Вам предлагается программа государственного экзамена по психологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вам предлагается программа государственного экзамена по психологии.



Цель программы: обобщение и систематизация знаний студентов по психологии в связи с подготовкой к государственному экзамену.

На основании данной программы составлены билеты государственного экзамена по психологии (тема программы – вопрос билета) для студентов отделения психологии факультета социальной педагогики и психологии.

При повторении изученных курсов мы рекомендуем использовать монографии, учебники, учебные пособия, статьи. Ориентируясь на программу, по каждой теме необходимо выделить:

- базовые понятия;

- сущность и структуру психических процессов и явлений;

- генезис, историю становления и развития понятий и психологических теорий (концепций, моделей, систем);

- основные положения теорий, концепций;

- различные точки зрения на проблемы психологии с их аргументацией;

- классификации объектов с указанием их оснований;

- характеристики явлений;

- необходимые факты для иллюстрации теоретических положений;

- условия применения теоретических моделей в реальной психолого-педагогической практике;

- свою позицию, личное отношение, оценку излагаемых фактов, теорий, технологий и т.п.

В ответе на вопрос экзаменационного билета следует изложить основное содержание темы, кратко раскрывая всё выше обозначенное, и подробнее остановиться на одном-двух аспектах темы, проблемы, одной-двух теориях, технологиях и т.п. Рекомендуем активно использовать в ответе современные данные психологической науки и практики.

Заметим, что высоко оценивается аргументированное изложение ваших собственных взглядов, синтезировавших в себе теоретические знания и практический опыт.

ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ!

Ваши преподаватели.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа, разработанная в соответствии с Государственным образовательным стандартом профессионального высшего образования, отражает базовый психологический компонент знаний выпускников по специальностям «Психология» и «Педагогика и психология».

Программа включает в себя перечень основных тем по дисциплинам предметной подготовки. Большинство тем программы носит интегрированный характер.

Программа предусматривает выполнение выпускниками следующих требований государственного образовательного стандарта к знаниям и умениям по дисциплинам предметной подготовки:

«Специалист:

- знает историю и современные тенденции развития мировой психологической науки;

- владеет системой знаний о человеке как субъекте психической деятельности, источниках его активности, о закономерностях освоения и переработки информации, сознании и самосознании, эмоциональных состояниях, индивидуальных и возрастных особенностях;

- владеет знаниями о закономерностях психического развития ребенка, основных возрастных новообразованиях, условиях, обеспечивающих личностный рост;

- владеет знаниями об особенностях и причинах нарушения психики, девиантного поведения, отклонений в психологическом развитии;

- имеет системное представление о деятельности психолога в образовательных учреждениях; знает приёмы и технику психологического консультирования, умеет использовать их в своей профессиональной деятельности; владеет умениями профилактической, терапевтической, диагностической и коррекционной работы;

- владеет знаниями о закономерностях общения, социально-психологических феноменах группы и общества, путях социализации личности;

- владеет способами профессиональной и личностной релаксации, самоизменения и организации творческой деятельности человека;

- владеет методами психологического просвещения субъектов образовательного пространства;

- владеет знаниями в области профессионализации и умеет создавать условия для профессионального самоопределения личности;

- знает проблемы формирования и функционирования семьи, основные проблемы семейной жизни;

- знает закономерности управления педагогическими системами, способы анализа проектирования их развития, владеет приёмами управленческого консультирования;

- владеет методами и приёмами активного социально-психологического обучения, обладает развитыми коммуникативными умениями;

- владеет методами психологического исследования, умениями обработки и анализа материалов, постановки психологического диагноза, составления текстов заключений и практических рекомендаций;

- знает структуру образовательных учреждений, психолого-педагогические основы управления ими, организацию и формы деятельности психологической службы в системе образования;

- знает историю и тенденции развития психолого-педагогических концепций, современные психолого-педагогические технологии;

- умеет выявлять психологическое содержание педагогических технологий;

- знаком с организацией опытно-экспериментальной и исследовательской работы в учреждениях образования».

