Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. Понятие, сущность, принципы и функции права↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Тема 2. Формы государства Понятие формы государства. Элементы формы государства. Признаки формы государства. Форма правления. Общие признаки формы правления. Критерии разграничения монархий и республик. Монархическая и республиканская формы правления. Характерные черты монархической формы правления. Виды монархии и их характеристика. Характерные черты республиканской формы правления. Виды республики и их характеристика. Форма государственного устройства. Характерные черты унитарного государственного устройства. Характеристика федерации и конфедерации. Государственный режим как элемент формы государства. Виды государственного режима: демократический, авторитарный и тоталитарный и их характеристика.
Тема 3. Понятие, сущность, принципы и функции права Право как нормативный регулятор общественных отношений. Понятие системы нормативного регулирования. Понятие социальных норм. Право как система правил поведения. Понятие и признаки права. Понятие субъективного юридического права и субъективной юридической обязанности. Проявление права и его сущность, социальное назначение и ценность права. Принципы права. Функции права.
Тема 4. Правовые отношения Понятие и признаки правовых отношений. Виды правовых отношений. Состав правоотношений: субъект, объект, субъективные права и юридические обязанности. Понятие и виды субъектов права. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность. Ограничение дееспособности. Правосубъектность. Объекты правоотношений: понятие и виды. Понятие, структура и виды субъективных прав и обязанностей как юридическое содержание правоотношений. Понятие и классификация юридических фактов как оснований возникновения, изменения и прекращения правоотношений. Фактический (юридический) состав. Презумпции в праве. Юридические фикции. Тема 5. Правовое поведение и юридическая ответственность Правовое поведение: понятие, признаки. Классификации видов правового поведения. Понятие и признаки правонарушений. Юридический состав правонарушения. Его элементы. Формы вины. Юридическая ответственность: понятие, признаки, виды. Цели и принципы юридической ответственности. Основания привлечения лица к юридической ответственности. Обстоятельства, исключающие противоправность деяния и юридическую ответственность. Литература 1. Конституция Российской Федерации. – М., 1993 (любое последующее официальное издание). 2. Международные акты о правах человека: Сб. документов / Составители В.А. Карташкин, Е.А. Лукашев. – М., 1998. 3. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских – М., 1998. 4. Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М., 1999. 5. Енгибарян Н.В., Краснов Ю. Теория государства и права. – М., 1999. 6. Марченко М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах: Учебное пособие – М., 2001. 7. Назаренко Г.В. Теория государства и права: Учебное пособие. – М., 1999. 8. Нерсесянц В.С. Юриспруденция. Введение в курс общей теории права и государства: Для юридических вузов и факультетов. – М., 1998. 9. Общая теория государства и права / Под ред. В.В. Лазарева. – М., 1999. 10. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. – М., 1999. 11. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. – М., 1997. 12. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. – М., 1998. 13. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. – М., 1998. 14. Теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – М., 1997. 15. Юридический энциклопедический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева. – М., 1987. 16. Якушев А.В. Теория государства и права. Конспект лекций. – М., 2001.
Раздел 2. «Конституционное право» Тема 1. Гражданство РФ Основания приобретения гражданства РФ. Приобретение гражданства РФ по рождению. Прием в гражданство в общем порядке. Прием в гражданство РФ в упрощенном порядке. Восстановление в гражданстве РФ. Выбор гражданства при изменении государственной границы РФ. Основания отклонения заявлений о приеме в гражданство РФ и о восстановлении в гражданство РФ. Основания прекращения гражданства. Выход из гражданства. Основания отказа выхода из гражданства РФ. Выбор иного гражданства (оптация) при изменении государственной границы РФ.
Тема 2. Конституционные права и обязанности граждан РФ Личные права. Политические права. Экономические, социальные и культурные права. Принципы правового статуса человека и гражданина в РФ. Равноправие. Гарантированность прав и свобод. Неотъемлемость прав и свобод. Основные обязанности человека и гражданина в РФ. Конституционный институт ограничения прав и свобод. Ограничение в условиях ЧП. Права и свободы не подлежащие ограничению. Перечень ограничений в условиях ЧП. Ограничения прав и свобод, связанных с деятельностью правоохранительных органов. Общее понятие основных обязанностей человека и гражданина РФ. Соблюдение конституции и законов. Уважение прав и свобод других лиц. Защита Отечества. Уплата налогов и сборов. Бережное отношение к природе и окружающей среде. Забота о памятниках истории и культуры. Получение основного общего образования. Забота о детях и нетрудоспособных родителях.
