Нейропсихология: предмет, задачи, проблемы и методы исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нейропсихология: предмет, задачи, проблемы и методы исследования



Нейропсихология — отрасль психологической науки, возникшая на стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии, изучающая мозговые механизмы психических процессов на материале локальных поражений мозга, созданная в нашей стране работами А. Р. Лурия и его учеников, которые в течение 50 лет разрабатывали различные проблемы нейропсихологии.

Предмет нейропсихологии - мозговые структуры, участвующие в психических процессах, эмоциональных состояниях и личностных особенностях на материале локальных поражений головного мозга.

Объект нейропсихологии – головной мозг больного человека, пораженный в результате травм, кровоизлияний, раковых опухолей, наследственных аномалий.

Задачи нейропсихологии.

  1. Изучение изменения психических процессов при локальных поражениях мозга, что позволяет определить, какие мозговые структуры связаны с данной психической деятельностью.
  2. Проведение нейропсихологического анализа, что позволяет выявить общие структуры, участвующие в различных психических процессах.

3. Ранняя диагностика очаговых поражений мозга.

Методы нейропсихологии.

Выделяют 2 группы методов:

1. Первая группа методов (научные) -сравнительно – анатомический, раздражения и разрушения.

- Сравнительно – анатомический метод исследования разрешает выяснять зависимость способов жизни, поведения животных от особенностей строения их нервной системы, с помощью метода были выяснены принципы работы мозга, а также строение коры больших полушарий.

- Метод раздражения предполагает анализ особенностей ВПФ при воздействии на мозг. Выделяют: прямое раздражение, непрямое раздражение и раздражение отдельных нейронов.

1. Метод прямого раздражения - это непосредственное воздействие на отдельные участки коры с помощью электрического тока или механическими, химическими раздражителями (Н-р: в 1871 г. Фрич и Гитцик таким образом выделили моторные зоны коры у собак, Ч. Шерингтон (1903) провел опыты на обезьянах, В. Пенфилд впервые применял данный метод на человеке (1945).

Однако, метод имеет ограничения у человека. Поэтому появляется метод непрямом раздражении.

2. Метод непрямого раздражения или непрямой стимуляции коры - выявляет изменения электрической активности участков мозга при воздействии различных факторов (Н-р: метод вызванных потенциалов ВП, когда в ответ на определенное воздействие регистрируют изменения ритмов в спектре электроэнцефалограммы; микроэлектродный метод – вживление электродов в нейроны мозга для выявления их активности при различных воздействиях).

3. Метод разрушения (или выключения) - предполагает разрушение определенной области мозга животного и наблюдение за особенностями его поведения, у человека метод применим во время нейрохирургических операций, ранений мозга.

Выделяют: необратимые нарушения (хирургическое удаление тех или других участков мозга, метод перерезки комиссур мозга, предложенный Р. Сперри), при которых полностью выподает функция и обратимые нарушения, которые связаны с временным отключением отдельного участка мозга с последующим восстановлением функций: охлаждение ниже 25 градусов приводит к прекращению активности нейронов (Н-р: метод Вада, предполагающий введение в сонную артерию особого препарата и отключение соответствующего полушария мозга).

2. Вторая группа методов (методы практической деятельности) – используют психологи, логопеды, детских невропатологи, педагоги.

Анализ профиля ММРI

Шкала L (лжи)

Утверждения, включенные в шкалу, касаются выполнения одоб­ряемых, но малосущественных норм поведения, которые фактически игнорируются подавляющим большинством людей.

Высокие значения

Испытуемый, демонстрирующий высокие значения поданной шкале, может:

- проявлять недостаточную откровенность, неискренне отвечает на вопросы;

- пытаться произвести благоприятное впечатление, придавая

- ответам социально одобряемый характер;

- демонстрировать строгое соблюдение социальных норм и пра­вильность поведения;

- плохо понимать мотивы своего поведения;

- настороженно относиться к тестированию.

- Примечание: при значении больше 70 Т-баллов по шкале L

результаты MMPI считаются недостоверными. Высокие результаты по данной шкале обычно сопровождаются утопленным профилем, низкими значениями по шкалам 4, 7, 8.

