Актуальные проблемы криминалистики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Актуальные проблемы криминалистики



РОСТОВСКИЙ ФИЛИАЛ

кафедра уголовно-процессуального права

 

 

 

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КРИМИНАЛИСТИКИ

 

Учебно-методический комплекс

для студентов заочной формы обучения

по направлению подготовки 030900.68, уголовно-правовой профиль

магистерская программа

«Уголовное судопроизводство в Российской Федерации,

криминалистическое обеспечение производства по уголовным делам и

судебная экспертиза»

 

 

Ростов-на-Дону

2013

Автор:

Игнашин, В., И., кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовно-процессуального права Ростовского филиала ФГБОУ ВПО «РАП»

 

Рецензенты:

Денисенко, В., В., доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного права и процесса факультета экономики, управления и права ФГБОУ ВПО «РГУПС»

Серегина, Е., В., кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного права Ростовского филиала ФГБОУ ВПО «РАП»

 

 

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Актуальные проблемы криминалистики» составлен в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900. 68 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»).

Одобрен кафедрой уголовно-процессуального права Ростовского филиала Российской академии правосудия (протокол № ___от «___»___________2013г.).

Утвержден Учебно-методическим советом Ростовского филиала Российской академии правосудия (протокол № __ от __________ г.).

 

© Ростовский филиал Российская академия правосудия, 2013

© Игнашин, В., И., 2013

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение ……………………………………………………………………….4

2. Объем дисциплины и виды учебной работы ………………………………..6

3.Тематический план дисциплины………………………………………………6

4. Программа курса……………………………………………………………….7

5. Планы семинарских (практических) занятий ……………………..………..10

6. Методические рекомендации по изучению дисциплины и организации

самостоятельной работы магистров….…….......................................................22

7. Контрольные задания.……………………………………….………………..29

8. Примерная тематика магистерских диссертаций………………….………..30

9. Литература ……………………………………………………...…………….30

10. Вопросы для подготовки к зачету и экзамену..………………………..…. 32

ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «Актуальные проблемы криминалистики» является обязательной дисциплиной вариативной части профессионального цикла по направлению подготовки 030900.68 «Юриспруденция».

Она входит в раздел «М.2 Профессиональный цикл Вариативная часть» ФГОС ВПО по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «Магистр»), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2010 г. №1763.

Для изучения дисциплины необходимы компетенции, сформированные у обучающихся в результате освоения дисциплин ООП подготовки бакалавра.

Цели освоения учебной дисциплины «Актуальные проблемы криминалистики»:

- овладение теоретическими знаниями о наиболее дискуссионных проблемах криминалистической науки, законах ее развития, задачах; изучение общих и частных теорий;

- анализ проблем, возникающих на практике, и овладение навыками, необходимыми для решения этих проблем.

По окончанию изучения курса у обучающегося должно сформироваться криминалистическое мышление, необходимое для практической и теоретической деятельности, он должен получить глубокие теоретические знания, практические умения и навыки, необходимые для выявления, пресечения, расследования преступлений и иных правонарушений, кроме того, у обучающегося должна быть сформирована научная база для подготовки магистерской диссертации.

Задачей курса является изучение современного состояния криминалистической теории.

В результате освоения дисциплины магистры должны знать:

- современное состояние и перспективы развития науки криминалистики, современные методы обучения криминалистике,

- теоретические и методологические основы науки криминалистики, научный понятийный аппарат криминалистики, современные технико-криминалистические средства и методы, проблемы их применения, ведущиеся разработки в области криминалистической техники, тактику производства следственных действий, формы и методы организации раскрытия и расследования преступлений;

- методики раскрытия и расследования преступлений отдельных видов и групп;

уметь:

- выявлять актуальные проблемы криминалистики на современном этапе и разрабатывать пути их решения, применять полученные знания для преподавания криминалистики, применять современные технико-криминалистические средства и методы;

- правильно ставить вопросы, подлежащие разрешению, при назначении судебных экспертиз и предварительных исследований, анализировать и правильно оценивать содержание заключений эксперта (специалиста);

