ТОП 10:

III. ОСОБЕННОСТИ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОИНСКОГО КОЛЛЕКТИВА



Воинский коллектив - весьма сложный социальный организм, который складывается и крепнет постепенно. И в этом процессе, как и в развитии одной личности, нельзя рассчитывать на какие-то универсальные средства и методы.

Долгое время в литературе и печати коллектив и его составляющие компоненты по сути дела идеализировались, считалось, что "коллектив всегда и во всем прав", всячески утверждался тезис: личность - продукт коллектива. Жизнь показала, что это не так. Личность - основа коллектива, и от того, как в коллективе развиты внутри коллективные связи и отношение между военнослужащими, характеризуется и сам коллектив.

Разумеется, хороший коллектив - плод деятельности, прежде всего, его руководителя. Это его творение и главная опора. Однако есть общие основы, на которых держится любой, пусть пока не прославленный коллектив. Это идейно-нравственное, интеллектуальное и эмоциональное единство, общность организации и волевых устремлений. Все элементы взаимосвязаны, формирование одного из них способствует развитию другого, что, естественно, и создает соответствующий морально-психологический климат в подразделении.

Одной из особенностей воинского коллектива выступает сплоченность - она отражает меру внутри коллективного единства, степень единомыслия и едино действия членов коллектива.

Особенность армейского коллектива также в том, что солдаты и сержанты срочной служба повседневно и ежечасно находятся в постоянном общении друг о другой. Воя их жизнь, служба, поведение проходят на глазах сослуживцев. Поэтому не может быть таких военнослужащих, которые были бы безразличны к мнению коллектива, пренебрегали им. Все дело в том, что как эта работа организуется и проводится, доходит ни она до души и сознания каждого.

Хочется подчеркнуть, что деятельность воинских коллективов имеет прочную правовую основу. Она определяется положениями военной присяги, воинских уставов, законов. И офицерам-воспитателям хорошо известно, какое важное значение имеет разъяснение основных законодательных актов, регулирующих службу в Вооруженных Силах.

Также особенностью воинского коллектива является его зрелость. Она определяется по трем категориям:

- социальное единство;

- войсковое товарищество;

- социальная зрелость;

Кратко охарактеризуем каждую категорию.

Первая, начальная стадия развития воинского коллектива характе­ризуется тем, что большинство воинов сознательно относятся к службе и дисциплине, отчетливо представляют свои обязанности и цели деятельности, ориентируются на единую систему духовных ценностей. На стадии социального единства достигается взаимодействие людей, соблюдаются нормы уставных взаимоотношений.

Руководитель изучает вновь прибывшее пополнение и следит за тем, чтобы в коллективе не возникали конфликты между старослужащими и молодыми воинами. Он привлекает наиболее способных воинов к решению некоторых воспитательных задач по управлению личным составом.

На этой стадии, когда происходят значительные психологические перемены в личном составе, возникают серьезные трудности по сплочению и объединению микро групп на коллективистской основе.

На второй стадии в основном завершается процесс взаимного притирания, устанавливаются товарищеские взаимоотношения. Руководитель уже более эффективно управляет коллективом и каждым воином в отдельности.

Стадия войскового товарищества создает благоприятные условия для сплочения коллектива и всестороннего развития личности воина. Испытывая чувство доверия к командиру, симпатии и уважения к своим товарищам. Воин проявляет сознательность, инициативу и активность в службе, общественной работе, стремится обрести авторитет, уважение. Именно такие люди становятся опорой командира.

Войсковое товарищество - ключ к единству мнений по основным вопросам службы. Если на первой стадии командир воспринимается коллективом как внешняя по отношению к ним сила, то теперь он становится своим, который сочетает требовательность с заботой подчиненных, единоначалие с опорой на коллектив.

