История зарубежной психологии труда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История зарубежной психологии труда



История зарубежной психологии труда

Становление психологии труда датируется 1879, когда созданная Вильгельмом Вундтом (1832–1920) первая в мире психологическая лаборатория стала Международным центром экспериментальной психологии.

Изучение отдельных психических функций Вундтом послужило толчком для разработки аналитического и синтитического методов исследования и преопределило один из двух основных подходов к оценке профессиональной пригодности, использовавшихся в последующем..

Становление психологии труда как самостоятельной науки и прикладной дисциплины во многом было подготовлено рядом законоположений о труде, принятых в промышленно развитых странах Европы в конце ХІХ века:

§ о безопасности и гигиене;

§ о защите труда детей;

§ о защите трудящихся в случаях увечья.

 

Эти законы были приняты:

§ в Швейцарии – в 1877 году;

§ Англии – 1878 году;

§ Австрии – 1884 –1885 гг;

§ Швеции – 1885;

§ Италии – 1888 году;

§ Бельгии – 1889 году;

§ Германии – 1891 году;

§ Норвегии – 1892 году;

§ Франции – 1892 году;

§ Росии – 1903 году.

 

Введение фабричных законов и судов служило средством госудасртвенной регламентации отношений работодателей и трудящихся. Не всегда законы были эффективными, но в обществе постепенно формировалась новая система ценностей, отражающая интересы и государственную поддержку не только предпринимателей, но ирабочих, признание их права на жизнь и охрану здоровья.

Становление психологии труда как самостоятельной дисциплины подготовлено непосредственным развитием и концентрацией промышленного производства. Синдикаты образовывали биржи труда и национальные федерации ремесел. Первая биржа труда была открыта в 1887 году в Париже, в 1892 году – Центральная биржа Франции, к концу 1902 года во Франции функционировали 94 биржи.

Функционируя как самостоятельные организации, биржи получали субсидии от города, располагали казначейством, архивом, библиотекой, бесплатным бюро для поиска работы, профессиональными курсами, ссудными кассами длшя безработных.

Подобная концентрация и организация рабочих, их право продавать свой труд, порождали социальные требования к их общей и профессиональной подготовке и переподготовке, проблемы подбора, отбора и распределения кадров.

Быстрое расширение масштабов производства требовало научных знаний об управлении, о резервах снижении себестоимости продукции.

Классиком научного управления стал американский инженер Фредерик Уинслоу Тейлор (1856 – 1915).

Принципы научного управления по Ф.У.Тейлору таковы:

1. Изучение и научно обоснованое нормирование труда должны заменить эмпирическую практику установления норм выработки, опираясь на опыт рабочих.

2. Необходим отбор «первоклассных работников» (наиболее подходящих по физическим и личностным данным к требованиям профессии), их инструктаж и подготовка.

3. Необходимы четкое и ответственное распределение обязанностей между администрацией и рабочими, контроль показателей труда в целях получения запланированой продукции.

4. Необходимо тесное сотрудничество между админитсрацией и рабочими. Противостояние и забастовки только ухудшають финасовое положение предприятия и рабочих.

 

Одна из первых попыток систематизации знаний о человеке и труде для практики управления производством постулировала следующую технологию изучения трудовых движений:

§ Отобрать 10 – 15 лучших рабочих, особенно искусных в выполнениии работы, подвергаемой анализу;

§ Подвергнуть точному исследованию весь ряд елементарных операций каждого отдельного рабочего, а также те инструменты, которые он использует;

§ Зарегистрировав с секундомером продолжительность каждой отдельной операции, отобрать наиболее быстрый способ каждого отдельного элемента работы;

§ Устранить все неправильные, медленные, излишние движения;

§ Соединить все наилучшие и наиболее быстрые движения вместе с наилучшими типами интсрументов.

 

Идеи Тейлора встретили критику и неприятие как в начуной среде, так и в среде рабочих, однако их реализация была довольно убедительной. Только в США к 1912 году по системе Тейлора работала более 50 000 человек. Их зароботок сравнительно с рабочими других предприятий повысился на 30 – 100 %. Количество производимой продукции на одного работника и на машину возросло в два раза. Не было стачек, финансовое положение компаний значительно улучшилось.

