Экономико-математические методы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономико-математические методы



Экономико-математические методы основаны на построении алгоритмической процедуры, обеспечивающей поиск оптимального решения за конечное число шагов. Данная группа методов может быть использована при достаточно полном и большом объеме количественно выраженной информации.

Аналитические методы. Данные методы основаны на работе с набором аналитических зависимостей. Они определяют соотношение между условиями выполнения задачи и ее результатами в виде формул, графиков, логических соотношений

Статические методы. Методы основаны на использовании информации о прошлом удачном опыте ряда организаций в какой-либо сфере деятельности для разработки или реализации УР другими компаниями. Данные методы реализуются путем сбора, обработки и анализа статических материалов, как получены в результате реализации действий, так и выработанных искусственно, путем статического моделирования на ЭВМ.

Метод математического программирования. Этот метод позволяет рассчитывать лучший вариант решения по критериям оптимальности (например, минимум времени, максимум качества и др.) программы действия УР. Работник, разрабатывающий решения, выводит, в компьютер набор ситуаций, подлежащих изменению в соответствии целью, а также критерии. Компьютер на базе математических соотношений либо разрабатывает новое решение, либо выбирает подходящее из набора альтернативных решений.

Матричный метод реализует выбор лучшего решения из набора альтернатив на основе компромисса признаков (критериев), достигнутых заинтересованными сторонами. Матричный метод применяется при возникновении повторяющихся или сходных ситуаций. При этом в базе данных должен иметься набор альтернативных решений и различных критериев.

Экспертные методы. Прогнозирование на основании обобщения мнений экспертов о развитии объекта в будущем. Применяются при прогнозировании объектов, которые не поддаются математической формализации. В состав экспертных методов входят как индивидуальные, так и коллективные методы.

Эвристический метод представляет проверенные временем способы нахождения и реализации различных решений путем общения, переговоров и т. д. Эвристический метод основан на логике, здравом смысле и опыте, при которых выявляется новая существенная информация. Основной набор приемов эвристического метода: обобщение задачи; конкретизация задачи; формулирование обратной задачи; включение в другую структуру; критика очевидных решений; поиск привнесенных условий; движение от конца к началу; сближение данных и цели; перекодирование текста в модель; использование сходных задач; рассмотрение с различных сторон; анализ условий; анализ конфликта; выдвижение любых идей; переструктурирование.

Активизирующие методы. К ним относиться методы психологической активации и методы подключения, новых интеллектуальных источников. К ним относятся:

Метод конференции идей основан на стимулировании процесса мышления на уровне сознания. Базовые правила использования данного метода состоят в следующем: - запрещается любая критика, в том числе позитивная и насмешки; - число участников в диапазоне 4 -12; - формулируются одна-две зависимые друг от друга задачи; - время обсуждения ограничивается 30-50 минутами; - ведется запись всех предложений, включая и абсурдные.

Метода мозговой атаки в основе этого метода лежит стимулирование мышления на уровне подсознания. Применяется в условиях наличия группы квалифицированных экспертов. Предназначен для активизации поиска различных вариантов решений и выбора наилучшего из них.

Метод вопросов и ответов основан на предварительном составлении набора вопросов, ответы на которые могут сформировать новый подход к решению заданных проблем.

Теоретико-игровой метод основан на создании человеко-машинной системы разработки решений. Эта система очень плодотворна, так как используется большой интеллектуальный потенциал в виде программного и информационного обеспечения поддержки решений. Метод позволяет корректировать модель системы управления после каждого сеанса проведения игры. Предшественником теоретико-игрового метода были традиционные совещания на различных уровнях управления. Обычно на таких совещаниях принимаются важные типологические, экономические и социальные решения.

Экспертные методы основаны на совокупности мнении специалистов, обычно в пересекающихся областях деятельности, например, в социологии, психологии, РУР. Основные условия применения экспертных методов: - в состав экспертной комиссии должны входить общепризнанные специалисты в соответствующей области РУР; - решения, принимаемые членами экспертной, комиссии, должны быть безусловными для участников, представляющих на оценку свои варианты решений; - области применения экспертных методов должны давать участникам преимущества перед другими.

