Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Понятие, сущность, принципы и функции права

Поиск

Тема 2. Формы государства

Понятие формы государства. Элементы формы государства. Признаки формы государства.

Форма правления. Общие признаки формы правления. Критерии разграничения монархий и республик. Монархическая и республиканская формы правления. Характерные черты монархической формы правления. Виды монархии и их характеристика. Характерные черты республиканской формы правления. Виды республики и их характеристика.

Форма государственного устройства. Характерные черты унитарного государственного устройства. Характеристика федерации и конфедерации.

Государственный режим как элемент формы государства. Виды государственного режима: демократический, авторитарный и тоталитарный и их характеристика.

 

Тема 3. Понятие, сущность, принципы и функции права

Право как нормативный регулятор общественных отношений. Понятие системы нормативного регулирования. Понятие социальных норм. Право как система правил поведения. Понятие и признаки права. Понятие субъективного юридического права и субъективной юридической обязанности.

Проявление права и его сущность, социальное назначение и ценность права. Принципы права. Функции права.

 

Тема 4. Правовые отношения

Понятие и признаки правовых отношений. Виды правовых отношений. Состав правоотношений: субъект, объект, субъективные права и юридические обязанности.

Понятие и виды субъектов права. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность. Ограничение дееспособности. Правосубъектность.

Объекты правоотношений: понятие и виды.

Понятие, структура и виды субъективных прав и обязанностей как юридическое содержание правоотношений.

Понятие и классификация юридических фактов как оснований возникновения, изменения и прекращения правоотношений. Фактический (юридический) состав. Презумпции в праве. Юридические фикции.

Тема 5. Правовое поведение и юридическая ответственность

Правовое поведение: понятие, признаки. Классификации видов правового поведения.

Понятие и признаки правонарушений. Юридический состав правонарушения. Его элементы. Формы вины.

Юридическая ответственность: понятие, признаки, виды. Цели и принципы юридической ответственности. Основания привлечения лица к юридической ответственности. Обстоятельства, исключающие противоправность деяния и юридическую ответственность.

Литература

1. Конституция Российской Федерации. – М., 1993 (любое последующее официальное издание).

2. Международные акты о правах человека: Сб. документов / Составители В.А. Карташкин, Е.А. Лукашев. – М., 1998.

3. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских – М., 1998.

4. Венгеров А.Б. Теория государства и права. – М., 1999.

5. Енгибарян Н.В., Краснов Ю. Теория государства и права. – М., 1999.

6. Марченко М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах: Учебное пособие – М., 2001.

7. Назаренко Г.В. Теория государства и права: Учебное пособие. – М., 1999.

8. Нерсесянц В.С. Юриспруденция. Введение в курс общей теории права и государства: Для юридических вузов и факультетов. – М., 1998.

9. Общая теория государства и права / Под ред. В.В. Лазарева. – М., 1999.

10. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. – М., 1999.

11. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. – М., 1997.

12. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. – М., 1998.

13. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. – М., 1998.

14. Теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – М., 1997.

15. Юридический энциклопедический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева. – М., 1987.

16. Якушев А.В. Теория государства и права. Конспект лекций. – М., 2001.

 

Раздел 2. «Конституционное право»

Тема 1. Гражданство РФ

Основания приобретения гражданства РФ. Приобретение гражданства РФ по рождению. Прием в гражданство в общем порядке. Прием в гражданство РФ в упрощенном порядке. Восстановление в гражданстве РФ. Выбор гражданства при изменении государственной границы РФ. Основания отклонения заявлений о приеме в гражданство РФ и о восстановлении в гражданство РФ.

Основания прекращения гражданства. Выход из гражданства. Основания отказа выхода из гражданства РФ. Выбор иного гражданства (оптация) при изменении государственной границы РФ.

