Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Выявление диссимуляции при экспериментально-психологическом исследовании.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Диссимуляция -это сокрытие, или утаивание, психически больным проявлений своего болезненного состояния, собственных психических расстройств. Больные, диссимулирующие свое состояние, и больные с появляющейся критичностью по внешнему поведению могут быть похожи - они признают тот факт, что раньше были больны, строят планы на будущее. Но если больные с появляющейся истинной критичностью в экспериментально-психологическом исследовании стараются проявить максимум своих возможностей и одновременно достаточно адекватно их оценивают, то диссимулирующие больные стремятся обесценить исследование, проявляют недовольство по поводу его назначения, работают неохотно. Некритичные больные могут послушно выполнять экспериментальные задания, но при этом оценивать результаты и свои возможности в целом неадекватно Проведение психологического исследования в экспертной практике имеет свою специфику. Здесь очень большую роль играют наблюдение за поведением больного, оценка его старательности, быстроты вовлечения в работу, отношение к ошибкам, реакция на успех и неуспех (например, при грубых формах симуляции больной после похвалы может быть недоволен и резко снижает продуктивность в дальнейшем). Поскольку в экспертной практике почти всегда существует специфическое отношение больного к факту исследования, то одной из целей психологического эксперимента является выявление самого факта предвзятого отношения (установочное поведение), а также выяснение нарушений, которыми вызвана такая установка. Существуют определенные приемы и показатели, помогающие получать достоверные данные о больном. В частности, важным показателем является степень целенаправленности и устойчивости установки экспертного больного во время эксперимента. Чем более гибка тактика больного, чем тоньше он реагирует на нюансы поведения экспериментатора в ходе исследования («подстраивается» под него), тем более сохранна его психика. И наоборот, чем жестче установки, чем единообразнее реакции и демонстрируемые нарушения, чем больше больной проявляет удовлетворение, слыша негативную оценку своих результатов, тем более он снижен в интеллектуальном и личностном плане. Что касается самой процедуры экспертного исследования, то она тоже имеет ряд особенностей. Во-первых, если при обычном диагностическом исследовании вначале предъявляются относительно простые и нейтральные задания (запоминание слов, счет в уме), то в данном случае целесообразно начинать с более трудных заданий. В результате иногда при наличии установочного поведения больной хорошо выполняет трудные пробы, а следующие за ними более простые делает нарочно неверно. Во-вторых, для выявления истинного уровня психических расстройств бывает уместно изменить мотивировку задания (мыслительная проба подается как проба на утомляемость или восприятие), а следовательно, как бы «притупить бдительность» больного. В-третьих, необходимо сопоставить поведение больного в беседе, уровень его ориентировки в окружающей обстановке с реальными результатами эксперимента - при симуляции агравации (изначальное усиление имеющихся симптомов) может обнаружиться значительная разница. В этом же направлении необходимо анализировать и жалобы больного. Что касается программы исследования, подбора методик, то они осуществляются с учетом данных не только медицинского характера, но и социально-профессионального (квалификация, профессия, социально-бытовые условия его жизни). Такого рода информация собирается при изучении документации, а также во время бесед врача с больным и его родственниками. Полученная информация помогает сориентироваться в установках больного, определить тип внутренней картины болезни и прогнозировать его поведение. Билет 5 1. Личность и ее психологическая структура. Роль задатков, социальных условий и педагогических воздействий в формировании и развитии личности. Понятие личности является одним из ключевых в психологии.В научной психологии термины,обозначающие представителей человеческого вида,имеют несколько разное значение и указывают на разные функциональные признаки: • Человек -самое широкое понятие,обозначающее любого представителя виды homo sapiens. • Индивид обозначает конкретного представителя из вида homo sapiens. • Личность указывает на общественную сущность человека,т.к.может сформироваться только в социуме,приобретая характеристики,связанные с взаимодействием человека с миром людей:коммуникабельность,акцентуация характера,организаторские способности • Индивидуальность -единичное,уникальное проявление личности,характерные только для данного конкретного индивида (например,речь). Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. Структура личности: • Способности (понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности) • Темперамент (включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства) • Характер (содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей) • Волевые качества (охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей) • Эмоции (переживания) • Мотивация (побуждения к деятельности) • Социальные установки (убеждения и отношения людей) Направленность личности -интересы, идеалы, убеждения, мировоззрение. Теория личности А.Н.Леонтьева: По мнению А.Н.Леонтьева,«личность человека создается общественными отношениями».Личность,по его мнению, -это психологическое образование особого типа,порождаемое жизнью человека в обществе.Соподчинение различных деятельностей создает основание личности,формирование которой происходит в процессе социального развития (онтогенеза). Развитие личности предстает как процесс взаимодействий множества деятельностей,которые вступают между собой в иерархические отношения.Личность выступает как совокупность иерархических отношений деятельностей.«Эти иерархии деятельностей порождаются их собственным развитием,они-то и образуют ядро личности, -отмечает автор. Все это позволяет А.Н.Леонтьеву выделить три основных параметра личности: • широта связей человека с миром (посредством его деятельностей); • степень иерархизованности этих связей,преобразованные в иерархию мотивов-целей; • общая структура этих связей,точнее мотивов-целей. Процесс становления личности по А.Н.Леонтьеву есть процесс «становления связной системы личностных смыслов». ЛИЧНОСТЬ И ЕЁ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА. ЗАРУБЕЖНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ. Индивид – категория, указывающая на принадлежность человека к человеческому роду; акцентирует в человеке биологическое, но вовсе не исключает социальных составляющих, присущих роду человеческому. Субъект – указание на конкретного, живого, одушевленного носителя психологической феноменологии, деятельности и поведения. Личность – 1) человек, развивающийся в обществе и вступающий во взаимодействие и общение с другими людьми с помощью языка. 2) сознательный индивид, который свободно и ответственно проигрывает свою социальную роль (отец, мать, сын, рабочий и т.д.) и занимающий определенное положение/ статус в обществе. Психологическая структура личности – это целостная система, модель качеств и свойств, достаточно полно характеризующая психологические особенности личности (человека, индивида, субъекта). Психологическая структура личности: 1. Темперамент и характер 2. Способности и задатки 3. Направленность личности (интересы, склонности, мировоззрение) 4. «Я-концепция» – внутреннее «я» в человеке, на основе которого формируются - самооценка, само отношение, самоуправление, самообучение, самовоспитание 5. Особенности проявления всех остальных психических процессов и состояний. 6. Психический опыт личности Психоаналитическая теория З. Фрейда (1856–1939) представляет собой пример психодинамического подхода к изучению поведения человека, при котором считается, что поведение контролируют неосознаваемые психологические конфликты. С целью описания степени доступности психических процессов осознаванию Фрейд выделял три уровня сознания: сознание, предсознательное и бессознательное. В теории Фрейда личность человека включает в себя три структурных компонента: Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-Эго (Супер-Я). Ид, представляющее собой инстинктивное ядро личности, является примитивным, импульсивным и подчиняется принципу удовольствия. Ид использует рефлекторные реакции и первичные представления с целью получения немедленного удовлетворения инстинктивных побуждений. Эго представляет собой рациональную часть личности и руководствуется принципом реальности. Его задачей является разработка для индивидуума соответствующего плана действий, чтобы удовлетворять требованиям Ид в рамках ограничений социального мира и сознания индивидуума. Эту задачу Эго решает при помощи вторичных процессов представления. Супер-Эго, формирующееся последним в процессе развития личности, представляет собой ее моральную сторону. Супер-Эго состоит из двух структур – совести и Эго-идеала. Защитные механизмы: отрицание, подавление, рационализация, формирование реакции, проекция, интеллектуализация, замещение. Теория мотивации Фрейда основана на концепции инстинкта, определенного как врожденное состояние возбуждения, которое ищет разрядки. В теории психоанализа различают две категории инстинкта: инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос). Инстинкт имеет четыре основных параметра: источник, цель, объект и стимул. + открыл бесознательное; предложил метод для его изучения; предложил психотерапевтические методы. - минимизировал действие сознательного; преувеличивал значение либидо
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 1001; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.60 (0.007 с.) |