Трудоемкость – 180 ч., аудиторные – 80 ч., лекции – 42 ч., практические занятия – 38 ч. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Трудоемкость – 180 ч., аудиторные – 80 ч., лекции – 42 ч., практические занятия – 38 ч.



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Пермский государственный университет»

 

Кафедра менеджмента

 

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Учебно-методический комплекс

для студентов экономического факультета

специальности 080 507.65 «Менеджмент организации»

 

Пермь 2011

 


Автор-составителиь доктор экономических наук, профессор Прудский В.Г.,

 

Стратегический менеджмент: Учебно-методический комплекс для студентов экономического факультета Пермского государственного университета специальности 080 507.65 «Менеджмент организации»/ Перм. ун-т; автор-составитель В.Г. Прудский, Пермь; 2011 - 43 с.

 

При составлении учебной программы и методических материалов были использованы рекомендации УМО объединения ВУЗов России по образованию в области менеджмента специальности 080 505.65 «Менеджмент организации».

 

Рецензенты:

к.э.н. доцент Ёлохов А. М.

к.э.н. доцент Магданов П.В.

 

Печатается по постановлению методической комиссии экономического факультета Пермского государственного университета.

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

I. Общие методические требования и положения изучения дисциплины «Стратегический менеджмент» согласно Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 080 505.65 «Менеджмент организации»…………………………………………………………………………………………………………… 4

1.1. Квалификационная характеристика, область и объекты профессиональной деятельности выпускника по специальности 080 505.65 «Менеджмент организации» согласно требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

1.2. Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к уровню подготовки выпускника по специальности -080 505.65 «Менеджмент организации».

1.3. Учебные цели и задачи по изучению дисциплины «Стратегический менеджмент».

1.4. Формы занятий и контроля, междисциплинарные связи по изучению дисциплины «Стратегический менеджмент».

II. Тематические планы изучения дисциплины «Стратегический менеджмент»……………………...12

3.1.Тематический план изучения дисциплины «Стратегический менеджмент» на очном отделении.

3.2.Тематический план изучения дисциплины «Стратегический менеджмент» на заочном отделении.

3.3.Тематический план изучения дисциплины «Стратегический менеджмент» на заочном (второе высшее образование) отделении.

3.4.Тематический план изучения дисциплины «Стратегический менеджмент» на очно-заочном отделении.

 

III. Содержание учебной программы дисциплины «Стратегический менеджмент»…………………6

IV. Планы проведения семинарских занятий по дисциплине «Стратегический менеджмент»……18

V. Темы курсовых работ по дисциплине «Стратегический менеджмент»……………………………..25

VI. Учебно-методическое обеспечение дисциплины «Стратегический менеджмент» ………………16

4.1. Список литературы по дисциплине «Стратегический менеджмент»

4.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины «Стратегический менеджмент»

4.3. Методические указания студентам по изучению дисциплине «Стратегический менеджмент»

VII. Контрольные материалы по дисциплине «Стратегический менеджмент»………………………..26

7.1. Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по дисциплине «Стратегический менеджмент».

7.2. Контрольные вопросы к зачету по дисциплине «Стратегический менеджмент»

7.3. Контрольные вопросы к экзамену по дисциплине «Стратегический менеджмент»

 

VIII. Глоссарий по дисциплине «Стратегический менеджмент»………………………………………… 32

 


I. Общие методические требования и положения изучения дисциплины «Стратегический менеджмент» согласно Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 080 505.65 «Менеджмент организации».

1. Квалификационная характеристика, область и объекты профессиональной деятельности выпускника по специальности 080 505.65«Менеджмент организации» согласно требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Область профессиональной деятельности: обеспечение эффективного управления организацией, организация систем управления, совершенствование управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития.

Объекты профессиональной деятельности: различные организации экономической, производственной и социальной сферы, подразделения системы управления государственных предприятий, акционерных обществ и частных фирм, научно-производственные объединения, научные, конструкторские и проектные организации, органы государственного управления и социальной инфраструктуры народного хозяйства.

Основные виды профессиональной деятельности: м енеджер должен быть готов к следующим видам деятельности, которые выделяются в соответствии с его назначением и местом в системе управления - управленческая, организационная, экономическая, планово-финансовая, маркетинговая, информационно-аналитическая, проектно-исследовательская, диагностическая, инновационная, методическая, консультационная, образовательная.

 

2. Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к уровню подготовки выпускника по специальности -080 505.65«Менеджмент организации».

Специалист должен:

· иметь системное представление о структурах и тенденциях развития российской и мировой экономик;

· понимать многообразие экономических процессов в современном мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе.

Знать:

· теоретические основы и закономерности функционирования экономки, включая переходные процессы;

· принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений.

