Объект, предмет, задачи, проблемы и методы диагностики клинической психологии, категории клинической психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объект, предмет, задачи, проблемы и методы диагностики клинической психологии, категории клинической психологии



Клиническая психология – отрасль психологии, изучающая психологические особенности людей, страдающих различными заболеваниями, изучающая методы и способы диагностики психических отклонений, психокоррекционные способы помощи пациентам.

Предмет клинической психологии как научно-практической дисциплины:

  • Психические проявления различных расстройств.
  • Роль психики в возникновении, течении и предупреждении расстройств.
  • Влияние различных расстройств на психику.
  • Нарушения развития психики.
  • Разработка принципов и методов исследования в клинике.
  • Психотерапия, проведение и разработка методов.
  • Создание психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях.

Клинические психологи занимаются исследованием общепсихологических проблем, а также проблемы определения нормы и патологии, определением соотношения социального и биологического в человеке и роли сознательного и бессознательного, а также решением проблем развития и распада психики.

Объектом клинической психологии является человек с различными трудностями адаптации и самореализации, связанными не только с его физическим, но и социальным или духовным состоянием (Карвасарский Б.Д, 2002)

задачами которой является решение вопросов (как практических так и теоретических), относящихся к предупреждению, диагностике заболеваний и патологических состояний, а также к психокоррекционными формами воздействия на процесс выздоровления, реабилитации, решением различных экспериментальных вопросов и изучению воздействия различных психических факторов на форму и течение различных заболеваний.

История зарождения и становления клинической психологии

Термин «клиническая психология» был введён американским психологом Лайтнером Уитмером (1867—1956), узко определявшим его как изучение индивидов путём наблюдения или эксперимента с намерением произвести изменение.

Предпосылки возникновения клинической психологии были заложены психологическими исследованиями французских и русских психиатров конца XIX века. Во Франции эмпирическими исследованиями психологической тематики занимались Р. Рибо, И. Тэн, Ж.-М. Шарко, П. Жане. В России патопсихологические исследования вели С. С. Корсаков, И. А. Сикорский, В. М. Бехтерев, В. Х. Кандинский и другие психиатры. Первая психологическая лаборатория в нашей стране была основана В. М. Бехтеревым в 1885 г. при психиатрической клинике Казанского университета. В XX веке многочисленные исследования были проведены на базе Психоневрологического института им. Бехтерева.
Большую роль в становлении клинической психологии как науки сыграли идеи Л. С. Выготского, которые были в дальнейшем развиты в общей психологии его учениками и сотрудниками А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия, П. Я. Гальпериным, и другими. Развитию клинической психологии в России серьёзно способствовали такие выдающиеся отечественные деятели науки как В. П. Осипов, Г. Н. Вырубов, И. П. Павлов, В. Н. Мясищев. Значительный научный и организационных вклад в развитие клинической психологии в России в последние годы внёс ученик Мясищева Б. Д. Карвасарский.

Экспериментально-психологическое исследование: выбор диагностических методик, анализ полученных результатов, возможные выводы при дифференциальной диагностике аффективно-бредового синдрома при шизофрении или органическом поражении ЦНС.

Психологический эксперимент отличается трудоемкостью. Вовсе не каждого больного следует подвергать такому исследованию. Нужно выделить тех больных, с которыми целесообразно проводить такой эксперимент, и перед началом исследования сформулировать конкретные вопросы, возникающие у клинициста: 1) получение дополнительных данных для дифференциального диагноза; 2) оценка эффективности терапии; 3) оценка степени интеллектуального снижения во время экспертизы; 4) анализ дефекта или нарушения интеллектуальной деятельности при изучении новых, малоизвестных заболеваний. Признаки шизофрении: искажение процесса обобщения с легкостью актуализации латентных признаков; смысловые соскальзывания по случайным ассоциациям; разноплановость обобщений (резонерство). В таком случае могли бы быть использованы следующие методики: «пиктограмма», «придумывание 60 слов», «классификация», «выбор ценностей». Признаки органич поражения ЦНС: колебание умственной работоспособности, нарушение функций памяти и внимания, снижение интеллекта (конкретность мышления, затруднение абстрагирования, обстоятельность, склонность к детализации). В этом случае могли бы быть использованы следующие методики: «заучивания 10 слов», «воспроизведение рассказов», «пиктограмма», «отыскивание чисел». Выбор методик: (необходимо исследовать мышление, память, внимание, колебания умственной работоспособности): 1. таблицы Шульте (внимание, умств-я работоспособность), 2. запоминание 10 слов, пиктограммы (память + мышл-е), 3. классификации, искл-е 4-го, сравнение предметов (мышление). Выводы: Если на 1-ом плане нарушение мышления в виде искажения процессов обобщения, актуализация латентных признаков (маловероятных, н-р: окончание шм,), разноплановость обобщения (при проведении методики «исключение 4-го» больной приводит обобщения на свой вкус, предлагает несколько вариантов решения, не отдает предпочтение ни одному), формальность и отдаленность ассоциаций, резонерство (мудрствование), при сохранности интеллектуального уровня, функций памяти, внимания и умственной работоспособности делаем вывод, что все нарушения проходят в рамках Шизофрении. Если на 1-м плане выступает снижение интеллекта в виде конкретности мышления, недостаточности абстрагирования (ориентация больных на конкретные, второстепенные, внешние признаки предметов либо указывание предметов в ситуации) или при относительной сохранности уровня обобщения отмечается инертность мышления (больные не могут менять способ своей работы, изменить ход суждений - тугоподвижность интеллекта), обстоятельность - вязкость мышления (не могут определить предметы в одну группу и стремятся к уточнению), склонность к детализации. Если еще наблюдается нарушение памяти и внимания, колебания умственной работоспособности, то нарушения проходят в рамках Органического поражения ЦНС.

Билет 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 915; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.199.243 (0.007 с.)