Принципы научного управления производством Тейлора послужили мощным импульсом к развитию наук о труде и человеке как субъэкте труда: индустриальной психотехники, психологии труда, эргономики (эргологии, эргометрике).

В 1912 –1914 гг. Гуго Мюнстерберг наметил общие принципы психотехники и предложил первую программу хозяйствене\нной психотехники, которая включает три раздела:

1. Задачи, для успешного решения которых являются значимыми психические особенности человека (вопросы, предшествующие непосредственному производству: психологическое консультирование при выборе работы в интересах клиента и профессиональный отбор в интересах работодателя).

2. Эконномические задачи, связанные с особенностями психической деятельности работников и с продуктивностью труда (рационализация трудовых движений, рабочего инструмента, снижение производственного утомления, преодоление монотонности, профилактика травматизма и аварий, рационализация профессиональной подготовки.

3. Экономические задачи, связанные с направленным воздействие на личность (проблемы продажи товаров и услуг в сфере торговли, рекламы и психологического воздействия на клиентов и покупателей, воздействия на персонал организаций).

Дальнейшее направленое изучение рабочих движений с использованием киносъемки в 1920-х гг. провели супруги Фрэнк и Лилиан Джилбрет. Авторитетным теоретиком и практиком организации массового производства в начале ХХ века выступид Генри Форд (1863 – 1947), успешно реализовавший идеи Тейлора о возможности рационализации даже простых форм труда и его условий, рабочих мест и инструмента.

Один из зачинателей конвейерной системы производства, Генри Форд, в своих концепциях и практичеких действиях пошел дальше масштабов одного предприятия – к организации системы взаимодействия предприятий, банка рабочих вакансий требуемых профессий, профессиональной подготовки и условий жизнедеятельности рабочих.

Название дисциплины на разных этапах развития

1870-1910:

Законы о труде.

Экспериментальная психология. Во Франции в 1896 г. А.Бине и В.Анри разработали методы оценки умственых способностей для выделения умственно отсталых людей (коэффициент интеллекта), одна из целей которых – обеспечение классно-урочной формы общего начального обучения населения как первого этапа профессиональной подготовки кадров для развивающейся промышленности.

 

Психотехника.

Тестология, педология.

Психометрика, психодиагностика.

Профконсультирование, профотбор. В 1908 году в Болстоне Парсон открывает первое бюро консультаций молодежи по выбору профессий. В 1923 году в США оформляется Нациоальная ассоциация профессионального консультирования. В Германии в начале 20-х гг. функционировало более 500 бюро профконсультирования населения. Появляются институты индустриальной психологии, научные ассоциации, налаживается выпуск научных журналов, в уныверситетах открываются кафедры психологии и присуждаются звания в области психологии

1930:

Социальные катаклизмы (Первая и Вторая Мировые войны) не только не прервали поступательного развития психология труда, но, напротив, сыграли роль предпосылок и катализаторов развития дисциплины. В США индустриальная психология получила широкое распространие, в частности благодяря успешному опыту комплектования подразделений американской армии в период Первой Мировой войны (через обследование с применением тестов на интеллект прошли около 1,7 млн человек). Еще болле масштабный опыт и авторитет психологи обрели, участвуя в комплектовании армиии в период 11 Мировой войны (протестировано более 5 млн человек).

 

Социальня психология.

Психология управления.

Акмеология.

Психология труда в России

Первоначально психология труда в России развивалась в той же логической последовательности, что и зарубежная индустриальная психология: развитиепромышленности, занонодательные акты о труде, необходимость оптимизацйии труда, подбора и подготовки рабочих традиционных и новых профессий.

Идеи Тейлора пользовались популярностю, но сильные научные позиции отечественной медицины и физиологии способствовали критическому переосмыслению теории управления и выдвижению новых концепций оптимизациитруда.

В истории отечественной психологии труда можно выделить несколько этапов:

1. 1900 – 1917 гг. – период накопления научного опыта (в университетах Тарту и Симферополя, в Военно-медицинской акдемии С.-Петербурга проводились исследования и разрабатывались диагностические методики, академик Павлов приступил к экспериментальному изучению ВНД) и практического опыта (на ряде предприятий применяется система Тейлора).

2. 1917 – 1920 гг. – период войн, спада и застоя в развитии психологии труда.

