Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Впо «вологодский государственный

Поиск

ВПО «ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ВГПУ)

ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 031000.00

«ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ»

ВОЛОГДА

 

 

Печатается по решению

Учебно-методического совета университета

от 2008г.

Программа разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «020400 –ПСИХОЛОГИЯ» (квалификация – ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ) и в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «031000.00 – ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ» (квалификация – ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ). Рекомендуется для подготовки студентов к государственному экзамену по психологии.

Авторы составители: старший преподаватель кафедры практической психологии Е.А.Васильева, зав.кафедрой практической психологии, к.пс.н., доцент Т.Н. Денисова, старший преподаватель кафедры практической психологии Т.В.Загоскина, старший преподаватель кафедры практической психологии М.Н.Крутцова, старший преподаватель кафедры практической психологии А.В.Климова, зав. кафедрой общей и педагогической психологии, к.п.н., доцент Т.А.Поярова, старший преподаватель кафедры практической психологии Е.М.Полякова, старший преподаватель кафедры практической психологии Ю.М.Пучкова, к.п.н., доцент кафедры практической психологии Л.И.Скворцова, к.п.н., доцент кафедры педагогики Е.Л. Тихомирова, ст. преподаватель кафедры педагогики Т.Ю. Бранец.

Рецензент:

Ответственные за выпуск: зав.кафедрой общей и педагогической психологии, к.п.н., доцент Поярова Т.А., зав.кафедрой практической психологии, к.пс.н., доцент Денисова Т.Н.

Уважаемые выпускники!

Вам предлагается программа государственного экзамена по психологии.

Цель программы: обобщение и систематизация знаний студентов по психологии в связи с подготовкой к государственному экзамену.

На основании данной программы составлены билеты государственного экзамена по психологии (тема программы – вопрос билета) для студентов отделения психологии факультета социальной педагогики и психологии.

При повторении изученных курсов мы рекомендуем использовать монографии, учебники, учебные пособия, статьи. Ориентируясь на программу, по каждой теме необходимо выделить:

- базовые понятия;

- сущность и структуру психических процессов и явлений;

- генезис, историю становления и развития понятий и психологических теорий (концепций, моделей, систем);

- основные положения теорий, концепций;

- различные точки зрения на проблемы психологии с их аргументацией;

- классификации объектов с указанием их оснований;

- характеристики явлений;

- необходимые факты для иллюстрации теоретических положений;

- условия применения теоретических моделей в реальной психолого-педагогической практике;

- свою позицию, личное отношение, оценку излагаемых фактов, теорий, технологий и т.п.

В ответе на вопрос экзаменационного билета следует изложить основное содержание темы, кратко раскрывая всё выше обозначенное, и подробнее остановиться на одном-двух аспектах темы, проблемы, одной-двух теориях, технологиях и т.п. Рекомендуем активно использовать в ответе современные данные психологической науки и практики.

Заметим, что высоко оценивается аргументированное изложение ваших собственных взглядов, синтезировавших в себе теоретические знания и практический опыт.

ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ!

Ваши преподаватели.

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа, разработанная в соответствии с Государственным образовательным стандартом профессионального высшего образования, отражает базовый психологический компонент знаний выпускников по специальностям «Психология» и «Педагогика и психология».

Программа включает в себя перечень основных тем по дисциплинам предметной подготовки. Большинство тем программы носит интегрированный характер.

