Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вам предлагается программа государственного экзамена по психологии.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Цель программы: обобщение и систематизация знаний студентов по психологии в связи с подготовкой к государственному экзамену. На основании данной программы составлены билеты государственного экзамена по психологии (тема программы – вопрос билета) для студентов отделения психологии факультета социальной педагогики и психологии. При повторении изученных курсов мы рекомендуем использовать монографии, учебники, учебные пособия, статьи. Ориентируясь на программу, по каждой теме необходимо выделить: - базовые понятия; - сущность и структуру психических процессов и явлений; - генезис, историю становления и развития понятий и психологических теорий (концепций, моделей, систем); - основные положения теорий, концепций; - различные точки зрения на проблемы психологии с их аргументацией; - классификации объектов с указанием их оснований; - характеристики явлений; - необходимые факты для иллюстрации теоретических положений; - условия применения теоретических моделей в реальной психолого-педагогической практике; - свою позицию, личное отношение, оценку излагаемых фактов, теорий, технологий и т.п. В ответе на вопрос экзаменационного билета следует изложить основное содержание темы, кратко раскрывая всё выше обозначенное, и подробнее остановиться на одном-двух аспектах темы, проблемы, одной-двух теориях, технологиях и т.п. Рекомендуем активно использовать в ответе современные данные психологической науки и практики. Заметим, что высоко оценивается аргументированное изложение ваших собственных взглядов, синтезировавших в себе теоретические знания и практический опыт. ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ! Ваши преподаватели. ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа, разработанная в соответствии с Государственным образовательным стандартом профессионального высшего образования, отражает базовый психологический компонент знаний выпускников по специальностям «Психология» и «Педагогика и психология». Программа включает в себя перечень основных тем по дисциплинам предметной подготовки. Большинство тем программы носит интегрированный характер. Программа предусматривает выполнение выпускниками следующих требований государственного образовательного стандарта к знаниям и умениям по дисциплинам предметной подготовки: «Специалист: - знает историю и современные тенденции развития мировой психологической науки; - владеет системой знаний о человеке как субъекте психической деятельности, источниках его активности, о закономерностях освоения и переработки информации, сознании и самосознании, эмоциональных состояниях, индивидуальных и возрастных особенностях; - владеет знаниями о закономерностях психического развития ребенка, основных возрастных новообразованиях, условиях, обеспечивающих личностный рост; - владеет знаниями об особенностях и причинах нарушения психики, девиантного поведения, отклонений в психологическом развитии; - имеет системное представление о деятельности психолога в образовательных учреждениях; знает приёмы и технику психологического консультирования, умеет использовать их в своей профессиональной деятельности; владеет умениями профилактической, терапевтической, диагностической и коррекционной работы; - владеет знаниями о закономерностях общения, социально-психологических феноменах группы и общества, путях социализации личности; - владеет способами профессиональной и личностной релаксации, самоизменения и организации творческой деятельности человека; - владеет методами психологического просвещения субъектов образовательного пространства; - владеет знаниями в области профессионализации и умеет создавать условия для профессионального самоопределения личности; - знает проблемы формирования и функционирования семьи, основные проблемы семейной жизни; - знает закономерности управления педагогическими системами, способы анализа проектирования их развития, владеет приёмами управленческого консультирования; - владеет методами и приёмами активного социально-психологического обучения, обладает развитыми коммуникативными умениями; - владеет методами психологического исследования, умениями обработки и анализа материалов, постановки психологического диагноза, составления текстов заключений и практических рекомендаций; - знает структуру образовательных учреждений, психолого-педагогические основы управления ими, организацию и формы деятельности психологической службы в системе образования; - знает историю и тенденции развития психолого-педагогических концепций, современные психолого-педагогические технологии; - умеет выявлять психологическое содержание педагогических технологий; - знаком с организацией опытно-экспериментальной и исследовательской работы в учреждениях образования».