- использовать тактические приемы при производстве следственных действий и тактических операций;

- выявлять обстоятельства, способствующие совершению преступлений;

- планировать и осуществлять деятельность по предупреждению и профилактике правонарушений;

- выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения;

- разрабатывать методику расследования отдельных видов преступлений;

владеть:

- навыками подготовки научных работ по криминалистике, юридической терминологией;

- навыками работы с правовыми актами;

- навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности;

- навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики;

- навыками разрешения правовых проблем и коллизий;

- навыками реализации норм материального и процессуального права;

- навыками принятия необходимых мер по защите прав человека и гражданина;

- навыками применения технико-криминалистических средств и методов обнаружения, фиксации и изъятия следов и вещественных доказательств;

- тактикой и методикой расследования преступлений.

Учебная дисциплина «Актуальные проблемы криминалистики» способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «магистр»), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «14» декабря 2010 г. №1763, которыми должен обладать выпускник:

а) Общекультурные компетенции (ОК):

- осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявление нетерпимости к коррупционному поведению, уважительное отношение к праву и закону, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

- способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

- способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-3);

- компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом (ОК-5).

б) Профессиональные компетенции (ПК):

в правоприменительной деятельности:

- способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-2);

в правоохранительной деятельности:

- готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-3);

- способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления (ПК-4);

- способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-5);

- способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения (ПК-6);

в экспертно-консультационной деятельности:

- способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности (ПК-8);

в организационно-управленческой деятельности:

- способностью принимать оптимальные управленческие решения (ПК-9);

- способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10).

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Вид учебной работы (по учебному плану)   Количество зачетных единиц и часов по формам обучения
Очная форма обучения
Зачетные единицы - общая трудоемкость 3 з.е. - 108
Всего аудиторных занятий из них:  
Лекции  
Практические занятия  
Самостоятельная работа  
Форма итогового контроля зачет/экзамен

Тематический план

ПРОГРАММА КУРСА

В уголовном процессе

Понятие специальных познаний и технических средств в криминалистике и в уголовном судопроизводстве. Правовые основы, формы и пределы изучения и использования специальных познаний и технических средств в уголовном процессе в соответствии с УПК РФ. «Традиции» и «новации» использования специальных познаний в раскрытии и расследовании преступлений.

Юридические и криминалистические познания как область специальных знаний в уголовном процессе. О возможности проведения «юридических экспертиз» в уголовном судопроизводстве.

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

В уголовном процессе

Вопросы:

1. Понятие специальных познаний и технических средств в криминалистике и в уголовном судопроизводстве.

2. Правовые основы, формы и пределы изучения и использования специальных познаний и технических средств в уголовном процессе в соответствии с УПК РФ.

3. «Традиции» и «новации» использования специальных познаний в раскрытии и расследовании преступлений.

 

Рекомендуемая литература [1]

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации // Российская газета, 1993, 25 декабря.*

2. Уголовный кодекс Российской Федерации // Российская газета, 1996, 18 июня.*

3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // Российская газета, 2001, 22 декабря.*

Основная литература

1. Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г. Криминалистика: Учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Инфра-М, Норма, 2012.

2. Криминалистика: учебник / под ред. Н.П.Яблокова. - 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Юристъ, 2011.*

3. Россинская Е.Р. Криминалистика. Учебник. - М.: Инфра-М, Норма, 2012.

 

Дополнительная литература

1. Балашов Д.Н., Балашов Н.М., Маликов С.В. Криминалистика: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп.– М.: ИНФРА-М, 2010.

2. Бастрыкин А.И. Криминалистика. Техника, тактика, методика расследования преступлений. Научно-практическое пособие.- М.: Проспект, 2011.

3. Драпкин Л.Я. Криминалистика. Учебник.- М.: Проспект, 2011.

4. Ищенко Е.П. Криминалистика. Учебник.- М.: Волтерс Клувер, 2011.*

5. Криминалистика. Учебное пособие / под общ. ред. С.М. Колотушкина.- М.: Дашков и к, 2012.