 

Тема 2. Конституционные права и обязанности граждан РФ

Личные права. Политические права. Экономические, социальные и культурные права. Принципы правового статуса человека и гражданина в РФ. Равноправие. Гарантированность прав и свобод. Неотъемлемость прав и свобод. Основные обязанности человека и гражданина в РФ.

Конституционный институт ограничения прав и свобод. Ограничение в условиях ЧП. Права и свободы не подлежащие ограничению. Перечень ограничений в условиях ЧП. Ограничения прав и свобод, связанных с деятельностью правоохранительных органов.

Общее понятие основных обязанностей человека и гражданина РФ. Соблюдение конституции и законов. Уважение прав и свобод других лиц. Защита Отечества. Уплата налогов и сборов. Бережное отношение к природе и окружающей среде. Забота о памятниках истории и культуры. Получение основного общего образования. Забота о детях и нетрудоспособных родителях.

 

Тема 3. Порядок пересмотра и внесения поправок в Конституцию РФ

Понятие пересмотра Конституции. Субъекты, имеющие право вносить предложение о пересмотре Конституции. Стадии процедуры пересмотра Конституции. Определение результатов голосования по вопросу пересмотра в Федеральном Собрании, в Конституционном собрании и при всенародном голосовании.

Понятие внесения поправок в Конституцию. Субъекты, имеющие право вносить поправки в Конституцию. Стадии процедуры внесения поправок. Требования к предложениям о поправках.

Тема 4. Референдум как высшая форма непосредственной демократии.

Общее понятие референдума. Общие принципы проведения референдума РФ. Вопросы, которые не могут быть внесены на референдум РФ. Инициатива проведения референдума РФ и процедура его назначения.

Органы, осуществляющие подготовку и проведение референдума. Определение результатов голосования и юридическая сила решения, принятого на референдуме.

Тема 5. Избирательные системы в РФ

Понятие избирательной системы. Виды избирательных систем. Мажоритарная избирательная система. Система абсолютного большинства. Система относительного большинства. Система квалифицированного большинства. Пропорциональная избирательная система. Смешанная избирательная система.

Литература

1. Конституция РФ.

2. Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года // Ведомости Союза народных депутатов РСФСР. 1990. № 2.

3. Конституционное право РФ. Екатеринбург, 1995.

4. Баглай М.В. Конституционное право РФ: Учебник для юридических вузов и факультетов. – М., 2000.

5. Коваленко А.И. Конституционное право РФ. – М., 1995.

6. Козлова Е.Н., Кутафин О.Е. Конституционное право России. – М., 1995.

7. Ковешников Е.М. Конституционное право РФ. – М., 2000.

8. Конституция РФ: Научно-практический комментарий /Под ред. Б.Н. Точеорина. – М., 1997.

9. Хабричева Т.Я. Толкование конституции РФ: Теория и практика. – М., 1998.

10. Смоленский М.Б., Коклюшина Л.Ю. Конституционное право РФ: Учебник. – Ростов на Дону, 2001.

11. Севостьянов Н.В., Заплаткин Ю.М. Экзамен по Конституционному праву России: в вопросах и ответах. – Ростов-на-Дону, 1998.

12. Севостьянов Н.В. Конституционное право России. Схемы, таблицы, основные нормативные акты. – Ростов-на-Дону, 1998.

13. Куликов В.И., Румынина В.В. Конституционное право РФ. – М., 2000.

14. Постников А.В. Избирательное право России: Учебное пособие. – М., 1996.

15. Авакян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. – М., 1997.

16. Барнышев А.М. Теория разделения властей: становление, развитие, применение. – Томск, 1998.

 

Раздел 3. «Гражданское право»

Тема 4. Деликтоспособность малолетних и несовершеннолетних.

Дееспособность лиц в возрасте от 14 до 18 лет. Дееспособность малолетних (в возрасте до 14 лет).

Тема 7. Осуществление и защита гражданских прав.

Понятие и способы осуществления гражданских прав и исполнения обязанностей. Пределы осуществления гражданских прав.

