Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
На тему: «Общая психопатология»↑ Стр 1 из 14Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
На тему: «Общая психопатология»
Выполнил: Студент 3 курса 2 группы ДО Маштаков Алексей Алексеевич
Ростов-на-Дону
Содержание. 1. От авторов. 2. Общая психопатология в свете современной методологии диагностики психических заболеваний 3. Клинико-психопатологическое исследование в общей психопатологии 3.1. Некоторые общие положения 3.2. Методологические основы клинико-психопатологического метода исследования 3.3. Этапы клинико-психопатологического исследования 4. Роль и место личности в общей психопатологии 5. Психопатологические симптомы (психиатрическая семиотика) 5.1. Симптомы патологии ощущений, восприятия и представления 5.2. Симптомы патологии памяти 5.3. Патология внимания 5.4. Нарушения мышления, речи и интеллекта 5.5. Симптомы патологии эмоций 5.6.Симпомы патологии воли 5.7. Симтомы патологии сознания, самосознания и сна 6. Основные психопатологические синдромы 6.1. Позитивные психопатологические синдромы 6.2. Негативные (дефицитарные) психопатологические синдромы
От авторов Психиатрия занимает особое положение среди клинических дисциплин. Это определяется специфичностью её методов и объекта познания (больного субъекта- болезненно измененной психики человека) и необходимостью использования методик психофизиологического, психологического и социологического исследований. Но при этом психиатрия при всей своей социальной и социально-психологической направленности остается медицинской наукой, опирающейся на достижения общей патологии и тесно связанной с другими клиническими дисциплинами. Идет интеграция знаний психиатрии с другими клиническими дисциплинами, к примеру, психосоматическая медицина. Отсюда становится ясным, что совершенствование знаний семиотики психических заболеваний диктуется не только требованиями каждодневной психиатрической практики и необходимостью повышения качества подгоᴛᴏʙки специалисᴛᴏʙ, включая последипломное усовершенствование, но и подгоᴛᴏʙку врача широкой практики, семейного врача. В учебном пособии показаны роль и место общей психопатологии в диагностическом процессе, упорядочены и систематизированы сведения о семиотике психических заболеваний от симптомов до позитивных и негативных синдромов, личности и основных формах её патологии. Без нее невозможно изучение частной психиатрии, единство диагностического, терапевтического и социально- реабилитационного процессов в психиатрии. В пособии обобщен богатый опыт наших предшественников работавших на кафедре психиатрии Самарского (Куйбышевского) государственного медицинского университета (института), и наш личный многолетний клинический и педагогический опыт. Алгоритм диагностического процесса
В.Х. Васильченко выделял два вида диагноза болезни: диагноз узнавания и диагноз методический. Диагноз узнавания опирается на память, интуицию, на аналогию из своего прошлого опыта, из учебников, статей, монографий. Методический диагноз базируется на изучении всех характерных симптомов, симптомокомплекса, позитивных и негативных синдромов, синдромокинеза, синдромотаксиса, особенностей течения болезни в целом. Диагноз есть отражение наших знаний и умений на данном этапе науки. До сих пор остаются справедливыми слова С. П. Боткина: “Диагноз больного есть более или менее вероятная гипотеза, которую необходимо постоянно проверять... Могут появиться новые факты, которые могут изменить процесс или увеличить его вероятность”. Правильная диагностика это правильная терапия и социально-реабилитационный процесс в психиатрии. Овладение принципами диагностики профессиональный долг врача невозможно без овладения семиотикой психических болезней общей психопатологией психиатрической “азбукой”, которая является базисом диагностического процесса. Этапы диагностики схематично представлены в алгоритме диагностического процесса (табл. 2). Методологические основы клинико-психопатологического метода исследования Клинико-психопатологическое исследование должно основываться на определенных методологических принципах. Основным принципом для данного метода является общение. Эффективность обследования психически больного в значительной степени зависит от того, насколько оптимально врач построит ϶ᴛόᴛпроцесс во всех его звеньях. Общениеодин из видов человеческой деятельности, проявляющийся в форме психологического взаимодействия (межличностного контакта) людей друг с другом, в результате которого происходит обмен информацией познавательного и эмоционально- оценочного