На третьей, высшей стадии развития, коллектив достигает единства воли и действий, знаний и убеждений, интересов и ценностных ориентации. Взаимодействие между воинами основывается на взаимопомощи, взаимоподдержке, взаимозаменяемости и бесконфликтности. Воины предъявляют к себе уже более высокие требования, старательнее изучают боевую технику и оружие, совершенствуют коллективное мастерство.

В социально зрелом коллективе процесс адаптации молодых воинов протекает быстрее. В отношениях между военнослужащими господствует честность, доверие и дружба. В коллективе устанавливается здоровый социально-психологический климат, благотворно влияющий на всестороннее развитие личности воина.

В сложных условиях личный состав действует организованно и эффективно. Руководитель доверяет своим заместителям и младшим командирам. Коллектив понимает своего руководителя, как говорится с полуслова, и может переходить на новую качественную ступень своего развития - на путь, самоуправления.

Названные стадии формирования воинского коллектива являются типичным для коллективов всех видов. Однако темпы развития могут быть различными в зависимости от социально-психологической подготовки руководителя, индивидуальных особенностей военнослужащих, характера решаемых коллективом задач.

Воинский коллектив должен иметь конкретную социально значимую цель - завоевать звание отличного подразделения, изжить неуставные взаимоотношения, выполнить определенные нормативы на полигоне, спортивном городке и т.й. Только в интересном, конкретном деле у людей появляется деловитость, ответственность, коллективизм.

Кроме того, проблемы коллектива одновременно являются проблемами личности. В. Сухомлинский справедливо утверждал, что "воспитывающая сила коллектива начинается с того, что есть в каждом отдельном человеке, что он привносит в коллектив, что дает другим, что от него берут люди".

Другой авторитет - К.Д.Ушинский также свидетельствует о взаимодействии, взаимовлиянии личности и коллектива: "Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм, заведения, как бы он хитро не был придуман, не может заменить личность в деле воспитания.

Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер". Именно офицерам, уважающим себя и ценящим человеческое в других, благородным и искренним, близким к подчиненным, предстоит возродить лучшие традиции российской армии, укрепить её духовно-нравственный потенциал.

 

III ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

 

Подвести итог занятия.

Объявить оценки, степень достижения учебных целей.

Выделить лучших и обратить внимание на недостатки отстающих.

Дать задание на самоподготовку:

-изучить материал лекции

 

 

ТЕМА № 10: ''Морально-психологическое обеспечение боевой деятельности войск".

 

УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

1. Изучить цели и задачи морально-психологческого обеспечения в различных видах боя, а также формы и методы ра­боты в этих условиях.

 

ВРЕМЯ: 2 часа.

 

МЕСТО ЗАНЯТИЯ: учебная аудитория

 

ВИД ЗАНЯТИЯ: лекция.

 

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ:

 

I. Вступительная часть5 мин.

II. Основная часть90 мин.

1.Цели и задачи морально-психологического

обеспечения при приведении войск в различные

степени боевой готовности35 мин.

2.Особенности морально-психологического

обеспечения в различных видах боевых действий35 мин.

3. Формы и методы работы офицеров при

приве­дении частей в различные степени

боевой готовности и в боевой обстановке20мин.

Ш. Заключительная часть5 мин.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Боевой устав Сухопутных войск. Часть 1 (дивизия, бригада, полк).

2. Бублик Л.А., Черных И.И. Морально-психологическое обеспечение деятельности частей и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации. - М.: ГАВС, 1994.

3. Добровольская М.К. Морально-психологическое обеспечение деятельности войск (сил) Военная мысль, 1995, №2.

4. Содержание и организация морально-психологического обеспечения боевых действий. Учебное пособие. - М.: ГАВС, 1994.

5. Азаров В.М. Морально-психологическое обеспечение личного состава Объединенной группировки войск (сил) в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе. Военная мысль. – 2000. № 5.

6. Гареев М.А. Некоторые проблемы подготовки Вооруженных сил к локальным войнам. Военная мысль. – 2000. № 1.