Порядок и способы защиты гражданских прав.

 

Литература

1. Гражданский кодекс РФ.

2. Гражданкое право в 3-х томах. Учебник под ред. проф. Сергеева А.П., проф. Толстого Ю.К. – М.: Издательство «Проспект», 2001 г. и последующие изд.

3. Гражданское право. Том 1, 2. В 2-х томах под ред. проф. Суханова Е.А. – М.: БЕК, 2002 г.

4. Гражданское право. Том 1. Под ред. проф. Илларионовой Т.И., доцентов Гонгало Б.М., Плетнева В.А. – М.: НОРМА, 1998 г., 2001 г.

5. Гражданское право в 2-х томах. Под ред. Калпина А.Г., Масляева А.И. – М.: Юристъ, 2000 г.

6. Комментарий 1, 2 части ГК РФ. Отв. ред. О.Н. Садиков. – М., 1997 г. и последующие издания.

 

На уроке права

 

Литература

1. Методика преподавания обществознания в школе / Под ред. Л.Н. Боголюбова. - М., 2002.

2. Морозов С.А. Методика преподавания права в школе. - М., 2002.

3. Организация внеурочной работы по праву - М., 2002.

4. Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву. - М., 2003.

5. Теоретические и методические основы преподавания права в школе / Курс лекции. - М., 2002.

Раздел 6. педагогика

Тема 3. Образование как общественное явление и педагогический процесс. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

Образование как ценность, созданная человечеством для развития человека и общества. Влияние социальных изменений на образование. Влияние образования на общество.

Образование как сложная система взаимодействий людей и материальных средств, позволяющая передавать новым поколениям накопленные человечеством знания и опыт, культурные ценности.

Система образования в Российской Федерации, её основные компоненты и приоритеты образовательной политики.

Образование как процесс, объединяющий воспитание и обучение человека. Специально организованное целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников как важнейший признак образовательного процесса.

Педагоги и воспитанники как субъекты образовательного процесса и его важнейшие компоненты.

Взаимосвязь развития и социализации личности в образовательном процессе.

Литература

1. Введение в педагогическую деятельность / под ред. А.С. Роботовой. – М., 2004.

2. Качалова Л.П., Телеева Е.В., Качалов Д.В. Педагогические технологии: учеб. пособие. – Шадринск, 2001.

3. Методика воспитательной работы / под ред. В.А. Сластенина. – М., 2001.

4. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2008.

5. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: в 2-х кн. – М., 2006.

6. Гребенюк О.С., Рожков М.И. Общие основы педагогики. – М., 2003.

7. Сидоров С.В. Педагогика (Введение в педагогическую деятельность, общие основы педагогики): методич. мат-лы для подготовки студентов к семинар. занятиям. – Шадринск, 2005.

8. Сидоров С.В. Педагогика (Теория обучения): методич. мат-лы для подготовки студентов к семинар. занятиям. – Шадринск, 2003.

9. Сидоров С.В. Педагогика (Теория обучения): методич. мат-лы для студентов заоч. обуч. – Шадринск, 2004.

10. Сидоров С.В. Педагогика (Управление образовательными системами): методич. мат-лы для подготовки студентов к семинар. занятиям. – Шадринск, 2004.

11. Сидоров С.В. Педагогика (Управление образовательными системами): методич. мат-лы для студентов заоч. обуч. – Шадринск, 2004.

12. Сидоров С.В. Организация воспитательной работы в ученическом коллективе: учеб. пособие. – Шадринск, 2004.

13. Сидоров С.В. Педагогика (Педагогические технологии): методич. мат-лы для подготовки студентов к семинар. занятиям. – Шадринск, 2005.

14. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика / под ред. В.А. Слестенина. – М., 2010.