Тема 3. Порядок пересмотра и внесения поправок в Конституцию РФ Понятие пересмотра Конституции. Субъекты, имеющие право вносить предложение о пересмотре Конституции. Стадии процедуры пересмотра Конституции. Определение результатов голосования по вопросу пересмотра в Федеральном Собрании, в Конституционном собрании и при всенародном голосовании. Понятие внесения поправок в Конституцию. Субъекты, имеющие право вносить поправки в Конституцию. Стадии процедуры внесения поправок. Требования к предложениям о поправках. Тема 4. Референдум как высшая форма непосредственной демократии. Общее понятие референдума. Общие принципы проведения референдума РФ. Вопросы, которые не могут быть внесены на референдум РФ. Инициатива проведения референдума РФ и процедура его назначения. Органы, осуществляющие подготовку и проведение референдума. Определение результатов голосования и юридическая сила решения, принятого на референдуме. Тема 5. Избирательные системы в РФ Понятие избирательной системы. Виды избирательных систем. Мажоритарная избирательная система. Система абсолютного большинства. Система относительного большинства. Система квалифицированного большинства. Пропорциональная избирательная система. Смешанная избирательная система. Литература 1. Конституция РФ. 2. Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года // Ведомости Союза народных депутатов РСФСР. 1990. № 2. 3. Конституционное право РФ. Екатеринбург, 1995. 4. Баглай М.В. Конституционное право РФ: Учебник для юридических вузов и факультетов. – М., 2000. 5. Коваленко А.И. Конституционное право РФ. – М., 1995. 6. Козлова Е.Н., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М., 1995. 7. Ковешников Е.М. Конституционное право РФ. – М., 2000. 8. Конституция РФ: Научно-практический комментарий /Под ред. Б.Н. Точеорина. – М., 1997. 9. Хабричева Т.Я. Толкование конституции РФ: Теория и практика. – М., 1998. 10. Смоленский М.Б., Коклюшина Л.Ю. Конституционное право РФ: Учебник. – Ростов на Дону, 2001. 11. Севостьянов Н.В., Заплаткин Ю.М. Экзамен по Конституционному праву России: в вопросах и ответах. – Ростов-на-Дону, 1998. 12. Севостьянов Н.В. Конституционное право России. Схемы, таблицы, основные нормативные акты. – Ростов-на-Дону, 1998. 13. Куликов В.И., Румынина В.В. Конституционное право РФ. – М., 2000. 14. Постников А.В. Избирательное право России: Учебное пособие. – М., 1996. 15. Авакян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. – М., 1997. 16. Барнышев А.М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. – Томск, 1998.
Раздел 3. «Гражданское право» Тема 4. Деликтоспособность малолетних и несовершеннолетних. Дееспособность лиц в возрасте от 14 до 18 лет. Дееспособность малолетних (в возрасте до 14 лет). Тема 7. Осуществление и защита гражданских прав. Понятие и способы осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей. Пределы осуществления гражданских прав. Порядок и способы защиты гражданских прав.
Литература 1. Гражданский кодекс РФ. 2. Гражданкое право в 3-х томах. Учебник под ред. проф. Сергеева А.П., проф. Толстого Ю.К. – М.: Издательство «Проспект», 2001 г. и последующие изд. 3. Гражданское право. Том 1, 2. В 2-х томах под ред. проф. Суханова Е.А. – М.: БЕК, 2002 г. 4. Гражданское право. Том 1. Под ред. проф. Илларионовой Т.И., доцентов Гонгало Б.М., Плетнева В.А. – М.: НОРМА, 1998 г., 2001 г. 5. Гражданское право в 2-х томах. Под ред. Калпина А.Г., Масляева А.И. – М.: Юристъ, 2000 г. 6. Комментарий 1, 2 части ГК РФ. Отв. ред. О.Н. Садиков. – М., 1997 г. и последующие издания.