Программа предусматривает выполнение выпускниками следующих требований государственного образовательного стандарта к знаниям и умениям по дисциплинам предметной подготовки:

«Специалист:

- знает историю и современные тенденции развития мировой психологической науки;

- владеет системой знаний о человеке как субъекте психической деятельности, источниках его активности, о закономерностях освоения и переработки информации, сознании и самосознании, эмоциональных состояниях, индивидуальных и возрастных особенностях;

- владеет знаниями о закономерностях психического развития ребенка, основных возрастных новообразованиях, условиях, обеспечивающих личностный рост;

- владеет знаниями об особенностях и причинах нарушения психики, девиантного поведения, отклонений в психологическом развитии;

- имеет системное представление о деятельности психолога в образовательных учреждениях; знает приёмы и технику психологического консультирования, умеет использовать их в своей профессиональной деятельности; владеет умениями профилактической, терапевтической, диагностической и коррекционной работы;

- владеет знаниями о закономерностях общения, социально-психологических феноменах группы и общества, путях социализации личности;

- владеет способами профессиональной и личностной релаксации, самоизменения и организации творческой деятельности человека;

- владеет методами психологического просвещения субъектов образовательного пространства;

- владеет знаниями в области профессионализации и умеет создавать условия для профессионального самоопределения личности;

- знает проблемы формирования и функционирования семьи, основные проблемы семейной жизни;

- знает закономерности управления педагогическими системами, способы анализа проектирования их развития, владеет приёмами управленческого консультирования;

- владеет методами и приёмами активного социально-психологического обучения, обладает развитыми коммуникативными умениями;

- владеет методами психологического исследования, умениями обработки и анализа материалов, постановки психологического диагноза, составления текстов заключений и практических рекомендаций;

- знает структуру образовательных учреждений, психолого-педагогические основы управления ими, организацию и формы деятельности психологической службы в системе образования;

- знает историю и тенденции развития психолого-педагогических концепций, современные психолого-педагогические технологии;

- умеет выявлять психологическое содержание педагогических технологий;

- знаком с организацией опытно-экспериментальной и исследовательской работы в учреждениях образования».

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

РАЗДЕЛ «ПСИХОЛОГИЯ»

Сознание человека. Гипотеза А.Н. Леонтьева о происхождении сознания

Изменение активности человека по сравнению с активностью животного. Коллективная деятельность и речевое общение как источники возникновения сознания. Выделение действия, переживание его смысла как форма объективного отражения. Язык как форма фиксации знаний.

Литература

1. Гиппенрейтер Б.Б. Введение в общую психологию. - М., 2005. - С. 198-204.

2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - СПб: “Свет”, 1997. - С. 8-20.

3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - МГУ, 1981. - С. 272-349.

4. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб., 2006. - С. 88-94.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 1. - Спб: “Питер”, 1998. - С. 134-162.

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского о происхождении высших психических функций

Л.С. Выготский об изменении психики человека как следствии изменения отношений с природой. Психологическое орудие – знак, его функции. Структура высших психических функций человека. Знаки внешние и внутренние. Развитие высших психических функций в филогенезе и онтогенезе. Роль воспитания и обучения в процессе интериоризации.

Литература

1. Выготский Л.С. Проблемы развития психики. Собр. сочинений в 6-ти томах. Т. 3. - М., 1983. – С. 6-163.

2. Гиппенрейтер Б.Б. Введение в общую психологию. - М., 2005. - С. 204-222.

3. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Спб: “Свет”, 1997, - С.21-26.

4. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб., 2006. - С. 95-98.

 

Литература

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 2006. - С. 135-157.

2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - СПб., “Свет”, 1997. - С. 27-49.

3. Клаус Г. Введение в практическую психологию учения. - М., 1987. - С. 63-78.

4. Методики изучения психологических особенностей школьников. Метод. разработки /Авт-сост. И.И. Скрипюк, ЛГПИ им. Герцена, 1982.

5. Поярова Т.А. Психология индивидуальных различий. - Вологда, 2001. - С. 67-76.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 1. - СПб.: Питер, 1998. - С. 177-255.

7. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методы патопсихологии. – М.:ЗАО Изд-во ЭКСМО – Пресс, 1999. – 448 с.

8. Современная психология. Справочное руководство / Под ред. В.Н. Дружинина. - М., 1999. - С. 171-200.

9. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие /под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002.

 

Литература

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 2006. - С. 172-189.