3. 1921 – 1936 гг. – период, когда российская психология труда заявила о себе как зрелая наука, период восстановления страны, подъема экономики. І Всероссийская конференция по НОТ была провыедена 20 – 27 января 1921 года при поддержке народного комиссара путей сообщения Троцкого. Состояние научной и прикладной психологии отражало количество представленных организаций и темы более 60 докладов. Эмпирической базой научных сообщений послужил материал работы ученых и врачей на предприятиях и транспорте, телеграфных станциях, в военных госпиталях.. Энтузиазм ученных и поддержка государства в 20-30-х гг.предопределили значительные успехи в развитии психологии труда. Под руководством Гастева, директора Центрального института труда, была создана система экспертизы существующих производственных организаций, организационного проектирования трудовых постов и рабочих мест, включая всю цепочку технологии производства. К 1930 г. вопросы профконсультаций и профыотбора разрабатывались в 141 научно-рпактическом подразделении. Многие психофизиологические лаборатории занимались изучением профессиональной работоспособности, рационализацией режимов работы и орудий, обоснованием норм труда, профилактикой промышленного травматизма.

4. 1937 – 1960 гг. – период застоя в развитии всех прикладных и теоретических направлений психологии,связанных с оценкой индивудуальных различий людей, с использованием экспериментальных методов из-за критики политического рукововдства. 4 июны 1936 года принято Постановление ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов». Вторая Мировая война вскрыламножество новых проблем управления человеком техникой в экстемальных условиях.

5. 1961 – 1990 гг. – период научно-технической революции, быстрая смена и обновление технологий и оборудования в промышленности и на транспорте сделали остро актуальными проблемы адаптации человека к техники, функциональным особенностям новых рабочих мест. Решение конструкторских задач в системе «ЧТ» выявило повсеместное неэффективное использование человеских ресурсов (явление монотонии, депресии, аварийности, травматизма, брака). Остро всатала проблема гуманизации труда, гибкого управления всем процессом, что привело к развитию организационной психологии, эргономики, эргодизайна.

6. 1991 – настоящее время – период повышения роли и активности человека в производстве, автоматизации, повышение ответственности за принимаемые решения. Все это потребовало нового понимания самого человека – уже не только как субъэкта труда, но и как активного субъэкта своей жизни.

 

 

История зарубежной психологии труда

Становление психологии труда датируется 1879, когда созданная Вильгельмом Вундтом (1832–1920) первая в мире психологическая лаборатория стала Международным центром экспериментальной психологии.

Изучение отдельных психических функций Вундтом послужило толчком для разработки аналитического и синтитического методов исследования и преопределило один из двух основных подходов к оценке профессиональной пригодности, использовавшихся в последующем..

Становление психологии труда как самостоятельной науки и прикладной дисциплины во многом было подготовлено рядом законоположений о труде, принятых в промышленно развитых странах Европы в конце ХІХ века:

§ о безопасности и гигиене;

§ о защите труда детей;

§ о защите трудящихся в случаях увечья.

 

Эти законы были приняты:

§ в Швейцарии – в 1877 году;

§ Англии – 1878 году;

§ Австрии – 1884 –1885 гг;

§ Швеции – 1885;

§ Италии – 1888 году;

§ Бельгии – 1889 году;

§ Германии – 1891 году;

§ Норвегии – 1892 году;

§ Франции – 1892 году;

§ Росии – 1903 году.

 

Введение фабричных законов и судов служило средством госудасртвенной регламентации отношений работодателей и трудящихся. Не всегда законы были эффективными, но в обществе постепенно формировалась новая система ценностей, отражающая интересы и государственную поддержку не только предпринимателей, но ирабочих, признание их права на жизнь и охрану здоровья.

Становление психологии труда как самостоятельной дисциплины подготовлено непосредственным развитием и концентрацией промышленного производства. Синдикаты образовывали биржи труда и национальные федерации ремесел. Первая биржа труда была открыта в 1887 году в Париже, в 1892 году – Центральная биржа Франции, к концу 1902 года во Франции функционировали 94 биржи.

Функционируя как самостоятельные организации, биржи получали субсидии от города, располагали казначейством, архивом, библиотекой, бесплатным бюро для поиска работы, профессиональными курсами, ссудными кассами длшя безработных.

Подобная концентрация и организация рабочих, их право продавать свой труд, порождали социальные требования к их общей и профессиональной подготовке и переподготовке, проблемы подбора, отбора и распределения кадров.

