Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел I. Введение в криминалистику↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основные цели дисциплины Планы семинаров, практических занятий и самостоятельной работы разработаны для специальностей 030501.65 Юриспруденция и 030505.65 Правоохранительная деятельность на основе рабочей учебной программы по дисциплине «Криминалистика» по специальностям: 030501.65 Юриспруденция, 030505.65 Правоохранительная деятельность и 080105.65 Финансы и кредит. Планы определяют общий объем криминалистических знаний, умений и навыков, которыми должен обладать выпускник юридического вуза системы МВД России, структуру и содержание данной учебной дисциплины. В планах семинаров, практических занятий и самостоятельной работы содержится перечень тем, последовательность их изучения и содержание всех видов учебных занятий с учетом бюджета времени, установленного рабочим учебным планом, приведены рекомендации курсантам по изучению дисциплины «Криминалистика». Цель преподавания учебной дисциплины «Криминалистика» объемом 460 часов заключается в формировании у обучающихся исходных теоретических знаний, общего системного представления о криминалистике, ее основных понятиях и категориях, и на основе этого – приобретении знаний, умений и навыков, связанных с использованием криминалистических средств и методов собирания, исследования и использования доказательств при раскрытии, расследовании и предотвращении преступлений. Мировоззренческие задачи Изучение дисциплины «Криминалистика» призвано выработать у обучающихся представления о функционировании правоохранительных органов как системы, включающей в себя в качестве элементов деятельность, в том числе, следователя, эксперта и специалиста. В результате изучения дисциплины обучающиеся должны иметь представление: — об истории развития криминалистики; — о современном состоянии и перспективах развития криминалистики; — о наиболее важных в практическом отношении частных научных теориях криминалистики; знать: — основные положения общей теории криминалистики, криминалистические понятия и категории, положения и рекомендации криминалистической техники, тактики, методики раскрытия и расследования отдельных видов и групп преступлений; — основы криминалистической теории организации раскрытия и расследования преступлений, формы и методы организации расследования; уметь: — осуществлять предварительную проверку заявлений о преступлениях, анализ и оценку оперативно-розыскной информации, а также исходных следственных ситуаций; — применять научно-технические средства и методы для получения и использования информации о преступлении и его участниках; — устанавливать, исходя из материальной обстановки на месте происшествия, способ действий преступника и сведения о его личности, эффективно использовать криминалистически значимую информацию в установлении правонарушителя и доказывании его причастности к совершению преступления; — правильно ставить вопросы, подлежащие разрешению, при назначении судебных экспертиз и предварительных специальных исследований; — использовать в процессе расследования преступлений оперативно-справочные, криминалистические, розыскные и иные формы учетов; — использовать тактические приемы при проведении следственных действий и тактических операций; иметь навыки: — обоснования и принятия процессуальных и тактических решений; — организации работы следственно-оперативной группы на месте происшествия, руководства ее деятельностью; — использования помощи общественности и средств массовой информации в раскрытии и расследовании преступлений; — раскрытия и расследования преступлений всех видов и групп. Содержание планов отражает современный уровень науки криминалистики, ее связь с другими науками, передовой опыт следственных и экспертно-криминалистических аппаратов МВД России, а также многолетний опыт преподавания дисциплины «Криминалистика» в высших учебных заведениях системы МВД России. С учетом того, что преподавание дисциплины «Криминалистика» Основными видами занятий по криминалистике являются лекции, семинары, практические занятия и учения. При изучении тем дисциплины курсанту необходимо выяснить из настоящих планов вид занятий, учебные (контрольные) вопросы, задания для работы в часы самостоятельной подготовки при подготовке к занятию. При этом обучающийся руководствуется перечнем основных и дополнительных источников, предложенных для изучения. Изучение дисциплины осуществляется в течение четвертого, пятого и шестого учебных семестров. Изучение дисциплины в четвертом семестре завершается сдачей зачета. Изучение дисциплины в пятом и шестом семестрах завершается сдачей экзаменов.