2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - СПб., “Свет”, 1997. - С.140-190.

3. Клаус Г. Введение в практическую психологию учения. - М., 1987. – С. 93-113.

4. Ливер Б.-Лу. Обучение всего класса. – М., 1995. - 48 с.

5. Методики изучения психологических особенностей школьников. Метод. разработки /Авт-сост. И.И. Скрипюк, ЛГПИ им. Герцена, 1982.

6. Поярова Т.А. Психология индивидуальных различий. - Вологда, 2001. - С. 96-107.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 1. - СПб: “Питер”, 1998. - С. 309-380.

8. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методы патопсихологии. – М.:ЗАО Изд-во ЭКСМО – Пресс, 1999. – 448 с.

9. Современная психология. Справочное руководство / Под ред. В.Н. Дружинина. - М., 1999. - С. 241-329.

10. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие /под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002.

 

Литература

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 2006. - С. 158-171.

2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - СПб., “Свет”, 1997. - С.82-139.

3. Зинченко Т.П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. – СПб., 2002. – С. 47-59, 112-146, 225-296.

4. Клаус Г. Введение в практическую психологию учения. - М., 1987. - С. 63-78.

5. Методики изучения психологических особенностей школьников. Метод. разработки /Авт-сост. И.И. Скрипюк, ЛГПИ им. Герцена, 1982.

6. Поярова Т.А. Психология индивидуальных различий. - Вологда, 2001. - С. 83-96.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 1. - СПб: “Питер”, 1998. - - С. 256-294.

8. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методы патопсихологии. – М.:ЗАО Изд-во ЭКСМО – Пресс, 1999. – 448 с.

9. Современная психология. Справочное руководство / Под ред. В.Н. Дружинина. М., 1999. - С. 171-200.

10. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие /под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб.: Речь, 2002.

 

Литература

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 2006. - С. 215-223.

2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - СПб., “Свет”, 1997. - С. 374-396.

3. Поярова Т.А. Психология индивидуальных различий. - Вологда, 2001. - С. 22-35.

4. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М., 2000. - С. 313-366.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 1. - СПб: “Питер”, 1998. - С. 613-620.

6. Современная психология. Справочное руководство / Под ред. В.Н. Дружинина. - М., 1999. - С. 439-453.

Литература

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М., 2006. - С. 223-231.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 2006. - С. 267-291.

3. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. – М., 1999. – С. 193-207.

4. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. - М., 1991. - С. 12-33.

5. Поярова Т.А. Психология индивидуальных различий. - Вологда, 2001. - С. 36-46.

6. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М., 2000. - С. 585-666.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 1. -СПб: “Питер”, 1998. - С. 620-633.

Литература

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологи. - М., 2006. - С. 190-202.

2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - СПб.: “Свет”, 1997. - С. 191-235.

3. Поярова Т.А. Психология индивидуальных различий. - Вологда, 2001. - С. 55-66.

4. Практикум по возрастной психологии / Под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. – СПб., 2002. – С. 298-353.

5. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. - М., 1979. - С. 261-301.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 2. - СПб: “Питер”, 1998. - С. 551-586.

7. Селье Г. Стресс без дистресса. - М., 1982.

Литература

1. Асмолов А.Г. Психология личности. - М., 1990. - С. 301-336, 350-363.

2. Братусь Б.С. Аномалии личности. - М., 1988. - С. 24-61.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 2006. - С. 292-322.

4. Немов Р.С. Психология. Кн. 1. - М., 1994. - С. 283-311, 389-427.

5. Общая психология / Под общей ред. А.В. Карпова. М., 2004. – С. 122-132.

6. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. - М., 1991. - С. 52-73.

7. Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М., 1982. - С. 11-28, 118-126, 166-172.

Литература

1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986. - С. 30-46, 54-66.

2. Василюк Ф.Е. Психология переживания. - М., 1984. - С. 54-74.