7. Зеленков М.Ю. Система морально-психологического обеспечения деятельности Вооруженных Сил. Военная мысль. – 2000. № 6.

8. Кулаков В.Ф. Морально-психологическое обеспечение контртеррористической операции в Республике Дагестан. Военная мысль. – 2000. № 1.

I. Вступительная часть.

- принять доклад от дежурного по взводу;

- проверить наличие личного состава и готовность взвода к занятию;

объявить тему, учебные цели, время и вид занятия.

 

II ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

ВОПРОС № I . "Цели и задачи морально-психологического обеспечения при приведении войск в различные степени боевой готовности".

 

На современном этапе военного строительства и проведения военной реформы в России видные политологи вынуждены констати­ровать снижение морального потенциала в армии и на флоте. Прежде всего это касается духовно-нравственного уровня, который объеди­няет базовые, глубинные и наиболее устойчивые категории морального духа - идеалы, принципы, убеждения и нормы, они являются основой для формирования понятий ''Родина", "Отечество", "патриотизм", "воин­ский долг", "воинская честь", "войсковое товарищество" и другие. Девальвация этих духовных ценностей порождена различными объек­тивными и субъективными факторами, но суть одна - налицо вредное, однозначно негативное воздействие неприемлемой для современного общества системы воспитания на молодежь.

Кризис, охвативший практически всю жизнедеятельность нашего общества и государства, усугубляется нарастающей духовной ката­строфой, которая угрожает будущему России. Именно таковы результа­ты социологических исследований состояния культуры, науки, обра­зования, искусства.

Опасность таят любые кризисные явления, но духовный кризис, моральное разложение, опустошенность, утрата людьми нравствен­ных принципов, убеждений, идеалов, норм и правил поведения гораз­до страшнее. Это подрывает основу существования Вооруженных Сил России. В них как в зеркале отражены все беда общества, только утрата нравственных ориентиров в армии и на флоте более болезненна, чревата крупными потерями и остро воспринимается обществом. Поэтому создавать качественно новые Вооруженные Силы без системы духовных и моральных ценностей бессмысленно. Кроме того, падение престижа воинской службы, ощущение военнослужащими социальной невостребованности ратного труда снижает их служебную активность. При этом инициатива и творчество отсутствуют не только у рядового и сержантского состава. В результате происходит деморализация армии во всех эшелонах

Важнейшей характеристикой качественного состояния боевой готов­ности являются ее степени, которые в мирное время обеспечивают быстрый переход войск на военное положение и организованное вступление в боевые действия, а в военное время - способность к немедленному выполнению поставленных задач. Именно в этом суть содержания боевой готовности.

Высокая боевая готовность - главный показатель качествен­ного состояния Вооруженных Сил, категория чрезвычайно масштаб­ная, многоплановая, постоянно усложняющаяся, В нем сфокусиро­ваны и взаимосвязаны такие параметры, как оснащенность армии современным оружием и боевой техникой, обученность и дисципли­нированность личного состава, искусство командиров и штабов управлять войсками, а также высокие морально-психологические качества личного состава.

Как показатель боевой мощи армии, высокая боевая готовность не может носить временный, сезонный характер или застыть на каком-то уровне. Ее необходимо постоянно повышать и совершенст­вовать.

В настоящее время с созданием Вооруженных сил России наряду с теми преобразованиями, которые происходят в военном деле, воз­никла необходимость перестройки всей системы морально-психологи­ческой, нематериальной сферы вооруженной борьбы. Кроме того, многие военные теоретики и практики в полной мере еще не сознают опасности последствий складывающейся ситуации, хотя очевидно, что они могут быть катастрофическими для Вооруженных сил, и, следовательно, для России. Поэтому странным кажется непонимание объективной закономерности нового, самостоятельного вида обес­печения деятельности Вооруженных Сил, - морально-психологического.