Уметь:

· выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;

· систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и обзоры по вопросам профессиональной деятельности, редактировать, реферировать рецензировать тексты;

· использовать основные и специальные методы экономического анализа информации в сфере профессиональной деятельности;

· разрабатывать и обосновывать варианты эффективных хозяйственных решений;

· критически оценивать с разных сторон (производственной, мотивационной, институциональной и др.) поведение экономических агентов, тенденции развития объектов в сфере профессиональной деятельности;

· уметь использовать компьютерную технику в режиме пользователя для решения экономических задач.

Владеть:

· специальной экономической терминологией и лексикой специальности как минимум на одном иностранном языке;

· навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии;

· навыками профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций в сфере предстоящей деятельности;

· основными методическими приемами чтения лекций, проведения семинарских занятий.

 

3. Учебные цели и задачи по изучению общепрофессиональной дисциплины «Стратегический менеджмент».

Изучение дисциплины «Стратегический менеджмент» должно обеспечить будущему специалисту подготовку, которая позволила бы ему знать и уметь использовать:

· объективные тенденции развития современного стратегического менеджмента;

· закономерности, принципы и методы стратегического управления экономическими системами;

· сущность системного подхода в стратегическом управлении;

· методы получения, обобщения и использования экономической информации при разработке управленческих стратегических решений и планов;

· методологию экономико-статистического анализа и исчисления обобщающих статистических показателей при разработке стратегических управленческих решений,

· основные функции менеджмента и механизмы их реализации в практике стратегического управления организациями;

· приемы анализа и учета тенденций изменения рынка и экономического роста в стратегическом планировании организации;

· теорию и методологию анализа и совершенствования организационных структур стратегического управления;

· использовать принципы и методы оптимизации организационного развития, уметь своевременно выявлять внутриорганизационные конфликты и разрабатывать стратегические пути их преодоления;

· методы анализа и учета фактора организационной культуры в практике стратегического управления организациями;

· методологические и организационно-правовые аспекты менеджмента, технологию и экономический механизм стратегического менеджмента;

· методы, основы и основные приемы исследовательской деятельности в процессе совершенствования стратегического менеджмента организации;

 

4. Формы занятий и контроля, междисциплинарные связи по изучению общепрофессиональной дисциплины «Стратегический менеджмент».

Основными формами учебных занятий изучения дисциплины «Стратегический менеджмент» являются лекции, семинары и практические занятия.

Лекции выступают важнейшим видом учебных занятий и составляют основу теоретического обучения. Они призваны должны давать систематизированные основы научных знаний по общей теории менеджмента, раскрывать состояние и перспективы развития науки управления, концентрировать внимание студентов на ее наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность, формировать творческое мышление.

Семинары проводятся по наиболее сложным вопросам, тема, разделам учебной программы с задачей углубить и закрепить полученные знания, привить обучающимся навыки поиска, обобщения и изложения учебного материала.

Практические занятия проводятся с целью освоения практических методов и способов планирования, контроля, мотивации персонала, организации управления, принятия управленческих решений, анализа внутренней и внешней среды организации. Главным их содержанием является практическая работа каждого студента.

Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по дисциплине «Стратегический менеджмент» подразделяется на текущий (промежуточный) и итоговый.

Текущий (промежуточный) контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, управления образовательным процессом, стимулирования учебной работы студентов и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем или установленной кафедрой, а также при проведении контрольных работ, летучек, тестов и других контрольных мероприятий.

Итоговый контроль предназначен для определения степени достижения учебных целей по дисциплине «Стратегический менеджмент» и проводится в ходе сдачи экзаменов.

Изучение дисциплины «Стратегический менеджмент» опирается на знание студентами теоретических и методологических положений таких дисциплин как «Теория организации», «Организационное поведение», «Исследование систем управления», «История менеджмента», «Основы менеджмента», «Маркетинг», «Экономика организации», «Международный менеджмент», «История экономики», «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Мировая экономика».

Освоенные студентами в процессе изучения дисциплины «Стратегический менеджмент» научные положения и дидактические материалы призваны сформировать теоретико-методологическую базу изучения ими таких дисциплин как «Стратегическое программно-целевое управление», «Инвестиционный менеджмент», «Стратегический маркетинг», «Управление проектами», «Организация корпоративного управления», «Стратегическое управление ценообразованием», «Стратегическое управление персоналом», «Оценка бизнеса организации», «Маркетинговые исследования проектов», «Управление командой проекта», «Инвестиции и экономическая оценка проектов».