6. Крылов И.Ф. Избранные труды по криминалистике / Сост., науч. Ред. А.И. Александров, В.В. Петров. – СПб.: Издательский дом С.–Петерб. гос. ун-та, Издательство юридического факультета С.-Петерб. гос. ун-та, 2006.*

7. Савельева М.В., Смушкин А.Б. Криминалистика. Учебник.- М.: Дашков и К, 2012.

8. Филиппов А.Г. Проблемы криминалистки. Избранные статьи. – М.: Издательство «Юрлитинформ», 2007.*

9. Эксархопуло А.А. Криминалистика. Учебник. – М.: Издательство Лема, 2009.

 

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ

(В ТОМ ЧИСЛЕ, В АКТИВНОЙ/ИНТЕРАКТИВНОЙ ФОРМЕ)

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

И ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МАГИСТРОВ

Криминалистика учит искусству изобличения лиц, совершивших преступления, с помощью системы специфических средств, приемов и методов. Криминалистика возникла в рамках уголовно-процессуального права как технико-тактическое направление и в дальнейшем выделилась в самостоятельную науку. Двойственная природа криминалистики заключается в том, что она, будучи правовой дисциплиной, широко использует специальные естественные и технические науки (химию, физику, медицину, логику и др.).

Криминалистика — это наука о закономерностях механизма преступления, а также деятельность по его раскрытию и расследованию с целью установления истины по уголовному делу и предупреждению преступлений.

Источниками криминалистики являются: закон, практика (следственная, судебная, экспертная) и наука.

Система криминалистики - единый комплекс взаимосвязанных разделов и частей, которые выделены на определенных основаниях и внутри которых имеются связи между элементами их содержания. Система криминалистики состоит из четырех разделов:

1) общая теория криминалистики;

2) криминалистическая техника;

3) криминалистическая тактика;

4) криминалистическая методика (методика расследования отдельных видов преступлений).

Необходимо раскрыть содержание каждого раздела. Каждая часть содержит основные блоки проблем, изложенных в соответствующих темах курса.

Общая теория криминалистики система её мировоззренческих принципов, теоретических концепций, категорий, понятий и определений, а также методов и связей, отражающих в своей совокупности весь предмет криминалистики, его внутренние и внешние связи.

В 1970 г. попытка конструирования общей теории криминалистикибыла впервые предпринята Р.С. Белкиным. Его концепция была развита в работах «Курс советской криминалистики» и в специальной монографии «Общая теория советской криминалистики» (Саратов, 1986).

К основным элементам общей теории криминалистикиможно отнести:

- учение о предмете криминалистики, ее задачах, целях, принципах, месте криминалистики в системе научного знания, понятие и содержание общей теории;

- учение о закономерностях механизма преступления в аспекте криминалистики;

- учение о закономерностях возникновения информации о преступлении и преступнике, о закономерностях собирания, исследования и использования доказательств;

- познание названных объективных закономерностей осуществляется в рамках частных криминалистических теорий, которые в этом плане также составляют часть О.т.к.

В их число входят:

- учения о криминалистической идентификации, идентификационных признаках;

- учения о криминалистической и экспертной диагностике;

- учения о криминалистическом прогнозировании, о временных связях и отношениях;

- учение о языке криминалистики;

- учение о методах криминалистики и методах практической деятельности по борьбе с преступностью;

- систематика криминалистическая.

Надлежит обратить внимание на общую и специальные задачи криминалистики.

Методы криминалистики представляют собой способы решения задач криминалистики. Магистры должны уяснить общие и специальные методы криминалистики (собственно криминалистические методы и специальные методы других наук).

Необходимо понять место криминалистики в системе юридических наук. Как соотносятся криминалистика и уголовное право. Изучить взаимодействие криминалистики с науками уголовного процесса, криминологией, этикой, административным правом, уголовно-исполнительного правом, психологией, судебной медициной, судебной химией и другими общественными и естественными науками.

