Организация исследований систем управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация исследований систем управления



Алгоритм - это технология решения проблемы, предусматривающая не только последовательность и параллельность различных операций, но и возможности их неудачи, поиск новых путей решения проблемы в рамках данной программы, корректировку содержательного взаимодействия проблем.

Весь ход исследования экономических систем можно представить в виде следующего алгоритма:

¾ выбор и обоснование актуальности темы исследования. Выделение решаемой проблемы и противоречий;

¾ общее ознакомление с проблемой исследования, определение ее внешних границ;

¾ формулировка целей исследования и постановка конкретных задач исследования;

¾ определение объекта и предмета исследования;

¾ разработка гипотезы исследования;

¾ построение программы и плана исследования;

¾ выбор методов и разработка методики проведения исследования (социологические, формальные, экспертные);

¾ непосредственное исследование. Организация и проведение эксперимента. Проверка гипотезы;

¾ обобщение и синтез экспериментальных данных;

¾ формулировка предварительных выводов, их апробирование и уточнение;

¾ формулирование и обоснование заключительных выводов, оценка полученных результатов, разработка практических рекомендаций;

¾ описание процесса исследования и его результатов;

¾ обсуждение результатов исследования;

¾ внедрение полученных результатов в практику.

Технология - это вариант рационального построения процесса исследования.

Наиболее простой, элементарной технологией является линейная технология. Она заключается в последовательном проведении исследований по следующим этапам: постановки проблемы, формулировки задач ее решения, выбора методов исследовании, проведения анализа и поиска позитивных решений, экспериментальной проверки решения, если она возможна, разработки инноваций. Такая технология может быть весьма эффективной в случае решения сравнительно простых исследовательских проблем.

Бывают проблемы в исследовании, решение которых трудно представить заранее в определенной технологической схеме, трудно предвидеть, какие этапы необходимы для определения окончательного результата, и вообще существует ли он по этой проблеме. В этом случае используются технологии адаптивного типа. Суть их заключается в последовательной корректировке технологической схемы по мере проведения каждого из этапов исследования.

 

92. Природные объекты. Охрана окружающей среды и регулирование процессов природопользования

Естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства

В соответствии с Законом РФ «Об охране окружающей среды» под экономическим механизмом охраны окружающей среды следует понимать обеспечение планирования и финансирования природоохранительных мероприятий, правовое регулирование платежей за использование природных ресурсов, выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и других вредных воздействий на нее, предоставление субъектам эколого-пользования налоговых, кредитных и иных льгот в целях более эффективной охраны окружающей среды.

Экономическое регулирование природопользования осуществляется с целью формирования экономического интереса в соблюдении экологических требований законодательства РФ.

Методами экономического регулирования в указанной области являются:

– разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов;

– разработка федеральных программ в области экологического развития РФ и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ;

– проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

– разработка и проведение мероприятий с целью предотвращения причинения вреда окружающей среде;

– проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов;

– установление платы за негативное воздействие на окружающую среду;

– установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду;

– предоставление налоговых и иных льгот при внедрении современных экологически чистых технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды;

– предоставление части средств экологических фондов на договорных условиях под процентные займы субъектам хозяйственной и иной деятельности для реализации природоохранных проектов и мероприятий;

– установление повышенных норм амортизации основных производственных фондов;

– применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию (товары, работы, услуги);

– применение льготного кредитования эколого-пользователей независимо от форм собственности, эффективно осуществляющих мероприятия по охране окружающей среды;

– поддержка инновационной, предпринимательской и иной деятельности, направленной на охрану окружающей среды.

Законодательством РФ, законами и правовыми нормативными актами субъектов РФ могут быть установлены другие механизмы экономического регулирования охраны окружающей среды.

Финансирование реализации мероприятий по охране окружающей среды, а также многочисленных экологических программ производится за счет: федерального бюджета; государственных бюджетов субъектов РФ, а также средств предприятий, учреждений и организаций; федерального, территориального и местного внебюджетных экологических фондов; кредитов банков, добровольных взносов граждан, иностранных инвестиций и др.

Контроль за использованием бюджетных финансовых средств на реализацию указанных мероприятий осуществляется Министерством природных ресурсов РФ совместно с финансовыми и налоговыми органами, учреждениями банков.

Оценка природных ресурсов, ущерба от загрязнения и эффективности природоохранных мероприятий

Приро́дные ресу́рсы — естественные ресурсы: тела и силы природы, которые на данном уровне развития производительных сил и изученности могут быть использованы для удовлетворения потребностей человеческого общества. Совокупность объектов и систем живой и неживой природы, компоненты природной среды, окружающие человека и которые используются в процессе общественного производства для удовлетворения материальных и культурных потребностей человека и общества.