 

Интернет-ресурсы

 

1. Госэкзамен. Факультет Истории и права (специалитет) // Сидоров С.В. Сайт педагога-исследователя. – Режим доступа: http://sv-sidorov.ucoz.com/index/gosehkzamen_fakultet_istorii_i_prava_specialitet/0-75 (дата обращения 10.03.2012).

2. Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. N 3266-1 / послед. обновл. 27.12.2009 г. // Офиц. сайт Министерства образования и науки РФ. – Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/fz/obr/3986 (дата обращения 10.03.2012).

3. Педагогика. – Режим доступа: http://www.pedpro.ru (дата обращения 10.03.2012).

 

 

Вопросы государственного экзамена

«Право с методикой преподавания»

 

Раздел 1. Теория государства и права

1. Сущность, функции и типы государства

2. Формы государства

3. Понятие, сущность, принципы и функции права

4. Правовые отношения

5. Правовое поведение и юридическая ответственность

 

Раздел 2. «Конституционное право»

1. Гражданство РФ

2. Конституционные права и обязанности граждан РФ

3. Порядок пересмотра и внесения поправок в Конституцию РФ

4. Референдум как высшая форма непосредственной демократии.

5. Избирательные системы в РФ

 

Раздел 3. «Гражданское право»

1. Гражданское право в системе права России.

2. Понятие, содержание и виды гражданских правоотношений.

3. Граждане, как субъект гражданских правоотношений.

4. Деликтоспособность малолетних и несовершеннолетних.

5. Юридические лица, как субъекты гражданских правоотношений.

6. Признаки сделок, их классификация и условия их действительности.

7. Осуществление и защита гражданских прав.

8. Виды сроков исковой давности и последствия истечения

исковой давности.

9. Понятие, виды и форма договора.

10. Понятие наследственного права. Объекты наследственного правопреемства и основания наследования.

 

Раздел 4. «Гражданско-процессуальное право»

1. Принципы гражданского процессуального права.

2. Стороны в гражданском процессе

3. Третьи лица в гражданском процессе

4. Участие прокурора в гражданском процессе

5. Участие в гражданском процессе органов государственного управления, органов местного самоуправления и общественных организаций, защищающих права и свободы человека и гражданина.

6. Представительство в суде

7. Процессуальные сроки

8. Подведомственность гражданских дел

9. Подсудность гражданских дел

10. Судебные расходы и штрафы

 

Раздел 5. «Методика преподавания права»

 

1. Методика преподавания правовых дисциплин как педагогическая наука. Основные концепции правового образования.

2. Современный урок и требования к нему. Типология и структура уроков по праву. Пути совершенствования урока. Нестандартные уроки.

3. Сущность контроля знаний учащихся и его роль в руководстве и управлении учебной деятельностью учащихся по праву (Виды контроля и их характеристика. Современные методы контроля результатов обучения учащихся. Пути совершенствования контроля и оценки учебной деятельности школьников).

3. Тестовая система проверки, учета и оценки знаний, учащихся по праву.

4. Игровые технологии в системе правового образования.

6. Понятие и основные показатели инновационного правового обучения. Типология, критерии инновационного обучения.

7. Интерактивные технологии правового обучения.

8. Информационные технологии в правовом обучении.

9.Понятие методов обучения. Классификация методов обучения праву.
Психолого-педагогические основы выбора методов обучения.

10.Сущность и цели внеклассной (воспитательной) работы по праву. (Особенности, специфика, принципы, формы, требования к внеклассной воспитательной работе по праву).

11.Сущность самостоятельной работы по праву. Виды и формы самостоятельной работы учащихся по праву.

12. Работа с правовыми понятиями на уроках права.

13. Методика работы с юридическими документами.

14. Роль учителя в правовом обучении.

15. Сущность и основные подходы к классификации межпредметных связей.

 

Раздел 6. «Педагогика»

1. Общая характеристика педагогической профессии. Профессиональная деятельность и личность педагога.

2. Педагогика как наука. Объект педагогики. Связь педагогики с другими науками. Взаимосвязь педагогической науки и практики.