II. Тематические планы изучения дисциплины «Стратегический менеджмент»

2.2.1 Тематический план

изучения дисциплины «Стратегический менеджмент» на очном отделении.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Пермский государственный университет»

 

Кафедра менеджмента

 

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Учебно-методический комплекс

для студентов экономического факультета

специальности 080 507.65 «Менеджмент организации»

 

Пермь 2011

 


Автор-составителиь доктор экономических наук, профессор Прудский В.Г.,

 

Стратегический менеджмент: Учебно-методический комплекс для студентов экономического факультета Пермского государственного университета специальности 080 507.65 «Менеджмент организации»/ Перм. ун-т; автор-составитель В.Г. Прудский, Пермь; 2011 - 43 с.

 

При составлении учебной программы и методических материалов были использованы рекомендации УМО объединения ВУЗов России по образованию в области менеджмента специальности 080 505.65 «Менеджмент организации».

 

Рецензенты:

к.э.н. доцент Ёлохов А. М.

к.э.н. доцент Магданов П.В.

 

Печатается по постановлению методической комиссии экономического факультета Пермского государственного университета.

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

I. Общие методические требования и положения изучения дисциплины «Стратегический менеджмент» согласно Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 080 505.65 «Менеджмент организации»…………………………………………………………………………………………………………… 4

1.1. Квалификационная характеристика, область и объекты профессиональной деятельности выпускника по специальности 080 505.65 «Менеджмент организации» согласно требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

1.2. Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к уровню подготовки выпускника по специальности -080 505.65 «Менеджмент организации».

1.3. Учебные цели и задачи по изучению дисциплины «Стратегический менеджмент».

1.4. Формы занятий и контроля, междисциплинарные связи по изучению дисциплины «Стратегический менеджмент».

II. Тематические планы изучения дисциплины «Стратегический менеджмент»……………………...12

3.1.Тематический план изучения дисциплины «Стратегический менеджмент» на очном отделении.

3.2.Тематический план изучения дисциплины «Стратегический менеджмент» на заочном отделении.

3.3.Тематический план изучения дисциплины «Стратегический менеджмент» на заочном (второе высшее образование) отделении.

3.4.Тематический план изучения дисциплины «Стратегический менеджмент» на очно-заочном отделении.

 

III. Содержание учебной программы дисциплины «Стратегический менеджмент»…………………6

IV. Планы проведения семинарских занятий по дисциплине «Стратегический менеджмент»……18

V. Темы курсовых работ по дисциплине «Стратегический менеджмент»……………………………..25

VI. Учебно-методическое обеспечение дисциплины «Стратегический менеджмент» ………………16

4.1. Список литературы по дисциплине «Стратегический менеджмент»

4.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины «Стратегический менеджмент»

4.3. Методические указания студентам по изучению дисциплине «Стратегический менеджмент»

VII. Контрольные материалы по дисциплине «Стратегический менеджмент»………………………..26

7.1. Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по дисциплине «Стратегический менеджмент».

7.2. Контрольные вопросы к зачету по дисциплине «Стратегический менеджмент»

7.3. Контрольные вопросы к экзамену по дисциплине «Стратегический менеджмент»

 

VIII. Глоссарий по дисциплине «Стратегический менеджмент»………………………………………… 32

 


I. Общие методические требования и положения изучения дисциплины «Стратегический менеджмент» согласно Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 080 505.65 «Менеджмент организации».

1. Квалификационная характеристика, область и объекты профессиональной деятельности выпускника по специальности 080 505.65«Менеджмент организации» согласно требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Область профессиональной деятельности: обеспечение эффективного управления организацией, организация систем управления, совершенствование управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития.

Объекты профессиональной деятельности: различные организации экономической, производственной и социальной сферы, подразделения системы управления государственных предприятий, акционерных обществ и частных фирм, научно-производственные объединения, научные, конструкторские и проектные организации, органы государственного управления и социальной инфраструктуры народного хозяйства.

Основные виды профессиональной деятельности: м енеджер должен быть готов к следующим видам деятельности, которые выделяются в соответствии с его назначением и местом в системе управления - управленческая, организационная, экономическая, планово-финансовая, маркетинговая, информационно-аналитическая, проектно-исследовательская, диагностическая, инновационная, методическая, консультационная, образовательная.

 

2. Требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к уровню подготовки выпускника по специальности -080 505.65«Менеджмент организации».

Специалист должен:

· иметь системное представление о структурах и тенденциях развития российской и мировой экономик;

· понимать многообразие экономических процессов в современном мире, их связь с другими процессами, происходящими в обществе.

Знать:

· теоретические основы и закономерности функционирования экономки, включая переходные процессы;

· принципы принятия и реализации экономических и управленческих решений.