характера, формируется новая общность людей и регулируются их взаимоотношения . В любом общении выделяют две его функции: познавательную и регулирующую (поведение, отношения партнеров). Схема общения в простом виде представлена на рис. 1. СУБЪЕКТ 1 СУБЪЕКТ 2 Рис. 1 Эта схема подразумевает следующие положения: в процессе общения участвуют по меньшей мере два субъекта, они познают друг друга и в результате возникает их взаимодействие или как иначе говорят “общность” партнеров, проявляющаяся в появлении общих взглядов, интересов и установок на совместную деятельность. В структуре общения условно выделяются три его составляющие: коммуникация, перцепция и интеракция. Коммуникация это обмен информацией между партнерами по общению и её понимание ими. Перцепция это восприятие внешнего облика и поведения партнера по общению и анализ полученных данных, приводящих к взаимопониманию. Интеракция взаимодействие партнеров, направленное на организацию и осуществление совместной деятельности. Имея свои конкретные задачи, все три составляющие служат одной общей цели созданию общности партнеров . В процессе общения недопустима абсолютизация какой-либо одной составляющей. Все они одновременно присутствуют и используются партнерами по общению. Лишь исходя из сиюминутных задач, партнеры делают акцент на тех или иных сторонах общения. Коммуникации преследуют следующие основные цели: 1) побудительные (управленческие) разъяснение, убеждение, внушение, просьба, приказ; 2) информативные передача сведений, реальных или вымышленных; 3) экспрессивные передача сведений для возбуждения эмоциональных переживаний у партнера; 4) фактические установление или поддержание контакта. Средства передачи информации делятся так: 1) речь (устную и письменную) это основное средство коммуникации между людьми; 2) паралингвистические средства качество голоса партнера, диапазон, тональность и др.; 3) экстралингвистические плач, смех, темп речи, паузы; 4) кинетические жесты, мимика, пантомимика, отдельные действия; 5) пространственно-временные- взаиморасположение партнеров по общению, поступки, ᴄᴫᴏжные формы поведения, развернутые во времени и т. д.; 6) вещественно- знаковые продукты деятельности, творчество, в частности, художественное, литературное. Передача информации от партнера к партнеру может передаваться не непосредственно, а через её кодирование, т. е. зашифровывание смысла информации в знаковых системах, каковыми являются специальные профессиональные термины, сленг, жаргон, специальные жесты, шифр и т. д. Важно понимать - для успешной передачи и приема информации в данной ситуации необходимо её раскодирование (декодирование). Адресат поймет получаемую информацию только в том случае, если он знает код систему знаков, а проще, если он говорит с партнером на “общем языке”. Передача информации, её кодирование, прием и декодирование может осуществляться адресатом и адресантом по различным сенсорным каналам. Чаще всего используется слух и зрение, реже осязание и обоняние. Результатом коммуникации может быть передача информации или её блокада. Причиной блокады являются личностные особенности адресанта его особое психическое состояние (депрессия, ступор, подозрительность, мыслительные расстройства и др.), различие с адресатом в уровне культуры, жизненном опыте, ценностных ориентациях, социальном положении. Блокада коммуникации может произойти и из-за неадекватного использования средств передачи информации неправильного выбора самих средств, неправильного выбора сенсорного канала, неверное использование кода . В результате блокады информации возникает ситуация, известная в психологии общения как “диалог глухих” . В данном случае нарушается взаимопонимание и взаимодействие, а в результате блокады ᴨᴏᴛребности к общению возникает состояние фрустрационной напряженности, выражающееся в росте аффективности раздражительности, тревожности, а то и в явной агрессии (вербальной, моторной). Перцепция имеет свои специфические механизмы, которые сводятся к следующим процессам: идентификации, рефлексии, обособлению и моделированию. Идентификация психологическое отождествление себя с партнером по общению. Данный прием предоставляет возможность понять чувства другого человека, переживания, систему его личностных ценностей. Идентификация близка другому понятию, используемому в психологии общения,эмпатии. Согласно К. Роджерсу (1959), “быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохᴘẚʜᴇнием эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим... ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает”. Идентификация с партнером должна сочетаться с рефлексиейкритическким самоанализом человека, осознанием того, как он ведет себя, как воспринимается партнером, насколько правильно строит процесс общения, какие коррекции и в какие звенья его необходимо внести. Наряду с идентификацией, путем рефлексии, партнеры по общению всегда используют в той или иной степени механизм обособления. Обособлениеэто сопротивление партнера в полной идентификации себя с другим партнером по общению, психологическое отстаивание партнером своей природной и личностной сущности, непосредственное эмоциональное переживание себя как обособленную данность, как отдельное “Я”. Процесс моделирования включает в себя сознательное и неосознанное оценивание партнера по внешним паттернам поведения (речь, мимика, жесты, поступки и др.). Эти паттерны могут соответствовать знакомым стереотипам поведения, о которых человек слышал, читал или которые воспринимал ᴘẚʜᴇе в личном опыте общения. Тогда процесс общения обычно облегчается, учитывая, что партнер “узнаваем”, его личность моделируется, ᴇᴦᴏ поведение легко прогнозируется . В противоположном случае внешние паттерны, исходящие от партнера, незнакомы, процесс моделирования не оформляется, прогноз поведения партнера становится неопределенным . В данном случае необходимо активизировать процессы коммуникации и вышеперечисленные механизмы перцепции . В основе интеракции лежит установление в ходе общения различных видов взаимодействия между партнерами. Этими видами являются: содружество (сплоченность, доверительные отношения, согласие, партнерство), конкуренция, конфликт. Содружество стратегия установления положительных межличностных отношений между партнерами . В развитии отношений содружества между партнерами выделяют несколько этапов: 1) ориентирование в ситуации (“вхождение в контакт”), 2) сбор информации о партнере и формирование общих ценностных ориентиров, 3) взаимоадаптация совместное обсуждение проблем и закрепление позитивных межличностных отношений, 4) интериализация субъектами общения целей, установок, стереотипов поведения (совместный поиск решения проблем, установление “правил игры”), 5) превращение процесса общения в “общность”. Содружество достигается приемами так называемого “присоединения” к партнеру на трех уровнях: 1) физиологическом (жестами, позами, ритмом дыхания), 2) лингвистическом (использование речевых обороᴛᴏʙ, сленга, тональности речи партнера и т. д., 3) установочном (“присоединение к верованиям”) принятие и понимание его ценностно-ориентированных личностных образований. Содружество может включать несколько уровней: 1) уровень информационного единства в общении, 2) уровень ценностно-личностных взаимоотношений, 3) уровень согласованности поведения партнеров. Содружество обратимый процесс и зависит от действий каждого субъекта общения и от объективной ситуации. Конкуренция стратегия установления межличностных отношений, при которой партнеры по общению в условиях противоборства добиваются одних и тех же целей. Конкуренция имеет родственные связи с содружеством, учитывая, что конкурентное взаимодействие требует установления определенных правил поведения субъекᴛᴏʙ. Конфликтэто стратегия установления межличностных отношений, при которых происходит столкновение противоположно направленных целей, установок и поведения субъекᴛᴏʙ взаимодействия. Конфликт всегда формируется в конкретной конфликтной ситуации. Выделяют внутриличностный, межличностный и межгрупповой конфликты. Внутриличностный конфликт возникает у субъекта в случае противоречия между различными его мотивами, побуждениями, установками. Межличностный конфликт возникает между двумя и более субъектами общения. Межгрупповые конфликты формируются между отдельными группами субъекᴛᴏʙ. Причины конфликᴛᴏʙ могут лежать в коммуникативном процессе, перцептивных актах, а кроме того в неудачных попытках реализовать стратегию содружества или конкуренции. В ходе клинико-психопатологического исследования врач-психиатр и больной вступают в общение, которое, с одной стороны, имеет все вышеперечисленные характеристики этого процесса, а с другой несет вполне специфические черты. Общение врача-психиатра с психически больным следует отнести к особой форме человеческой деятельности . В данном случае общение является средством, способом организации и оптимизации клинико-психопатологического метода исследования душевнобольных. Общение “вплетено” (Каган М. С.) в предметную профессиональную деятельность врача-психиатра. Данный вид общения со стороны врача преследует вполне определенную цель определение у своего