Рекомендации по видам занятий По прослушиванию лекций. Лекции призваны помогать курсантам По самостоятельной подготовке. Непременными условиями успешного усвоения учебного материала являются глубокая проработка обучающимися рекомендованных к изучению нормативных актов, учебной и научной литературы, а также постоянное взаимодействие с преподавателем кафедры для своевременного разрешения возникающих вопросов, особенно в часы, отведенные для самостоятельной работы (в том числе в рамках текущих консультаций). В ходе самостоятельной работы при изучении тем раздела «Криминалистическая техника» курсанты также выполняют задания в рабочих тетрадях. В целях самоконтроля качества усвоения тематического материала разделов «Криминалистическая тактика», «Криминалистические вопросы организации деятельности по раскрытию и расследованию преступлений», Рабочие тетради систематически сдаются для проверки преподавателю. Курсант, отсутствующий по каким-либо причинам на занятии, должен отработать теоретическую часть и выполнить соответствующие задания в часы самоподготовки. По подготовке к семинарам. Семинары имеют целью закрепление учебного материала. Они могут проводиться в форме заслушивания ответов курсантов на поставленные вопросы, обсуждения рефератов, проведения дискуссий по определенным вопросам. Эффективность данного вида занятия зависит от хорошо организованной самоподготовки курсантов. По подготовке к практическим занятиям. Практические занятия проводятся в учебных группах двумя преподавателями по специально разработанной фабуле. На практическом занятии предусматривается рассмотрение контрольных вопросов (их объем зависит от наличия по данной теме семинара). В ходе проведения практического занятия курсанты решают ряд практических заданий и задач. Цель указанного вида занятия заключается в том, чтобы сформировать определенные практические навыки и умения правоохранительной и правоприменительной деятельности. Это может быть достигнуто лишь на основе хорошего знания содержания рекомендованных программой нормативных правовых актов, научной и учебной литературы. По проведению консультаций. При изучении дисциплины курсанты могут воспользоваться консультацией преподавателя. Плановые консультации проводятся преподавателями в соответствии с кафедральным графиком. По подготовке к экзамену (зачету). Целью экзамена является осуществление контроля успеваемости обучающихся по итогам изучения дисциплины «Криминалистика» (целью зачета — осуществление промежуточного контроля по данной дисциплине). При подготовке к экзамену курсант должен использовать основные и дополнительные источники, предложенные кафедрой в планах семинаров и практических занятий. Одновременно могут быть изучены иные источники, находящиеся в общей (учебный и научный фонды, читальный зал) и специальной библиотеке, а также возможности справочно-информационного центра. В учебном фонде подлежат изучению учебники и наглядные пособия. В научном фонде подлежат изучению авторефераты диссертационных исследований, содержащих разработку актуальных вопросов в области расследования отдельных видов преступлений. Здесь же необходимо обратить внимание на монографии, научно-практические, учебные и учебно-методические пособия, а также комментарии к действующему законодательству. В читальном зале подлежат изучению периодические издания, а именно журналы: «Российский следователь», «Следователь», «Уголовное судопроизводство», «Уголовный процесс», «Судебная экспертиза», «Вестник криминалистики», «Прокурорская практика» и др. Перед сдачей экзамена курсант должен выполнить все задания в рабочих тетрадях (тетрадях для лабораторных работ) и защитить их на оценку. Курсант, не выполнивший задания и не защитивший их, к сдаче экзамена не допускается. В планах семинаров, практических занятий и самостоятельной работы используется следующее сокращение: СЗ РФ — Собрание законодательства Российской Федерации. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Рекомендуемые источники Основные источники Аверьянова Т. В., Белкин Р. С., Корухов Ю. Г. и др.Криминалистика. — М., 2008. Криминалистика / под ред. А. Г. Филиппова. — М., 2008. Криминалистика / под ред. Е. П. Ищенко. — М., 2008. Криминалистика / под ред. Д. Н. Балашова, Н. М. Балашова, С. В. Маликова. — М., 2009. Колдин В. Я. Судебная идентификация: учебное пособие для судей, следователей, прокуроров, лиц, производящих дознание, защитников, экспертов, специалистов, студентов и аспирантов. — М., 2002. Дополнительные источники Арешонков В. В. Этапы развития теории криминалистической идентификации // Совершенствование следственной и экспертной практики. — Омск, 2008. Вещественные доказательства: информационные технологии процессуального доказывания / под общ. ред. В. Я. Колдина. — М., 2002. Сулейманов Р. Ш. О субъектах криминалистической идентификации // Проблемы управления, организации, расследования преступлений в связи с изменениями уголовно-процессуального законодательства. — М., 2008. Содержание заданий, подлежащих выполнению Задание 1. Ознакомиться с узлами и механизмами пленочного фотоаппарата типа «Зенит» и цифровых фотоаппаратов «Canon», «Sony». Задание 2. Осмотреть и проверить исправность пленочного фотоаппарата типа «Зенит» и цифровых фотоаппаратов «Canon», «Sony». Задание 3. Изучить порядок работы с пленочной камерой: установка выдержки, счетчика кадров, работа со шкалой диафрагм и глубины резкости. Задание 4. Изучить порядок работы с цифровым фотоаппаратом «Canon», «Sony» и возможные режимы съемки («AUTO», «Портрет», «Ночной сюжет», «Длительная выдержка», «Съемка панорам», «Пейзаж», «Короткая выдержка», «Видео», «Макро», творческие режимы; изучить влияние степени разрешения и сжатия на количество и качество снимков; изучить влияние режимов настройки цветовых оттенков («Баланс белого») на качество фотоснимков). Задание 5. Занести полученные данные в рабочие тетради.
Методические указания для курсантов по подготовке Следует особое внимание обратить на возможности творческих режимов цифровых камер, а также на функции «Портрет», «Макро». Необходимо помнить, что знание основ «пленочной» фотографии является залогом понимания процессов фотосъемки вообще.
Материальное обеспечение 1. Пленочные фотоаппараты «Зенит» 15 шт. 2. Описание (паспорт) пленочного фотоаппарата «Зенит» 15 шт. 3. Цифровые фотоаппараты «Canon», «Sony» 15 шт. 4. Описание (паспорт) цифровых фотоаппаратов «Canon», «Sony» 15 шт. 5. Объективы (телескопический, широкоугольный) по 2 шт. Задание для самостоятельной работы Изучить основные понятия, связанные с цифровой фототехникой и методами ее работы, в рабочей тетради дать их определения.
Практическое занятие 4часа Контрольные вопросы 1. Приемы и методы съемки на месте происшествия. 2. Правила опознавательной (сигналетической) фотосъемки живых лиц и трупов.
Содержание заданий, подлежащих выполнению Задание 1. На открытой местности (улица, двор, сквер) на имитированном месте происшествия (кража со взломом из магазина, гаража и др.) произвести: а) ориентирующую фотосъемку способом круговой (4-5 кадров) или линейной (4-5 кадров) панорамы; б) обзорную фотосъемку; в) узловую фотосъемку; г) детальную фотосъемку масштабным способом. Задание 2. Произвести опознавательную фотосъемку живого лица и «трупа». Методические указания для курсантов по подготовке Следует обратить внимание на необходимость проверки фототехники, правильный выбор режимов съемки, композиции кадра и учет освещения. Материальное обеспечение 1. Цифровые фотоаппараты «Canon», «Sony» 15 шт. 2. Описание (паспорт) цифрового фотоаппарата «Canon», «Sony» 15 шт. 3. Масштабные линейки 15 шт. 4. Орудия взлома (стамески, ломики и др.) 15 шт. 5. Осветители 2 шт. 6. Компьютеры 2 шт. 7. Манекены 2 шт.
Задание для самостоятельной работы В рабочей тетради указать основные режимы фотоаппарата «Canon».
