ТОП 10:

Фирма в рыночной экономике. Издержки производства.



Фирма в рыночной экономике. Издержки производства.

Под понятием Фирмакоммерческие организации и индивидуальные предприниматели, использующие факторы производства, чтобы создать товары и услуги, а затем продать их другим фирмам, домохозяйствам или государству. Фирма выступает как организационная форма предпринимательства.

Производство – деятельность по использованию факторов производства с целью достижения наилучшего результата.

Издержки производства –это денежные затраты на приобретение применяемых факторов производства.

Наиболее экономически эффективным методом производства считается такой, при котором происходит минимизация издержек производства (стремление любого предпринимателя, компании к ведению своей деятельности с минимальными затратами при всех прочих равных условиях.). Издержки производства измеряются в стоимостном выражении по произведенным затратам.

Задача экономистов состоит в том, чтобы выбрать наиболее оптимальный вариант использования факторов производства и минимизировать издержки.

Издержки бывают:

Неявные издержки –это денежные доходы, которые жертвует фирма, самостоятельно используя принадлежащей ей ресурсы.

Явными издержками называются затраты в денежной форме, которые фирма осуществила в пользу поставщиков (труд, услуги, топлива, сырья).

Постоянные издержки – издержки, величина которых в краткосрочном периоде не изменяется с увеличением или сокращением объёма производства, т.е. они не зависит от объёма выпускаемой продукции. Пример: аренда здания, обслуживание оборудования, зарплата администрации.

Переменные издержки– издержки, величина которых изменяется в зависимости от увеличения или уменьшения объёма производства, т.е. они зависят от объёма выпускаемой продукции. Пример: затраты на сырьё, электроэнергию, вспомогательные материалы, оплата труда (рабочих).

Издержки в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Краткосрочный период – отрезок времени, в течение которого одни факторы производства являются постоянными, а другие – переменными. Постоянные факторы – общие размеры зданий, сооружений, количества машин и оборудования, количество фирм, которые работают в отрасли. Поэтому возможность свободного доступа фирм в отрасли в краткосрочном периоде ограничено. Переменные – сырье, количество рабочих.

Долгосрочный период – отрезок времени, в течение которого все факторы производства являются переменными. Т.е. за этот период можно изменить размеры зданий, оборудование, число фирм. В этом периоде фирма может изменить все параметра производства.

Средние издержки - величина переменных издержек, приходящаяся на единицу выпускаемой продукции.

Предельные издержки- это прирост совокупных издержек, который имеет фирма при изменении объема производства на единицу.

Кривые средних и предельных издержек. Анализ предельных издержек (но не самих по себе) позволяет установить, при каком объеме производства предприниматель получит максимальную прибыль. Предельные издержки приобретают смысл только при сравнении их со средними издержками. Чтобы выявить интересующую нас зависимость, построим кривые предельных и средних издержек.

Доход есть денежная оценка результатов деятельности фирмы (или отдельного физического лица) в форме денежной суммы, поступающей в ее непосредственное распоряжение, т.е. это выручка от реализованной продукции (услуги) в течение какого-либо периода, как правило, за год. Она отражает экономическую результативность хозяйственной деятельности фирмы.

Прибыль фирмы - это разность между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и общими издержками. Это главный, обобщающий показатель оценки хозяйственной деятельности предприятия.

Различают:

Бухгалтерская прибыль - это разность между валовым доходом (выручкой) и бухгалтерскими (явными) издержками фирмы.

Экономическая прибыль - это разность между выручкой (валовым доходом) и экономическими издержками. Экономические издержки - это упущенный доход, который фирма получила бы, если бы использовала свои ресурсы (средства) по-другому.

Нормальная прибыль появляется в том случае, когда общая выручка предприятия или фирмы равна общим затратам, исчисляемые как альтернативные. Минимальный уровень прибыльности – когда предпринимателю выгодно вести бизнес.

Рынки факторов производства

Факторы производства – это основные компоненты, используемые в процессе производства продукции, работ, услуг. (труд, капитал, земля, предпринимательская способность).

