Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как рассчитывается показатель рентабельности фирмы?

Поиск

Для оценки результатов ПХД предприятия наряду с абсолютной прибылью важен её относительный уровень, т.е. рентабельность. Рентабельность принято определять как отношение прибыли к капиталу предприятия (среднегодовой стоимости основных и оборотных средств) или к полной себестоимости продукции.
Первый показатель рентабельности (рентабельность капитала фирмы) характеризует размер прибыли, получаемой предприятием на каждый рубль вложенного в производство капитала.
Второй (рентабельность продукции) – отражает величину прибыли на каждый рубль затрат при производстве и реализации продукции.

77. Логистика как концепция управления предприятием

Понятие логистики и логистического менеджмента.

Логистика — наука, предмет которой заключается в организации рационального процесса продвижения товаров и услуг от поставщиков сырья к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг, управления товарными запасами и провиантом, создания инфраструктуры товародвижения.

Более широкое определение логистики трактует её как учение о планировании, управлении и контроле движения материальных, информационных и финансовых ресурсов в различных системах.

С позиции менеджмента организации логистику можно рассматривать как стратегическое управление материальными потоками в процессе снабжения: закупки, перевозки, продажи и хранения материалов, деталей и готового инвентаря (техники и проч.). Понятие включает в себя также управление соответствующими потоками информации, а также финансовыми потоками. Логистика направлена на оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства, сбыта и сопутствующего сервиса как в рамках одного предприятия, так и для группы предприятий.

На практике (постсоветское пространство) логистикой называют некое объединение складских и транспортных операций, которые далеки от объекта и предмета исследования в логистике (И. Качковский, "Прикладная логистика").

Цель, задачи и функции логистики.

Задача управления логистикой на практике сводится к управлению несколькими компонентами:

· складские сооружения (отдельные складские постройки, центры дистрибьюции, складские помещения, совмещенные с магазином);

· запасы (объем запасов по каждому наименованию, место нахождения запаса);

· транспортировка (виды транспорта, сроки, виды тары, наличие водителей и т. д.);

· комплектация и упаковка (простота и легкость с точки зрения логистического обслуживания с одновременным сохранением влияния на покупательскую активность);

· связь (возможность получения как конечной, так и промежуточной информации в процессе товародвижения).

Логистика делится на виды: закупочная, транспортная, складская, производственная, информационная логистика и другие.

Факторы и тенденции развития логистики.

1) рост затрат на перевозку;

2) достижение предела эффективного производства;

3) фундаментальные изменения в философии запасов;

4) создание продуктовых линий;

5) рост использования компьютеров поставщиками и потребителями.
Потоки в логистических системах.

Объектами управления логистики в коммерции являются по­токи: материальные, финансовые и информационные, циркулирую­щие в логистической системе, а также между логистическими сис­темами и внешней средой.

Совокупный товарный поток, в свою очередь, обладает рядом характеристик.

1. Наименование. Торговый процесс и товарно-денежный об­мен между независимыми агентами осуществляется путем опреде­ления предмета торговой сделки. Субъекты товарообмена предва­рительно определяют свои экономические интересы в форму под­робной товарно-материальной спецификации, излагаются требования к номенклатуре и ассортименту составляющих товар­ного потока (информационная форма потока).

2. Качество. Качество поставляемой продукции регла­ментируется на основе ГОСТА и/или по образцам (информацион­но-материальная форма потока).

3. Количество. Определяется объемом и режимом потребления товаров пользователями, пропускной способностью торгового по­средника, характером производственного процесса поставщика, а также эффективностью работы транспорта и средств связи. Опре­деляющим значением при расчете данного параметра товаропотока являются финансовые возможности субъектов торговой деятель­ности, их способность своевременно и в полном объеме оплатить поставку продукции (материально-финансовая форма потока).

4. Время. Сроки, периодичность, ритмичность изменения и перемещения потока зависят от технологических характеристик

производственного цикла товаропроизводителя, торгового посред­ника, потребителя, а также от условий функционирования транс­портных систем, систем связи и финансовых учреждений (зависи­мость от инфраструктурных составляющих логистических систем).

5. Начальный, промежуточный, конечный пункты определяют траекторию потока товаров и фактически формируют уровень и структуру издержек обращения. На характер траектории товаро-потока оказывают влияние место расположения товаропроизводи­теля, потребителя и торгового посредника, а также особенности процесса товародвижения.