Практическое занятие 4 часа Контрольные вопросы 1. Порядок изготовления панорамных фотоизображений. 2. Порядок изготовления опознавательных (сигналетических) фотоизображений. 3. Правила оформления фототаблиц.
Содержание заданий, подлежащих выполнению Задание 1. Изготовить фотографии форматом 9 х 12 см с цифровых носителей информации, полученных на предыдущем занятии: а) ориентирующих фотоснимков, выполненных способом круговой б) обзорного фотоснимка; в) узлового фотоснимка; г) детального фотоснимка. Задание 2. Изготовить фотографии «живого лица» форматом 6 х 9 см с цифровых носителей информации, полученных на том же занятии. Задание 3. Изготовить фотографии «трупа» в положении анфас, правый и левый профили форматом 4 х 6 см с цифровых носителей информации, полученных на предыдущем занятии. Задание 4. Оформить фототаблицу в рабочей тетради и сдать на проверку преподавателю. Методические указания для курсантов по подготовке Необходимо изучить правила оформления фототаблиц и основы работы на компьютере по их выполнению. Особое внимание курсантов следует обратить на соблюдение форматов кадра и требований по фотопечати опознавательных фотоснимков. Материальное обеспечение Компьютеры, принтеры лазерные, бумага, клей, ножницы, фоторезаки, кисточки для клея, линейки, лента-скотч, учебная печать, мастичная подушка. Примечание: образцы выполненных практических заданий имеются в методическом кабинете кафедры криминалистики.
Задание для самостоятельной работы В рабочих тетрадях завершить оформление фототаблиц и сдать задание на проверку преподавателю в установленный им срок.
Практическое занятие 2 часа
Содержание заданий, подлежащих выполнению Задание 1. Решение ситуационных задач. Задание 2. Решение задач на ЭВМ. Методические указания для курсантов по подготовке к практическому Необходимо проанализировать пройденный материал, отраженный в рабочих тетрадях. При подготовке следует использовать также материалы лекций и учебной литературы.
Задание для самостоятельной работы В рабочих тетрадях описать основные характеристики негативных и позитивных материалов.
Рекомендуемые источники Основные источники Аверьянова Т. В., Белкин Р. С., Корухов Ю. Г. Криминалистика. — М., 2008. Вагурина М. В., Волобуев Е. А., Егоров Н. Н. Криминалистическая фотография, киносъемка и видеозапись: учебное пособие. — М., 2005. Криминалистическая видеозапись: учебное пособие / под общ. ред. Криминалистика / под ред. Д. Н. Балашова, Н. М. Балашова, Судебная фотография: учебник для вузов / под ред. А. Е. Егорова. — СПб., 2005. Дополнительные источники Асмаков С. Цифровое фото без ПК // Компьютерпресс. — 2006. — № 8. Заика А. А. Цифровое фото и ретушь в Photoshop CS3. — СПб., 2007. Муленков Д. В. Значение цифровой фотографии как дополнительного средства фиксации при производстве отдельных следственных действий // Подходы к решению проблем законотворчества и правоприменения. — Омск, 2005. — Вып. 12. Муленков Д. В. Применение цифровой фотографии при проведении оперативно-розыскных мероприятий // Сборник методических рекомендаций. — Омск, 2008. — Вып. 1. Петрухина А. Н. Роль фотографий в экспертных исследованиях // Ростовцев А. В. Правовые и организационные вопросы применения цифровой фотографии и видеозаписи при производстве следственных действий // Проблемы управления органами расследования преступлений в связи с изменением уголовно-процессуального законодательства. — М., 2008. — Ч. 2. Симонович С. В. Секреты цифрового фото: улучшение снимков на компьютере. — СПб., 2008. Фирсов О. А. Устройство цифровых аппаратов и возможности их использования в следственной практике // Следователь. — 2006. — № 7. Цифровая фотография на 101%. — СПб., 2008. Шкаплеров Ю. П. О закреплении порядка использования цифровой фотографии в УПК России и Беларуси // Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Сибирском регионе. — Красноярск, 2008. — Ч. 2.