3. Васильев Н.Н. Психология личности. Спецпрактикум. - Вологда, 1998. - С. 44-59.

4. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - СПб: “Свет”, 1997. - С. 267-288.

5. Кон И.С. В поисках себя. - М., 1984. - С. 232-245.

6. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб., 1999. – С. 47-54.

7. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. - М., 1989. - С. 105-108.

Литература

1. Крайг Г. Психология развития. -СПб.: Питер, 2006. - 940с.

2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М..:Сфера, 2006. - 464с.

3. Маркова А.К. Закономерности возрастного развития // Советская педагогика. 1988. № 9 С. 49 - 56.

4. Мухина В. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество:
учебник для вузов. - 6-е изд., стереотип. - М.: Академия,2006. - 608с.

5. Обухова Л.Ф.. Возрастная психология. Учебник - М.: Высшее образование: МГППУ, 2007. - 460с.

6. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академия, 2000.

 

Литература

1. Крайг Г. Психология развития. -СПб.: Питер, 2006. - 940с.

2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М..:Сфера, 2006. - 464с.

3. Маркова А.К. Закономерности возрастного развития // Советская педагогика. 1988. № 9 С. 49 - 56.

4. Мухина В. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество:
учебник для вузов. - 6-е изд., стереотип. - М.: Академия,2006. - 608с.

5. Обухова Л.Ф.. Возрастная психология. Учебник - М.: Высшее образование: МГППУ, 2007. - 460с.

6. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академия, 2000.

 

Литература

1. Выготский Л.С. Кризис первого года жизни. Кризис 3-х лет. /Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. /Под редакцией Д.Б. Эльконина. - М: Педагогика. 1984.

2. Выготский Л.С. Кризис 7-х лет. /Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. /Под редакцией Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика. 1984.

3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.: Питер, 2004. - 208с.

4. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. -
М., 1991

5. Крайг Р. Психология развития. -СПб.: Питер, 2006. - 940с.

6. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М..:Сфера, 2006. - 464с.

7. Мухина А.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество:
учебник для вузов. - 6-е изд., стереотип. - М.: Академия,2006. - 608с.

8. Практическая психология образования /Под ред. И.Л. Дубровиной. - М.: Сфера, 1998.
-С. 118-128.

9. Урунтаева Т.А. Дошкольная психология. - М.: Академия, 1996.

Литература

1.Безруких М.М., Ефимов С.П. Знаете ли вы своего ученика? - М.: Просвещение, 1991.

2.Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. Учеб.
пособие /П.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. - М.: Академия, 2002.

3.Крайг Р. Психология развития. -СПб.: Питер, 2006. - 940с.

4.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М..:Сфера, 2006. - 464с.

5.Мухина А.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество:
учебник для вузов. - 6-е изд., стереотип. - М.: Академия,2006. - 608с.

6.Практическая психология образования /Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Сфера, 1998 -
С. 200-283.

7.Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие /под ред. Л.А. Головей, Е.Ф.
Рыбалко. - СПб.: Речь, 2002.

Литература

1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986.

2. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. - М.: Просвещение, 1992. - Гл. "Пубертат
и вокруг него".

3. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. Учеб.
пособие /П. В. Бурменская, Е.И. Захарова, О. А. Карабанова и др. - М.: Академия, 2002.

4. Кле М. Психология подростка. - М., 1991.

5. Крайг Г. Психология развития. -СПб.: Питер, 2006. - 940с.

6. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М..:Сфера, 2006. - 464с.

7. Кон И.С. Открытие Я. - М., 1978.

8. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989.

9. Практическая психология образования /Под ред. И.Л.Дубровиной. - М.: Сфера, 1998,
раздел V.

10. 10.Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. - М.: Академия, 2000.

11. Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2000.

12. Хухлаева О. В. Основы технологического консультирования и психологической
коррекции: учебное пособие для пед. вузов /О. В. Хухлаева - М.: Академия, 2001. -
208 с. (высшее образование).

13. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 1993.

Литература

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 1997. - Гл. 18, 19, 20,21,22.

2. Альперович В. Социальная геронтология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.- 576с.

3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968.

4. Гамезо М.В., Герасимова B.C. и др. Возрастная психология: личность от молодости до старости. - М., 1999.

5. Крайг Г. Психология развития. -СПб.: Питер, 2006. - 940с.

6. Краснова О.В., Лидере А.Г. Социальная психология старения.:Учеб. пособие. - М.: Академия, 2002 - 288 с.

7. Поливанова К.П. Психология возрастных кризисов. - М.: Академия, 2000.

8. Психология человека от рождения до смерти. /Под ред. Реана А.А. - СПб.; Прайм -ЕВРОЗНАК, 2002.

9. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2001.

10. Шихи Т. Возрастные кризисы. - СПб.: Ювента, 1999.

17 Cоциальная психология образования

Школа и общение со сверстниками в школе как важнейшие институты социализации. Школьный класс как малая группа. Системы отношений в школьном классе. Положение ученика в системе деловых и личных взаимоотношений. Структура и типы педагогического взаимодействия. Педагог и взаимоотношения между детьми. Психология педагогической «команды». Социальный стереотип ожидания в педагогической практике.

Приведите примеры влияния стереотипа ожидания на эффективность школьного обучения.

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология.- М.: Аспект Пресс, 2007. – 363 с.

2. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы.- М.: МГУ, 1991.

3. Методы социальной психологии / под ред.Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова – Ленинград: ЛГУ, 1977. – 175 с.

4. Прикладная социальная психология / под ред. А.Н. Суханова, А.А. Деркача – М.: Академия, 2006. - 600с.

5. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология.- СПб:Питер, 1999.

6. Семечкин Н.И. Социальная психология: Учебник.- Ростов н/Д: «Феникс», 2003.

7. Коломинский Я.Л. Социальная психология школьного класса. – МН.: ООО «ФУ Аинформ», 2003.- 312с.

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология.- М.: Аспект Пресс, 2007. – 363 с.

2. Денисова Т.Н., Крутцова М.Н. Социальная психология (раздел «Специализированные социально-психологические методы). Учебно-методические материалы.- Вологда: «Русь», 2005.- 25с.

3. Коломинский Я. Л.Социометрия в социально-психологическом ис­следовании: ее возможности и ограничения. В кн.: Методология и методы социальной психологии / Под ред. Е. В. Шороховой. — М., 1977. - С. 72-85.

4. Методы социальной психологии / под ред.Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова – Ленинград: ЛГУ, 1977. – 175 с.

5. Морено Дж.Социометрия. — М., 1958.

6. Прикладная социальная психология / под ред. А.Н. Суханова, А.А. Деркача – М.: «Инст-т практ. псих.», 1998. - 688с.

 

Литература

1. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. - СПб.; М.; Харьков; Мн.: Питер, 2000. - 464с.

2. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М.: Академический Проект, 1999. - 240с.

3. Колесникова Г.И. Психологическое консультирование. Ростов н/Д.: Феникс, 2004

 

Требования к профессии психолога-консультанта

Требования к личности консультанта, форма подготовки; противопоказания к работе. Проблемы, с которыми клиенты обращаются за психологической помощью (в школе, в Центре помощи семье, в студенческой психологической службе и др.).

Приведите конкретный пример консультации по следующей схеме: запрос - цель (контракт) - пути решения (техники) - результат.

Литература

1. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2002. - 256с.

2. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. М.: Смысл, 2004. - 109с.

3. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции. М.: Академия, 2001. – 208 с.

4. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М.: Академический Проект, 1999. - 240с.

 

Литература

1. Э.Ф.Зеер. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проект; Мир, 2006. – 336 с.