Рынки факторов производства – это рынки, на которых фирмы приобретают ресурсы (труд, капитал, земля, предпринимательская способность), необходимые для производства товаров.

Виды экономических ресурсов (факторы производства):

1) Природные (земля) – земля, водные, лесные, биологические, климатические, полезные ископаемые.

2) Трудовые (труд) – люди с их способностью производить товары и услуги.

3) Капитал – в форме денег - денежный капитал, в форме средств производства – реальный капитал.

4) Предпринимательские способности- способности людей к организации товаров и услуг.

Виды рынков факторов производства:

1. Рынок труда.

2. Финансовый рынок.

3. Рынок земли.

Спрос на факторы производства носит производный характер, так как зависит от спроса на товары и услуги, производимые с помощью этих факторов. Спрос фирм на факторы и ресурсы производства возникает только при наличии и под влиянием покупательского спроса на обычных потребительских рынках.

Предложение на рынке факторов производства – это то их количество, которое поступает в сферу купли – продажи по существующим в данный момент ценам, выступающим в таких формах, как:

1) от земли – рента,

2) от труда – заработная плата,

3) от капитала – процент.

Во многом на рынках факторов производства предложение порождается спросом также, как и на рынках обычных потребительских благ.

Рынок труда — экономическая среда, на которой в результате конкуренции между экономическими агентами через механизм спроса и предложения устанавливается определенный объемзанятости и уровень оплаты труда.

Спрос на рабочую силу определяется потребностями работодателей в найме определенного количества работников необходимой квалификации для производства товаров и услуг.

Спрос на рабочую силу находится в обратной зависимости от ставки реальной заработной платы, которая определяется как отношение ставки номинальной зарплаты к уровню цен. На конкурентном рынке труда кривая спроса на труд имеет отрицательный угол наклона: с ростом общего уровня заработной платы спрос на труд падает.

Кривая спроса на труд. На горизонтальной оси — количество труда N (число работающих), на вертикальной — ставка реальной заработной платы W.

Предложение труда определяется численностью населения, долей в нем трудоспособного населения, средним числом часов, отработанных рабочим за год, качеством труда и квалификацией рабочих.

Предложение труда, так же как и спрос, зависит от величины заработной платы. Кривая предложения труда имеет положительный угол наклона: с ростом общего уровня заработной платы предложение труда увеличивается. Кривая предложения труда Ns представлена на рис. 2.

Финансовый рынок (рынок ссудных капиталов)– этомеханизм перераспределения капитала между кредиторами и заемщиками при помощи посредников на основе спроса и предложения на капитал.
Главная функция финансового рынка (рынка ссудных капиталов) состоит в трансформации бездействующих денежных средств в ссудный капитал.
Финансовый рынок разделяется на:

Денежный рынок- это рынок краткосрочных кредитных операций (до одного года).
Рынок капиталов - охватывает средне- и долгосрочные кредиты, а также акции и облигации. Рынок капиталов служит важнейшим источником долгосрочных инвестиционных ресурсов для правительств, корпораций и банков.

Рынок земли — сфера товарного оборота земельных угодий, которые можно использовать либо для земледелия, либо для строительства зданий, сооружений, объектов инфраструктуры. Следует иметь в виду, что под земельным рынком понимается оборот земли, включающий как непосредственную ее куп­лю-продажу, так и иные сделки с землей (аренда земельных уча­стков). Единицей измерения объемов спроса и предложения является единица площади - м. кв., гектары, акры и т.д., а в качестве цены пользования землей выступает рента.

Теория абсолютных преимуществ Адама Смита. Реальное богатство страны состоит из товаров и услуг, доступных её гражданам. Если какая-либо страна может производить тот или иной товар больше и дешевле, чем другие страны, то она обладает абсолютным преимуществом. Одни страны могут производить товары более эффективно, чем другие. Ресурсы страны перетекают в рентабельные отрасли, так как страна не может конкурировать в нерентабельных отраслях. Это приводит к повышению производительности страны, а также квалификации рабочей силы; длительные периоды производства однородной продукции обеспечивают стимулирование выработки более эффективных методов работы. Естественные преимущества: - климат;- территория;- ресурсы.