Существуют четыре основных направления экспертных методов:

Метод простой ранжировки. Метод основан на том, что каждый эксперт располагает набором признаков, например, время реализации, финансовые затраты, повышение объема сбыта, величина дополнительной прибыли, качество продукции. Эти признаки располагают для каждого решения в порядке предпочтения. Цифрой 1 наиболее важный признак, цифрой 2 – следующий за ним по важности и т.д. Полученные данные сводиться в таблицу и обрабатываются либо вручную, либо с помощью методов математической статистики.

Метод задания весовых коэффициентов заключается в том, что каждому решению ставится в соответствие весовой коэффициент (коэффициент значимости). Используются два варианта формирования весовых коэффициентов: - сумма всех коэффициентов должна быть равна какому-нибудь целому числу; - для наиболее важного признака решения устанавливают предельный коэффициент, все остальные коэффициенты равны долям этого числа.

Методы последовательных сравнений. В его состав входят следующие операции: 1. Составляется перечень признаков решений. 2. Перечень записывается в таблицу в порядке убывания значимости. 3. По каждому признаку в таблицу записывается оценка реализации каждого признака по всем решениям – максимальная оценка 5. 4. По каждому столбцу находится сумма произведений оценки на соответствующий коэффициент значимости признака. 5. Производят сортировку полученных значений по максимальному значению суммы и определяют предпочтительный вариант решения.

Метод парных сравнений реализуется путем парных сравнений признаков каждого УР и дальнейшей статистической обработкой УР.В результате парных сравнений выбирается одно - лучшее УР.

Метод сценариев представляет собой, набор прогнозов по каждому рассматриваемому решению, его реализации, а также возможным, положительным и отрицательным последствиям. Они напоминают литературные сценарии с прологом, основной частью и эпилогом. Сценарий для УР. При разработке, выборе или реализации УР метод сценариев выполняется следующим образом: - составляется подробное описание: цели, существующая ситуация и проблема; - разрабатываются варианты решения проблемы; - специалисту, обладающему литературными способностями, дается задание составить сценарий возможного прохождения решения и предполагаемых результатов, а также реакций на эти результаты заинтересованных специалистов; - текст сценария рассылается всем работникам, которые на разных стадиях должны принять участие в разработке и реализации решения; - созывается совещание по обсуждению сценария.

Метод дерева решений позволяет руководителю визуально оценить результаты действия различных решений и выбрать наилучший их набор. Данный метод использует модель разветвляющегося по каким-либо условиям процесса. Модель представляет собой графическое изображение связей основных и последующих вариантов управленческих решений. В ней приводятся сведения о наименованиях управленческих решений, основных результатах каждого решения и ожидаемой эффективности.

Основные этапы разработки или выбора РУР по методу дерева решений:

1) составление новой цели развития или совершенствования компании;

2) сбор материалов о реальном состоянии дел компании по новой цели;

3) формулирование проблемы как разности между новой и обобщенной ситуацией в компании;

4) выбор или разработка критериев оценки проблемы;

5) декомпозиция проблемы на самостоятельные составные части;

6) поиск ресурсов и исполнителей разрешения проблемы;

7) разработка вариантов основных решений и их предполагаемая эффективность;

8) для каждого варианта основных решений разработка детализирующих решений;

9) для, каждого варианта детализирующего решения разработка вариантов очередного набора детализирующих решений и т.д.;

10) оценка каждой ветви взаимодействующих решений на эффективность действий и возможности достижения цели;

11) выбор наиболее приемлемых сочетаний вариантов решений;

12) практическая реализация выбранного варианта сочетания решений.

Статистика основных фондов

Основные фонды (далее - ОФ) – это совокупность средств труда, та часть производственных фондов, которые участвуют в процессе производства длительное время (не менее одного года) применяются в нескольких производственных циклах, постепенно изнашиваются и переносят свою стоимость на продукт по частям в течение срока службы, не теряя при этом своей натуральной формы (машины, оборудование, станки, производственные здания).