3. Образование как общественное явление и педагогический процесс. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

4. Методологическая культура педагога. Научные исследования в педагогике.

5. Сущность, движущие силы, противоречия и логика учебного процесса. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций обучения.

6. Закономерности и принципы обучения.

7. Методы обучения. Классификация методов обучения.

8. Современные дидактические концепции.

9. Сущность процесса воспитания, его место в целостной структуре образовательного процесса. Закономерности, принципы и направления воспитания.

10. Базовые теории воспитания и развития личности.

11. Система форм и методов воспитания.

12. Социальное воспитание как совокупность организации социального опыта, образования и индивидуальной помощи.

13. Понятие педагогических технологий, их обусловленность характером педагогических задач. Виды педагогических технологий.

14. Личностно ориентированные технологии в образовании.

15. Основные функции педагогического управления. Школа как образовательная система и объект управления.

 

Полезные Интернет - сайты:

1. www.rsl.ru – Российская государственная библиотека имени В.И.Ленина.

2. www.tarasei.narod.ru - правовая библиотека, электронные учебники.

3. www.law.edu.ru – Юридическая Россия

4. www.gdezakon.ru – «Где закон», законы, статьи, публикации и др.

5. www.pravs.narod.ru – российский юридический сайт.

6. www.determiner.ru – национальная юр.энциклопедия.

7. www.lib.ua-ru.net – студенческая электронная библиотека.

8. www.garant.ru – сайт справочно-правовой системы «Гарант».

9. www.consultant.ru – сайт справочно-правовой системы «Консультант Плюс».

10. www.juristlib.ru – электронная библиотека.


 

 

Наталья Викторовна Сычева

Юлия Викторовна Мазеина

Владислав Сергеевич Оплетаев

Валерий Капитонович Усольцев

 

 

ПРОГРАММА

ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

ПО ПРАВУ С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВАНИЯ

По специальности «Юриспруденция» с дополнительной специализацией «Уголовное право»

 

 

Лицензия ЛР № 020057 от 7.04.97.

Усл.п.л. 1,8. Тираж 100. Формат 60х84

Шадринский государственный педагогический институт

641800, г. Шадринск, ул. К. Либкнехта, 3

Типография ООО «Вега*Копи*Центр» т. 2-45-56

641870, г. Шадринск, ул. Октябрьская, 87

 

Тема 2. Формы государства

Понятие формы государства. Элементы формы государства. Признаки формы государства.

Форма правления. Общие признаки формы правления. Критерии разграничения монархий и республик. Монархическая и республиканская формы правления. Характерные черты монархической формы правления. Виды монархии и их характеристика. Характерные черты республиканской формы правления. Виды республики и их характеристика.

Форма государственного устройства. Характерные черты унитарного государственного устройства. Характеристика федерации и конфедерации.

Государственный режим как элемент формы государства. Виды государственного режима: демократический, авторитарный и тоталитарный и их характеристика.

 

Тема 3. Понятие, сущность, принципы и функции права

Право как нормативный регулятор общественных отношений. Понятие системы нормативного регулирования. Понятие социальных норм. Право как система правил поведения. Понятие и признаки права. Понятие субъективного юридического права и субъективной юридической обязанности.

Проявление права и его сущность, социальное назначение и ценность права. Принципы права. Функции права.

 

Тема 4. Правовые отношения

Понятие и признаки правовых отношений. Виды правовых отношений. Состав правоотношений: субъект, объект, субъективные права и юридические обязанности.

Понятие и виды субъектов права. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность. Ограничение дееспособности. Правосубъектность.

Объекты правоотношений: понятие и виды.

Понятие, структура и виды субъективных прав и обязанностей как юридическое содержание правоотношений.

Понятие и классификация юридических фактов как оснований возникновения, изменения и прекращения правоотношений. Фактический (юридический) состав. Презумпции в праве. Юридические фикции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.94.77 (0.008 с.)