Тема 1. Психология как профессия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Психология как профессия



Тема 1. Психология как профессия

1Профессионализм. - способность человека систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях.

2Профессиональное призвание.- это влечение к какой либо профессии, осознание своих потенциальных способностей и возможностей в овладении данной профессией.

3Профессиональное намеренье.- это осознанное отношение к определенному виду профессиональной деятельности, включающее знание о предназначении профессии, стремление избрать профессию и получить соответствующее образование.

4Особенности профессиональной мотивации.- это действие конкретных побуждений, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией.

Профессиональная мотивация формируется под влиянием факторов окружающей действительности, работы по профориентации

5Сущность понятия «профессия».- род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы. это необходимая для общества и ограниченная (разделение труда) область применения, приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность существования и развития; группа родственных специальностей (Е.А. Климов). Более узкое определение профессии с точки зрения конкретного человека приводит В.Г. Макушин: профессия - это деятельность, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию.

6Аспекты понятия «профессия» по Е. А. Климову.- Профессия как общность людей;

Профессия как область приложения сил;

Профессия как деятельность и область проявления личности;

Профессия как исторически развивающаяся система;

Профессия как реальность, творчески формируемая самим субъектом труда.

7Сущность понятия «специальность». - комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии.

8Сущность понятия «должность».- служебное место с определенными обязанностями и кругом действий, возложенных на определенного человека и безусловных для исполнения.

9Сущность понятия «квалификация».- уровень подготовленности и степень освоения профессиональных знаний, умений и навыков; степень подготовленности к какому-либо виду труда.

Место психологии как профессии, по классификации Е.А. Климова.-

• Технономические профессии («Человек – Техника»)

• Биономические профессии («Человек – Природа»)

• Сигнономичегкие профессии («Человек — Знаковая система»)

• Артономические профессии («Человек — Художественный образ»)

• Социономические профессии («Человек - Человек»)

11Отличия психолога–профессионала от психолога–любителя.- Наличие теоретической базы (систематизированные представления о психике);

• Опора на метод научного познания;

• Использование специальных разработанных в психологии средств — методик;

• Особая ответственность;

• Психолог–профессионал поддерживает связь со своими коллегами;

• Наличие документа о психологическом образовании;

• Особый профессиональный такт и следование профессионально–этическим нормам;

• Способность к профессиональному развитию и саморазвитию;

• Развитая профессиональная психогигиена труда;

• Осторожное и критичное отношение к существующим и новым методам.

Образ психолога в профессиональной (психологической) среде и в массовом сознании.-

Мифы о психологии и психологах.

1. Психология — наука, все знающая о человеке и его душе, а психолог, овладевший этой наукой, — человек, «видящий людей насквозь».

2. Психолог — человек, от природы наделенный особыми способностями к общению с другими и пониманию других.

3. Психолог — человек, умеющий управлять поведением, чувствами, мыслями других, специально этому обученный и владеющий соответствующими техниками (например, гипнозом).

4. Психолог — человек, досконально знающий самого себя и владеющий собой в любых обстоятельствах.

5. Психолог — мудрец, знающий о жизни больше других, и его миссия — указывать истинный путь — страдающим, запутавшимся людям советами и наставлениями.

Заблуждения связанные с работой психолога.

• Идеал «легкого труда»

• Наивный антиэнтропизм

• Душеведческая «слепота»

• Презумпция превосходства «ученого» над «практиком»

Тема 2. Профессиональная деятельность психолога

Смыслы и ценности в профессиональной деятельности психолога.

Смысл - разумная связь между ценностью и средством (путем движения к ней). «Какой смысл?» - это вопрос «Для чего? Во имя чего? Для какой ценности?»

Личностный смысл. Смысл всегда субъективен в том смысле, что он не существует вне восприятия или отношения субъекта. При этом смысл ножа может быть общепонятный и общепринятый (в отдельной группе людей на определенный момент времени) (ножик как средство разрезания), так и сугубо индивидуальный, личностный (воспоминание о поездке, где тебе его подарили).

Смысл профессиональной деятельности - это основания для оценки человеком значимости профессиональной деятельности лично для себя, то есть пристрастное личностно опосредованное индивидуальным опытом отношение человека к труду.

Ценность -социально одобряемое и разделяемое большинством людей представление о том, что является идеалом и эталоном должного.