Быстрое расширение масштабов производства требовало научных знаний об управлении, о резервах снижении себестоимости продукции.

Классиком научного управления стал американский инженер Фредерик Уинслоу Тейлор (1856 – 1915).

Принципы научного управления по Ф.У.Тейлору таковы:

1. Изучение и научно обоснованое нормирование труда должны заменить эмпирическую практику установления норм выработки, опираясь на опыт рабочих.

2. Необходим отбор «первоклассных работников» (наиболее подходящих по физическим и личностным данным к требованиям профессии), их инструктаж и подготовка.

3. Необходимы четкое и ответственное распределение обязанностей между администрацией и рабочими, контроль показателей труда в целях получения запланированой продукции.

4. Необходимо тесное сотрудничество между админитсрацией и рабочими. Противостояние и забастовки только ухудшають финасовое положение предприятия и рабочих.

 

Одна из первых попыток систематизации знаний о человеке и труде для практики управления производством постулировала следующую технологию изучения трудовых движений:

§ Отобрать 10 – 15 лучших рабочих, особенно искусных в выполнениии работы, подвергаемой анализу;

§ Подвергнуть точному исследованию весь ряд елементарных операций каждого отдельного рабочего, а также те инструменты, которые он использует;

§ Зарегистрировав с секундомером продолжительность каждой отдельной операции, отобрать наиболее быстрый способ каждого отдельного элемента работы;

§ Устранить все неправильные, медленные, излишние движения;

§ Соединить все наилучшие и наиболее быстрые движения вместе с наилучшими типами интсрументов.

 

Идеи Тейлора встретили критику и неприятие как в начуной среде, так и в среде рабочих, однако их реализация была довольно убедительной. Только в США к 1912 году по системе Тейлора работала более 50 000 человек. Их зароботок сравнительно с рабочими других предприятий повысился на 30 – 100 %. Количество производимой продукции на одного работника и на машину возросло в два раза. Не было стачек, финансовое положение компаний значительно улучшилось.

Принципы научного управления производством Тейлора послужили мощным импульсом к развитию наук о труде и человеке как субъэкте труда: индустриальной психотехники, психологии труда, эргономики (эргологии, эргометрике).

В 1912 –1914 гг. Гуго Мюнстерберг наметил общие принципы психотехники и предложил первую программу хозяйствене\нной психотехники, которая включает три раздела:

1. Задачи, для успешного решения которых являются значимыми психические особенности человека (вопросы, предшествующие непосредственному производству: психологическое консультирование при выборе работы в интересах клиента и профессиональный отбор в интересах работодателя).

2. Эконномические задачи, связанные с особенностями психической деятельности работников и с продуктивностью труда (рационализация трудовых движений, рабочего инструмента, снижение производственного утомления, преодоление монотонности, профилактика травматизма и аварий, рационализация профессиональной подготовки.

3. Экономические задачи, связанные с направленным воздействие на личность (проблемы продажи товаров и услуг в сфере торговли, рекламы и психологического воздействия на клиентов и покупателей, воздействия на персонал организаций).

Дальнейшее направленое изучение рабочих движений с использованием киносъемки в 1920-х гг. провели супруги Фрэнк и Лилиан Джилбрет. Авторитетным теоретиком и практиком организации массового производства в начале ХХ века выступид Генри Форд (1863 – 1947), успешно реализовавший идеи Тейлора о возможности рационализации даже простых форм труда и его условий, рабочих мест и инструмента.

Один из зачинателей конвейерной системы производства, Генри Форд, в своих концепциях и практичеких действиях пошел дальше масштабов одного предприятия – к организации системы взаимодействия предприятий, банка рабочих вакансий требуемых профессий, профессиональной подготовки и условий жизнедеятельности рабочих.

Название дисциплины на разных этапах развития

1870-1910:

Законы о труде.

Экспериментальная психология. Во Франции в 1896 г. А.Бине и В.Анри разработали методы оценки умственых способностей для выделения умственно отсталых людей (коэффициент интеллекта), одна из целей которых – обеспечение классно-урочной формы общего начального обучения населения как первого этапа профессиональной подготовки кадров для развивающейся промышленности.

 

Психотехника.

Тестология, педология.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.94 (0.042 с.)