Основными целями этого вида обеспечения могут быть:

- формирование и поддержание высокого боевого духа, устойчивого морально-психологического состояния личного состава;

- создание благоприятных условий для реализации морально-психологического и физического потенциала военнослужащих в боевой обстановке;

- достижение морального превосходства над противником для безусловного выполнения боевой задачи.

Все эти цели предполагают формулирование основных задач морально-психологического обеспечения деятельности войск, решение которых будет способствовать формированию готовности лич­ного состава к боевым действиям, достижению сплоченности кол­лективов, укреплению дисциплины и законности. Особое внимание следует уделить моральному превосходству над противником, уверенности в мощи своего оружия и военной техники.

Очевидно, что цели и задачи морально-психологического обеспечения позволяют в качестве организационного средства их реализации выделить его тактические и оперативные составляющие. На­пример, в звене подразделение – часть основными компонентами морально-психологического обеспечения могут быть информационно-воспитательная, социально-правовая, культурно-досуговая работа и другие мероприятия непосредственной подготовки личного состава.

В оперативном звене наиболее характерными могут быть такие
виды деятельности, как социально-психологическое обеспечение,
противодействие информационно-психологическим мероприятиям противника и другие.

До недавнего времени морально-психологическую сторону про­цесса в отдельный массив не выделяли. Ранее традиционно рассмат­ривались общие основы или принципы воспитания: воспитание в про­цессе ратного труда, воспитание в коллективе и и и практиектив, индивидуальный подход, сочетание требовательности с уважением личного достоинства подчиненных, опора на положительный опыт, преемственность воспитательных воздействий и другие. В настоя­щее время они не потеряли свою актуальность и значимость. Но упор все-таки больше делается именно на морально-психологические основы. Почему?

Во-первых, мораль, нравственность - это исторически сложив­шиеся принципы, обычаи, традиции, в которых выражается отношение к Родине, труду, собственности, долгу и т.д. Они вырабатываются веками, осознаются и воспринимаются людьми, обретая силу привыч­ки.

Во-вторых, важнейшей опорой воинского воспитания является психология воинской деятельности. Она исследует закономерности развития и проявления психологических особенностей личности вои­на и воинских коллективов в условиях мирного и военного времени. Без учета этих закономерностей, без глубокого изучения психических процессов, свойств, состояния людей невозможно эффективно на них влиять.

Следовательно, морально-психологические основы представляют собой консолидацию ведущих идеи воспитания, их целевых устано­вок с реальными возможностями и потенциалом личности военнослу­жащего.

 

ВОПРОС № 2. " Особенности морально-психологического обеспечения в

различных видах боевых действий".

 

Проводимые в разных странах исследования убедительно сви­детельствуют о неуклонном росте в боевой обстановке психических травм личного состава. Так, если в период второй мировой войны они составляли 6-7% всех потерь, то в локальных войнах послед­него десятилетия достигли уже 25%. Это объясняется небывалой напряженностью современных боевых действии, их скоротечностью, массированным применением различных видов оружия, в том числе зажигательного и высокоточного. Становится очевидным, что в современных условиях значение психологической закалки военнослужащих в процессе обучения и воспитания трудно переоценить.

И, тем не менее, еще не везде у нас понимают важность психо­логической подготовки, а порой проявляется даже ее недооценка. Скажем, к созданию на занятиях и учениях обстановки, максимально приближенной к боевой, руководители подходят однобоко, упуская из виду мероприятия, способствующие повышению морально-боевой устойчивости как рядового и сержантского, так и офицерского состава. Но ведь это не дань "моде", а острая необходимость.

Не случайно во многих армиях считают, что на моральное состояние личного состава прежде всего влияют уровень боевой выучки, степень владения вооружением и боевой техникой, состояние воин­ской дисциплины. Хотя и материальное обеспечение не сбрасывают со счетов. "Укрепление морального состояния войск, - говорится и в одном из наставлений армии Великобритании, - является важнейшей задачей боевой подготовки. Моральная устойчивость войск складывается из дисциплины, боевого духа, воли к победе, самообладания, чувства собственного достоинства, преданности долгу, высокого сознания чести".