Криминалистическая техника – система научных положений, технических средств, приёмов и методов, предназначенных для собирания, исследования и использования доказательств, а также для предупреждения преступлений применяемых в целях эффективного расследования и предупреждения преступлений.

Данный раздел состоит из двух частей. Первая - общая часть, содержит общие положения криминалистической техники, такие как понятие, система, методы криминалистической техники, описываются различные виды технических средств, рассматриваются понятие, основа и содержание криминалистической регистрации, а также нетрадиционных средств получения криминалистически значимой информации. Вторая - особенная часть, содержит отдельные отрасли данной области криминалистики (судебную фотографию, трасологию, криминалистическую баллистику, судебное почерковедение и автороведение и др.).

Классификацию криминалистических средств производят по следующим основаниям:

- по возникновению криминалистических средств (созданные и используемые только в криминалистической практике и средства, заимствованные из других областей науки и техники);

- по целевому назначению (средства для обнаружения, фиксации и изъятия доказательств и средства исследования вещественных доказательств, применяемые при производстве экспертизы);

- по виду средств (приборы, аппаратура и оборудование, инструменты и приспособления, принадлежности и материалы, комплекты научно-технических средств).

Необходимо дать перечень криминалистической техники, используемой для обнаружения (средства освещения, поисковые приборы, оптические приборы, химические вещества-реагенты, физические вещества) и фиксации (фотографические средства, средства измерения, инструменты для изъятия и упаковки вещественных доказательств, материалы для изготовления слепков и копий). Необходимо уделить внимание и графическим способам фиксации.

Кроме того, надо обратить внимание на нормативные акты, регулирующие использование криминалистической техники в следственной и оперативно-розыскной деятельности. Условия применения криминалистических средств и методов разделяются на две группы: социальные и естественно-технические предпосылки допустимости применения и правомерность применения.

Назначение криминалистических маркеров — оставить на преступнике в момент совершения им преступления трудносмываемые, хорошо заметные для окружающих отметины, которые облегчают его розыск «по горячим следам» и последующее изобличение. Криминалистические маркеры разделяют на две группы: маркеры для нанесения меток и маркеры для блокировки объектов (активные и пассивные маркеры).

Успешная подготовка магистров к практическим занятиям по разделу «Криминалистическая техника» предполагает систематическое самостоятельное изучение магистрами учебной и монографической литературы, рекомендуемой к каждой теме. С целью приобретения навыков работы с криминалистической техникой в процессе самостоятельной подготовки к практическим занятиям магистры могут пользоваться научно-техническими средствами, имеющимися в криминалистическом кабинете кафедры, отрабатывать отдельные приемы работы с ними под руководством преподавателя.

Криминалистическая тактика – система тактических рекомендаций и научных положений, применяемых при организации, планировании предварительного и судебного следствия и при исследовании доказательств; а также система тактических приемов проведения отдельных следственных и судебных (процессуальных) действий.

Система криминалистической тактики включает в себя общую и особенную части. В общей части (в общих положениях) содержатся: учение о криминалистической версии, планировании расследования, тактическом приёме, тактической операции и тактической комбинации, учение о розыске, принципы взаимодействия субъектов доказывания. В особенной части рассматривается тактика проведения отдельных процессуальных действий, таких как следственный осмотр; допрос потерпевшего, свидетеля, подозреваемого, обвиняемого; обыск и выемка; следственный эксперимент; опознание и т. д.

Источниками криминалистической тактики являются:

- достижения гуманитарных и естественных наук (например, науки уголовного процесса, судебной психологии);

- следственная практика;

- положения других разделов науки криминалистики.

Магистр должен показать связь криминалистической тактики с другими разделами криминалистики, с уголовным процессом, с логикой, с судебной психологией.

Тактический прием — это наиболее рациональный способ действия, который избирает следователь (дознаватель, оперативный работник, судья) с учетом конкретной следственной ситуации, направленный на повышение эффективности расследования в целом.