Приобретенные преимущества: - технология производства, то есть способность изготовить разнообразную продукцию.

Теория сравнительных преимуществ Давида Рикардо.Специализация на производстве товара, имеющего максимальные сравнительные преимущества, выгодна и в случае отсутствия абсолютных преимуществ. Страна должна специализироваться на экспорте товаров, в производстве которых она имеет наибольшее абсолютное преимущество (если она имеет абсолютное преимущество по обоим товарам) или наименьшее абсолютное непреимущество (если она не имеет абсолютного преимущества ни по одному из товаров). Специализация на определённых видах товаров выгодна для каждой из этих стран и приводит к росту общего объёма производства, происходит мотивация торговли даже в том случае, если одна страна обладает абсолютным преимуществом в производстве всех товаров перед другой страной. Примером в данном случае может служить обмен английского сукна на португальское вино, что приносит выгоды обеим странам.

Теория Хекшера-Олина.Согласно данной теории страна экспортирует товар, для производства которого используется интенсивно относительно избыточный фактор производства, и импортирует товары, для производства которых она испытывает относительный недостаток факторов производства. Необходимые условия существования: - у стран-участниц международного обмена складывается тенденция к вывозу тех товаров и услуг, для изготовления которых используются преимущественно факторы производства, имеющиеся в избытке, и, наоборот, тенденция к ввозу той продукции, по которой имеется дефицит каких-либо факторов; - развитие международной торговли приводит к выравниванию «факторных» цен, то есть дохода, получаемого владельцем данного фактора; - существует возможность при достаточной международной мобильности факторов производства замены экспорта товаров перемещением самих факторов между странами.

Альтернативные теории международной торговли:

- Теория жизненного цикла продукта.Середине 60-х гг. XX века. Данная теория пытается объяснить развитие мировой торговли готовыми изделиями на основе этапов их жизни. Этап жизни – это период времени, в течение которого продукт обладает жизнеспособностью на рынке и обеспечивает достижение целей продавца.

Цикл жизни продукта охватывает 4 стадии:

1. Внедрение. На этой стадии происходит разработка нового продукта в ответ на возникшую потребность внутри страны. 2. Рост. Спрос на продукт растет, его производство расширяется и распространяется на др. развитые страны. 3. Зрелость. Для этой стадии характерно крупносерийное производство, в конкурентной борьбе преобладает ценовой фактор. 4. Упадок. В развитых странах сокращается производство, рынки сбыта концентрируются в развивающихся странах. Страна нововведения становится чистым импортером.

- Теория эффекта масштаба. Суть теории: при определенной технологии и организации производства средние издержки сокращаются по мере увеличения объема выпускаемой продукции, т. е. возникает экономия, обусловленная массовым производством.
Для того чтобы эффект массового производства был реализован, необходим достаточно емкий рынок.

Международная торговля играет в этом решающую роль, поскольку позволяет расширить рынки сбыта. Другими словами, она позволяет сформировать единый интегрированный рынок, более емкий, чем рынок любой отдельно взятой страны. В результате потребителям предлагается больше продукции и по более низким ценам.

Требования к УР и условия их достижения

1. Соответствие УР действующему законодательству и положениям уставных документов компании

2. Наличие у руководителей соответствующий полномочий для разработке УР

3. Наличие в тексте УР четкой целевой направленности и адресности.

4. Соответствие формы УР его содержанию.

5. Обеспечение своевременности.

6. Недопустимость в тексте решения противоречий самому себе или ранее реализованным решениям.

7. Возможность технической, экономической и организационной выполнимости УР.

8. Наличие параметров для внешнего или внутреннего контроля выполнения УР.

9. Учет возможных отрицательных последствий при реализации УР.

10. Наличие возможности обоснованного положительного результата.

