Лекция 2. Социально-культурная сфера как объект управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 2. Социально-культурная сфера как объект управления



 

Социальная жизнь человека и общества находится в неразрывной связи. Являясь основным субъектом культурных процессов в обществе, человек изменяет не только себя, но и окружающую действительность, он также вступает в различные взаимодействия с другими людьми, что в результате создает социокультурную реальность, в которой деятельность является ключевым понятием. Менеджмент связан органически с термином «труд», который есть целенаправленный процесс, связанный с деятельностью. Категория “деятельности” является предметом изучения многих наук: педагогики, культурологии, социологии, менеджмента. Интегративный характер обусловлен многими факторами, главным из которых для нас является то, что она связана с определенными действиями. В основе наших с Вами отношений находится учебная деятельность. Конкретной предметно-познавательной деятельностью занимаемся мы с Вами сейчас.

Большой вклад в разработку теории деятельности внесла психология. Особенно труды психолога Сергея Леонидовича Рубиншнейна, который разрабатывал теорию деятельности в советское время. В частности он писал, что в потребности проявляется связь человека с окружающим миром и его зависимость от него. Эта зависимость порождает направленность на соответствующий предмет, эта направленность становится сознательным мотивом деятельности, отражает движущие силы деятельности. Проблема направленности деятельности – ее основная динамическая тенденция, которая в качестве мотивов определяет и цели и задачи деятельности. Деятельность содержит а). Предметное содержание (в нашем случае – обучение, познание); б). Напряжение. Динамическая тенденция у Фрейда называется – влечение, а сама направленность идет изнутри человека. У Рубинштейна деятельность опосредуется не глубинным влечением, а внешним. Взамен влечения Рубинштейн предлагает категорию “ должествование”.

Алексей Николаевич Леонтьев также занимался проблемами деятельности. В 1972 году выходит его книга “Потребности, мотивы, эмоции”. Многообразие форм взаимодействия человека с окружающим миром ученый называет деятельностью. Всякая предметная деятельность отвечает потребности. Главным образующим элементом деятельности являются цели и отвечающие им действия, средства и способы их выполнения. Действия подчиняются цели. Все операции действия, зависят от условий достижения конкретной цели.

Философ Моисей Самойлович Каган занимался проблемами деятельности. В частности в своей книге “Человеческая деятельность” он определяет 4 основных вида деятельности – познавательную, связанную с исследовательской, научной, обучающейся, самопознавательной и т. д. видами конкретной деятельности; преобразовательная деятельность как материально-практическое освоение мира; ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельности. В основе его концепции находится философская формула - субъектно-объектные отношения.

Лев Семенович Выготский – советский психолог много занимался изучением деятельности познания. Он изучал мотивы познавательной деятельности, особенно уделял внимание деятельности обучения.

Таким образом, в отечественной психологии деятельность определяется целями и мотивами, которые рассматриваются как потребности, а также интересами, сознанием долга и ответственности личности. Сущность деятельности заключается в ее предметности. В зависимости от цели деятельности, она классифицируется на различные виды. Структура деятельности следующая: цель-средство-процесс – результат.

Современные петербургские исследователи А.О.Бороноев, Ю.М. Письмак, П. И. Смирнов разрабатывая концепцию деятельности полагают, что она совершается для кого-то или для чего-то, т. е. в пользу самого деятеля или ради чего-то (человека, общества, Бога, природы и т.д.) и просто ради самого процесса. Исходя из этого, они классифицируют деятельность на 3 категории. 1. Деятельность, совершаемая деятелем для себя. Ее цель – обеспечить существование самого деятеля, удовлетворить его потребность, принести ему выгоду. Данную цель ученые назвали “эгодеятельностью”. 2. Деятельность, совершаемая деятелем ради другого. Этим другим может быть любой объект или субъект. Эту деятельность они назвали “служебной деятельностью” или “альтердеятельностью. 3. Деятельность совершаемая деятелем ради самого процесса деятельности. Ученые назвали эту разновидность деятельности “игровой деятельностью”. Социальная значимость деятельности – главный ее стимул. Модусами социальной значимости выступают: Святость(праведность, духовность); знания (информация); слава (популярность, известность); мастерство (профессионализм); хозяйство (дело, предпринимательство); власть, богатство (капитал, состояние) и т. д. То есть содержание модусов соединяется с ценностным содержанием мотивов.

Рассматривая понятие деятельности как активное взаимодействие человека с окружающим миром, в процессе которого он удовлетворяет свои потребности, мы должны понимать, что деятельность, ее цели, действия, результаты неотделимы от мотивов человека. Рыночные отношения в России – это не только свободная деятельность самой личности ради удовлетворения своих целей, но общественно-значимое явление. Деятельность любой организации не может быть безразлична обществу, также как не могут быть безразличны мотивы людей в организации, стремящихся удовлетворить их. Не все средства хороши, даже если они оправдывают цели и не все мотивы могут быть удовлетворены той или иной сфере деятельности. Деятельность бывает продуктивной и репродуктивной. Есть люди, предназначение которых творить, созидать, проектировать, а есть личности, способности которых заключаются в репродуктивных действиях. Они исполнители. Незнание характера трудовой деятельности наносит серьезный ущерб организации, когда не учитываются виды конкретной деятельности и личностные характеристики ее субъектов. Т.е. необходимо понимание – “соответствия”.