На уроке права
Литература 1. Методика преподавания обществознания в школе / Под ред. Л.Н. Боголюбова. - М., 2002. 2. Морозов С.А. Методика преподавания права в школе. - М., 2002. 3. Организация внеурочной работы по праву - М., 2002. 4. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву. - М., 2003. 5. Теоретические и методические основы преподавания права в школе / Курс лекции. - М., 2002. Раздел 6. педагогика Тема 3. Образование как общественное явление и педагогический процесс. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Образование как ценность, созданная человечеством для развития человека и общества. Влияние социальных изменений на образование. Влияние образования на общество. Образование как сложная система взаимодействий людей и материальных средств, позволяющая передавать новым поколениям накопленные человечеством знания и опыт, культурные ценности. Система образования в Российской Федерации, её основные компоненты и приоритеты образовательной политики. Образование как процесс, объединяющий воспитание и обучение человека. Специально организованное целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников как важнейший признак образовательного процесса. Педагоги и воспитанники как субъекты образовательного процесса и его важнейшие компоненты. Взаимосвязь развития и социализации личности в образовательном процессе. Литература 1. Введение в педагогическую деятельность / под ред. А.С. Роботовой. – М., 2004. 2. Качалова Л.П., Телеева Е.В., Качалов Д.В. Педагогические технологии: учеб. пособие. – Шадринск, 2001. 3. Методика воспитательной работы / под ред. В.А. Сластенина. – М., 2001. 4. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2008. 5. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: в 2-х кн. – М., 2006. 6. Гребенюк О.С., Рожков М.И. Общие основы педагогики. – М., 2003. 7. Сидоров С.В. Педагогика (Введение в педагогическую деятельность, общие основы педагогики): методич. мат-лы для подготовки студентов к семинар. занятиям. – Шадринск, 2005. 8. Сидоров С.В. Педагогика (Теория обучения): методич. мат-лы для подготовки студентов к семинар. занятиям. – Шадринск, 2003. 9. Сидоров С.В. Педагогика (Теория обучения): методич. мат-лы для студентов заоч. обуч. – Шадринск, 2004. 10. Сидоров С.В. Педагогика (Управление образовательными системами): методич. мат-лы для подготовки студентов к семинар. занятиям. – Шадринск, 2004. 11. Сидоров С.В. Педагогика (Управление образовательными системами): методич. мат-лы для студентов заоч. обуч. – Шадринск, 2004. 12. Сидоров С.В. Организация воспитательной работы в ученическом коллективе: учеб. пособие. – Шадринск, 2004. 13. Сидоров С.В. Педагогика (Педагогические технологии): методич. мат-лы для подготовки студентов к семинар. занятиям. – Шадринск, 2005. 14. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика / под ред. В.А. Слестенина. – М., 2010.
Интернет-ресурсы
1. Госэкзамен. Факультет Истории и права (специалитет) // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. – Режим доступа: http://sv-sidorov.ucoz.com/index/gosehkzamen_fakultet_istorii_i_prava_specialitet/0-75 (дата обращения 10.03.2012). 2. Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. N 3266-1 / послед. обновл. 27.12.2009 г. // Офиц. сайт Министерства образования и науки РФ. – Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/fz/obr/3986 (дата обращения 10.03.2012). 3. Педагогика. – Режим доступа: http://www.pedpro.ru (дата обращения 10.03.2012).
Вопросы государственного экзамена «Право с методикой преподавания»
Раздел 1. Теория государства и права 1. Сущность, функции и типы государства 2. Формы государства 3. Понятие, сущность, принципы и функции права 4. Правовые отношения 5. Правовое поведение и юридическая ответственность
Раздел 2. «Конституционное право» 1. Гражданство РФ 2. Конституционные права и обязанности граждан РФ 3. Порядок пересмотра и внесения поправок в Конституцию РФ 4. Референдум как высшая форма непосредственной демократии. 5. Избирательные системы в РФ
Раздел 3. «Гражданское право» 1. Гражданское право в системе права России. 2. Понятие, содержание и виды гражданских правоотношений. 3. Граждане, как субъект гражданских правоотношений. 4. Деликтоспособность малолетних и несовершеннолетних. 5. Юридические лица, как субъекты гражданских правоотношений. 6. Признаки сделок, их классификация и условия их действительности. 7. Осуществление и защита гражданских прав. 8. Виды сроков исковой давности и последствия истечения исковой давности. 9. Понятие, виды и форма договора. 10. Понятие наследственного права. Объекты наследственного правопреемства и основания наследования.
Раздел 4. «Гражданско-процессуальное право» 1. Принципы гражданского процессуального права. 2. Стороны в гражданском процессе 3. Третьи лица в гражданском процессе 4. Участие прокурора в гражданском процессе 5. Участие в гражданском процессе органов государственного управления, органов местного самоуправления и общественных организаций, защищающих права и свободы человека и гражданина. 6. Представительство в суде 7. Процессуальные сроки 8. Подведомственность гражданских дел 9. Подсудность гражданских дел 10. Судебные расходы и штрафы
Раздел 5. «Методика преподавания права»
1. Методика преподавания правовых дисциплин как педагогическая наука. Основные концепции правового образования. 2. Современный урок и требования к нему. Типология и структура уроков по праву. Пути совершенствования урока. Нестандартные уроки. 3. Сущность контроля знаний учащихся и его роль в руководстве и управлении учебной деятельностью учащихся по праву (Виды контроля и их характеристика. Современные методы контроля результатов обучения учащихся. Пути совершенствования контроля и оценки учебной деятельности школьников). 3. Тестовая система проверки, учета и оценки знаний, учащихся по праву. 4. Игровые технологии в системе правового образования. 6. Понятие и основные показатели инновационного правового обучения. Типология, критерии инновационного обучения. 7. Интерактивные технологии правового обучения. 8. Информационные технологии в правовом обучении. 9.Понятие методов обучения. Классификация методов обучения праву. 10.Сущность и цели внеклассной (воспитательной) работы по праву. (Особенности, специфика, принципы, формы, требования к внеклассной воспитательной работе по праву). 11.Сущность самостоятельной работы по праву. Виды и формы самостоятельной работы учащихся по праву. 12. Работа с правовыми понятиями на уроках права. 13. Методика работы с юридическими документами. 14. Роль учителя в правовом обучении. 15. Сущность и основные подходы к классификации межпредметных связей.