Виды тактических приемов необходимо рассматривать с точки зрения правовой регламентации:

- прямо предусмотренные уголовно-процессуальным законом и обязательные для исполнения;

- предусмотренные законом, но их применение не обязательно и за­висит от усмотрения следователя;

- приемы, не предусмотренные законом.

Классификацию тактических приемов производят в зависимости от науки, которая явилась основой для формирования тактического приема; в зависимости от сложности их выполнения.

Обратите внимание на условия применения тактического приема (допустимость):

- непротиворечие нормам уголовно-процессуального права;

- соблюдение морально-этических правил;

- научная обоснованность;

- безопасность;

- доступность;

- экономичность;

- целесообразность.

Следует разобраться с понятиями «тактическая комбинация», «тактическая операция», «тактическая рекомендация».

Магистр должен уяснить, что криминалистическая версия — это обоснованное предположение об обстоятельствах, имеющих значение для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений, установление истины по уголовному делу, выдвинутое следователем или другим уполномоченным лицом. Следует разобраться в значении криминалистических версий при раскрытии и расследовании преступлений.

Необходимо сформулировать отличие криминалистической версии от частной гипотезы.

Магистры должны произвести классификацию криминалистических версий по:

- субъекту выдвижения версий;

- объему (кругу объясняемых фактов);

- степени определенности;

- времени построения;

- отношению к предмету доказывания.

Основанием для построения версий может служить информация, полученная из процессуальных и непроцессуальных источников. Необходимо выдвигать столько версий, сколько позволяют факты конкретного происшествия. С появлением новых фактов могут возникать и новые версии. Выдвинутые версии должны быть конкретными. Если остаются невыясненными какие-либо факты, то должны выдвигаться дополнительные версии. При построении версий используются приемы: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия. При выдвижении версий следует уделить внимание интуиции.

Правила проверки версий: все версии проверяются как равноценные; не увлекаться одной, наиболее вероятной версией; проверять версии одновременно; каждую версию необходимо подкреплять или опровергать доказательствами.

Планирование расследования — это творческий мыслительный процесс, который осуществляет следователь по поводу своей организационной работы. Надо раскрыть принципы планирования расследования: реальность, динамичность, конкретность, индивидуальность.

Необходимо разобраться в содержании планирования и раскрыть его элементы. Виды планирования: производство конкретного следственного действия; расследование по отдельному уголовному делу; по нескольким уголовным делам, которые находятся в производстве следователя.

Магистры должны получить представление о формах планов: по версиям, по многоэпизодным делам, по лицам. Необходимо уяснить содержание плана отдельного следственного действия. При расследовании многоэпизодных дел, кроме планов, применяют вспомогательную документацию (например схемы преступных связей подозреваемых, карточки на обвиняемых, схемы- «шахматки»). Надо иметь представление о содержании вспомогательной документации.

Семинарские занятия по криминалистической тактике необходимо строить так, чтобы магистр находился в условиях максимально приближенных к практике и, выполняя задание, делал все так, как это делает следователь.

Вот почему на семинарских занятиях по темам тактики расследования преступлений, кроме ответов на проверочные вопросы, решения следственных задач необходимо широко применять инсценировки и тактические деловые игры, построенные на материале, взятом из следственной практики, с использованием видеозаписи. Затем преподавателю провести детальный разбор итогов игры с указанием положительных и негативных действий магистров.

Некоторые задачи целесообразно решать, используя метод «мозговой атаки» (например, задача по теме: «тактика осмотра места происшествия»; задача по теме: «тактика допроса обвиняемого»).

Ввиду того, что по каждой теме криминалистической тактики дано по несколько задач, преподаватели имеют возможность выбрать из них для заданий с магистрами наиболее подходящие казусы, исходя из уровня их теоретических знаний (дневное или заочное обучение), а так же обращаться к тем задачам, по которым вопросы недостаточно подробно освещены в лекциях.

Опыт показывает, что целеустремленно и живо занятия проводятся тогда, когда магистры обсуждают сразу несколько вариантов решений одной задачи. В этом случае преподавателю предоставляется возможность сравнить предложенные решения, отметить их положительные и отрицательные стороны. После выступления магистров итог решения задачи должен подвести преподаватель.