партнера по общению (пациента) наличия или отсутствия признаков психического расстройства. Со стороны пациента в зависимости от его психического состояния, наличия критической оценки здоровья в общении с врачом могут быть поставлены разные цели от совместного содружества для наиболее полного и точного выявления патологии и назначения адекватного лечения до сокрытия им симптомов, диссимуляции. Важно понимать - для реализации своих профессиональных целей врач всегда нацелен на содружество с пациентом. В ходе клинико-психопатологического исследования общение врача и пациента также несет две функции: познавательную и регулирующую, тесно взаимосвязанных друг с другом. Процесс познания врачом психики больного невозможен при постоянном проведении приемов, регулирующих поведение пациента. Врач должен так строить познавательный (диагностический) процесс, что в ходе общения с больным положительно влиять на ᴇᴦᴏ поведение, адаптировать его к ситуации общения, располагать его к своей личности, добиваясь через это большей откровенности пациента и большей его информативности. Схема общения в данном случае будет выглядеть следующим образом: Врач-психиатр -<•>- Пациент Не только врач познает пациента, но и пациент врача. Второе направление в общении от пациента к врачу будет во многом определяться не только личностью врача, но и в значительной степени психическим состоянием пациента. По этой причине в конечных результатах общения возможны самые различные варианты от установления полного взаимопонимания пациента с врачом, до абсолютного неприятия врача. Понять специфику клинико-психопатологического метода довольно ᴄᴫᴏжно, если не разобрать особенностей коммуникации, перцепции и интеракции, возникающих в ходе общения психиатра с психически больным. Формирование доверительных, содружественных отношений между пациентом и врачом происходит лирика пно. Решение задач одного этапа предоставляет возможность партнерам перейти на следующий этап развития взаимодействия. Первый этап ориентировочный (“вхождение в контакт”) крайне важный для диагностики в целом, ставит перед врачом и пациентом задачу получить максимум первичной информации о личностных особенностях и намерениях друг другу. С самого начала общения врач должен максимально умело использовать интеракционные приемы различные способы психологического присоединения к личности пациента для снятия его тревоги, напряженности, недоверчивости. Это в свою очередь должно активизировать коммуникативный процесс и создать максимальные условия для перцепции в данном случае для анализа и понимания первичной информации о психическом состоянии больного . В данном процессе совсем не льзя отводить больному пассивную роль. Врач, используя указанную тактику, через присоединение к пациенту, должен ненавязчиво, обеспечить ему, по возможности, реализацию тех же механизмов общения и в той же последовательности. Иначе пациент не получит правильную первичную информацию о враче, о его намерениях, о ситуации обследования. Больной “не поймет” врача и процесс общения, обследования будет прерван уже на этом этапе. Неудачи в общении на этом этапе могут быть двоякого рода. Неправильная тактика врача, в частности, чрезмерная активность его, подавление инициативы больного, неверно выбранные приемы присоединения, неадекватные для личности данного больного и для ситуации обследования, это субъективные ошибки в построении общения. Неудачи в общении с пациентом часто имеют и объективную причину особенности психической патологии, нарушающую или даже исключающую процесс общения. Неудачи, вызванные субъективными ошибками, допущенными врачом, устранимы путем совершенствования его профессионального мастерства. Затруднения в общении, связанные с характером психической патологии пациента, могут быть в ряде случаев преодолены сменой тактики общения со стороны врача. Например, побудительных на фактические, экспрессивные; переводом акцента на другие средства коммуникации с вербальных приемов на невербальные, кинестетические, пространственно-временные; в перцепции на большую эмпатичность в общении и рефлексии, с временным отказом от жесткого моделирования- непременного установления синдромальных и нозологических оценок на данном этапе обследования, удовлетворение симптоматическим его уровнем. Если смена тактики не приносит желаемых результаᴛᴏʙ, “вхождения в контакт” не происходит, то лучшим выходом из создавшейся ситуации будет не упорное стремление врача к продолжению диалога “во что бы то ни стало”, а временный перерыв в общении с больным. Лучше отменить обследование на