Содержание заданий, подлежащих выполнению Задание 1. Изготовить пробные отпечатки пальцев на листах чистой бумаги. Задание 2. Изготовить отпечатки ногтевых фаланг пальцев рук на дактилоскопической карте и отпечатки ладоней выполненную работу поместить в конверт. Задание 3. Изучить, описать и разметить элементы рельефа кожных узоров, отобразившихся в отпечатках ладоней. Методические указания для курсантов по подготовке к практическому занятию В криминалистической литературе изучить основные правила дактилоскопирования живых лиц и трупа. На занятии при себе иметь жидкие моющие средства и полотенца.
Материальное обеспечение 1. Типографская краска черного цвета 3 тюб. 2. Валики дактилоскопические 15 шт. 3. Стеклянные пластины 13 х 18 см 15 шт. 4. Дактилоскопические карты 30 шт. 5. Бумага писчая 30 л. 6. Ножницы 10 шт. 7. Клей 10 фл. 8. Линейки миллиметровые 15 шт.
Задание для самостоятельной работы На выполненных оттисках ладонных поверхностей кистей рук человека произвести разметку и указать наименование элементов рельефа кожи.
Практическое занятие 2 часа
Контрольные вопросы 1. Типы, виды и разновидности папиллярных узоров. 2. Морфологические образования (детали) папиллярных узоров. 3. Поро- и эджеоскопия: возможности их применения в следственно-оперативной и экспертной практике.
Содержание заданий, подлежащих выполнению Задание 1. Установить типы, виды и разновидности папиллярных узоров, отобразившихся на дактилоскопических картах, изготовленных на предыдущем занятии, и вписать эти данные в рабочей тетради. Задание 2. Определить в завитковых типах узоров взаимное расположение дельт, а также в какую сторону от центра к периферии идут потоки папиллярных линий: по ходу часовой стрелки или против нее; в петлевых типах — разновидности узоров: мизинцевые (ульнарные) или большевые (радиальные). Задание 3. Схематически зарисовать папиллярные узоры, отобразившиеся на дактилоскопической карте живого лица, в рабочей тетради. Задание 4. Разметить на фотографии, предварительно вклеенной в рабочей тетради, детали папиллярного узора и обозначить их наименования. Методические указания для курсантов по подготовке Необходимо предварительное изучение справочной литературы по дактилоскопии. Выполнение зарисовки узора выполняется карандашом.
Материальное обеспечение 1. Лупы криминалистические 2,5-кратные 30 шт. 2. Иглы препарировальные 30 шт. 3. Фотоснимки отпечатков пальцев 30 шт. 4. Линейки миллиметровые 30 шт. 5. Ножницы, кисточки для клея, клей по 6 шт. 6. Мастичная печать, мастика для оттисков по 2 шт. Задание для самостоятельной работы В рабочей тетради завершить выполнение заданий, указанных преподавателем.
Практическое занятие 2 часа Контрольные вопросы 1. Способы и средства выявления потожировых следов рук. 2. Возможности установления группы крови и генетической идентификации личности по потожировым следам кожного покрова.
Содержание заданий, подлежащих выполнению Задание 1. Выявить невидимые и слабовидимые следы рук на различных материалах и поверхностях разнообразными порошками. Задание 2. Отразить результаты применения разнообразных средств выявления следов в виде таблицы в рабочей тетради. Методические указания для курсантов по подготовке В таблице результат работы дактилоскопического порошка на конкретной поверхности отражается по 4-х балльной системе и оценивается самостоятельно.
Материальное обеспечение 1. Объекты со слабовидимыми следами пальцев рук 2. Объекты с невидимыми следами (бумага, картон, фанера) по 30 шт. 3. Наборы технических средств для обнаружения следов рук (6-8 порошков, магнитная и колонковая кисти) 15 компл. 4. Ультрафиолетовый осветитель (УФО) 2 шт. Задание для самостоятельной работы В рабочей тетради завершить выполнение заданий, указанных преподавателем.