Подводя итоги операции "Буря в пустыне", главнокомандующий американскими силами в Персидском заливе генерал Шварцкопф под­робно остановился на действиях командиров, специальных сил пси­хологической обработки, военных психологов по морально-психологи­ческому обеспечению боевых подразделений, частей и отметил действенность проведенных ими мероприятий, во многом обеспечивающих успех.
Психологическое обеспечение сводится к специальной деятельнос­ти, нацеленной на поддержание высокой психологической активности
военнослужащих в ходе боевых действий или выполнения учебно-боевых задач. В частности, различными приемами снижается излишнее

напряжение и устраняются отрицательные психологические последст­вия неудач, аварий, происшествий. Кроме того, принимаются меры к быстрейшему восстановлению психического равновесия, самоконт­роля.

Так что же такое боевая деятельность и каково ее психологи­ческое содержание?

Боевая деятельность - это проявляемая активность при дости­жении целей вооруженной борьбы.

Боевая деятельность весьма специфична по своим целям и за­дачам, условиям, средствам, трудностям, психологическому содер­жанию. Она имеет свои психологические закономерности, определен­ную внутреннюю структуру, цели, мотивы, способы, через которые на ее течение оказывает влияние ряд факторов: военно-политический, идеологический, военно-технический, а также проводимая в бою воспитательная работа и боевая и психологическая подготовка.

На психологическое содержание и структуру боевой деятельности накладывает отпечаток то, что в бою решаются сложные задачи, связанные с опасностью для жизни, уничтожением ценностей, огром­ными разрушениями, потерями в людях и технике, различного рода лишениями и неудобствами. Ведение боя сопряжено с повышением моральной и юридической ответственности за точное исполнение обязанностей, требует крайнего напряжения всех сил воинов.

Характер современного боя и новое оружие усложнили боевую деятельность, вызвали повышенные моральные и психологические трудности в процессе достижения целей вооруженной борьбы. Поэто­му особенно актуальным является выявление психологических усло­вий эффективности и надежности боевой деятельности воинов, особенностей проявления в бою психологического фактора. Для военной теории и практики важно знать, как влияет воина, бой на психику людей, как управлять их поведением в боевой обстановке, пре­дупреждать и преодолевать неуверенность, страх и побуждать к умелым и самоотверженным действиям. Изучение боевой деятельности помогает понять сущность и условия психологической устойчивости и готовности воинов к боевым действиям, пути создания психоло­гических моделей современных боевых действий.

Каждая боевая задача в психологическом отношении состоит из трех этапов - подготовительного, выполнения и заключительного. Проявление психических процессов, состояний и свойств солдата и командира, а также руководства, проведение непосредственной морально-политической и психологической подготовки на каждом этапе имеют свои особенности.

Подготовительный этап охватывает период деятельности воинов от момента получения боевой задачи до начала ее практичес­кого выполнения.

Приказ, как общеобязательное требование, разносторонне воздействует на психику и деятельность воинов. После получе­ния боевой задачи у них возникают различные психические состоя­ния, активизируются мотивы поведения, познавательные, эмоцио­нальные и волевые процессы, свойства личности, их опыт и мас­терство.

Этап выполнения боевой задачи охватывает период от начала конкретных действий, направленных на реализацию поставленной в приказе цели, до момента полного ее достижения. В данный период воины не просто осуществляют оформившиеся при подготовке к бою установки, стремления, принятые решения и планы. С началом боя появляются новые трудности и непредвиденные препят­ствия. Психическая регуляция при ведении боя приобретает новые черты. На деятельность и субъективное состояние каждого воина, выполняющего свои обязанности, накладывают отпечаток опасности, динамичность, решительность и напряженность боя, его большой пространственный размах и высокоманевренный характер.

