Законы и закономерности психического развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законы и закономерности психического развития



Понятие закономерностей психического развития. Характеристика закономерностей: детерминированность психики, неравномерность и гетерохронность, сенситивность, индивидуальный характер развития, необратимость психического развития, мобильность границ возраста, усложнение психического развития, пластичность и компенсаторность психики, интеграция психики, цикличность, метаморфозы детского развития, сочетание процессов эволюции и инволюции в психическом развитии. Стадиальность развития, переходный и критический характер отдельных периодов. Проблема периодизации психического развития. Отражение проблемы возрастного развития в трудах отечественных и зарубежных психологов. Необходимость и значение периодизаций развития.

Задание 1. Сделайте сравнительный анализ двух – трех периодизаций возрастного развития (теоретические положения и основные понятия, основания, возрастные границы, содержание стадий.).

Закон развития высших психических функций. Л.С. Выготский о зоне ближайшего развития. Основные механизмы развития личности: идентификация и обособление, их взаимодействие.

Литература

1. Крайг Г. Психология развития. -СПб.: Питер, 2006. - 940с.

2. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М..:Сфера, 2006. - 464с.

3. Маркова А.К. Закономерности возрастного развития // Советская педагогика. 1988. № 9 С. 49 - 56.

4. Мухина В. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество:
учебник для вузов. - 6-е изд., стереотип. - М.: Академия,2006. - 608с.

5. Обухова Л.Ф.. Возрастная психология. Учебник - М.: Высшее образование: МГППУ, 2007. - 460с.

6. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академия, 2000.

 

Сравнительный анализ психического развития ребенка в периоды раннего и дошкольного детства. Психологическое сопровождение ребенка в эпохи раннего и дошкольного детства

Задание 1. Сделайте сравнительный анализ психического развития ребенка в периоды раннего и дошкольного детства по схеме: социальная ситуация развития, ведущая деятельность, сензитивный период, психические новообразования, кризис и его симптомы (кризис 3 лет, кризис 7 лет).

Задание 2. Предложите пример программы определения готовности к школьному обучению, обосновав применение методов для определения объективной и субъективной готовности.

Задание 3. Раскройте особенности психологического сопровождения развития ребенка в дошкольном учреждении.

Литература

1. Выготский Л.С. Кризис первого года жизни. Кризис 3-х лет. /Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. /Под редакцией Д.Б. Эльконина. - М: Педагогика. 1984.

2. Выготский Л.С. Кризис 7-х лет. /Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. /Под редакцией Д.Б. Эльконина. - М.: Педагогика. 1984.

3. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.: Питер, 2004. - 208с.

4. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. -
М., 1991

5. Крайг Р. Психология развития. -СПб.: Питер, 2006. - 940с.

6. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М..:Сфера, 2006. - 464с.

7. Мухина А.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество:
учебник для вузов. - 6-е изд., стереотип. - М.: Академия,2006. - 608с.

8. Практическая психология образования /Под ред. И.Л. Дубровиной. - М.: Сфера, 1998.
-С. 118-128.

9. Урунтаева Т.А. Дошкольная психология. - М.: Академия, 1996.

Психическое развитие и формирование личности младшего школьника. Особенности психологического сопровождения ребенка младшего школьного возраста

Социальная ситуация развития, психологическая перестройка, связанная с поступлением в школу, проблема адаптации к школе. Кризис 7 лет: причины, проявления, значение. Общая характеристика возраста; анатомо-физиологические особенности младших школьников.

Учение - ведущий тип деятельности. Структура учебной деятельности (по Давыдову В.В.), мотивация учения младшего школьника. Особенности познавательной сферы. Новообразования возраста. Формирование личности в младшем школьном возрасте. Особенности самосознания. Нравственные нормы. Роль учителя в развитии личности школьника начальных классов.

Задание 1. Предложите вариант программы психологического сопровождения развития ребенка младшего школьного возраста, имеющего какую-либо проблему (неуспеваемость, эмоциональное неблагополучие и пр.).

Литература

1.Безруких М.М., Ефимов С.П. Знаете ли вы своего ученика? - М.: Просвещение, 1991.

2.Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. Учеб.
пособие /П.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. - М.: Академия, 2002.

3.Крайг Р. Психология развития. -СПб.: Питер, 2006. - 940с.

4.Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М..:Сфера, 2006. - 464с.

5.Мухина А.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество:
учебник для вузов. - 6-е изд., стереотип. - М.: Академия,2006. - 608с.

6.Практическая психология образования /Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Сфера, 1998 -
С. 200-283.