Практическое занятие 4 часа Контрольные вопросы 1. Обстоятельства, которые могут быть установлены при изучении следов кожного покрова на месте происшествия. 2. Признаки, позволяющие определить руки и пальцы, которыми оставлены следы кожного покрова на месте происшествия. 3. Порядок осмотра объектов со следами рук, их описания в протоколе осмотра и упаковки. 4. Вопросы, разрешаемые судебно-дактилоскопической экспертизой.
Содержание заданий, подлежащих выполнению Задание 1. Осмотреть представленный объект и выявить на нем невидимые или слабовидимые следы рук. Задание 2. Схематически зарисовать объект и следы рук на нем в рабочей тетради с указанием основных результатов измерений (объекта, следов, расстояний между следами и т. п.). Задание 3. Определить и описать признаки (в рабочей тетради), позволяющие установить руку и пальцы, оставившие следы на осматриваемом объекте. Задание 4. Описать объект и следы рук на нем в виде фрагмента протокола осмотра (в рабочей тетради). Задание 5. Выполнить детальную фотосъемку объекта со следами масштабным способом. Задание 6. Скопировать (изъять) выявленные следы на дактопленку. Задание 7. Произвести процессуальное и техническое оформление результатов изъятия следов на дактилоскопическую пленку. Задание 8. Вынести постановление о назначении экспертизы по исследованию следов рук в рабочей тетради. Методические указания для курсантов по подготовке Особое внимание следует обратить на осторожное обращение с объектами, на которых имеются следы, а также качественную их фиксацию. Следует помнить, что все схемы и рисунки выполняются согласно установленным государственным стандартам и оформляются как приложение к протоколу осмотра. Материальное обеспечение 1. Объекты со следами рук (бутылки, стаканы и другие предметы) по 30 шт. 2. Наборы технических средств для обнаружения следов рук (6-8 порошков, магнитная и колонковая кисти) 15 компл. 3. Дактопленка (темная и светлая) 30 л. 4. Ножницы 6 шт. 5. Конверты простые, бирки картонные по 30 шт. 6. Мастичная печать, мастика для оттисков по 2 шт. 7. Клей, нитки, иголки по 10 шт. 8. Цифровой фотоаппарат 2 шт. 9. Масштабные линейки 5 шт. 10. Компьютеры 2 шт. Задание для самостоятельной работы 1. Завершить выполнение практического занятия по следам рук и сдать рабочую тетрадь для проверки преподавателю в установленный им срок. 2. В рабочей тетради написать наименование частей топора, стамески и гвоздодера.
Практическое занятие 4 часа
Контрольные вопросы 1. Классификация следов и орудий взлома. 2. Обстоятельства, которые могут быть установлены при изучении следов и орудий взлома на месте происшествия. 3. Подготовка и назначение экспертизы следов и орудий взлома. Содержание заданий, подлежащих выполнению Задание 1. Осмотреть обнаруженный на месте происшествия инструмент. Изучить признаки рабочей части инструмента, характеризующие тип (вид) инструмента, размеры и форму граней, а также признаки, индивидуализирующие данный экземпляр инструмента (заусенцы, вмятины, выбоины Задание 2. Осмотреть вдавленные следы и следы трения (скольжения), выявить в них микрообъекты (загрязнения, краску и т. п.), изучить особенности (заусеницы, выбоины и т. д.) рабочей части инструмента. Определить форму (конфигурацию) следа и произвести его измерение. Задание 3. Описать орудие взлома, след взлома в виде фрагментов протоколов осмотра в рабочей тетради (составить схему). Задание 4. Выполнить детальную фотосъемку объектов масштабным способом. Задание 5. Изготовить с одного из вдавленных следов, образованного представленным предметом, слепки (пластилиновый, с помощью пасты «К» и др.). Задание 6. Вынести постановление о назначении экспертизы. Методические указания для курсантов по подготовке Особое внимание учащимся следует обратить на недопустимость воздействия орудием на обнаруженный след. Следует помнить, что все схемы и рисунки выполняются согласно установленным государственным стандартам и оформляются как приложение к протоколу осмотра.