6. Стоимость определяется ценой за единицу товарного пото­ка, а также количеством и качеством логистических операций, пре­образующих его параметры, и в совокупности составляющих па­кет услуг, оказываемых потребителям (финансово-материальный фактор потока).

Принципы логистики.

Основное правило логистики: предприятие должно поставлять конкретному потребителю нужную продукцию установленного качества в определенном количестве по установленной цене в нужном месте в нужное время.

В лoгиcтикe дeйcтвyют cлeдyющиe пpинципы:

- cиcтeмнocти, oзнaчaющий opгaнизaцию и ocyщecтвлeниe зaкyпoк, xpaнeния, пpoизвoдcтвa, cбытa и тpaнcпopтиpoвки кaк eдинoгo пpoцecca;

- кoмплeкcнocти: фopмиpoвaниe вcex видoв oбecпeчeния для ocyщecтвлeния движeния пoтoкoв в кoнкpeтныx ycлoвияx; кoopдинaция дeйcтвий нeпocpeдcтвeнныx и oпocpeдcтвoвaнныx yчacтникoв движeния pecypcoв и пpoдyктoв; ocyщecтвлeниe цeнтpaлизoвaннoгo кoнтpoля выпoлнeния зaдaч, cтoящиx пepeд лoгиcтичecкими cтpyктypaми фиpм; cтpeмлeниe фиpм к тecнoмy coтpyдничecтвy c внeшними пapтнepaми пo тoвapнoй цeпoчкe и ycтaнoвлeнию пpoчныx cвязeй мeждy paзличными пoдpaздeлeниями фиpм в paмкax внyтpeннeй дeятeльнocти;

- нayчнocти: ycилeниe pacчeтнoгo нaчaлa нa вcex cтaдияx yпpaвлeния пoтoкoм oт плaниpoвaния дo aнaлизa, выпoлнeниe пoдpoбныx pacчeтoв вcex пapaмeтpoв тpaeктopии движeния пoтoкa; пpизнaниe зa квaлифициpoвaнными кaдpaми cтaтyca caмoгo вaжнoгo pecypca лoгиcтичecкиx cтpyктyp фиpмы;

- кoнкpeтнocти: чeткoe oпpeдeлeниe кoнкpeтнoгo peзyльтaтa кaк цeли пepeмeщeния пoтoкa в cooтвeтcтвии c тexничecкими, экoнoмичecкими и дpyгими тpeбoвaниями; ocyщecтвлeниe движeния c нaимeньшими издepжкaми вcex видoв pecypcoв; pyкoвoдcтвo лoгиcтикoй co cтopoны yчeтнo-кaлькyляциoнныx пoдpaздeлeний или cтpyктypныx opгaнoв, peзyльтaты paбoты кoтopыx измepяютcя пoлyчeннoй пpибылью;

- кoнcтpyктивнocти: диcпeтчepизaция пoтoкa, нeпpepывнoe oтcлeживaниe пepeмeщeния и измeнeния кaждoгo oбъeктa пoтoкa и oпepaтивнaя кoppeктиpoвкa eгo движeния; тщaтeльнoe выявлeниe дeтaлeй вcex oпepaций мaтepиaльнo-тexничecкoгo oбecпeчeния и тpaнcпopтиpoвки тoвapoв; нaдeжнocти: oбecпeчeниe бeзoткaзнocти и бeзoпacнocти движeния, peзepвиpoвaниe кoммyникaций и тexничecкиx cpeдcтв для измeнeния в cлyчae нeoбxoдимocти тpaeктopии движeния пoтoкa; шиpoкoe иcпoльзoвaниe coвpeмeнныx тexничecкиx cpeдcтв пepeмeщeния и yпpaвлeния движeниeм; выcoкиe cкopocти и кaчecтвo пocтyплeния инфopмaции и тexнoлoгии ee oбpaбoтки;

- вapиaнтнocти: вoзмoжнocть гибкoгo peaгиpoвaния фиpмы нa кoлeбaния cпpoca и дpyгиe вoзмyщaющиe вoздeйcтвия внeшнeй cpeды; цeлeнaпpaвлeннoe coздaниe peзepвныx мoщнocтeй, зaгpyзкa кoтopыx ocyщecтвляeтcя в cooтвeтcтвии c пpeдвapитeльнo paзpaбoтaнными peзepвными плaнaми фиpмы.