На заключительном этапе боя проявление психики и поведение воинов зависят от его результата, длительности и напряженности, понесенных потерь, работы, которую проводят в подразделениях командиры и воспитатели. На состояние психики и поведение людей после боя влияет обстановка непосредственной или потенциальной опасности, стоящей перед ними.

Итак, обстановка современного боя предъявляет высокие требования к моральному духу воина, для эффективной деятельности воина в современном бою необходимы:

- высокий уровень мотивации поведения при выполнении поставленных задач

- прочность морально-боевых качеств;

- высокое боевое мастерство;

- способность к быстрому вхождению в боевую обстановку;

- умение преодолевать отрицательное влияние различных форм трудностей и мнений;

- сплоченность воинского коллектива;

Одним из важнейших условий эффективности деятельности воинов и боевых коллективов в бою является своевременное и непрерывное управляющее морально-психологическое воздействие командира и воспитателя на их поведение.

Данные о влиянии боевой обстановки на психику и боевые дей­ствия бойцов и боевых коллективов, о видах психических реакции и состояний, возникающих в бою, позволяют детально определять задачи и пути психологической подготовки личного состава к боевым действиям.

 

ВОПРОС № 3. Формы и методы работы офицеров при приведении частей в различные степени боевой готовности и в боевой обстановке".

 

Современный бой, даже с применением лишь обычных средств поражения, оказывает сильное воздействие на психику воинов. Не так-то просто идти в атаку за разрывом своих снарядов или бороть­ся с танками противника, находясь в обороне. Каждый командир обязан помнить об этом и стремиться приближать любое занятие к условиям реального боя. Но как бы ни была похожа обстановка на боевую, она психологически не одинаково воспринимается воином в сравнении с реальной. На учении солдат не видит убитых товарищей, не слышит стона раненныхнной к б>угрожают пули и ос­колки снарядов. Поэтому-то все окружающее он воспринимает со зна­чительной долей условности, которая затрудняет решение учебных и воспитательных задач. Полностью преодолеть это чувство, конеч­но, нельзя, но ослабить его влияние необходимо.

Прежде всего каждый командир обязан неустанно бороться с упро­щенством и послаблениями, умело выбирать время и место тактичес­кого занятия или учения. Необходима вдумчивая и всесторонняя под­готовка руководителя, так чтобы каждый учебный вопрос отрабаты­вался в новой, сложной обстановке. При выполнении различных так­тических задач надо постепенно наращивать психические и физичес­кие нагрузки. Для формирования у обучаемых верного представления о реальной обстановке не менее важно умело применять средства имитации. Встречается порой и такие командиры, которые перенасы­щают занятия мерами психологического воздействия на людей, упус­кая из виду, что такого рода злоупотребления, особенно при обу­чении молодых солдат, могут привести к появлению у них боязливости, малодушия.

Арсенал приемов, способствующих ускоренному формированию нуж­ных боевых и психологических качеств у воинов, достаточно широк. Здесь и сокращение сроков выполнения задач при недостатке инфор­мации, и встреча непредвиденных препятствий и заграждений в про­цессе учебного боя, и выполнение функциональных обязанностей в сложных погодных условиях, при длительной активной работе в средствах защиты или полной изоляции от коллектива. В укрепле­нии психологической устойчивости военнослужащих существенное значение имеет система обучения их выполнению в различных экстремальных условиях.

Отсутствие опыта альтернативной работы с людьми привело к крайне низкой результативности в борьбе с негативными явлениями в воинских коллективах. Приходится многое переосмысливать и принимать решения уже в процессе работы с личным составом, при­чем в сложных условиях военного строительства с учетом ряда объективных и субъективных факторов. К наиболее характерным из них можно отнести

следующие:

- отсутствие механизма практической реализации государственной идеи о необходимости и высокой общественной значимости защиты Отечества;

- потеря прежних нравственных ориентиров, идеалов и неопределенность новых, обусловленных возникновением идеологического вакуума;

- отставание воспитательной работы, как основополагающего ком­понента морально-психологического обеспечения, от доминирующих в армии и на флоте процессов, связанных с их реформированием;

- потеря чувства социальной значимости и престижности защитника Родины;

- сложные социально-бытовые условия, в которых оказались офицеры, прапорщики, весь личный, состав.