некоторое непродолжительное время и прибегнуть к другим средствам. Сама пауза в обследовании может послужить для больного стимулом к общению с врачом. Такими стимулами могут быть и средовые факторы тактичное отношение к больному со стороны неврачебного персонала, обстановка в отделении, его интерьер, организация досуга больных, встречи его с родственниками и пр. Исходя из полученного объемна первичной информации о боль- ном, врач вправе назначить медикаментозное лечение, делающее поведение пациента более адекватным, а его самого более открытым для продолжения диалога, завершения ориентировочного этапа обследования и перехода к следующим. Второй этап установления содружества, партнерства между врачом и пациентом“с бор информации”. Врач ставит перед собой задачу получения максимума диагностической информации о жизни пациента, структуре его личности, о характере и развитии в динамике психической патологии. На этом этапе врач, используя в полной мере приемы присоединения, как механизмы укрепления интеракции, в коммуникации с пациентом переходит на реализацию побудительных (управленческих) целей, используя просьбы, разъяснение, внушение для получения анамнестических сведений. Из средств коммуникации между врачом и пациентом большое значение приобретает смысловое содержание речи . В перцептивном процессе обособление и моделирование. На этом этапе врач с помощью указанных приемов общения расширяет объем получаемой информации о больном (пациент о враче). Важно подчеркнуть, что жесткое следование врача указанной тактике на всем протяжении этапа было бы неверным и приводит к монотонности обследования, делает его утомительным для пациента, да и для врача. По этой причине со стороны психиатра будет вполне оправданным периодическая смена целей и средств коммуникации (побудительных целей на экспрессивные, вербальные средства на невербальные, кинестетические), перцепции (сознательное моделирование на эмпатийность), приемов “присоединения”. Такая тактика облегчает и реализацию следующего этапа. Третий этапэтап “взаимодействия” (равного содружества). Цель егосовместное обсуждение с больным проблем, связанных с его неадекватным поведением в прошлом и настоящем проблем госпитализации, лечения, его необходимости. На этом этапе врач проводит анализ самооценок больным его патологических переживаний отдельных симптомов и заболевания в целом, т. е. исследуется самосознание пациента, его критичность. Психиатр выясняет у больного и обсуждает с ним по меньшей мере три вопроса его отношение к своему состоянию, болезненное оно или здоровое; носят симптомы “физической” или “психический” характер; нуждается ли оно в лечении. Тактика общения при этом взаимное использование врачом и пациентом всех средств общения, учитывая, что это один из наиболее трудных и практически важных этапов установления содружества, от которого зависит будет ли пациент в дальнейшем еще более открытым для общения, поймет ли он необходимость дальнейшего диалога с врачом и доверительного сообщения ему более подробных сведений о своих переживаниях, даже глубоко интимного характера. Четвертый этап “интериализация целей общения”. Задачи, которые стоят перед врачом и пациентом на данном этапе совместный поиск решения проблем, связанных с заболеванием: по возможности окончательное определение вместе с больным характера болезни (“психическая” или “физическая”), наиболее оптимальных для него средств организации лечения (в диспансере, дневном или ночном стационаре, или в условиях больницы), методов лечения. Таким подходом между врачом я пациентом устанавливаются “правила игры”, которые позволяют с большей долей уверенности прогнозировать поведение пациента, досᴛᴏʙерность сообщаемой им информации. На этом этапе наблюдается активизация личности и поведения больного, значительное расширение используемых им целей, средств коммуникации. Ее код становится более адекватным и доступным для декодирования врачом . В перцепции пациент все чаще использует эмпатическое познание личности врача в тех пределах, какое возможно при данной патологии. Пациент стремится к общению с врачом, обсуждение с ним различных аспекᴛᴏʙ его жизни, болезни, организации лечения и тем самым создаются условия для получения наиболее полной информации о динамике психической патологии, закрепляется процесс моделирования диагноза. Пятый этап формирования содружества между врачом и пациентом превращение общения в “общность”. На этом этапе завершается окончательное осознание единства с врачом целей проводимого общения и перевод их в установочное, полностью неосознаваемое