По экономическому назначению ОФ подразделяются на производственные – непосредственно участвующие в процессе производства или обслуживающие его, и непроизводственные – непосредственно не участвующие в процессе производства: основные фонды жилищно-коммунального хозяйства, организаций здравоохранения, просвещения, культуры.

Виды стоимости ОФ:

1. Первоначальная стоимость - представляет собой фактическую стоимость (цену) приобретения оборудования (постройки здания, сооружения), включая транспортные затраты по доставке, стоимость монтажных работ на месте эксплуатации, за исключением НДС и др. возвращаемых налогов.

2. Восстановительная стоимость, т.е. стоимость воспроизводства основных средств в современных условиях или после переоценки. Метод оценки по восстановительной стоимости не учитывает степень изношенности основных средств, а поэтому он дополняется оценкой основных средств по восстановительной стоимости с учетом износа. Восстановительная стоимость основных средств — это расчетные затраты на воссоздание в современных условиях их точной копии с использованием аналогичных материалов и сохранением всех эксплуатационных параметров.

3. Остаточная стоимость – разность между первоначальной или восстановительной стоимостью ОФ и суммой их износа. Оценка поостаточной стоимости служит для выявления реальной стоимости ОФ. Она позволяет определить размер неизношенной части фондов, т.е. величину стоимости ОФ.

4. Ликвидационная стоимость – это предполагаемая стоимость запасных частей, лома, отходов, возникающих при ликвидации основных фондов в конце полезной службы объекта, за вычетом ожидаемых затрат по выбытию.

5. Балансовая стоимость – это стоимость объектов с учетом переоценки, по которой они числятся на балансе предприятия.
6. Рыночная стоимость – наиболее вероятная цена продажи объектов ОФ с учетом их реального состояния, соотношения спроса и предложения.

Важнейшими задачами статистики ОФ являются: 1.изучение состава и структуры ОФ. 2.определение факторов, влияющих на эффективность использования ОФ. 3. расчет показателей, характеризующих эффективность использования ОФ. 4. определение степени влияния показателей эффективности использования ОФ на производственно-финансовые показатели деятельности предприятия.

Состояние основных фондов отражают показатели: Коэффициент годности - отношение остаточной балансовой стоимости к полной балансовой стоимости основных фондов: Коэффициент износа - суммы износа к полной балансовой стоимости основных фондов:

Движение основных фондов отражают показатели: Коэффициент обновления - стоимости введенных в оборот новых основных фондов за год к полной балансовой стоимости на конец года

Коэффициент выбытия - стоимости выбывших основных средств в течение года к полной балансовой стоимости основных фондов на начало года:

Использование основных фондов характеризуют показатели. Характеризует использование основных фондов. Показатель фондоемкости продукции V характеризует уровень затрат основных производственных фондов на один рубль произведенной продукции и исчисляется как отношение среднегодовой стоимости основных фондов к объему произведенной за год продукции:

Показатель фондоотдачи Ф характеризует выпуск продукции в расчете на один рубль стоимости основных фондов. Показатель рассчитывается как отношение объема произведенной за год продукции к среднегодовой стоимости основных фондов:

Эффективность использования основных фондов можно определить индексным методом. Индекс фондоотдачи рассчитывается как отношение уровня фондоотдачи в текущем периоде к уровню фондоотдачи в базисном периоде:

Показатель фондовооруженности труда отражает объем основных фондов, которыми оснащен один работник в процессе производства продукта труда, и рассчитывается как отношение среднегодовой стоимости основных производственных фондов к среднесписочной численности работников или рабочих Т:

Статистика продукции

Основными задачами статистики продукции являются: определение объемапроизведенной и реализованной продукции за отчетный период; оценка выполненияпроизводственной программы в части выпуска продукции и меры влияния факторов наизменение ее объема; изучение динамики объема продукции, ее качества и ритмичностипроизводства.

Методы измерения продукции.

Важной задачей статистики являются определение объема продукции за исследуемый период. Объем продукции может быть выражен с помощью натуральных, условно-натуральных и стоимостныхизмерителей. Натуральные измерители позволяют учесть каждый вид продукции всоответствующих ее физическим свойствам единицах измерения: в штуках, килограммах,литрах, метрах и т. д. В промышленности статистический учет продукции в натуральномвыражении основывается на строго установленном перечне наименований продуктов ипринятых единицах измерения, что обеспечивает получение сводных итогов отдельных ихвидов не только по предприятию, но и в масштабе отрасли.Учет продукции на предприятиях в натуральном выражении ведется по всей номенклатуре вырабатываемых изделий.