Раздел 6. «Педагогика» 1. Общая характеристика педагогической профессии. Профессиональная деятельность и личность педагога. 2. Педагогика как наука. Объект педагогики. Связь педагогики с другими науками. Взаимосвязь педагогической науки и практики. 3. Образование как общественное явление и педагогический процесс. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. 4. Методологическая культура педагога. Научные исследования в педагогике. 5. Сущность, движущие силы, противоречия и логика учебного процесса. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения. 6. Закономерности и принципы обучения. 7. Методы обучения. Классификация методов обучения. 8. Современные дидактические концепции. 9. Сущность процесса воспитания, его место в целостной структуре образовательного процесса. Закономерности, принципы и направления воспитания. 10. Базовые теории воспитания и развития личности. 11. Система форм и методов воспитания. 12. Социальное воспитание как совокупность организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи. 13. Понятие педагогических технологий, их обусловленность характером педагогических задач. Виды педагогических технологий. 14. Личностно ориентированные технологии в образовании. 15. Основные функции педагогического управления. Школа как образовательная система и объект управления.
Полезные Интернет - сайты: 1. www.rsl.ru – Российская государственная библиотека имени В.И.Ленина. 2. www.tarasei.narod.ru - правовая библиотека, электронные учебники. 3. www.law.edu.ru – Юридическая Россия 4. www.gdezakon.ru – «Где закон», законы, статьи, публикации и др. 5. www.pravs.narod.ru – российский юридический сайт. 6. www.determiner.ru – национальная юр.энциклопедия. 7. www.lib.ua-ru.net – студенческая электронная библиотека. 8. www.garant.ru – сайт справочно-правовой системы «Гарант». 9. www.consultant.ru – сайт справочно-правовой системы «Консультант Плюс». 10. www.juristlib.ru – электронная библиотека.
Наталья Викторовна Сычева Юлия Викторовна Мазеина Владислав Сергеевич Оплетаев Валерий Капитонович Усольцев
ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ПРАВУ С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВАНИЯ По специальности «Юриспруденция» с дополнительной специализацией «Уголовное право»
Лицензия ЛР № 020057 от 7.04.97. Усл.п.л. 1,8. Тираж 100. Формат 60х84 Шадринский государственный педагогический институт 641800, г. Шадринск, ул. К. Либкнехта, 3 Типография ООО «Вега*Копи*Центр» т. 2-45-56 641870, г. Шадринск, ул. Октябрьская, 87
Тема 2. Формы государства Понятие формы государства. Элементы формы государства. Признаки формы государства. Форма правления. Общие признаки формы правления. Критерии разграничения монархий и республик. Монархическая и республиканская формы правления. Характерные черты монархической формы правления. Виды монархии и их характеристика. Характерные черты республиканской формы правления. Виды республики и их характеристика. Форма государственного устройства. Характерные черты унитарного государственного устройства. Характеристика федерации и конфедерации. Государственный режим как элемент формы государства. Виды государственного режима: демократический, авторитарный и тоталитарный и их характеристика.
Тема 3. Понятие, сущность, принципы и функции права Право как нормативный регулятор общественных отношений. Понятие системы нормативного регулирования. Понятие социальных норм. Право как система правил поведения. Понятие и признаки права. Понятие субъективного юридического права и субъективной юридической обязанности. Проявление права и его сущность, социальное назначение и ценность права. Принципы права. Функции права.
Тема 4. Правовые отношения Понятие и признаки правовых отношений. Виды правовых отношений. Состав правоотношений: субъект, объект, субъективные права и юридические обязанности. Понятие и виды субъектов права. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность. Ограничение дееспособности. Правосубъектность. Объекты правоотношений: понятие и виды. Понятие, структура и виды субъективных прав и обязанностей как юридическое содержание правоотношений. Понятие и классификация юридических фактов как оснований возникновения, изменения и прекращения правоотношений. Фактический (юридический) состав. Презумпции в праве. Юридические фикции.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.94.77 (0.008 с.) |