Виды информационных логистических систем и принципы их построения.

Информационные системы в логистике предполагают быструю адекватную реакцию на требование рынка, слежением за временем доставки, оптимизацию функций в цепях качественной доставки и своевременного снабжения и другое.

Информационные системы для принятия долгосроч­ных решений о структурах и стратегиях (так называемые плановые системы). Они служат главным образом для со­здания и оптимизации звеньев логистической цепочки. Для плановых систем характерна пакетная обработка задач.

Информационные системы для принятия решений на среднесрочную и краткосрочную перспективу (так на­зываемые диспозитивные или диспетчерские системы). Они направлены на обеспечение отлаженной работы логисти­ческих систем.

Информационные системы для исполнения повсед­невных дел (так называемые исполнительные системы). Они используются главным образом на административ­ном и оперативном уровнях управления, но иногда содер­жат также некоторые элементы краткосрочной диспози­ции.

При построении логистических информационных сис­тем на базе ЭВМ необходимо соблюдать определенные прин­ципы.

1. Принцип использования аппаратных и программных модулей. Под аппаратным модулем понимается унифи­цированный функциональный узел радиоэлектронной ап­паратуры, выполненный в виде самостоятельного изделия.

2. Принцип возможности поэтапного создания систе­мы.

3. Принцип четкого установления мест стыка. «В мес­тах стыка материальный и информационный поток пере­ходит через границы правомочия и ответственности отдель­ных подразделений предприятия или через границы само­стоятельных организаций. Обеспечение плавного преодолевания мест стыка является одной из важных за­дач логистики».

4. Принцип гибкости системы с точки зрения специфи­ческих требований конкретного применения.

5. Принцип приемлемости системы для пользователя диалога «человек — машина».

78. Логистика закупок

Основные понятия закупочной логистики.

Логистика закупок представляет собой комплекс операций, направленных на снабжение предприятия ресурсами, объем готовой продукции, движение приобретенных материальных ресурсов по подразделениям на предприятии и между ними. Основной целью логистики закупок является удовлетворение потребностей компании (производства) в продукции (материалах) с максимально возможной экономической эффективностью. Однако ее достижение зависит от решения целого ряда задач. Основу экономической эффективности логистики закупок составляют поиск и закупка необходимых материалов удовлетворительного качества по минимальным ценам. В изучении рынка, которое проводится соответствующими отделами фирм, вопрос цен — главный, но существенную роль также играет анализ других факторов, в т.ч. возможных логистических расходов и сроков поставок. Закупочная логистика — важная составляющая общественного производства, охватывающая значительную часть сферы обращения, обеспечивающая физическое перемещение материальных ресурсов от изготовителя до потребителя, а также внутри предприятия потребителя.

Функции логистических закупок: определение потребности в необходимых материальных ресурсах, получение и оценка предложений, выбор поставщиков, согласование цены и заключение договоров, формирование заказов, контроль за количеством и сроками поставок,входной контроль и размещение материальных ресурсов на складе, управление запасами и контроль.

Задачи закупочной логистики:

1) обеспечение закупки материальных ресурсов по минимальным ценам и с максимальным качеством. Снижая закупочные цены материалов, можно значительно сократить себестоимость продукции;

2) обеспечение своевременной доставки материалов для производственных потребностей;

3) соблюдение сроков закупки сырья и комплектующих изделий;

4) определение оптимального размера поставок;

5) соблюдение соответствия количества поставок с потребностями производства;

6) контроль за качеством сырья и комплектующих изделий;

7) обеспечение складирования материальных ресурсов (готовой продукции) с минимальными затратами. Управление закупками представляет собой комплекс

операций, как:

1) определение требуемой номенклатуры товара;

2) определение и оценка требований производства (установка требований к весу, размерам, параметрам поставок, планы и спецификации на каждую позицию номенклатуры и определенную номенклатурную группу расходных материалов, также должны быть установлены требования пользователей, определяющие сервис поставок);

3) определение типа организации закупок материальных ресурсов (выбор между установившимися закупками, модифицированными закупками (меняются поставщик или параметры закупаемых материальных ресурсов) и новыми закупками, вызванными потребностями нового внутрипроизводственного потребителя);