2. Э.Ф.Зеер, А.М.Павлова, Н.О.Садовникова. Профориентология: Теория и практика: Учеб. пособие для высшей школы. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004. – 192 с.

3. Пряжников Н.С., Е.Ю.Пряжникова Психология труда и человеческого достоинства. – М., 2003.- 480 с.

 

23. Типы профессиональных планов. Психологическая помощь старшеклассникам в разработке личного профессионального плана

Приведите примеры сформированного и несформированного личного профплана
(ЛПП) старшеклассников. Расскажите о помощи психолога в разработке ЛПП:
цели, задачи, требования к плану, формы и методы.

Литература

1. Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение, 1990. 159 с.

2. Пряжников Н.С., Пряжникова Н.Е. Психология труда и человеческого достоинства. – М., 2003. 480 с.

3. Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков: Учебно-методическое пособие для школьных психологов и педагогов. М.: Генезис, 2000. с.128.

Развитие субъекта труда

Перечислите стадии развития человека как субъекта труда. Охарактеризуйте особенности развития субъекта труда на одной из стадий профессионализации (на выбор студента). Отметьте возможные кризисы профессионального развития личности, профессиональные деструкции, способы разрешения кризисов на раскрываемой стадии.

Литература

1. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности// Психолог. журнал. 1997. №6. С.35-44

2. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.:ЮНИТИ, 1998. с. 159-180

3. Климов Е.А. Основы психологии. Учебник для вузов. – М.:Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. С.151-200.

4. Климов Е.А. Психология профессионала. Избранные психологические труды. М.; Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996. С. 68-75;85-101.

5. Пряжников Н.С., Пряжникова Н.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М.: Академия, 2001. с. 108-152; 398-402.

Психолога

Предмет, задачи клинической психологии. Функции клинических психологов в различных учреждениях здравоохранения (психиатрическая клиника, клиника неврозов, наркологическая клиника, неврологическая, соматическая). Функции и задачи психолога в детской (подростковой) психоневрологической и соматической клинике. Порядок и построение клинико-психологического экспериментального исследования. Приведите схему заключения по данным экспериментально-психологического исследования.

Литература

1. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Клиническая патопсихология. Руководство для врачей и клинических психологов.- М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.- 512 с.

2. Зейгарник Б.В. Психология личности: норма и патология.- М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.- 416 с.

3. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. М.: «Академия», 2000.

4. Репина Н.В., Воронцов Д.В., Юматова И.И. Основы клинической психологии/Серия «Учебники, учебные пособия».- Ростов н/Д: Феникс, 2003.- 480 с.

5. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт их применения (практическое руководство).- СПб.: «Ленато», 1998.- 168 с.

Литература

1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро-и патопсихологии. – М., 1994.- 216 с.

2. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. – М.: Академия, 2004. - 144с.

3. Основы специальной психологии /Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Академия, - 2003. - 480с.

4. Специальная психология /Под ред. В.И. Лубовского. – М.: Академия, 2007. - 464с.

5. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. С.Ю. Циркина. – М.: Питер, 2004. - 896с.

33 Современная система специального образования в России

Категория «дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья». Раннее выявление и ранняя комплексная помощь детям с недостатками в развитии. Понятие «специальные образовательные потребности». Основные цели, задачи и принципы специального образования. Типы и виды специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

Охарактеризуйте основные модели интеграции детей с ограниченными возможностями в современном обществе.

Назовите преимущества и недостатки обучения детей с недостатками в развитии в системе специального образования.

Литература:

1. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики. – М.: Академия, 2004. - 272с.

2. Коррекционная педагогика /Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Академия, 2001. - 160с.

3. Специальная педагогика /Под ред. Н.М. Назаровой. – М., 2002.

4. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 304с.

5. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты. – М.: ВЛАДОС,1999. - 136с.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО ПСИХОЛОГИИ

1. Сознание человека. Гипотеза А.Н. Леонтьева о происхождении сознания.

2. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского о происхождении высших психических функций.

3. Восприятие как чувственная ступень познания. Индивидуальные особенности восприятия и их роль в учебной деятельности школьника.

4. Мышление как рациональная ступень познания. Индивидуальные особенности мышления и их роль в учебной деятельности школьника.

5. Память и её процессы. Биологические основы памяти. Характеристика этапов переработки информации. Проблема эффективности памяти.

6. Темперамент и его структура. Природа темперамента. Индивидуальный стиль деятельности.

7. Проблема характера в психологии. Структура характера. Теория черт. Типологический подход к характеру. Проблема развития характера.

8. Эмоции и их функции. Природа эмоций. Влияние эмоций на деятельность. Эмоциональные состояния. Стресс.

9. Характеристика личности как социальной сущности человека. Детерминанты развития личности.

10. Я-концепция личности, характеристика ее элементов. Когнитивный диссонанс и пути выхода из него.

11. Источники и движущие силы психического развития человека.

12. Законы и закономерности психического развития.

13. Сравнительный анализ психического развития ребенка в периоды раннего и дошкольного детства. Психологическое сопровождение ребенка в эпохи раннего и дошкольного детства.

14. Психическое развитие и формирование личности младшего школьника. Особенности психологического сопровождения ребенка младшего школьного возраста.

15. Сравнительная характеристика психического развития подростков и старшеклассников. Психологическое сопровождение развития в подростковом и юношеском возрастах.

16. Психологические особенности людей периодов молодости, взрослости и старости. Специфика оказания помощи людям данных возрастов.

17. Социальная психология образования

18. Специализированные методы социальной психологии в психолого-педагогической практике.

19. Социально-психологический климат коллектива.

20. Виды психологического консультирования.

21. Требования к профессии психолога-консультанта.

22. Профотбор и профподбор: цели и задачи. Проблемы профпригодности.

23. Типы профессиональных планов. Психологическая помощь старшеклассникам в разработке личного профессионального плана.

24. Развитие субъекта труда.

25. Мотивация трудовой деятельности.

26. Психологическая коррекция и развитие как направление работы педагога-психолога.

27. Основные требования к составлению и содержанию коррекционных, развивающих программ.

28. Клиническая психология как разновидность деятельности практического психолога.

29. Нейропсихологические аспекты психолого-педагогической деятельности.

30. Психологические аспекты психотерапии.

31. Психология семьи и семейное консультирование.

32. Нарушения психического развития у детей.

33. Современная система специального образования в России.

34. Психологический тест как объективное измерение особенностей интеллекта.

35. Диагностические возможности опросников и проективных методик в обследовании личности ребенка.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

РАЗДЕЛ «ПЕДАГОГИКА»

Образование как общечеловеческая ценность и социокультурный феномен

Понятия «ценность», «общечеловеческая ценность». Образование как общечеловеческая ценность. Культурно-гуманистические функции образования. Образование как средство трансляции культуры. Образование как общественное явление. Роль образования в современном обществе.

 

Литература:

1. Краевский В.В. Общие основы педагогики. - М., 2003. - 1.5.

2. Педагогика/ Под.ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. - Гл. 3.

3. Сластенин В.А. и др. Педагогика. - М., 1998.

 

.

Педагогический процесс

Понятия «процесс», «педагогический процесс». Сущность педагогического процесса. Исторические предпосылки научного представления о педагогическом процессе как целостном явлении. Понятие целостности педагогического процесса. Основные аспекты целостности педагогического процесса. Движущие силы педагогического процесса. Структура педагогического процесса. Функции педагогического процесса. Этапы педагогического процесса. Содержание педагоггического процесса.

 

Литература:

1. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. - М., 2002. - Гл. 3.

2. Подласый И.П. Педагогика в 2 т. - Т. 1- М., 1999. - Ч. 1, тема 6.