Формы подготовки УР: приказ, протокол, распоряжение, соглашение, указ, указание, акт, договор, закон, заявление, изменение, инструкция, кодекс, контракт, концепция, модель, норма, норматив, обзор, оферта, перечень, план, положение, порядок (распорядок), постановление, правила, прейскурант, пресс-релиз, устав, акцепт, бюллетень, декларация,

Формы доведения до исполнителя УР: заседание, выписка, деловая беседа,деловое слово,деловая игра (тренинг), информационное письмо,рекомендательное письмо, личный пример, методика, наставление, обучение, отчет, письмо, предписание, принуждение, разъяснение, совет, совещание, сообщение, убеждение, условие.

Каждая форма подготовки УР может иметь несколько форм реализации.

Для договора, контракта, оферты, соглашения и устава – это деловое слово, информационное письмо, отчет, письмо, предписания, совещание, убеждение и условие.

Для инструкции, кодекса, положения, протокола, правила и указания – это деловая беседа, деловое слово, наставление, обучение, принуждение, разъяснения, совет и сообщение.

Для закона, постановления, приказа, распоряжения и указа – это выписка, заседание, личный пример, методика, наставление, предписание, принуждение, разъяснение, убеждение и условие.

Эффективность УР– это ресурсная результативность, полученная по итогам разработки или реализации управленческого решения в организации. В качестве ресурсов могут быть финансы, материалы, здоровье персонала, организация труда и др. Эффективным УР является то, которое достигается за более короткое время меньшим числом работников, с меньшими финансовыми затратами.

Эффективность УР: - Организационная; Экономическая; Социальная; Технологическая; Психологическая;Правовая;Экологическая; Этическая; Политическая.

14. Технология подготовки и реализации управленческого решения

Управленческое решение– это творческое, волевое действие субъекта управления на основе знания управляемой системы и анализа информации, состоящее в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива по разрешению проблемы.

Управленческое решение как процесс, состоящий из трех стадий: подготовка решения: принятие решения; реализация решения.

На стадии подготовки управленческого решения проводится экономический анализ ситуации на микро и макроуровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формируются проблемы, требующие решения.

Включает: 1. получение информации о ситуации; 2. определение целей; 3. разработка оценочной системы; 4. анализ ситуации; 5. диагностика ситуации; 6. разработка прогноза развития ситуации.

На стадии принятия решения осуществляется разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; производится отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения.

Включает: 1. генерирование альтернативных вариантов решений; 2. отбор основных вариантов управленческих воздействий; 3. разработка сценариев развития ситуации; 4. экспертная оценка основных вариантов управляющих воздействий.

На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения. Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах.

Включает: 1. коллективная экспертная оценка; 2. принятие решения лицами, наделенными правом принятия решения (ЛПР); 3. разработка плана действий; 4. контроль реализации плана; 5. анализ результатов развития ситуации после управленческих воздействий.

Организация подготовки и реализации УР требует проведения определенных организационно-распорядительных мероприятий. Эти мероприятия включают набор процессорных (организационных) технологий и административных действий для формирования взаимодействий между работниками, участвующими в реализации поставленной цели.

К процессорным технологиям относятся:

«Управление по результатам» (УР), основана на приоритете конечных результатов над планированием и прогнозированием. Основной функцией, реализуемой руководителями, является координация (корректировка) действий и решений в зависимости от полученного результата.

«Управление на базе потребностей и интересов» (УПИ) основана на приоритете межличностных отношений. Взаимодействие между руководителем и подчиненным при реализации данной технологии может возникнуть только при условии, что выполняемое задание затрагивает потребности и интересы как самого руководителя, так и подчиненного.

«Управление путем постоянных проверок и указаний» (УПУ) основана на приоритете контроля и жесткого управления персоналом.

«Управление в исключительных случаях» (УИС) основана на приоритете профессионализма исполнителей или отработанной и хорошо выполнимой производственной технологии. Исключительный случай — это устойчивый набор ситуаций, мешающий исполнителю надлежащим образом и в срок выполнить порученное задание.