7.Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие /под ред. Л.А. Головей, Е.Ф.
Рыбалко. - СПб.: Речь, 2002.

Сравнительная характеристика психического развития подростков и старшеклассников. Психологическое сопровождение развития в подростковом и юношеском возрастах.

Задание 1. Сделайте сравнительный анализ психического развития подростков и старшеклассников по схеме: анатомо-физиологическая перестройка организма и ее отражение в психике, социальная ситуация развития, характеристика ведущих типов деятельности, психические новообразования, особенности кризисов, психосексуальное развитие в подростковом и юношеском возрастах, подростковые и юношеские группы, их функции и значение, особенности дружбы, подростковые и юношеские «группы риска».

Задание 2. Предложите программу психологического сопровождения развития человека подросткового или юношеского возраста при наличии у него определенных проблем (неуспеваемость, принадлежность к «группе риска», проблемы развития самосознания, эмоциональное неблагополучие и пр.).

Литература

1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986.

2. Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. - М.: Просвещение, 1992. - Гл. "Пубертат
и вокруг него".

3. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. Учеб.
пособие /П. В. Бурменская, Е.И. Захарова, О. А. Карабанова и др. - М.: Академия, 2002.

4. Кле М. Психология подростка. - М., 1991.

5. Крайг Г. Психология развития. -СПб.: Питер, 2006. - 940с.

6. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М..:Сфера, 2006. - 464с.

7. Кон И.С. Открытие Я. - М., 1978.

8. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989.

9. Практическая психология образования /Под ред. И.Л.Дубровиной. - М.: Сфера, 1998,
раздел V.

10. 10.Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. - М.: Академия, 2000.

11. Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2000.

12. Хухлаева О. В. Основы технологического консультирования и психологической
коррекции: учебное пособие для пед. вузов /О. В. Хухлаева - М.: Академия, 2001. -
208 с. (высшее образование).

13. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 1993.

Психологические особенности людей периодов молодости, взрослости и старости. Специфика оказания помощи людям данных возрастов.

Задание 1. Сравните особенности развития личности в периоды ранней, средней и поздней взрослости по схеме: социальная ситуация развития, характеристика ведущих типов деятельности, психические новообразования, особенности развития познавательной сферы, проблемы самореализации, кризисы.

Задание 2. Дайте сравнительную характеристику кризисов молодости, середины жизни и пенсионного возраста. Определите специфику оказания психологической помощи людям в периоды молодости, взрослости и старости.

Литература

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Академия, 1997. - Гл. 18, 19, 20,21,22.

2. Альперович В. Социальная геронтология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.- 576с.

3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 1968.

4. Гамезо М.В., Герасимова B.C. и др. Возрастная психология: личность от молодости до старости. - М., 1999.

5. Крайг Г. Психология развития. -СПб.: Питер, 2006. - 940с.

6. Краснова О.В., Лидере А.Г. Социальная психология старения.:Учеб. пособие. - М.: Академия, 2002 - 288 с.

7. Поливанова К.П. Психология возрастных кризисов. - М.: Академия, 2000.

8. Психология человека от рождения до смерти. /Под ред. Реана А.А. - СПб.; Прайм -ЕВРОЗНАК, 2002.

9. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2001.

10. Шихи Т. Возрастные кризисы. - СПб.: Ювента, 1999.

17 Cоциальная психология образования

Школа и общение со сверстниками в школе как важнейшие институты социализации. Школьный класс как малая группа. Системы отношений в школьном классе. Положение ученика в системе деловых и личных взаимоотношений. Структура и типы педагогического взаимодействия. Педагог и взаимоотношения между детьми. Психология педагогической «команды». Социальный стереотип ожидания в педагогической практике.

Приведите примеры влияния стереотипа ожидания на эффективность школьного обучения.

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология.- М.: Аспект Пресс, 2007. – 363 с.

2. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы.- М.: МГУ, 1991.

3. Методы социальной психологии / под ред.Е.С. Кузьмина, В.Е. Семенова – Ленинград: ЛГУ, 1977. – 175 с.

4. Прикладная социальная психология / под ред. А.Н. Суханова, А.А. Деркача – М.: Академия, 2006. - 600с.

5. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология.- СПб:Питер, 1999.

6. Семечкин Н.И. Социальная психология: Учебник.- Ростов н/Д: «Феникс», 2003.

7. Коломинский Я.Л. Социальная психология школьного класса. – МН.: ООО «ФУ Аинформ», 2003.- 312с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.57.131 (0.013 с.)