Анализ результатов «пиктограммы». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ результатов «пиктограммы».



Была предложена А.Р. Лурия для изучения опосредованного запоминания. Испытуемому дают лист бумаги формата А4, карандаш и произносят текст инструкции: «Теперь мы проверим Вашу память. Вам будут названы слова и целые выражения, которые необходимо запомнить. Для того чтобы облегчить себе запоминание, на каждое слово нужно нарисовать рисунок, все равно какой, но так, чтобы он помог Вам вспомнить соответствующее слово. Качество рисунка не имеет никакого значения, важно лишь то, чтобы он помог Вам при запоминании. Не пишите ни слов, ни букв».

Испытуемому предъявляется следующий набор понятий:

1. веселый праздник;

2. тяжелая работа;

3. вкусный ужин;

4. болезнь;

5. печаль;

6. счастье;

7. любовь;

8. развитие;

9. разлука;

10. обман;

11. победа;

12. подвиг;

13. вражда;

14. справедливость;

15. сомнение;

16. дружба.

 

Однако стандартные наборы слов применять необязательно, их можно немного варьировать, т.е. сохраняя основной состав слов, заменять два или три из них. Если испытуемый жалуется на неумение рисовать, можно посоветовать рисовать, что полегче. Если испытуемый легко подбирает рисунки и сам рассказывает вслух экспериментатору, что он выбирает и как он собирается припоминать, экспериментатор молча ведет протокол. Протокол ведется по следующей схеме:

Заданные выражения Рисунок и объяснения испытуемого Воспроизведение спустя час
     

В процессе выполнения задания экспериментатор варьирует порядок задаваемых испытуемому слов: смотря по тому, легко ли он устанавливает связи, экспериментатор предлагает то более легкие, конкретные выражения («вкусный ужин», «тяжелая работа»), то более абстрактные, трудные («развитие», «сомнение», «справедливость»).

После того как испытуемый закончил выполнение задания, экспериментатор уточняет характер изображения, наличие индивидуальной значимости образа для испытуемого, фиксируя при этом разъяснения и замечания испытуемого. Затем листок с рисунками откладывают в сторону и спустя час предлагают испытуемому вспомнить заданные слова. Обязательно следует спросить, как удалось вспомнить слово, чем помог рисунок.

При интерпретации пиктограммы обращают внимание на то, доступна ли испытуемому обобщенная символизация слова, т.е. может ли он самостоятельно найти обобщенный опосредованный образ. При легкой умственной недостаточности испытуемый оказывается в состоянии нарисовать что-либо для конкретных понятий: для слова «болезнь»кровать; для слов «вкусный ужин»стол, тарелки. Но такие слова, как «справедливость», «сомнение», «развитие», остаются недоступными для опосредования. Учитываются факторы конкретностиабстрактности, формальностииндивидуальной значимости, стандартности – оригинальности и адекватности.

К конкретным образам относят рисунки, содержащие изображение конкретной ситуации (например, воин, идущий с гранатой навстречу танку на понятие «подвиг»). Атрибутивные образы выбираются по принципу принадлежности. Так, на понятие «веселый праздник» изображают флажок, салют, шарик и т.п. Здесь уже нет попытки изобразить ситуацию, связанную с ним. К метафорическим относят образы, где абстрактная ассоциация выражается через конкретный предмет. В большинстве случаев связь носит метафорический характер, в ее основе лежит литературный образ. Примерами таких образов служат зачеркнутые часы на понятие «счастье» («счастливые часов не наблюдают»), указательный палец и стрелка вокруг него на понятие «обман» («обвести вокруг пальца»).

Геометрические символы, отражающие пространственные характеристики или эмоциональный компонент понятия (стрелки, расходящиеся в сторону на понятие «разлука», ось симметрии на понятие «справедливость», знак «–» на понятие болезнь, темная штриховка на понятие «обман»), относят к абстрактным.

В индивидуально значимых образах реализуются проективные элементы метода. В этих образах испытуемые прямо говорят о своих интересах, желаниях, в них могут проецироваться актуальные переживания. Такие образы могут содержать изображения объектов, вызывающих у испытуемых воспоминание о конкретной ситуации из их индивидуального опыта, связанной с предложенным понятием, сцены с изображением самих испытуемых. Так, например, испытуемый говорит: «Вкусный ужин» – для меня на ужин годится только простокваша», «Веселый праздник» – у меня праздников не бывает», «Справедливость» – со мной поступили несправедливо» и т.п. Такая эгоцентричность восприятия наблюдается у эпилептиков и некоторых психопатов. В то же время и нормальным людям свойственна небольшая доля личной реакции, особенно на эмоционально значимые слова.

Множественные ассоциации в пиктограммах свидетельствует об обстоятельности мышления, склонности к детализации. Такие испытуемые рисуют излишне тщательно и медленно, возвращаясь к прежнему рисунку и подправляя его даже тогда, когда экспериментатор уже задал им следующее слово. Такие «возвращения» и стремление к ненужной тщательности рисунков также свидетельствуют об инертности психических процессов.

Психически здоровые люди устанавливают обычно разнообразные, но содержательные связи. Так, например, к выражению «веселый праздник» они могут нарисовать флаг или цветы; к слову «разлука» – конверт, паровоз или руку, размахивающую платочком; к слову «развитие» – диаграмму роста, растение или яйцо. Такие образы действительно могут служить средством припоминания заданного слова, они опосредуют его.

В некоторых случаях выхолощенность, бессодержательность ассоциаций достигают такой степени, что к разным словам испытуемые рисуют лишь черточки, галочки.

Последний критерий, по которому производится оценка результатов исследования, – это критерий запоминания. Сама методика была создана для исследования памяти. Особый интерес представляет сопоставление результатов исследования памяти с методами заучивания десяти слов и пиктограммы. Если испытуемый плохо заучивает 10 слов, но гораздо лучше вспоминает слова в пиктограмме, это свидетельствует об органической слабости памяти. Усвоение нового затруднено, но возможность содержательно опосредовать, логически связать материал помогает, поэтому с пиктограммой он справляется лучше.

Если же испытуемый легко усваивает 10 слов, но не может припомнить слова в пиктограмме, это свидетельствует о том, что опосредованные связи только мешают ему припоминать. Такое соотношение может наблюдаться у больных шизофренией с расстройством мышления и сохранностью формальных способностей усвоения нового. Некоторые выводы о памяти испытуемого можно делать и по тому, насколько точно он воспроизводит заданные слова (иногда воспроизводят лишь приблизительное содержание заданных слов).

Пиктограмму следует оценивать в целом, т.е. по общему характеру выбираемых образов, а не по отдельным ассоциациям. Так, например, абстрактные знаки и символы встречаются часто в пиктограммах совершенно здоровых людей.

Билет 8



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 3531; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.184.162 (0.006 с.)