Условно-натуральный метод используется для определения объема продукции, которая имеет одинаковое потребительское назначение, но отличается какими-либо свойствами. Например, мыла различаются процентным содержанием жирных кислот.Для определения общего объема таких продуктов принимается условная единица измерения, в качестве которой обычно выступает единица измерения основного потребительского свойства одного из видов такихпродуктов. Другие виды продукции с такими же потребительскими свойствами переводятся в условные единицы путем перемножения их количества в натуральном выражении на переводные коэффициенты. Коэффициенты рассчитываются как отношение различных единиц измерения к условной единице

С помощью стоимостного метода учета можно получить обобщающую характеристику производства разнообразной продукции по объединению, концерну, отрасли и народному. Для этого объема различных видов произведенной продукции в натуральном выражении умножается на их цену. Цены могут быть сопоставимыми и фактически действующими, или текущими. Оценка продукции по текущим ценам позволяет сопоставлять ее объем с другими экономическими показателями в денежном выражении: доходами населения, денежным обращением, инвестициями, государственным бюджетом и т. п.

Различают следующие стоимостные показатели продукции промышленности.

1) Валовой оборот (AI) – это объём продукции, произведенной за какой-либо промежуток времени всеми промышленно-производственными цехами предприятия. Состав валового оборота: -стоимость готовых изделий; - стоимость полуфабрикатов; Стоимость работ промышленного характера; стоимость работ по модернизации и реконструкции собственного оборудования; изменение остатков незавершенного производства.

Валовой оборот содержит повторный счет стоимости продукции, передаваемой из цеха в цех для дальнейшей обработки. Этот повторный счет получил название внутризаводского оборота (ACI). Он включает стоимость готовых изделий, полуфабрикатов и продукции вспомогательных цехов, произведенных в данном периоде и потребленных на предприятии на его собственные промышленно-производственные нужды.

2) Валовая продукция – это объём продукции, произведенной за какой-либо промежуток времени всеми промышленно-производственными цехами предприятия за вычетом внутризаводского оборота. Валовая продукция может рассчитываться как валовой оборот за вычетом внутризаводского оборота .

3) Товарная продукция – это объем продукции, произведенный для реализации на сторону. Товарная продукция равна валовой продукции за вычетом: а) изменения остатков полуфабрикатов собственного изготовления и продукции вспомогательных производств; б) изменения остатков незавершенного производства; в) стоимости сырья и материалов заказчика, не оплаченных производителем готовой продукции.

4) Отгруженная продукция – это продукция собственного изготовления, переданная (отгруженная) в отчетном периоде потребителям, а также выполненные и принятые заказчиком работы и услуги независимо от поступления денег на счет производителя.

5) Реализованная продукция – это продукция, оплаченная покупателем в отчетном периоде, независимо от того, когда она была произведена. Реализованная продукция равна товарной продукции за вычетом: а) изменения остатков неотгруженной товарной продукции; б) изменения остатков отгруженной, но не оплаченной покупателем продукции.

6) Чистая продукция – это часть валовой продукции предприятия, созданная непосредственно трудом отчетного года. Ее определяют как разность между валовой продукцией и стоимостью материальных производственных затрат (сырья, материалов, топлива, энергии, услуг производственного характера, амортизации).

7) Произведенная промышленная продукция. Состав данного показателя включает: стоимость готовых изделий, стоимость работ промышленного характера, стоимость произведенных работ по изготовлению изделий; стоимость полуфабрикатов своей выработки. Объем произведенной промышленной продукции определяется без стоимости внутризаводского оборота. Изделия, вырабатываемые из сырья и материалов заказчика, не оплачиваемых предприятием-производителем, включаются в объем произведенной промышленной продукции в размере стоимости их обработки (т.е. без стоимости сырья и материалов заказчика)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 423; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.24 (0.025 с.)