3. Пуйман С.А. Педагогика. - Минск, 2002. - Т. 7.1, 7.2.

4. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. - М., 2002. - Гл. 4.

5. Сластенин В.А. и др. Педагогика. - М., 1998.

 

Формы обучения

Понятие о форме обучения. Классификация форм обучения. Исторически известные и современные формы обучения, их развитие в дидактике. Общая характеристика классно-урочной системы. Основная форма организации педагогического процесса (урок). Дополнительные формы обучения: экскурсии, консультации, домашняя работа, учебные конференции, дополнительные занятия, лекции, семинары, практикумы, зачеты, экзамены. Вспомогательные формы обучения: факультативы, разнообразные формы кружковой и клубной работы.

 

Литература:

1. Андреев В.И. Педагогика. - Казань, 2006. - Раздел 2, гл. 3.

2. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. - М., 2002. - Гл. 15.

3. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. - М., 2001. - Гл. 8.

4. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. - М., 2000. - Л.24.

5. Педагогика/ Под.ред Л.П. Крившенко. - М., 2005. - Гл. 17.

6. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1996. - Гл. 5, 6.

7. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии/ Под. ред. С.А. Смирнова. - М., 1999. - Гл. 10.

8. Подласый И.П. Педагогика в 2 т. - Т.1. - М., 1999. - Ч. 2, тема 7.

9. Пуйман С.А. Педагогика. - Минск, 2002. - 12.1, 12.3.

10. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. - М., 2002. - Гл.12.

11. Ситаров В.А. Дидактика. - М., 2002. - 4.4.

12. Сластенин В.А. и. др. Педагогика. - М., 1998.

13. Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 1999. - Гл. 12, 14.

14. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. - М., 1999. - 5.1.

 

Содержание и направления воспитания

Понятие о содержании воспитания. Характеристика различных подходов к структуризации содержания воспитания (традиционный подход, формирование базовой культуры личности, ценностные отношения как содержание воспитания и др.) Направления современного воспитания. Содержание воспитания по направлениям (нравственное, гражданское, трудовое, эстетическое, физическое, умственное воспитание).

 

Литература:

1. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. - М., 2002. - Гл. 7.

2. Педагогика/ Под.ред Л.П. Крившенко. - М., 2005. - Гл. 7.

3. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1996. - Гл. 16.

4. Рожков М.И. Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. - М., 2004. - Гл. 8.

5. Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 1999. - Гл. 20-26.

 

 

Литература

1. Андреев В.И. Педагогика. - Казань, 2006. - С. 388-395.

2. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. - М., 2002. - С. 79-80.

3. Дереклеева Н.И. Классный руководитель. Основные направления деятельности. М., 2001.

4. Классному руководителю/Под.ред. М.И. Рожкова.- М., 2001.

5. Педагогика/Под.ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. - С. 173-189.

6. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии/Под. ред. С.А. Смирнова. - М., 1999. - Гл.17.

7. Пуйман С.А. Педагогика. - Минск, 2002. - Т.21.

8. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М., 2001. - С. 81-89.

9. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. - М., 2004. - Гл. 13.

10. Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. - М., 2001.

11. Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 1999. - Гл. 31.

12. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. - М., 1986.

13. Щуркова Н.Е. Классное руководство: теория, методика, технология.- М., 2000.

14. Щуркова Н.Е., Финданцевич Н.С. Классный час и его организация. - М., 1981.

 

 

Литература

1. Андреев В.И. Педагогика. - Казань, 2006. - С. 203-216.

2. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. - М., 2002. - Гл. 6,13.

3. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. - М., 2001. - С. 68-74.

4. Лихачев Б.Т. Педагогика. - М., 2000. - Лекция 12.

5. Педагогика/Под.ред. Л.П. Крившенко. - М., 2005. - С. 127-140.

6. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1996. - Гл. 17.

7. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии/



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.178.16 (0.011 с.)