Низкие значения

Испытуемый, получивший низкое значение по шкале лжи:

- искренне отвечает на вопросы;

достаточно уверен в себе и независим, чтобы признавать свои

недостатки;

-характеризуется высоким уровнем образования, интеллекта и жизненного опыта.

Шкала F (валидности)

Утверждения, относящиеся к данной шкале, описывают необыч­ные мысли, желания и ощущения, явные психотические симптомы, существование которых не признается не только здоровыми, но даже больными людьми.

Высокие значения

Высокие значения (рис. 9) свидетельствуют о случайном или намеренном искажении результатов, которое может быть связано с тем, что испытуемый:

- сопротивляется процедуре тестирования путем случайного вы­бора ответов «как попало», постоянного выбора ответов «верно» (или «неверно»);

- симулирует психопатологические расстройства, притворяется больным, наговаривает на себя, преувеличивает тяжесть сво­его состояния, демонстрирует свои слабости, подчеркивает дефекты, трудности, болезненные симптомы, стремится вы­звать сочувствие, испытывает потребность в помощи;

- небрежно относится к тестированию;

- недостаточно внимателен в ответах;

- плохо понимает смысл утверждений по причине снижения интел­лектуальных возможностей, языкового барьера, чрезмерного эмоционального стресса, переутомления или заболевания, в том числе острого психотического состояния;

- испытывает недовольство ситуацией тестирования, выражает

- протест против обследования;

- характеризуется низкой конформностью, повышенной само­критичностью, упрямством, стремлением к противоречиям, нетерпеливостью, неупорядоченным поведением;

- находится в подростковом возрасте.

Примечание: если результат по шкале F превышает 80 Т-бал-лов, результат исследования следует считать недостоверным. Вы­сокие значения по шкале F могут приводить к общему повышению уровня профиля, особенно шкал 4, 6, 8. Очень высокие значения по шкале F могут быть вызваны техническими ошибками при обработ­ке результатов. При высоком значении по шкале F целесообразно обсуждение результатов с испытуемым с целью выяснения причин ошибок, также возможно повторное тестирование.

Низкие значения

Низкое значение по данной шкале свидетельствует о том, что испытуемый:

- отвечает на вопросы, как большинство людей, проявляет конформ­ность, следует общепринятым нормам и правилам поведения;

- характеризуется отсутствием внутренней напряженности и пси­хопатологических признаков.

Шкала К (коррекции)

Утверждения, включенные в шкалу К, касаются проблем, связанных с заболеваниями, несдержанностью, негативным отношением к окружа­ющим, затруднениями в общении, неуверенностью, неприятностями.

Высокие значения

Высокие значения

Высокие значения (рис. 10) по данной шкале свидетельствуют о том, что испытуемый:

- - характеризуется защитной реакцией на тестирование. Избегает

- излишней откровенности (скрытен), тщательно контролирует свои высказывания (сдержан), проявляет осторожность в ответах; отрицает наличие слабостей и недостатков, стремится смягчить

- болезненность состояния и остроту проблемы, скрыть затруд­нения в регуляции своего поведения и конфликты в межлично­стных отношениях;

- избегает критики окружающих, открытого отклоняющегося по­ведения, тесных эмоциональных отношений, характеризуется заторможенностью и стеснительностью;

- отвечает «неверно» на большинство пунктов.

Примечание: если значение по шкале К превышает 70 Т- бал­лов, результат исследования следует считать недостоверным. Высокие значения по шкале К могут приводить к утопленному

профилю.

Напомним, что результат, полученный по шкале К, добавляет­ся с целью коррекции к пяти и'з десяти базовых шкал в пропорции, соответствующей ее влиянию на каждую из этих шкал. Результаты,

полученные по остальным шкалам, не обнаруживают закономерных изменений в зависимости от результата по шкале К. :

Средние значения

Средние значения по шкале К говорят о том, что испытуемый легко адаптируется к социальному окружению, воспринимается как человек благоразумный и доброжелательный, отличается об­щительностью, адекватностью самооценки, уравновешенностью, рациональностью, способностью к лидерству.