«Управление на базе искусственного интеллекта» (УИИ) основана на приоритете отработанной практики, статистики и современных экономико-математических методов, реализованных в виде баз знаний или баз данных в ауре современных информационных компьютерных технологий. Искусственный интеллект — это система современных информационных технологий, моделирующих некоторые стороны мыслительной деятельности человека при подготовке и реализации решений.

«Управление на базе активизации деятельности персонала» (УАД) основана на приоритете стимулов и поощрений работника. Она эффективна при преимущественно ручном производстве, когда производительность труда и качество выпускаемой продукции в основном определяются настроением, психологией и состоянием здоровья работника, а также социально-психологическим климатом в коллективе.

Статистика основных фондов

Основные фонды (далее - ОФ) –это совокупность средств труда, та часть производственных фондов, которые участвуют в процессе производства длительное время (не менее одного года) применяются в нескольких производственных циклах, постепенно изнашиваются и переносят свою стоимость на продукт по частям в течение срока службы, не теряя при этом своей натуральной формы (машины, оборудование, станки, производственные здания).

По экономическому назначению ОФ подразделяются на производственные – непосредственно участвующие в процессе производства или обслуживающие его, и непроизводственные – непосредственно не участвующие в процессе производства: основные фонды жилищно-коммунального хозяйства, организаций здравоохранения, просвещения, культуры.

Виды стоимости ОФ:

1.Первоначальная стоимость - представляет собой фактическую стоимость (цену) приобретения оборудования (постройки здания, сооружения), включая транспортные затраты по доставке, стоимость монтажных работ на месте эксплуатации, за исключением НДС и др. возвращаемых налогов.

2. Восстановительная стоимость, т.е. стоимость воспроизводства основных средств в современных условиях или после переоценки. Метод оценки по восстановительной стоимости не учитывает степень изношенности основных средств, а поэтому он дополняется оценкой основных средств по восстановительной стоимости с учетом износа. Восстановительная стоимость основных средств — это расчетные затраты на воссоздание в современных условиях их точной копии с использованием аналогичных материалов и сохранением всех эксплуатационных параметров.

3. Остаточная стоимость – разность между первоначальной или восстановительной стоимостью ОФ и суммой их износа. Оценка поостаточной стоимости служит для выявления реальной стоимости ОФ. Она позволяет определить размер неизношенной части фондов, т.е. величину стоимости ОФ.

4. Ликвидационная стоимость– это предполагаемая стоимость запасных частей, лома, отходов, возникающих при ликвидации основных фондов в конце полезной службы объекта, за вычетом ожидаемых затрат по выбытию.

5. Балансовая стоимость – это стоимость объектов с учетом переоценки, по которой они числятся на балансе предприятия.
6. Рыночная стоимость – наиболее вероятная цена продажи объектов ОФ с учетом их реального состояния, соотношения спроса и предложения.

Важнейшими задачами статистики ОФ являются: 1.изучение состава и структуры ОФ. 2.определение факторов, влияющих на эффективность использования ОФ. 3. расчет показателей, характеризующих эффективность использования ОФ. 4. определение степени влияния показателей эффективности использования ОФ на производственно-финансовые показатели деятельности предприятия.

Состояние основных фондов отражают показатели: Коэффициент годности - отношение остаточной балансовой стоимости к полной балансовой стоимости основных фондов: Коэффициент износа - суммы износа к полной балансовой стоимости основных фондов:

Движение основных фондов отражают показатели: Коэффициент обновления - стоимости введенных в оборот новых основных фондов за год к полной балансовой стоимости на конец года

Коэффициент выбытия - стоимости выбывших основных средств в течение года к полной балансовой стоимости основных фондов на начало года:

Использование основных фондов характеризуют показатели. Характеризует использование основных фондов. Показатель фондоемкости продукции V характеризует уровень затрат основных производственных фондов на один рубль произведенной продукции и исчисляется как отношение среднегодовой стоимости основных фондов к объему произведенной за год продукции :

Показатель фондоотдачи Ф характеризует выпуск продукции в расчете на один рубль стоимости основных фондов. Показатель рассчитывается как отношение объема произведенной за год продукции к среднегодовой стоимости основных фондов:

Эффективность использования основных фондов можно определить индексным методом. Индекс фондоотдачи рассчитывается как отношение уровня фондоотдачи в текущем периоде к уровню фондоотдачи в базисном периоде :

Показатель фондовооруженности труда отражает объем основных фондов, которыми оснащен один работник в процессе производства продукта труда, и рассчитывается как отношение среднегодовой стоимости основных производственных фондов к среднесписочной численности работников или рабочих Т:

Статистика продукции

Основными задачами статистики продукции являются: определение объемапроизведенной и реализованной продукции за отчетный период; оценка выполненияпроизводственной программы в части выпуска продукции и меры влияния факторов наизменение ее объема; изучение динамики объема продукции, ее качества и ритмичностипроизводства.

Методы измерения продукции.

Важной задачей статистики являются определение объема продукции за исследуемый период. Объем продукции может быть выражен с помощью натуральных, условно-натуральных и стоимостныхизмерителей. Натуральные измерители позволяют учесть каждый вид продукции всоответствующих ее физическим свойствам единицах измерения: в штуках, килограммах,литрах, метрах и т. д. В промышленности статистический учет продукции в натуральномвыражении основывается на строго установленном перечне наименований продуктов ипринятых единицах измерения, что обеспечивает получение сводных итогов отдельных ихвидов не только по предприятию, но и в масштабе отрасли.Учет продукции на предприятиях в натуральном выражении ведется по всей номенклатуре вырабатываемых изделий.

Условно-натуральный метод используется для определения объема продукции, которая имеет одинаковое потребительское назначение, но отличается какими-либо свойствами. Например, мыла различаются процентным содержанием жирных кислот.Для определения общего объема таких продуктов принимается условная единица измерения, в качестве которой обычно выступает единица измерения основного потребительского свойства одного из видов такихпродуктов. Другие виды продукции с такими же потребительскими свойствами переводятся в условные единицы путем перемножения их количества в натуральном выражении на переводные коэффициенты. Коэффициенты рассчитываются как отношение различных единиц измерения к условной единице

С помощью стоимостного метода учета можно получить обобщающую характеристику производства разнообразной продукции по объединению, концерну, отрасли и народному. Для этого объема различных видов произведенной продукции в натуральном выражении умножается на их цену. Цены могут быть сопоставимыми и фактически действующими, или текущими. Оценка продукции по текущим ценам позволяет сопоставлять ее объем с другими экономическими показателями в денежном выражении: доходами населения, денежным обращением, инвестициями, государственным бюджетом и т. п.

Различают следующие стоимостные показатели продукции промышленности.

1) Валовой оборот (AI) – это объём продукции, произведенной за какой-либо промежуток времени всеми промышленно-производственными цехами предприятия. Состав валового оборота: -стоимость готовых изделий; - стоимость полуфабрикатов; Стоимость работ промышленного характера; стоимость работ по модернизации и реконструкции собственного оборудования; изменение остатков незавершенного производства.

Валовой оборот содержит повторный счет стоимости продукции, передаваемой из цеха в цех для дальнейшей обработки. Этот повторный счет получил название внутризаводского оборота (ACI). Он включает стоимость готовых изделий, полуфабрикатов и продукции вспомогательных цехов, произведенных в данном периоде и потребленных на предприятии на его собственные промышленно-производственные нужды.

2) Валовая продукция – это объём продукции, произведенной за какой-либо промежуток времени всеми промышленно-производственными цехами предприятия за вычетом внутризаводского оборота. Валовая продукция может рассчитываться как валовой оборот за вычетом внутризаводского оборота .

3) Товарная продукция – это объем продукции, произведенный для реализации на сторону. Товарная продукция равна валовой продукции за вычетом: а) изменения остатков полуфабрикатов собственного изготовления и продукции вспомогательных производств; б) изменения остатков незавершенного производства; в) стоимости сырья и материалов заказчика, не оплаченных производителем готовой продукции.

4) Отгруженная продукция – это продукция собственного изготовления, переданная (отгруженная) в отчетном периоде потребителям, а также выполненные и принятые заказчиком работы и услуги независимо от поступления денег на счет производителя.