Ценностные ориентации - ориентация человека на определенные ценности возникает в результате их предварительной положительной оценки. Однако об ориентации на ту или иную ценность можно говорить только тогда, когда субъект запроектировал в своем сознании (или подсознании) овладение ею. А это человек делает, учитывая не только свои потребности, но и свои возможности. Для отдельных индивидов путь формирования ценностных ориентации может быть не от потребности к ценностям, а прямо противоположный: перенимая от окружающих людей взгляд на нечто как на ценность, достойную того, чтобы на нее ориентироваться в своем поведении и деятельности, человек может тем самым закладывать в себе основы новой потребности, которой раньше у него не было.

Ценностные ориентации в профессиональной деятельности - Выработанные и принятые обществом основания для оценки назначения труда, его сторон, системы духовных ценностей, профессиональных менталитетов, правил профессиональной этики.

Понятие помощи в психологии, медицине, педагогике, религии, юриспруденции.

Понятие «психологическая помощь» отражает некоторую реальность, некую психосоциальную практику, полем деятельности которой является совокупность вопросов, затруднений и проблем, относящихся к психической жизни человека.

Психологическая помощь есть область и способ деятельности, предназначенные для содействия человеку и сообществу в решении разнообразных проблем, порождаемых душевной жизнью человека в социуме. Ясно поэтому, что понимание проблематики психологической помощи связано с пониманием психики как такого пространства (уровня, способа) человеческого бытия, многообразие и многогранность которого и определяет совокупность проблем в деятельности соответствующего специалиста: межличностные отношения, эмоциональные внутриличностные (как глубинные, так и ситуативные) конфликты и переживания; проблемы социализации (выбор профессии, создание семьи, разные формы общественных отправлений), проблемы персонализации (возрастные и экзистенциальные), т.е. весь спектр эмоционально-смысловой жизни человека как общественного существа, наделенного психикой.

Таким образом, к 50-м годам ХХ века многообразные течения в психологической, психиатрической, психотерапевтической, социальной и религиозной практике привели к оформлению специфической области человеческой деятельности, получившей название «counseling» (консультирование, наставничество, психологическое вспомоществование).

Квалификационный профиль.

Квалификационный профиль – это знания и умения работника в соответствии с тарифными разрядами оплаты труда.

Тема 4. Личность психолога

Профессиональная этика.

это нормы, правила профессионального поведения.

Этические принципы.

Этические принципы представляют собой оценочные суждения позволяющие регламентировать и контролировать деятельность специалистов разных областей.

Этический кодекс.

это ряд принципов и правил этического поведения, предназначенных для контроля за решениями и действиями профессионалов.

З. Фрейд и его школа.

В. Франкл.

Б. Беттельхейм.

Э.Фромм

М. Эриксон.

А. Маслоу.

Л.С. Выготский.

Психологическое сообщество.

это система коммуникации и взаимодействия психологов, необходимая для успешного выполнения ими своей профессиональной деятельности.

Тема 1. Психология как профессия

1Профессионализм. - способность человека систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях.

2Профессиональное призвание.- это влечение к какой либо профессии, осознание своих потенциальных способностей и возможностей в овладении данной профессией.

3Профессиональное намеренье.- это осознанное отношение к определенному виду профессиональной деятельности, включающее знание о предназначении профессии, стремление избрать профессию и получить соответствующее образование.

4Особенности профессиональной мотивации.- это действие конкретных побуждений, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией.

Профессиональная мотивация формируется под влиянием факторов окружающей действительности, работы по профориентации

5Сущность понятия «профессия».- род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта работы. это необходимая для общества и ограниченная (разделение труда) область применения, приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность существования и развития; группа родственных специальностей (Е.А. Климов). Более узкое определение профессии с точки зрения конкретного человека приводит В.Г. Макушин: профессия - это деятельность, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию.

6Аспекты понятия «профессия» по Е. А. Климову.- Профессия как общность людей;

Профессия как область приложения сил;

Профессия как деятельность и область проявления личности;

Профессия как исторически развивающаяся система;

Профессия как реальность, творчески формируемая самим субъектом труда.

7Сущность понятия «специальность». - комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии.

8Сущность понятия «должность».- служебное место с определенными обязанностями и кругом действий, возложенных на определенного человека и безусловных для исполнения.

9Сущность понятия «квалификация».- уровень подготовленности и степень освоения профессиональных знаний, умений и навыков; степень подготовленности к какому-либо виду труда.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-16; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.021 с.)