Материальное обеспечение 1. Орудия взлома (ломики, топоры, гвоздодеры, стамески и др.) 15 шт. 2. Бруски дерева со следами давления, образованные 3. Штангенциркули, линейки миллиметровые, лупы 4. Порошки: тальк, графит или цинк 2 фл. 5. Порошок железа, восстановленного водородом 1 банка 6. Цифровой фотоаппарат 2 шт. 7. Масштабные линейки 15 шт. 8. Компьютеры 2 шт.
Задание для самостоятельной работы В рабочей тетради описать основные части замка, ключа и пломб.
Практическое занятие 2 часа Контрольные вопросы 1. Устройство замков и основные способы их взлома и криминального отпирания. 2. Порядок описания замка и следов взлома на нем в виде фрагмента протокола осмотра. 3. Классификация пломб и основные способы их криминального вскрытия. 4. Подготовка материалов на экспертизу по исследованию замков и пломб и вопросы, разрешаемые этой экспертизой. Содержание заданий, подлежащих выполнению Задание 1. Провести осмотр замка. Задание 2. Описать замок и следы взлома на нем в виде фрагмента протокола осмотра в рабочей тетради. Задание 3. Произвести осмотр пломбы. Описать пломбу и следы ее вскрытия в виде фрагмента протокола осмотра в рабочей тетради. Задание 4. Выполнить детальную фотосъемку объектов масштабным способом. Задание 5. Вынести постановление о назначении экспертизы. Методические указания для курсантов по подготовке Особое внимание учащимся следует обратить на недопустимость механического воздействия на пломбу и проверки механизма замка на месте происшествия.
Материальное обеспечение 1. Замки со следами взлома 30 шт. 2. Пломбы 30 шт. 3. Линейки, лупы, штангенциркули по 30 шт. 4. Цифровой фотоаппарат 2 шт. 5. Масштабные линейки 15 шт. 6. Компьютеры 2 шт. Задание для самостоятельной работы В рабочей тетради завершить выполнение заданий, указанных преподавателем.
Практическое занятие 4 часа
Контрольные вопросы 1. Дорожка следов ног и ее элементы. Детали отдельного следа обуви. 2. Фиксация следов ног и транспортных средств. 3. Обстоятельства, которые могут быть установлены при изучении следов ног человека и следов транспортных средств на месте происшествия.
Содержание заданий, подлежащих выполнению Задание 1. Осмотреть следы ног и транспортных средств. Задание 2. Измерить основные элементы походки, отобразившиеся в дорожке следов обуви и в отдельном следе. Составить схематическую зарисовку дорожки следов и отдельного следа. Указать на схемах результаты измерений. Составить фрагмент протокола осмотра следов обуви. Задание 3. Определить по следам обуви с использованием справочных данных рост, направление движения, скорость передвижения, пол пешехода. Занести результаты исследования в рабочую тетрадь. Задание 4. Выполнить детальную фотосъемку дорожки следов и отдельного следа обуви масштабным способом. Задание 5. Осмотреть вдавленные или поверхностные следы транспортного средства. Произвести необходимые измерения, составить схематическую зарисовку следов с указанием результатов измерений. Составить фрагмент протокола осмотра следов транспортного средства. Задание 6. Выполнить детальную фотосъемку фрагмента дорожки следа транспортного средства масштабным способом. Задание 7. Определить по следам с использованием справочных данных направление движения, тип, вид, марку (модель) транспортного средства. Задание 8. Вынести постановление о назначении судебной экспертизы по следам ног и транспортных средств.
Методические указания для курсантов по подготовке Следует помнить, что все схемы и рисунки выполняются согласно установленным государственным стандартам и оформляются как приложение к протоколу осмотра. Фотосъемка дорожек следов выполняется способом линейной панорамы.