4) определение типа рынка (монополия, олигополия, чистая конкуренция);

5) определение количества возможных поставщиков;

6) определение позиции поставщиков на рынке;

7) определение профессионализма и надежности поставщиков;

8) определение всех возможных поставщиков, включая и тех, чьими услугами компания ранее не пользовалась;

9) предварительная оценка всех возможных поставщиков (сравнение показателей сервиса и качества, предлагаемых поставщиками расходных материалов с показателями, требуемыми внутрипроизводственными потребителями);

10) отбор наиболее подходящих поставщиков;

11) проведение переговоров с поставщиками;

12) оценка оставшихся поставщиков и окончательный выбор поставщика;

13) оценка уровня цены;

14) надежность поставок;

15) информационное обеспечение процесса управления закупками, организация документооборота.

Выбор поставщика ресурсов.

Выбор поставщика является очень важным этапом при осуществлении функций закупочной логистики.

Имеются два основных критерия выбора поставщика:

стоимость приобретения продукции и услуг, качество обслуживания. Стоимость приобретения товаров и услуг включает в себя цену приобретаемого товара за вычетом полезности, которую трудно оценить в денежном выражении (как то: деловая репутация фирмы-поставщика, формирование имиджа организации за счет поставщиков и имеющихся экономических связей, перспектива роста и развития и др.). Качество обслуживания состоит из:

1) качества продукции (услуги) — соответствия всем требуемым стандартам и основным эксплуатационным характеристикам;

2) надежности обслуживания — гарантированности обслуживания потребителя необходимыми ему производственными ресурсами в течение заданного периода времени независимо от других непредвиденных случайных внешних факторов (недопоставок, забастовок, погодных условий и др.), т.е. полное выполнение договорных обязательств, хорошее сервисное обслуживание.

Надежность оценивается через вероятность отсутствия отказа в удовлетворении заявки потребителя. В некоторых случаях цена услуги или товара не включает в себя качество обслуживания, а это является частью деловой репутации организации.

Другие критерии выбора поставщика:

1) местоположение организации поставщика относительно местоположения организации потребителя;

2) сроки выполнения текущих и экстренных заказов;

3) наличие у поставщика резервных мощностей;

4) организация и наличие системы управления качеством у поставщика;

5) психологический климат в трудовом коллективе поставщика (отсутствие риска забастовок);

6) способность поставщика обслуживать запчастями поставленное оборудование в течение всего срока его эксплуатации на предприятии, возможность и качество послепродажного обслуживания;

7) кредитоспособность и финансовое положение поставщика;

8) готовность поставщика к выполнению заказов и работе с заказчиками без предварительной оплаты, работа в кредит, предоставление рассрочек;

9) деловая репутация поставщика, его имидж;

10) наличие связей у поставщика с организациями с высокой деловой репутацией;

11) количество лет существования поставщика на рынке товаров и услуг.

Вступая в деловые отношения с неизвестной организацией, предприятие подвергает себя определенному риску (как то: издержки от простоев производства, потеря собственной деловой репутации, неустойки от невыполнения заказов в срок, потеря финансовой устойчивости).

Поиск поставщика подразделяется на несколько этапов:

1) поиск потенциальных поставщиков:

а) объявление конкурса;

б) изучение рекламных материалов;

в) посещение выставок, ярмарок;

г) переписка, налаживание личных связей с потенциальными поставщиками.

Определяется список возможных поставщиков;

2) анализ потенциальных поставщиков (по соотношению цены и качества, экспертной оценке, рекомендациям респектабельных организаций выявляются наиболее приемлемые поставщики, с которыми заключаются договоры о сотрудничестве);

3) оценка результатов работы с выбранными поставщиками (дифференциация поставщиков по поставляемым товарам, определение рейтинга поставщика, определение возможности дальнейшего сотрудничества, мера удовлетворенности от сотрудничества).

Выбор поставщика различных типов товаров неравнозначен: для товаров, необходимых для производственного процесса, выбор поставщика является определяющим и очень

важным, значимым критерием является не только цена, но и качество, надежность и деловая репутация. Для товаров, косвенно участвующих в производстве, определяющим критерием может служить цена.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 500; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.163.23 (0.011 с.)