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА РАЗДЕЛ «ПСИХОЛОГИЯ» Сознание человека. Гипотеза А.Н. Леонтьева о происхождении сознания Изменение активности человека по сравнению с активностью животного. Коллективная деятельность и речевое общение как источники возникновения сознания. Выделение действия, переживание его смысла как форма объективного отражения. Язык как форма фиксации знаний. Литература 1. Гиппенрейтер Б.Б. Введение в общую психологию. - М., 2005. - С. 198-204. 2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - СПб: “Свет”, 1997. - С. 8-20. 3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - МГУ, 1981. - С. 272-349. 4. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб., 2006. - С. 88-94. 5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 1. - Спб: “Питер”, 1998. - С. 134-162. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского о происхождении высших психических функций Л.С. Выготский об изменении психики человека как следствии изменения отношений с природой. Психологическое орудие – знак, его функции. Структура высших психических функций человека. Знаки внешние и внутренние. Развитие высших психических функций в филогенезе и онтогенезе. Роль воспитания и обучения в процессе интериоризации. Литература 1. Выготский Л.С. Проблемы развития психики. Собр. сочинений в 6-ти томах. Т. 3. - М., 1983. – С. 6-163. 2. Гиппенрейтер Б.Б. Введение в общую психологию. - М., 2005. - С. 204-222. 3. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Спб: “Свет”, 1997, - С.21-26. 4. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб., 2006. - С. 95-98.
Восприятие как чувственная ступень познания. Индивидуальные особенности восприятия и их роль в учебной деятельности школьника Познание как отражение объективной реальности в сознании человека. Чувственная ступень познания, ее особенности. Условия адекватности восприятия. Свойства восприятия, их значение для адаптации человека к внешним условиям. Индивидуальные особенности: модальность, апперцепция, перцептивные стратегии восприятия. Диагностика особенностей восприятия учащихся и их учет в процессе обучения. Литература 1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 2006. - С. 135-157. 2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - СПб., “Свет”, 1997. - С. 27-49. 3. Клаус Г. Введение в практическую психологию учения. - М., 1987. - С. 63-78. 4. Методики изучения психологических особенностей школьников. Метод. разработки /Авт-сост. И.И. Скрипюк, ЛГПИ им. Герцена, 1982. 5. Поярова Т.А. Психология индивидуальных различий. - Вологда, 2001. - С. 67-76. 6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 1. - СПб.: Питер, 1998. - С. 177-255. 7. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методы патопсихологии. – М.:ЗАО Изд-во ЭКСМО – Пресс, 1999. – 448 с. 8. Современная психология. Справочное руководство / Под ред. В.Н. Дружинина. - М., 1999. - С. 171-200. 9. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие /под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002.
Мышление как рациональная ступень познания. Индивидуальные особенности мышления и их роль в учебной деятельности школьника Мышление как рациональный способ познания, его отличие от восприятия. Мыслительные операции. Мышление как процесс. Асимметрия полушарий и специфические особенности мышления. Когнитивные стили, их характеристика. Диагностика особенностей мышления учащихся и их учет в процессе обучения. Литература 1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 2006. - С. 172-189. 2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - СПб., “Свет”, 1997. - С.140-190. 3. Клаус Г. Введение в практическую психологию учения. - М., 1987. – С. 93-113. 4. Ливер Б.-Лу. Обучение всего класса. – М., 1995. - 48 с. 5. Методики изучения психологических особенностей школьников. Метод. разработки /Авт-сост. И.И. Скрипюк, ЛГПИ им. Герцена, 1982. 6. Поярова Т.А. Психология индивидуальных различий. - Вологда, 2001. - С. 96-107. 7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 1. - СПб: “Питер”, 1998. - С. 309-380. 8. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методы патопсихологии. – М.:ЗАО Изд-во ЭКСМО – Пресс, 1999. – 448 с. 9. Современная психология. Справочное руководство / Под ред. В.Н. Дружинина. - М., 1999. - С. 241-329. 10. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие /под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.56.125 (0.007 с.) |