Низкие значения

Испытуемый, продемонстрировавший низкое значение данной шкалы:

- сознает свои затруднения, преувеличивает свои проблемы, не скрывает слабостей, затруднений и психопатологических расстройств, выражает неудовлетворенность собой;

- критически относится к себе и окружающим, отличается резко­стью в общении, чрезмерной открытостью, откровенностью, уязвимостью в межличностных отношениях, недостаточной

- сдержанностью;

- отвечает «верно» на большинство пунктов.

5.1.4. Индекс F-K

В ряде руководств по MMPI в качестве показателя симуляции-диссимуляции используется так называемый индекс F-K. Этот индекс представляет собой разницу между сырыми баллами F и К. При высо­ком значении этого индекса делается вывод о том, что испытуемый пытается симулировать, преувеличивает свои проблемы, ищет по­мощи, ожидает внимания и жалости. Низкое значение этого индекса свидетельствует о том, что испытуемый чрезмерно защищается от раскрытия своих психологических особенностей, отрицает затрудне­ния, отказывается от сотрудничества. Однако во всех руководствах представлен неправильный диапазон нормы для этого индекса, что не позволяет правильно его использовать. Наиболее корректно было бы рассчитывать этот индекс как разность между значениями F и К, выраженными в Т-баллах. При этом диапазон, свидетельствующий о достоверности полученных результатов, будет располагаться от +20 до -20 Т-баллов.

Билет 7

Психометрические параметры психологических тестов и их использование при интерпретации результатов. Валидность экспериментальных психологических исследований. Приемы контроля влияния побочных переменных как способы повышения валидности

Психометрия (психометрические методы) — ис­следование количественных сторон, соотношений, ха­рактеристик психических процессов и явлений. Важ­нейшим признаком психометрии является стандарти­зация технологий измерения параметров динамики индивидуальных различий, эмпирических лимитов данного психического процесса. Психометрия направ­лена на создание психодиагностических методик, об­ладающих валидностью, надежностью и репрезента­тивностью. К психометрическим методам относится психологическое тестирование.

Тестирование — метод психологической диагно­стики, при котором используются стандартизирован­ные вопросы и задачи (тесты), имеющие определен­ную шкалу значений. Тестирование применяется в об­разовании при определении интеллектуальных и специальных способностей, уровня развития психо­физиологических свойств и качеств личности, в про­фессиональной сфере при отборе и определении профпригодности, профессиональной экспертизе и реабилитации, а также при профессиональном кон­сультировании.

Психометрические свойства теста - это свойства, обеспечивающие определенный стандарт качества для любой измерительной психодиагностической шкалы. Практически все современные авторы относят к числу П.С.Т. три свойства: надежность, валидность и репрезентативность. Некоторые авторы зачисляют в число свойств дискриминантность (способность теста различать испытуемых), некоторые – достоверность (способность теста сопротивляться искажениям).

По особенностям тестовых задач выделяют:

Вербальные тесты (словесные, тесты-опросники) — в таких тестах материал тестовых задач представлен в вербальной (словесной) форме. Вербальные тесты наиболее часто используются в психологии. Этот факт связан с рядом их явных достоинств:

· они просты в использовании и не требуют специальных навыков;

· позволяют за ограниченные сроки обследовать значительное число людей.

Вместе с тем, вербальные тесты обладают невысокой степенью достоверности: по формулировке вопроса или вариантов ответа часто можно предположить, зачем задается вопрос и к какому результату приведет выбор того или иного ответа.

Тесты-задания – они требуют выполнения определенных действий, т. е. заданий (например, собрать мозаику). В отличие от вербальных тестов, тесты-задания имеют правильный или конечный результат, выраженный в числовом (балловом значении).

Тесты-задания обычно используют для измерения уровня развития познавательных процессов (задания на память, внимание, интеллект).

Проективные тесты – они построены по принципу проекции, т. е. перенесении на внешние объекты своих внутренних переживаний.

Проективные тесты по форме выполнения можно объединить в несколько групп:

Ассоциативные тесты – в их основе лежит использование каких-либо психологических ассоциаций. К таким тестам можно отнести тест Роршаха, тест Люшера («цветовой тест») и т. п.

