Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Системно-структурный анализ патологии психики.

Поиск

Синдромный, системно-структурный анализ – путь выявления общих звеньев (компонентов) в структуре различных психических функций.

3 основных подхода к проблеме патологии психики: 1. Измерительный подход – разница между нормой и патологией понимается как количественные (шкала Векслера). Важным явл понятие количественной нормы. 2. Оценочный подход – связан с соц-ми нормативами (пр. гомосексуализм раньше считался болезнью, сейчас - норма). Важно понятие - социальная норма. Анализ происходит через социальную оценку. 3. Структурный подход (с позиции изучения структуры психики) – рассматривает различие между нормой и патологией как различие в структуре психики. Патология – расстройство нормальной структуры психических функций как системное нарушение. Важно, к.обр нарушена структура психики. На 1ом плане – системно-структурная норма. Системный подход включает все 3 подхода к норме и патологии (как нарушена психика, каким образом). Системный подход опирается на следующие принципы: 1. уровневый анализ деятельности - высший уровень мотивации поведения, это формирование личности с определённой социальной ориентацией (ценности человека). 2. формирование у человека конкретной мотивации, важно соотносить субъективные моменты с объективными требованиями ситуации, для этого важно иметь объективный образ ситуации, т.к. на основе этого образа происходит выбор. 3. планирование и принятие решения – выбор и постановка цели. 4. регуляция принятого решения и выбор способа достижения.

Системное изучение патологии психики - (от греч. systema - составленное из частей, соединение), предполагает анализ психических явлений, когда соответствующее явление рассматривается как система, не сводимая к сумме своих элементов, обладающая структурой, а свойства элемента определяются его местом в структуре.

3. Анализ проективного рисунка.

Проективный рисунок может использоваться как в индивидуальной, так и в групповой работе.

 

Основная задача проективного рисунка состоит в выявлении и осознании трудно вербализуемых проблем и переживаний клиентов

сущность проективного рисунка. Управляя тематикой рисунков и направляя ее, можно добиться переключения внимания клиента, чтобы сконцентрировать его на конкретных значимых проблемах. Это особенно эффективно в детском возрасте при коррекции страхов методом рисуночной терапии.

Проективное рисование рассматривается некоторыми исследователями как вспомогательный метод в групповой работе.

Проективный рисунок позволяет:

- выявить и проработать страхи (особенно у детей);

- выявить и «проработать» затруднения в общении;

- разрешить эмоциональные проблемы и т.д.

Темы рисунков подбираются так, чтобы предоставить участникам возможность графически или рисунком выразить свои чувства и мысли. Этот метод позволяет работать с чувствами, которые клиент не осознает по тем или иным причинам.

Темы, предлагаемые для рисования, могут быть самыми разнообразными и касаться как индивидуальных, так и общегрупповых проблем.

Методики проективного рисования (классификация С. Кратохвила)

1. Свободное рисование (каждый рисует, что хочет). Рисунки выполняются индивидуально, а обсуждение происходит в группе. Тема задается или выбирается членами группы самостоятельно. На рисование выделяется 30 минут, затем рисунки вывешиваются, и начинается обсуждение. Сначала о рисунке высказываются члены группы, а потом автор.

2. Коммуникативное рисование. Группа разбивается на пары, у каждой пары свой лист бумаги, каждая пара совместно рисует на определенную тему, при этом, как правило, вербальные контакты исключаются, партнеры общаются с помощью образов, линий, красок. После окончания процесса рисования происходит его обсуждение. При этом разговор происходит о мыслях и чувствах по поводу процесса рисования, которые возникли у членов диад, и их отношение друг к другу.

3. Совместное рисование. Несколько человек (или вся группа) молча рисуют на одном листе (например, группу, ее развитие, настроение, атмосферу в группе и т.д.). По окончании рисования обсуждается участие каждого члена группы, характер его вклада и особенности взаимодействия с другими участниками в процессе рисования.

4. Дополняющее рисование. Рисунок посылается по кругу - один начинает рисовать, другой продолжает рисунок, добавляя что-либо, и т.д.

Порядок обсуждения рисунков:

1) Каждый член группы рассказывает свое видение того, что хотел изобразить автор на рисунке:

- как они понимают его замысел;

- что он хотел выразить;

- какие чувства вызывает рисунок.

2) Затем автор рисунка говорит о собственном замысле и о своем понимании рисунка.

Особый интерес представляют расхождения в понимании и интерпретации членов группы и рисовавших, которые могут быть обусловлены наличием в рисунке как неосознаваемых автором элементов, так и проекций проблем других участников.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 904; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.86 (0.007 с.)