На семинарских занятиях отрабатывается умение: провести криминалистический анализ конкретных ситуаций, возникающих в практике работы следователей. Так как все задачи составлены по материалам конкретных уголовных дел, по которым изменены только фамилии и места преступлений.

На семинарских занятиях уместны дискуссии, обмен мнениями, анализ допускаемых на практике нарушений. Преподаватель может на основе своих знаний и опыта смоделировать практическую ситуацию и предложить магистрам попробовать найти правильное решение.

Криминалистическая методика – система научных положений, технических средств, тактических приёмов и методических рекомендаций, применяемых при расследовании и предупреждении отдельных видов преступлений.

Данный раздел, как и предыдущие, состоит из двух частей: общих положений и частных методик расследования преступлений. Общие положения представляют собой теоретические основы криминалистической методики, которые охватывают фундаментальные вопросы данного раздела. А именно: анализируются общие вопросы (общие положения) методики расследования, рассматриваются понятие и содержание криминалистической характеристики преступлений, следственных ситуаций, а также общие методики решения ряда типичных для различных категорий дел задач (методика исследования алиби, методика выявления и разоблачения инсценировки и ряд других методик этого же типа). Частные методики расследования преступлений представляют собой научно обоснованные руководства по наиболее целесообразной организации раскрытия, расследования и предотвращения отдельных видов или групп преступлений.

Источниками криминалистической методики являются:

- нормы уголовного и уголовно-процессуального права;

- практика раскрытия, расследования и предотвращения преступлений;

- научные знания первых трех разделов криминалистики и других отраслей наук (например, логики, психологии).

Магистрам надо разобраться в принципах, учитываемых при разработке частных криминалистических методик: строгое и неуклонное соблюдение законности; плановость расследования; этапность методик расследования.

Классификацию методик расследования преступлений производят по следующим основаниям:

- в зависимости от отношения к уголовному закону (типичные и особенные);

- по объему (полные и сокращенные);

- в зависимости от количества видов преступлений (комплексные и конкретные);

- по форме (разрабатываются в виде практических и методических пособий, учебников, монографий, диссертационных исследова­ний и других научных работ).

При изучении частных методик расследования того или иного вида преступлений магистру необходимо получить знания:

- о способе совершения того или иного вида преступлений, механизме следообразования, личности типичного преступника и типичной жертвы преступления, о типичных обстоятельствах, способствовавших совершению и сокрытию преступлений данного вида, а также других сведениях, составляющих содержание видовой криминалистической характеристики;

- о наиболее эффективных средствах и рекомендациях расследования, методах их использования;

- об особенностях организации расследования — планировании этого процесса, типичных следственных версиях, действиях следователя в типичных следственных ситуациях, на стадии возбуждения уголовного дела, первоначальном и последующем этапах расследования, а также использовании тех или иных специальных познаний, содействии населения, средств массовой информации и т. п.;

- о путях и способах предупреждения аналогичных преступлений.

Следственная ситуация представляет собой конкретную обстановку, в которой происходит расследование. Она всегда статична на определенный момент времени. Следственную ситуацию учитывают при планировании расследования преступлений, при выдвижении криминалистических версий, при подготовке и проведении следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий.

На следственную ситуацию влияют субъективные и объективные факторы, и магистр должен их раскрыть.

Классификацию следственных ситуаций требуется произвести по следующим основаниям:

- относится ли ситуация к отдельному преступлению или виду преступлений;

- по степени информационной определенности;

- в зависимости от совпадения целей участников расследования;

- по значению следственной ситуации для процесса расследования.

Взаимодействие следователя с органом дознания (экспертным подразделением) представляет собой основанную на законе или подзаконных актах их согласованную деятельность с целью наиболее эффективного выполнения задач уголовного судопроизводства.

Правовую основу взаимодействия составляют: уголовно-процессуальное законодательство, Закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности»; нормативные акты МВД РФ.