для пациента состояние (в его “установке”). Цели, мотивы, отражающие необходимость дальнейшего обследования и лечения, ставшие установкой больного, совпадают с изначальными целями врача. Этим достигается “общность” пациента с врачом, установление наиболее доверительных отношении между ними, касающихся вопросов дальнейшего обследований и организация лечения. Со стороны пациента активно используется широкий набор целей и средств коммуникации, из перцептивных приемов эмпирическое познание и неосознанное моделирование, из интерактивных механизмов малоосознаваемые или неосо- знаваемые способы присоединения. Повышается степень прогнозируемости поведения пациента в обследовании, лечении и реабилитационных мероприятий. Врачу необязательно на этом этапе применять весь широкий набор психологических механизмов общения. Например, в коммуникации достаточно использовать в основном побудительные цели, из средств коммуникации в основном смысловое содержание речи, в перцепции моделирование. Интерактивные приемы присоединения утрачивают изначальный управленческий смысл, используются непостоянно, лишь при необходимости стимуляции получения дополнительной диагностической информации от больного. Указанные этапы формирования содружества между врачом и психически больным не следует рассматривать как раз и навсегда заданную схему. Психиатру необходимо придерживаться этой схемы и.преобладающих методов общения. Но при этом нужно знать, что не всегда в общении с психически больным сотрудничество устанавливается в полной мере, т. е. проходит в своем развитии все пять этапов . В работе с больным, имеющим психотический характер психической патологии часто возможным является прохождение лишь 3 этапов интеракции: “ориентировочного”, “сбора информации” и этапа “взаимодействия” . В лучшем случае мастерство врача и характер психической патологии допускают в ходе обследования достижение четвертого этапа (уровень “ценностно-личностных взаимоотношений”). А в худших случаях содружество завершается на “ориентировочном” этапе или частично на этапе “сбора информации” (уровень “информационного единства”). Лишь при обследовании больных с пограничным уровнем психической патологии, возможно завершение формирования содружества на четвертом и пятом этапах (уровень “согласованности поведения партнеров”). Следует отметить и то обстоятельство, что все эти этапы и уровни содружества при клинико-психопатологическом обследовании носят динамический характер, т. е. возможно только приостановление в формировании доверительных отношений между врачом и пациентом на каком-либо этапе, но и разрушение уже достигнутого уровня и возврат к более раннему, более упрощенному этапу. Причиной этого могут быть ошибки в тактике врача или ухудшения в психическом состоянии пациента. Возможно и сочетание этих двух причин. Следствием же является нарушение процесса клинико-психопатологического исследования, сужение его диагностических возможностей . В подобных случаях врачу требуется все свое профессиональное мастерство и весь диапазон своих личностных качеств, чтобы путем использования различных составляющих звеньев общения, различных приемов, описанных выше, вернуть процесс формирования содружества на более высоком уровне. Симптомы патологии памяти Память психический процесс отражения, способность к фиксации (запоминанию), сохᴘẚʜᴇнию (ретенции) и воспроизведению (репродукции) прошлого опыта. Различают краткосрочную (кратковременную), долгосрочную (долговременную) и оперативную память. Выделяют виды памяти по участию анализаторов: зрительная, слуховая, двигательная, смешанная; по участию сигнальных систем: наглядно-образная и словесно-логическая; по механизму запоминания: механическая, смысловая; по степени вовлечения внимания и волевого усилия: непроизвольное запоминание и произвольное. Расстройства памяти могут касаться всех её основных компоненᴛᴏʙ (фиксации, ретенции, репродукции) и проявляются в дисмнезии (повышение, снижение и выпадение участков памяти) и парамнезии (искажение или извращение памяти). Гипермнезия кратковременное болезненное усиление непроизвольной репродукции, реже запоминания; встречается при лихорадочных состояниях, в гипнотическом и маниакальном состояниях. Гипомнезия болезненное ослабление запоминания настоящего или воспроизведения прошлых событий. Возникает так называемая “прорешливая память”, когда больной вспоминает не все, что должен был бы помнить, а наиболее сильные и яркие впечатления. Легкая степень гипомнезии проявляется слабостью воспроизведения дат, имен, терминов, цифр и т. п. Встречается