5) Реализованная продукция – это продукция, оплаченная покупателем в отчетном периоде, независимо от того, когда она была произведена. Реализованная продукция равна товарной продукции за вычетом: а) изменения остатков неотгруженной товарной продукции; б) изменения остатков отгруженной, но не оплаченной покупателем продукции.

6) Чистая продукция – это часть валовой продукции предприятия, созданная непосредственно трудом отчетного года. Ее определяют как разность между валовой продукцией и стоимостью материальных производственных затрат (сырья, материалов, топлива, энергии, услуг производственного характера, амортизации).

7) Произведенная промышленная продукция. Состав данного показателя включает: стоимость готовых изделий, стоимость работ промышленного характера, стоимость произведенных работ по изготовлению изделий; стоимость полуфабрикатов своей выработки. Объем произведенной промышленной продукции определяется без стоимости внутризаводского оборота. Изделия, вырабатываемые из сырья и материалов заказчика, не оплачиваемых предприятием-производителем, включаются в объем произведенной промышленной продукции в размере стоимости их обработки (т.е. без стоимости сырья и материалов заказчика)

Фонд рабочего времени.

Календарный фонд рабочего времениопределяется путем умножения среднесписочной численности на календарное число дней в году.
Табельный (явочный) фонд рабочего времениопределяется путем разницы календарного фонда и человеко-днями и невыходами на работу в праздничные и выходные дни.
Максимально возможный фонд рабочего времени отличается от табельного человеко-днями, невыходами на работу в связи с очередными отпусками.
Фактический фонд рабочего времени определяется в конце отчетного периода по фактическим данным о выходе на работу и продолжительности рабочего дня.
Он отличается от максимально возможного фонда рабочего времени невыходами на работу в связи с болезнью, прогулами и по другим причинам.

Для характеристики использования фондов рабочего времени определяется:
- коэффициент возможного производственного использования путем деления максимально возможный фонд рабочего времени на календарный фонд рабочего времени;
- коэффициент фактического производственного использования путем деления фактического фонда рабочего времени на календарный фонд.

Школа человеческих отношений. Это научное направление в теории управления возникло после того, как было обнаружено, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда, как считали представители школы научного управления. Иногда работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе, чем на желания руководства и на материальные стимулы. Мотивами поступков людей, как было установлено, являются не только экономические факторы, но и различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег.

Основываясь на этих результатах, был сделан вывод о том, что если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности должен возрастать. Это в свою очередь приведет к повышению производительности. Эта школа рекомендует использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия непосредственных начальников, консультации с работниками и представление им более широких возможностей общения на работе.

Основными авторами концепции "человеческих отношений" были австралийско-американский социолог и психолог Элтон Мэйо (1880 - 1949) и американка Мери Фоллетт (1868 - 1933).

Формирование школы науки управления (с 1950г. по настоящее время) связано с возникновением кибернетики и исследования операций. По своей сути, исследования операций — это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации.

После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывает модель ситуации. Модель — форма представления реальности, упрощающая эту реальность, облегчающая понимание ее сложностей. После создания модели переменным задаются количественные значения. Это позволяет объективно сравнить и описать каждую переменную и отношения между ними.

Ключевой характеристикой науки управления является замена словесных рассуждений моделями, символами и количественными значениями.

В дальнейшем в школе сформировалась теория принятия решений. В настоящее время исследования в области управленческих решений направлены на разработку: методов математического моделирования процессов выработки и принятия решений в организациях; алгоритмов выработки оптимальных решений с применением теории статистических решений, теории игр и др.; количественных прикладных и абстрактных моделей экономических явлений.

Организация как система

Организация— это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Организации могут быть неформальными и формальными.

Неформальная организация — спонтанно возникшая группа людей, вступающих во взаимодействие друг с другом.

Формальная организация — организация, обладающая правом юридического лица, цели и деятельность которой закреплены в учредительных документах, а функционирование — в нормативных актах.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.172.213 (0.026 с.)