Уметь:

· выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;

· систематизировать и обобщать информацию, готовить справки и обзоры по вопросам профессиональной деятельности, редактировать, реферировать рецензировать тексты;

· использовать основные и специальные методы экономического анализа информации в сфере профессиональной деятельности;

· разрабатывать и обосновывать варианты эффективных хозяйственных решений;

· критически оценивать с разных сторон (производственной, мотивационной, институциональной и др.) поведение экономических агентов, тенденции развития объектов в сфере профессиональной деятельности;

· уметь использовать компьютерную технику в режиме пользователя для решения экономических задач.

Владеть:

· специальной экономической терминологией и лексикой специальности как минимум на одном иностранном языке;

· навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии;

· навыками профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций в сфере предстоящей деятельности;

· основными методическими приемами чтения лекций, проведения семинарских занятий.

 

3. Учебные цели и задачи по изучению общепрофессиональной дисциплины «Стратегический менеджмент».

Изучение дисциплины «Стратегический менеджмент» должно обеспечить будущему специалисту подготовку, которая позволила бы ему знать и уметь использовать:

· объективные тенденции развития современного стратегического менеджмента;

· закономерности, принципы и методы стратегического управления экономическими системами;

· сущность системного подхода в стратегическом управлении;

· методы получения, обобщения и использования экономической информации при разработке управленческих стратегических решений и планов;

· методологию экономико-статистического анализа и исчисления обобщающих статистических показателей при разработке стратегических управленческих решений,

· основные функции менеджмента и механизмы их реализации в практике стратегического управления организациями;

· приемы анализа и учета тенденций изменения рынка и экономического роста в стратегическом планировании организации;

· теорию и методологию анализа и совершенствования организационных структур стратегического управления;

· использовать принципы и методы оптимизации организационного развития, уметь своевременно выявлять внутриорганизационные конфликты и разрабатывать стратегические пути их преодоления;

· методы анализа и учета фактора организационной культуры в практике стратегического управления организациями;

· методологические и организационно-правовые аспекты менеджмента, технологию и экономический механизм стратегического менеджмента;

· методы, основы и основные приемы исследовательской деятельности в процессе совершенствования стратегического менеджмента организации;

 

4. Формы занятий и контроля, междисциплинарные связи по изучению общепрофессиональной дисциплины «Стратегический менеджмент».

Основными формами учебных занятий изучения дисциплины «Стратегический менеджмент» являются лекции, семинары и практические занятия.

Лекции выступают важнейшим видом учебных занятий и составляют основу теоретического обучения. Они призваны должны давать систематизированные основы научных знаний по общей теории менеджмента, раскрывать состояние и перспективы развития науки управления, концентрировать внимание студентов на ее наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность, формировать творческое мышление.

Семинары проводятся по наиболее сложным вопросам, тема, разделам учебной программы с задачей углубить и закрепить полученные знания, привить обучающимся навыки поиска, обобщения и изложения учебного материала.

Практические занятия проводятся с целью освоения практических методов и способов планирования, контроля, мотивации персонала, организации управления, принятия управленческих решений, анализа внутренней и внешней среды организации. Главным их содержанием является практическая работа каждого студента.

Контроль успеваемости и качества подготовки студентов по дисциплине «Стратегический менеджмент» подразделяется на текущий (промежуточный) и итоговый.

Текущий (промежуточный) контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, управления образовательным процессом, стимулирования учебной работы студентов и совершенствования методики проведения занятий. Он проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем или установленной кафедрой, а также при проведении контрольных работ, летучек, тестов и других контрольных мероприятий.

Итоговый контроль предназначен для определения степени достижения учебных целей по дисциплине «Стратегический менеджмент» и проводится в ходе сдачи экзаменов.

Изучение дисциплины «Стратегический менеджмент» опирается на знание студентами теоретических и методологических положений таких дисциплин как «Теория организации», «Организационное поведение», «Исследование систем управления», «История менеджмента», «Основы менеджмента», «Маркетинг», «Экономика организации», «Международный менеджмент», «История экономики», «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Мировая экономика».

Освоенные студентами в процессе изучения дисциплины «Стратегический менеджмент» научные положения и дидактические материалы призваны сформировать теоретико-методологическую базу изучения ими таких дисциплин как «Стратегическое программно-целевое управление», «Инвестиционный менеджмент», «Стратегический маркетинг», «Управление проектами», «Организация корпоративного управления», «Стратегическое управление ценообразованием», «Стратегическое управление персоналом», «Оценка бизнеса организации», «Маркетинговые исследования проектов», «Управление командой проекта», «Инвестиции и экономическая оценка проектов».


II. Тематические планы изучения дисциплины «Стратегический менеджмент»

2.2.1 Тематический план

изучения дисциплины «Стратегический менеджмент» на очном отделении.

Трудоемкость – 180 ч., аудиторные – 80 ч., лекции – 42 ч., практические занятия – 38 ч.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.28.50 (0.089 с.)