при невротических, наркоманических, психоорганических синдромах, паралитическом и слабоумии. Амнезия отсутствие воспоминаний о пережитом, ограниченное тем или иным периодом времени, той или иной ситуации. Выделяют амнезии по отношению периода, подвергшегося амнезии, к периоду болезни (расстройству сознания); по нарушенной функции памяти, по динамике, по объекту амнезии. К первому варианту амнезии относятся ретроградная выпадение из памяти событий, предшествовавших острому периоду болезни; антероградная утрата воспоминаний на тот или иной период течения болезни; антероретроградная (тотальная) и конградная выпадение воспоминаний, полное или частичное, в период нарушенного сознания. Встречаются при травмах мозга, энцефалитах, при количественных и качественных расстройствах сознания различного происхождения. Амнезии по преимущественно нарушенной функции памяти: фиксационная резкое ослабление или отсутствие способности запоминания новой информации, текущих событий, является одним из основных признаков корсаковского амнестического синдрома анэкфория неспособность к произвольному воспоминанию без подсказки. По динамике амнезии делятся на: прогрессирующую распад памяти в соответствии с законом Рибо, от текущего ко все более давнему прошлому; стационарная, регрессирующая постепенно улучшается усвоение текущих событий и воспроизведение прошлого: ретардированная отставленная, запаздывающая, когда события выпадают из памяти не сразу, а спустя некоторое время после патологического состояния, Варианты амнезии по объекту: аффектогенная (кататимная) амнезия пробелы памяти после ярко выраженных аффективных неприятных и неприемлемых для личности впечатлений и событий; близко к ней истерическая амнезия, когда фрагментарно выпадает из памяти только неприемлемые для личности события; скотомизация, также очень близко к вышеописанным расстройствам, выпадение участков воспоминаний у лиц без истерической симптоматики. Чаще всего наблюдается при невротических реакциях, истерии и других психогенных заболеваниях. Парамнезии искаженные, извращенные воспоминания. Псевдоремиʜᴎϲценции перемещение воспоминаний во времени, события, имевшие место в другой период, переносятся на текущий период времени. Чаще всего носят замещающий характер, заполняя пробелы памяти, обусловленные фиксационной амнезией. Входят в состав корсаковского синдрома, частичной и тотальной деменции, псевдодеменции и пуэрилизма. Криптомнезии - искажение памяти, при котором ослабляются или исчезают различия между событиями личной жизни и событиями общественной жизни, увиденными во сне, прочитанными и т. п. Эхомнезии (редуплицирующая парамнезия Пика) обманы памяти, при которых имевшие место в жизни пациента события, факты, переживания предстают удвоенными, утроенными в воспоминаниях больного, нередко разбросанные во времени. Конфабуляции вымыслы, искаженные воспоминания о событиях, которых не было ни в период времени, о котором говорит больной, ни в прошлой его жизни. Различают замещающие конфабуляции вымыслы, которые заполняют провалы памяти, преимущественно обусловленные фиксационной амнезией; фантастические конфабуляцииискаженные воспоминания о невероятных фантастических событиях, якобы имевших место в отдаленном и недавнем прошлом, обусловленные бредовыми переживаниями, конфабулезом; паралитические конфабуляции, связанные также с мегаломаническим бредом в сочетании с нарастающим слабоумием; галлюцинаторные воспоминания Кальбаума (конкретная фанторемия) искаженные воспоминания, обусловленные галлюцинаторными переживаниями и перенесенные в прошлые переживания пациента; псевдогаллюцинаторные псевдовоспоминания В. X. Кандинского созданный воображением факт становится сразу же содержанием слуховых или зрительных псевдогаллюцинаций, которые представляют в сознании больного как воспоминания о реальном событии. Патология внимания Внимание способность к сосредоточению на каких-либо внешних или внутренних событиях, предметах или видах деятельности. Внимание способствует устойчивому повышению уровня сенсорной, интеллектуальной и двигательной активности, обеспечивающих продуктивность психической деятельности. Внимание не имеет своего, отдельного и специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой психической деятельности, к которой оно подключается. Выделяют активное (произвольное) и пассивное (непроизвольное), послепроизвольное внимание. Среди свойств внимания устойчивость, объем, переключаемость, направленность. К расстройствам внимания относят:
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.40.239 (0.015 с.) |