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

РАЗДЕЛ «ПСИХОЛОГИЯ»

Сознание человека. Гипотеза А.Н. Леонтьева о происхождении сознания

Изменение активности человека по сравнению с активностью животного. Коллективная деятельность и речевое общение как источники возникновения сознания. Выделение действия, переживание его смысла как форма объективного отражения. Язык как форма фиксации знаний.

Литература

1. Гиппенрейтер Б.Б. Введение в общую психологию. - М., 2005. - С. 198-204.

2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - СПб: “Свет”, 1997. - С. 8-20.

3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - МГУ, 1981. - С. 272-349.

4. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб., 2006. - С. 88-94.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 1. - Спб: “Питер”, 1998. - С. 134-162.

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского о происхождении высших психических функций

Л.С. Выготский об изменении психики человека как следствии изменения отношений с природой. Психологическое орудие – знак, его функции. Структура высших психических функций человека. Знаки внешние и внутренние. Развитие высших психических функций в филогенезе и онтогенезе. Роль воспитания и обучения в процессе интериоризации.

Литература

1. Выготский Л.С. Проблемы развития психики. Собр. сочинений в 6-ти томах. Т. 3. - М., 1983. – С. 6-163.

2. Гиппенрейтер Б.Б. Введение в общую психологию. - М., 2005. - С. 204-222.

3. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Спб: “Свет”, 1997, - С.21-26.

4. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб., 2006. - С. 95-98.

 

Восприятие как чувственная ступень познания. Индивидуальные особенности восприятия и их роль в учебной деятельности школьника

Познание как отражение объективной реальности в сознании человека. Чувственная ступень познания, ее особенности. Условия адекватности восприятия. Свойства восприятия, их значение для адаптации человека к внешним условиям.

Индивидуальные особенности: модальность, апперцепция, перцептивные стратегии восприятия.

Диагностика особенностей восприятия учащихся и их учет в процессе обучения.

Литература

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 2006. - С. 135-157.

2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - СПб., “Свет”, 1997. - С. 27-49.

3. Клаус Г. Введение в практическую психологию учения. - М., 1987. - С. 63-78.

4. Методики изучения психологических особенностей школьников. Метод. разработки /Авт-сост. И.И. Скрипюк, ЛГПИ им. Герцена, 1982.

5. Поярова Т.А. Психология индивидуальных различий. - Вологда, 2001. - С. 67-76.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 1. - СПб.: Питер, 1998. - С. 177-255.

7. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методы патопсихологии. – М.:ЗАО Изд-во ЭКСМО – Пресс, 1999. – 448 с.

8. Современная психология. Справочное руководство / Под ред. В.Н. Дружинина. - М., 1999. - С. 171-200.

9. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие /под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002.

 

Мышление как рациональная ступень познания. Индивидуальные особенности мышления и их роль в учебной деятельности школьника

Мышление как рациональный способ познания, его отличие от восприятия. Мыслительные операции. Мышление как процесс.

Асимметрия полушарий и специфические особенности мышления. Когнитивные стили, их характеристика.

Диагностика особенностей мышления учащихся и их учет в процессе обучения.

Литература

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 2006. - С. 172-189.

2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - СПб., “Свет”, 1997. - С.140-190.

3. Клаус Г. Введение в практическую психологию учения. - М., 1987. – С. 93-113.

4. Ливер Б.-Лу. Обучение всего класса. – М., 1995. - 48 с.

5. Методики изучения психологических особенностей школьников. Метод. разработки /Авт-сост. И.И. Скрипюк, ЛГПИ им. Герцена, 1982.

6. Поярова Т.А. Психология индивидуальных различий. - Вологда, 2001. - С. 96-107.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 1. - СПб: “Питер”, 1998. - С. 309-380.

8. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методы патопсихологии. – М.:ЗАО Изд-во ЭКСМО – Пресс, 1999. – 448 с.

9. Современная психология. Справочное руководство / Под ред. В.Н. Дружинина. - М., 1999. - С. 241-329.

10. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие /под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.126.74 (0.017 с.)