью в межличностных отношениях, недостаточной

- сдержанностью;

- отвечает «верно» на большинство пунктов.

5.1.4. Индекс F-K

В ряде руководств по MMPI в качестве показателя симуляции-диссимуляции используется так называемый индекс F-K. Этот индекс представляет собой разницу между сырыми баллами F и К. При высо­ком значении этого индекса делается вывод о том, что испытуемый пытается симулировать, преувеличивает свои проблемы, ищет по­мощи, ожидает внимания и жалости. Низкое значение этого индекса свидетельствует о том, что испытуемый чрезмерно защищается от раскрытия своих психологических особенностей, отрицает затрудне­ния, отказывается от сотрудничества. Однако во всех руководствах представлен неправильный диапазон нормы для этого индекса, что не позволяет правильно его использовать. Наиболее корректно было бы рассчитывать этот индекс как разность между значениями F и К, выраженными в Т-баллах. При этом диапазон, свидетельствующий о достоверности полученных результатов, будет располагаться от +20 до -20 Т-баллов.

Билет 7

Психометрические параметры психологических тестов и их использование при интерпретации результатов. Валидность экспериментальных психологических исследований. Приемы контроля влияния побочных переменных как способы повышения валидности

Психометрия (психометрические методы) — ис­следование количественных сторон, соотношений, ха­рактеристик психических процессов и явлений. Важ­нейшим признаком психометрии является стандарти­зация технологий измерения параметров динамики индивидуальных различий, эмпирических лимитов данного психического процесса. Психометрия направ­лена на создание психодиагностических методик, об­ладающих валидностью, надежностью и репрезента­тивностью. К психометрическим методам относится психологическое тестирование.

Тестирование — метод психологической диагно­стики, при котором используются стандартизирован­ные вопросы и задачи (тесты), имеющие определен­ную шкалу значений. Тестирование применяется в об­разовании при определении интеллектуальных и специальных способностей, уровня развития психо­физиологических свойств и качеств личности, в про­фессиональной сфере при отборе и определении профпригодности, профессиональной экспертизе и реабилитации, а также при профессиональном кон­сультировании.

Психометрические свойства теста - это свойства, обеспечивающие определенный стандарт качества для любой измерительной психодиагностической шкалы. Практически все современные авторы относят к числу П.С.Т. три свойства: надежность, валидность и репрезентативность. Некоторые авторы зачисляют в число свойств дискриминантность (способность теста различать испытуемых), некоторые – достоверность (способность теста сопротивляться искажениям).

По особенностям тестовых задач выделяют:

Вербальные тесты (словесные, тесты-опросники) — в таких тестах материал тестовых задач представлен в вербальной (словесной) форме. Вербальные тесты наиболее часто используются в психологии. Этот факт связан с рядом их явных достоинств:

· они просты в использовании и не требуют специальных навыков;

· позволяют за ограниченные сроки обследовать значительное число людей.

Вместе с тем, вербальные тесты обладают невысокой степенью достоверности: по формулировке вопроса или вариантов ответа часто можно предположить, зачем задается вопрос и к какому результату приведет выбор того или иного ответа.

Тесты-задания – они требуют выполнения определенных действий, т. е. заданий (например, собрать мозаику). В отличие от вербальных тестов, тесты-задания имеют правильный или конечный результат, выраженный в числовом (балловом значении).

Тесты-задания обычно используют для измерения уровня развития познавательных процессов (задания на память, внимание, интеллект).

Проективные тесты – они построены по принципу проекции, т. е. перенесении на внешние объекты своих внутренних переживаний.

Проективные тесты по форме выполнения можно объединить в несколько групп:

Ассоциативные тесты – в их основе лежит использование каких-либо психологических ассоциаций. К таким тестам можно отнести тест Роршаха, тест Люшера («цветовой тест») и т. п.

К таким тестам можно отнести тест Германа Роршаха— один из первых и основных проективных тестов, разработанный немецким психиатром Г. Роршахом в начале 20-х годов XX в..

Тест Люшера («цветовой тест») — предложен швейцарским психологом М. Люшером в 1948 г. В самом распространенном варианте материал представляет набор цветных карточек. Полный набор содержит 73 карточки 25-ти разных цветов, но чаще применяется неполный набор из восьми разноцветных карточек. Все они предъявляются одновременно на белом фоне, и клиенту предлагается расположить их в порядке предпочтения.

Существуют различные модификации теста Люшера и т. п.

Экспрессивные тесты — это тесты-рисунки. Испытуемые должны нарисовать какое-либо изображение (например, несуществующее животное или дом, дерево, человека). По характеру изображения, размеру, размещению рисунка на листе определяются различные психологические характеристики человека.

Интерпретационные тесты — направлены на интерпретацию какой-либо ситуации, представленной в виде картинок. Например, тест С. Розенцвейга позволяет выявить уровень агрессивность и тип поведения в конфликтах. Испытуемый должен рассмотреть потенциально конфликтную ситуацию и высказаться за одного из ее участников.

Валидность (от англ. valid — пригодный) — один из основных критериев качества теста. Валидность — это комплексная характеристика, вклю­чающая, с одной стороны, сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, а с другой стороны, какова ее действенность, эффективность, практическая полезность.

Проблема В. возникает в процессе разработки и практического применения теста, когда ставится задача установить соответствие между степенью выраженности интересующего свойства личности и методом его измерения. Чем валиднее тест, тем лучше отображается в нем то качество (свойство), ради измерения которого он создавался.