Необходимо раскрыть принципы взаимодействия: законность; непрерывность; плановость; знание всеми его участниками возможностей каждой из взаимодействующих сторон; организующую роль и ответственность следователя за своевременное и качественное расследование преступлений; самостоятельность органов дознания в выборе средств и методов оперативно-розыскной деятельности.

Следует рассмотреть формы взаимодействия: процессуальные и организационные. Важное значение при взаимодействии имеет социально-психологическая совместимость, которая является важным условием бесконфликтной ситуации между следователем, оперативным работником и экспертом-криминалистом и представляет собой профессиональные и морально-психологические качества.

В криминалистике под общественностью понимают общественные организации и отдельных граждан, оказывающих помощь органам дознания и следствию в предупреждении и расследовании преступлений.

Магистры должны раскрыть формы участия общественности в расследовании и предупреждении преступлений:

- привлечение представителей общественности к непосредственному участию в проведении следственных действий;

- проведение общественностью (следователем с участием общественности) действий, не имеющих процессуального характера;

- получение следователем информации о противоправных действиях и лицах, их совершивших, о местонахождении документов и вещественных доказательств от общественных организаций и отдельных граждан.

Основной задачей практических занятий по разделу «Методика расследования отдельных видов преступлений» является достижение магистрами способности самостоятельно решать задачи раскрытия и расследования отдельных видов преступлений на практике.

Цель практических занятий — проверка умения магистров комплексно применять знания по криминалистической технике, криминалистической тактике и криминалистической методике расследования преступлений при анализе исходной следственной информации; выдвигать следственные и розыскные версии, определять предмет доказывания, планировать первоначальные и последующие следственные действия, составлять планы допросов и осуществлять взаимодействие между правоохранительными органами и общественностью.

Практические занятия включают в себя опрос магистров по контрольным вопросам темы и самостоятельное выполнение ими заданий при решении ситуационных задач.

Выполняя задания магистры:

- углубляют и закрепляют теоретические знания, полученные на лекциях;

- приобретают научные знания путем работы с научными материалами;

- формируют практические навыки использования криминалистических средств и приемов.

Магистры должны самостоятельно составлять криминалистические акты, делать обобщения судебной практики, давать оценку по материалам архивных и опубликованных уголовных дел, писать проекты постановлений органов прокуратуры и внутренних дел.

В условиях аудитории достаточно эффективны для усвоения методики расследования отдельных видов преступлений задания по конкретным примерам решения задач в форме критики выполненных следователем действий и составленных протоколов.

Задачи на критическую оценку примеров из практики построены с таким расчетом, чтобы содержащиеся в этих примерах недочеты и ошибки, которые обучаемый должен обнаружить, не были грубыми и очевидными. Обнаружив недочеты или ошибку в анализируемом примере, магистр должен указать, как следует поступить правильно.

Устные групповые дискуссии целесообразно сочетать с системой докладов и реферированием наиболее сложных проблем криминалистической методики. При освещении криминалистической проблематики следует избегать общих рассуждении, к чему участники дискуссий иногда склонны. Криминалистический профессионализм юриста предполагает конкретность, на основе, прежде всего, практического и статистического материала, умения разрабатывать четкие рекомендации.

Полное и аргументированное изложение ответов в письменной форме на теоретические вопросы по методике расследования отдельных видов преступлений, решение ситуационных задач и правильное выполнение заданий предполагают обязательную проработку рекомендуемой литературы и следование методическим указаниям. В ходе самоподготовки магистр должен изучить конспект лекций, соответствующие теме параграфы учебника и дополнительную литературу. Кроме того, обязательно используются законодательные акты, а также материалы следственной и судебной практики.

Теоретические вопросы, ситуационные задачи и следственные упражнения по методике расследования отдельных видов преступлений, которые включены в сборник задач, дают возможность всесторонне, полно и объективно проверить и оценить теоретические знания магистра; практические навыки и готовность осуществлять деятельность по раскрытию и расследованию преступлений.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1032; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.89.70.161 (0.15 с.)