Жизнь заставляет возвращаться к этим проблемам по мере того, как усугубляются последствия поверхностного к ним отношения. Можно предположить, что морально-психологическое обеспечение призвано охватить практически всю духовную сферу воинской деятельности, все уровни психики военнослужащих и гражданского персонала. Конечной целью такой деятельности должно быть надежное функционирование военнослужащих в экстремальных условиях воинской службы в мирное время и в боевой обстановке.

Результаты проведенного в войсках исследования показали, что морально-психологическое обеспечение есть специфическая деятель­ность командиров, штабов, воспитательных органов по целенаправленному воздействию на сознание и психику личного состава в це­лях Нормирования моральной готовности к безусловному выполнению поставленной задачи в мирное и военное время в любых условиях обстановки, а также психологической устойчивости.

Большое влияние на боевую активность и самоотверженность воинов оказывает осознание ими справедливости целей войны, зна­чимости выполняемых ими задач, а также воздействие коллектива, пример поведения и слова командира, товарищей по оружию, боевые успехи. Эти факторы активизируют моральные и психологические качества, поднимают уровень мотивации и укрепляют боевой дух воинов, повышают устойчивость и эффективность их боевой деятель­ности.

Особенно сильное положительное влияние на психику воинов в бою оказывает личный пример командира. Проявление командиром невыдержанности, малодушия может мгновенно и резко отрицательно сказаться на психическом состояние и поведении подчиненных, и, наоборот, решительность действии, самообладание, твердость, уверенность офицера помогают подчиненным в сложных условиях проявлять инициативность, смелость, храбрость, мастерство.

Сильное влияние слова и примера мужественного поведения командира, а также товарищей по оружию на психику и деятельность воинов в условиях боя объясняется тем, что они возбужда­ют нравственные чувства, мышление и воображение , активизиру­ют прежний опыт, взгляды, убеждения, идейные мотивы.

 

 

ТАКИМ ОБРАЗОМ:

На основании изложенного можно выделить некоторые наиболее типичные приемы управления поведением подчиненных со стороны командира в процессе ведения боя:

- своевременная постановка новых задач, внесение ясности в си­туации, указание лучших способов действии;

- обеспечение непрерывного, активного и контролируемого ведения боевых действии;

- поддержание у подчиненных на высоком уровне чувства долга, патриотизма, ненависти к врагу, чувства коллективизма;

- оказание поддержки подразделениям и отдельным воинам, попав­шим в трудное положение;

- личный пример, мужества, выдержки, дисциплинированности;

- проведение целесообразной расстановки боевого актива.

Преодолеть возникшую у того или иного воина крайнюю напря­женность можно путем переключения его на привычные действия, от­влечения внимания от объекта, вызвавшего тяжелое состояние внушения уверенности, обострения чувства долга, товарищества.

Конечно, морально-психологическое состояние личного соста­ва зависит не только от воспитательной работы, но и от многих других факторов и условий деятельности всех должностных лиц, т.е. система воспитания личного состава необходима, но она должна быть лишь частью системы воздействия на сознание и пси­хику военнослужащих, так как не может решать все проблемы подготовки сознания, морали, психики людей к воине. Поэтому необхо­димо говорить не просто о моральном факторе в воспитательной работе, а о самостоятельном виде обеспечения деятельности войск как в мирное, так и в военное время, т.е. морально-психологическом обеспечении.

К сожалению, новый термин в уставных документах не закреплен: нет органов, которые должны заниматься новым видом обеспечения. В соответствии с целями и задачами морально-психологического обеспечения в их состав должны входить психологи, социологи, правоведы и другие специалисты.

III ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

 

Подвести итог занятия.

Объявить оценки, степень достижения учебных целей.

Выделить лучших и обратить внимание на недостатки отстающих.

Дать задание на самоподготовку:

-изучить материал лекции

ТЕМА №12: " Российские Вооруженные Силы на страже Отечества"

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:

1. Углубить знания студентами вопросов организации воспита­тельной работы в части, подразделении.

2. Закрепить знания студентов по вопросам морально-психоло­гической подготовки личного состава.

3. Закрепить знания студентами законов РФ, регламентирующих военную службу.

4.Углубить знания студентов по вопросам государственного и военного строительства Российской Федерации.

 

ВРЕМЯ: 4 часа

МЕСТО: учебная аудитория

 

ВИД ЗАНЯТИЙ: семинар

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ И РАСЧЕТ ВРЕМЕНИ

 

I. Вступительная часть5 мин

II. Основная часть190 мин

I. Заслушивание и обсуждение реферата на тему: «Реформа

Вооруженных Сил - наша общая задача»15 мин

2. Заслушивание и обсуждение вопросов семинарского занятия80 мин

3.Заслушивание и обсуждение реферата на тему: "Геостратегичес­кое положение и военная безопасность Российской Федерации"15 мин

4. Заслушивание и обсуждение вопросов семинарского занятия80 мин

Ш. Заключительная часть5 мин

Рекомендуемая литература:

1. Конституция Российской Федерации. –М.: Юрид. лит., 1993.

2. Федеральный Закон Российской Федерации “Об обороне” Ориентир. 1996. - № 7.

3. Военная доктрина Российской Федерации: Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000г. № 706. Независимое военное обозрение. – 2000. - № 15.

4. Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года. Независимое военное обозрение. – 2001. – № 28 (250)

5. Новое законодательство России об обороне, армии и военной службе: Сб. нормат. актов под ред. Дубровина В.Н. – М.: «Бизнес Консалтинг Центр», 1998.

6. Правовые основы деятельности органов военного управления:

Сб. нормат. документов. –СПб.: «Печатный двор», 2001. – 1000с.

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРА:

I. Вступительная часть.

- принять доклад от дежурного по взводу;

- проверить наличие личного состава и готовность взвода к занятию;

- объявить тему, учебные цели, время и вид занятия.

II ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

I. Заслушивание и обсуждение реферата на тему: «Реформа Вооруженных Сил - наша общая задача».

Рассматриваемые вопросы:

1. Военные реформы в истории российского государства.

2. Основные направления и методы воспитательной работы.

3. Сущность воспитательного процесса.

4. Методы изучения индивидуальных особенностей личности и этапы воспитательного воздействия на нее.

5. Задачи психологической подготовки военнослужащих.

6. Требования к морально-психологическому обеспечению боевой деятельности войск.

II. Заслушивание и обсуждение реферата на тему:"Геостратегичес­кое положение и военная безопасность Российской Федерации".

Рассматриваемые вопросы:

1. Внешние и внутренние источники военной опасности для Российской Федерации.

2. Главная цепь и основные задачи Воскуренных Сил по предотвращению войн.

3. Понятие военного положения и мобилизации в стране.

4. Состав, структура и предназначение Вооруженных Сил Российской федерации.

5. Должностные и специальные обязанности военнослужащих.

6. Социальная защищенность военнослужащих: понятие и составные элемента.

7. Что подразумевается под исполнением

военнослужащими обязанностей военной службы?

8. Порядок назначения офицерского состава на воинские

должности.

 

III ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

Подвести итог занятия.

Объявить оценки, степень достижения учебных целей.

Выделить лучших и обратить внимание на недостатки отстающих.

Дать задание на самоподготовку:

-изучить материал лекции.

 

Преподаватель ВК ВС ЮРГТУ (НПИ)

подполковник Фролов Н.И.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.95.131.208 (0.044 с.)