Социально-культурная сфера есть прежде всего система, в которой есть субъекты: 1. Личность как носитель социальных ролей, отношений действий, проблем 2. Социальные общности как институты (объединений, движений) т. е. субъекты социальных отношений. 3. Регион как институциональная, территориально-административная деятельность. 4. Общество как сложная система взаимоотношений и взаимодействий социальных институтов. 5. Человечество как совокупность институционально оформленных наций, народов, этносов.

Социокультурная система содержит в себе объекты, которые мы сегодня можем назвать культурная индустрия (по выражению Виктора Михайловича Чижикова). Индустрия развлекательного, оздоровительного, интеллектуального досуга; игровая, рекламная индустрия, индустрия туризма; книжная индустрия; индустрия СМИ и т. д. Культурная индустрия – крупное, технологически оснащенное производство культурных услуг и соцокультурных технологий, включенных в экономический оборот, предпринимательскую и коммерческую деятельность (В.М. Чижиков). Каждая отдельная индустрия содержит учреждения, фирмы, образовательные центры, например; санитарно-курортные, спортивно-оздоровительные, туристско-экскурсионные культурные учреждения; библиотеки (массовые, публичные, научные); музеи различных типов (мемориальные, природно-ланшафтные, историко-культурные, военные, научные центры и т.д.); заповедники, парки культуры и отдыха, аквапарки, ботанические сады, театры, кинотеатры, студии звукозаписи, детские подростковые центры науки и техники и т. д. Смысл деятельности учреждений культуры непосредственно связан с предметом социокультурной деятельности – создавать, распространять культурные ценности, вырабатывать нормы поведения, модели здорового образа жизни, сохранять и обогащать традиции. В социокультурной сфере все вышеперечисленные учреждения производят некий продукт-услугу. Такой культурный продукт носит в себе как духовную составляющую, так и материально осязаемую.

Таким образом, социально-культурная деятельность представляет собой виды и характеристику функционирования человека и социальных групп в обществе, она не является непосредственно производственной деятельностью, но представляет собой процесс социально-преобразующих действий людей, совершенствую их общественные отношения.

Рынок культурных услуг формируется на пересечении культурного продукта с условиями его потребления. Менеджмент в социокультурной сфере – есть система управленческой деятельности, обеспечивающая функционирование различных социальных институтов – организаций, учреждений, призванных осуществлять некую социально-значимую деятельность. Способы осуществления менеджмента зависят от многих факторов (экономических, политических, правовых). Профессор Г.Л.Тульчинский определяет 4 основных элемента социокультурного менеджмента:

организационно -административнй компонент, -включающий; систему распределение полномочий (прав и обязанностей, зафиксированных в должностных инструкциях); штатное расписание (организационная структура); нормативно-правовое регулирование учреждения (устав, положение). Экономический компонент включает в себя систему ресурсного обеспечения (финансы, материально-техническая база); хозяйственный расчет и экономическое стимулирование. Работа с персоналом включает в себя мотивацию к труду и демотивацию. Процесс формирования и развития мотивации к активной творческой деятельности. Система по подбору, подготовке и расстановке компетентных работников и специалистов. Информационный компонент включает в себя понятия учета и отчетности как условия контроля. Решения в виде приказов и распоряжений, планирование в виде планов, программ, проектов, так и контроль в виде актов, справок, связанных с принятием решений, утверждением, использованием и хранением документов т.е. документооборотом. Соотношение и взаимосвязь управленческих решений, планирования, контроля, учета и отчетности документов и их обработкой. Так, по Г.Л. Тульчинскому менеджмент в культуре есть – распределение полномочий, обеспечение ресурсов, компетентность и мотивация работников, а также принятие решений и контроль за из исполнением.

В систему управления социокультурной сферой органически входит управление государством с ферой культуры, называемойкультурной политикой. Культурная политика может рассматривать как система отношений «культура и общество», «культура и власть», «культура и управление». Культурная политика есть деятельность, в ходе которой обеспечивается прогнозирование и проектирование основных тенденций культурных процессов в обществе, создаются политические и экономические условия для формирования и развития саморегулирующих и саморазвивающихся культурных институтов на основе творческой потребности общественных организаций и отдельных личностей, государственных гарантий защиты культуры от негативных воздействий стихии рыночных отношений, внедрение новых научных технологий в культурную деятельность, создание системы гарантий участия всего населения в культурных процессах. Механизмы реализации культурной политики: сохранение и развитие многонационального культурного наследия России как основы единой российской нации; Поддержка и распространение лучших традиций многонациональной культуры; обеспечение единого культурного и информационного пространства; создание условий для обеспечения свободы слова, творчества и развитие культурного и духовного потенциала нации; интеграция в мировой культурный процесс и информационного пространство.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 662; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.221.204 (0.006 с.)