К таким тестам можно отнести тест Германа Роршаха— один из первых и основных проективных тестов, разработанный немецким психиатром Г. Роршахом в начале 20-х годов XX в..

Тест Люшера («цветовой тест») — предложен швейцарским психологом М. Люшером в 1948 г. В самом распространенном варианте материал представляет набор цветных карточек. Полный набор содержит 73 карточки 25-ти разных цветов, но чаще применяется неполный набор из восьми разноцветных карточек. Все они предъявляются одновременно на белом фоне, и клиенту предлагается расположить их в порядке предпочтения.

Существуют различные модификации теста Люшера и т. п.

Экспрессивные тесты — это тесты-рисунки. Испытуемые должны нарисовать какое-либо изображение (например, несуществующее животное или дом, дерево, человека). По характеру изображения, размеру, размещению рисунка на листе определяются различные психологические характеристики человека.

Интерпретационные тесты — направлены на интерпретацию какой-либо ситуации, представленной в виде картинок. Например, тест С. Розенцвейга позволяет выявить уровень агрессивность и тип поведения в конфликтах. Испытуемый должен рассмотреть потенциально конфликтную ситуацию и высказаться за одного из ее участников.

Валидность (от англ. valid — пригодный) — один из основных критериев качества теста. Валидность — это комплексная характеристика, вклю­чающая, с одной стороны, сведения о том, пригодна ли методика для измерения того, для чего она была создана, а с другой стороны, какова ее действенность, эффективность, практическая полезность.

Проблема В. возникает в процессе разработки и практического применения теста, когда ставится задача установить соответствие между степенью выраженности интересующего свойства личности и методом его измерения. Чем валиднее тест, тем лучше отображается в нем то качество (свойство), ради измерения которого он создавался.

Достоверность - выражает также меру его устойчивости к фальсификации. Достоверность измеряется путем сравнения результатов по обычной инструкции и по инструкции на фальсификацию, или с помощью расчета корреляций между ответами на данный пункт и баллами испытуемых по специальной шкале лжи.

С понятием валидности связано понятие контроля. Под контролем понимается любое средство, используемое для исключения возможности снижения валидности исследования. На практике исследователь проверяет, какие факторы могут снизить валидность исследования и какие методы могут быть использованы для нейтрализации этих факторов.

Различают шесть основных методов контроля.

1. Одним из наиболее часто используемых методов контроля является проведение эксперимента с группой испытуемых, которые не подвержены влиянию исследуемой переменной и которые сравниваются с испытуемыми, подверженными этому влиянию.

2. При втором методе контроля контрольная группа не используется, но имеются две группы испытуемых, которые подвергаются воздействиям, различным по форме или интенсивности. Таким образом, каждая группа используется в качестве контрольной для другой. Вместо того, чтобы группу 1 подвергать воздействию, а группу 2 использовать в качестве контрольной, обе группы подвергаются воздействиям, различным по форме и интенсивности

3. Третий метод контроля – каждый испытуемый подвергается всем экспериментальным воздействиям. В данном случае вместо контрольной группы имеется только контрольное воздействие, то есть испытуемые служат для контроля самих себя. Данные эксперименты проводятся на одном испытуемом. Третий тип контроля используется в некоторых областях психологии, например, в исследованиях ощущений и восприятия.

4. Четвертый тип контроля – преобразование помех. Если факторы, которые мешают в эксперименте и влияют на результаты являются трудно устранимыми, то они могут рассматриваться экспериментатором как независимые переменные.

5. Пятый способ контроля – статистический контроль. Существуют специальные процедуры статистического контроля, которые осуществляются в основном на уровне данных.

6. Шестой метод контроля – метод повторения. Он заключается в повторном проведении эксперимента. Количество повторений определяется экспериментатором.

Повторение может быть непосредственным, то есть эксперимент повторяется без изменений. Но такой тип контроля используется редко, так как является примитивным. Напротив, если повторный эксперимент проводится на испытуемых различного типа или в нем используются различные операциональные определения теоретических понятий, то такой эксперимент может рассматриваться как эффективный метод контроля. Совпадение результатов первого и последующих экспериментов позволяет утверждать, что эксперименты взаимно подтверждаются.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 2050; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.244.216 (0.031 с.)