Классификация

Природные ресурсы могут быть неисчерпаемые и исчерпаемые. Неисчерпаемые ресурсы не заканчиваются, а исчерпаемые заканчиваются по мере их разработки и(или) по другим причинам

По происхождению:

¾ Ресурсы природных компонентов (минеральные, климатические, водные, растительные, почвенные, животного мира)

¾ Ресурсы природно-территориальных комплексов (горнопромышленные, водохозяйственные, селитебные, лесохозяйственные)

По видам хозяйственного использования:

¾ Ресурсы промышленного производства

¾ Энергетические ресурсы (горючие полезные ископаемые, гидроэнергоресурсы, биотопливо, ядерное сырье)

¾ Неэнергетические ресурсы (минеральные, водные, земельные, лесные, рыбные ресурсы)

¾ Ресурсы сельскохозяйственного производства (агроклиматические, земельно-почвенные, растительные ресурсы — кормовая база, воды орошения, водопоя и содержания)

По виду исчерпаемости:

¾ Исчерпаемые

¾ Невозобновляемые (минеральные, земельные ресурсы);

¾ Возобновляемые (ресурсы растительного и животного мира);

¾ Не полностью возобновляемые — скорость восстановления ниже уровня хозяйственного потребления (пахотно пригодные почвы, спеловозрастные леса, региональные водные ресурсы);

¾ Неисчерпаемые ресурсы (водные, климатические).

По степени заменимости:

¾ Незаменимые;

¾ Заменимые.

По критерию использования:

¾ Производственные (промышленные, сельскохозяйственные);

¾ Потенциально-перспективные;

¾ Рекреационные (природные комплексы и их компоненты, культурно-исторические достопримечательности, экономический потенциал территории).

Специфика использования земельных ресурсов и их оценки.

Земельные ресурсы в производственном потенциале агропромышленного комплекса играют многостороннюю роль. Они служат местом, базой расположения предприятий и других объектов. В сельском хозяйстве земельные угодья выступают предметом и средством труда.

Земля как средство производства отличается от всех остальных рядом существенных особенностей.
Первая особенность заключается в том, что земля является продуктом природы, тогда как другие средства - результат труда человека.

Вторая особенность земли - ее территориальная ограниченность.

Третья особенность заключается в том, что земля не может быть заменена никакими другими средствами производства, без нее не может осуществляться производственный процесс в сельском хозяйстве, особенно в земледелии.

Четвертая особенность - то, что земля неоднородна по качеству, при равных вложениях на единицу площади получают неодинаковое количество продукции и доходов.

Пятая особенность - зависимость результатов сельскохозяйственного производства от местоположения, размеров и рельефа участков.

Шестая особенность состоит в том, что земля обладает территориальной протяженностью и постоянным расположением участков, что вызывает широкое применение в сельском хозяйстве мобильных машин.

Седьмая особенность - многоплановый характер использования земли в сельскохозяйственном производстве. На ней возделывается большое количество различных видов сельскохозяйственных культур: зерновых, технических, кормовых, плодовых и др.

Восьмая особенность заключается в том, что земля при правильном использовании не изнашивается, не ухудшается, а, напротив, улучшает свои свойства, тогда как другие средства производства физически изнашиваются, устаревают морально и постепенно заменяются новыми. Эта особенность земли обусловлена ее ценнейшим свойством - плодородием почвы.

Экономическая эффективность в общем виде означает получение больших результатов (эффектов) при тех же затратах ресурсов или же неизменных эффектов при уменьшающих затратах ресурсов. К сожалению, наше природопользование имеет низкую экономическую эффективность. Оценка экономической эффективности природопользования необходима:

• для оценки уже полученных результатов;

• для выбора наиболее целесообразного варианта природопользования и отдельных мероприятий по охране окружающей среды;

• для определения объема затрат, необходимых для достижения оптимальных эколого-экономических эффектов.

В экономике всегда имеет место выбор лучшего варианта из-за ограниченности ресурсов. Проект нужно реализовать, если он экономически эффективен. Для этого нужно оценить экологические блага.

В экономике механизмом такого выбора выступает сопоставление затрат и выгод (результатов) в денежном выражении, или определение экономической эффективности проекта/программы. Данный подход получил название анализа «затраты – выгоды».

Экономическую эффективность определяют часто как соотношение затрат и эффекта. Эффект отражает стоимостный прирост выгод в результате реализации проекта.

Общим правилом для нормального экономического решения является превышение потенциальной выгоды (В) над затратами (С): В – С > 0, (1) и чем больше разница, тем удачнее вложение средств.

Нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений связан со сроком окупаемости. Срок окупаемости является величиной обратной нормативному коэффициенту эффективности (Т = 1/Ен). Если общая эффективность капитальных вложений Эо = (Э – С)/ К > Ен, то проект эффективен, и затраты окупаются.

Эффективность мероприятий по рациональному природопользованию характеризуется системой показателей, которые отражают соотношение результатов (полученных или ожидаемых) и затрат (ресурсов). Среди них: фондоотдача природоохранных сооружений; ущербоемкость (природоемкость), отходоемкость выпускаемой продукции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.112.69 (0.018 с.)