Достоверность - выражает также меру его устойчивости к фальсификации. Достоверность измеряется путем сравнения результатов по обычной инструкции и по инструкции на фальсификацию, или с помощью расчета корреляций между ответами на данный пункт и баллами испытуемых по специальной шкале лжи.

С понятием валидности связано понятие контроля. Под контролем понимается любое средство, используемое для исключения возможности снижения валидности исследования. На практике исследователь проверяет, какие факторы могут снизить валидность исследования и какие методы могут быть использованы для нейтрализации этих факторов.

Различают шесть основных методов контроля.

1. Одним из наиболее часто используемых методов контроля является проведение эксперимента с группой испытуемых, которые не подвержены влиянию исследуемой переменной и которые сравниваются с испытуемыми, подверженными этому влиянию.

2. При втором методе контроля контрольная группа не используется, но имеются две группы испытуемых, которые подвергаются воздействиям, различным по форме или интенсивности. Таким образом, каждая группа используется в качестве контрольной для другой. Вместо того, чтобы группу 1 подвергать воздействию, а группу 2 использовать в качестве контрольной, обе группы подвергаются воздействиям, различным по форме и интенсивности

3. Третий метод контроля – каждый испытуемый подвергается всем экспериментальным воздействиям. В данном случае вместо контрольной группы имеется только контрольное воздействие, то есть испытуемые служат для контроля самих себя. Данные эксперименты проводятся на одном испытуемом. Третий тип контроля используется в некоторых областях психологии, например, в исследованиях ощущений и восприятия.

4. Четвертый тип контроля – преобразование помех. Если факторы, которые мешают в эксперименте и влияют на результаты являются трудно устранимыми, то они могут рассматриваться экспериментатором как независимые переменные.

5. Пятый способ контроля – статистический контроль. Существуют специальные процедуры статистического контроля, которые осуществляются в основном на уровне данных.

6. Шестой метод контроля – метод повторения. Он заключается в повторном проведении эксперимента. Количество повторений определяется экспериментатором.

Повторение может быть непосредственным, то есть эксперимент повторяется без изменений. Но такой тип контроля используется редко, так как является примитивным. Напротив, если повторный эксперимент проводится на испытуемых различного типа или в нем используются различные операциональные определения теоретических понятий, то такой эксперимент может рассматриваться как эффективный метод контроля. Совпадение результатов первого и последующих экспериментов позволяет утверждать, что эксперименты взаимно подтверждаются.

Билет 8

Виды деятельности

Деятельность человека не только предельно сложна по содержанию и строению, но и крайне разнообразна в своих общих разновидностях и конкретных проявлениях. Традиционно принято считать, что основным делением деятельности на ее типы является дифференциация на трудовую, учебную и игровую деятельность:

  1. Трудовая деятельность – процесс активного изменения предметов природы, материальной и духовной жизни общества в целях удовлетворения потребностей человека и создания различных ценностей. Трудовая деятельность предполагает получение какого-либо общественно значимого продукта, результата, в отличие от учебной и игровой деятельности, где этот результат является не общественно, а индивидуально значимым и состоит в освоении субъектом социально выработанного опыта, знаний и т.д. для последующего осуществления трудовой деятельности.
  2. Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может быть организованным и осуществляться в специальных образовательных учреждениях. Оно может быть не организованным и происходить попутно, в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особенности учебной деятельности состоят в том, что она непосредственно служит средством психологического развития индивида.
  3. Игра – особый вид деятельности, в котором исторически закрепились типичные способы действия и взаимодействия людей. Результатом игровой деятельности не становится про-изводство какого-либо материального или идеального продукта. Тем не менее, игры имеют большое значение в жизни людей. Включение ребенка в игровую деятельность обеспечивает возможность овладения общественным опытом, накопленным человечеством, а также когнитивное, личностное и нравственное развитие ребенка. Особое значение имеет ролевая игра, в процессе которой ребенок принимает на себя роли взрослых и действует с предметами в соответствии с приписанными значениями. Механизм усвоения социальных ролей через ролевые игры обеспечивает возможность социализации личности. Специфическим признаком игровой деятельности является то, что главным ее мотивом выступает сам процесс деятельности, а не ее результат.

Указанные виды деятельности имеют разное значение для развития человека на разных этапах онтогенеза. Деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на определенном этапе онтогенетического развития, называется ведущей деятельностью.

Учебная деятельность – деятельность субъекта по овладению обобщенными способами учебных действий и саморазвитию в процессе решения учебных задач на основе внешнего контроля и оценки преподавателя, переходящих в самоконтроль и самооценку.

Особенности учебной деятельности, отличающие ее от других форм учения:

1) учебная деятельность специально направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач (т.е. происходит не стихийно);

2) в учебной деятельности осваиваются общие способы умственных действий (анализ, синтез, сравнение и т.д.) и научные, а не житейские понятия;

3) общие способы действия предваряют решение задач (прежде чем решить задачу, учащийся должен предварительно научиться анализировать ее условия, обобщать ранее усвоенный материал, т.е. владеть способами умственных действий);

4) учебная деятельность ведет к изменению в самом субъекте учения (обучаясь, человек совершенствует свои мышление, память, воображение, а не механически присваивает определенные ЗУНы);

5) изменение психических свойств и поведения обучающегося происходит в зависимости от результатов его собственных учебных действий, т.е. является актом саморазвития.

Характеристики учебной деятельности:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 947; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.90.40.84 (0.138 с.)