Материальное обеспечение: 1. Унифицированные чемоданы (рулетки или сантиметровые бирка с бечевкой) 15 шт. 2. Лопата, грабли 2 шт. 3. Цифровой фотоаппарат 2 шт. 4. Масштабные линейки 15 шт. 5. Компьютеры 2 шт.
Задание для самостоятельной работы В рабочих тетрадях завершить оформление протоколов, фототаблиц, схем и сдать задания на проверку преподавателю в установленный им срок.
Практическое занятие 2 часа
Содержание заданий, подлежащих выполнению Задание 1. Анализ и разбор заданий выполненных в рабочих тетрадях. Задание 2. Решение ситуационных задач. Методические указания для курсантов по подготовке Необходимо критически проанализировать выполненные практические занятия, отметить положительный и отрицательный опыт. При решении ситуационных задач необходимо провести первоначально разбор нескольких из них.
Практическое занятие 2 часа Содержание заданий, подлежащих выполнению Задание 1. Опрос курсантов по изученному материалу темы № 5. Задание 2. Решение задач на ЭВМ. Задание 3. Доработка заданий в рабочих тетрадях. Методические указания для курсантов по подготовке Необходимо подготовиться по всему пройденному материалу, используя при подготовке учебную литературу, лекции и рабочую тетрадь.
Задание для самостоятельной работы Завершить выполнение заданий в рабочей тетради.
Рекомендуемые источники Основные источники Аверьянова Т. В., Белкин Р. С., Корухов Ю. Г. Криминалистика. — Аленин А. П. Образцы описания отдельных объектов в процессуальных документах. — Омск, 2005. Бастрыкин А. И. Знаки руки: дактилоскопия. — СПб., 2004. Виницкий Л. В. Актуальные вопросы использования микроследов в доказывании. — Челябинск, 2006. Дудаев А. Б. Работа со следами на месте происшествия: учебное пособие. — Белгород, 2005. Клименко А. А. Современные возможности специалиста-криминалиста по установлению относительной давности образования потожировых следов рук: научно-практическое пособие. — Калининград, 2005. Корниенко Н. А. Следы человека в криминалистике: учебно-методическое пособие. — СПб., 2001. Корма В. Д. Транспортное средство как объект криминалистического исследования. — М., 2006. Криминалистика / под ред. А. Г. Филиппова. — М., 2008. Криминалистика / под ред. Д. Н. Балашова, Н. М. Балашова, Криминалистика: сборник ситуационных задач. — Омск, 2006. Моисеева Т. Ф. Криминалистическое исследование веществ, материалов и изделий из них: курс лекций. — М., 2005. Самищенко С. С. Современная дактилоскопия: основы и тенденции развития: учебно-методическое пособие. — М., 2004. Шамонова Т. Н. Следы человека на месте преступления, их роль в доказывании: биологический аспект. — М., 2007. Дополнительные источники Филькова О. Н. Справочник эксперта-криминалиста. — М., 2001. Эксперт: руководство для экспертов органов внутренних дел / под ред. Т. В. Аверьяновой, В. Ф. Статкуса. — М., 2003. Семинар 2 часа Учебные вопросы 1. Свойства внешнего облика человека. Понятие элемента и признака внешности. 2. Классификация элементов и признаков внешности человека. 3. Словесный портрет: теоретические основы и практическое использование. 4. Собирание информации о признаках внешности человека и ее практическое использование.
Методические указания для курсантов по подготовке к семинару Следует обратить внимание на сложность и многообразие терминологии габитоскопии. Необходимо учитывать в габитоскопической работе и психологические моменты. Задание для самостоятельной работы Задание 1. В рабочей тетради написать названия частей тела человека (вид спереди и сзади). Задание 2. В рабочей тетради написать название частей головы, глаза, ушной раковины, рта и носа. Задание 3. В рабочей тетради составить алгоритм описания внешнего облика человека по методу словесного портрета.
Практическое занятие 2 часа Контрольные вопросы 1. Правила описания признаков внешности человека по методу словесного портрета. 2. Особенности описания признаков внешности ч
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 183; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.234.179 (0.012 с.) |