Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-культурная деятельность в условиях рынка.

Поиск

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ РЫНКА.

Культурно-досуговая деятельность в условиях рыночной экономики представляет собой деятельность совокупности организаций и лиц, осуществляющих создание, сохранение, распространение благ, удовлетворяющих потребности людей в приобщении к историческим, художественным, моральным ценностям, развлечении и информации, а также в эстетических переживаниях. Как специфическая сфера создания уникального творческого продукта культурно-досуговая деятельность имеет ряд особенностей, определяющих ее функционирование в условиях рынка, а также механизмы регулирования и финансирования. На протяжении длительного времени и поныне культурно-досуговая деятельность наделяется особым статусом в экономической науке и менеджменте в силу специфики самого культурного продукта и процессов его производства и потребления.
Сегодня актуальной видится задача теоретического анализа протекающих процессов в современной культурно-досуговой деятельности с целью создания эффективных методических, организационных, креативных решений в условиях рынка и осуществления адекватной культурно-досуговой деятельности. Соответственно, требуется особое социально-ответственное отношение к выработке критериев принятия решений и поведению субъектов культурно-досуговой деятельности. Указанные общетеоретические проблемы сектора культуры усугубляются в условиях современной действительности наличием множества нерешенных проблем, возникающих вследствие несовершенства законодательства, слабой проработки механизмов по управлению культурой (включая механизмы рыночного регулирования и широкого спектра государственной поддержки), отсутствия критериев социально- экономической эффективности отрасли. Все это настоятельно диктует необходимость формирования новой концепции управления сферой культуры с учетом специфики механизмов регулирования некоммерческим и коммерческим секторами культуры.

Механизм обеспечения доступности культурных услуг.

Обеспечение доступности культурно-досуговых услуг

Доступность культурно-досуговых услуг для населения обеспечивается следующими факторами:

1. Рациональным размещением сети культурно-досуговых учреждений, учитывающим социальные нормы и нормативы обеспеченности населения учреждениями культурно-досугового типа.

 

Численность населения в населенном пункте Единица измерения Количественная величина
До 500 чел. Зрительских мест 50-150
От 500 до 1000 чел. Зрительских мест 150-200
От 1 тыс. до 3 тыс. чел. Зрительских мест на 1 тыс. жителей  
От 3 тыс. до 10 тыс. чел. Зрительских мест на 1 тыс. жителей  
От 10 тыс. до 20 тыс. чел. Зрительских мест на 1 тыс. жителей  
От 20 тыс. до 50 тыс. чел. Зрительских мест на 1 тыс. жителей  
От 50 тыс. до 100 тыс чел. Зрительских мест на 1 тыс. жителей  
От 100 тыс. до 250 тыс. чел. Зрительских мест на 1 тыс. жителей  
От 250 тыс. до 500 тыс чел. Зрительских мест на 1 тыс. жителей  
Свыше 500 тыс. чел. Зрительских мест на 1 тыс. жителей  

 

2. Использованием внестационарных (передвижных) форм культурного обслуживания:

- Внестационарное культурное обслуживание осуществляют передвижныеучреждения культурно-досугового типа различных видов (АКБ, автоклубы, передвижные досуговые центры, центры по внестационарному культурному обслуживанию и т.п.) и стационарные клубные учреждения, в сферу обслуживания которых входят населенные пункты, не имеющие стационарных клубных учреждений.

- При расчете потребностей во внестационарных формах культурного обслуживания учитывается необходимость обслуживания жителей каждого населенного пункта, не имеющего стационарного клубного учреждения, не менее двух раз в месяц.

- В малонаселенных пунктах, которые не имеют почты, аптек, магазинов, парикмахерских и других учреждений социально-бытовой сферы, целесообразно организовать внестационарное комплексное социально-культурное обслуживание,которое может осуществляться в рамках муниципальной межотраслевой целевой программы.

3. Удобным месторасположениемстационарного клубного учреждения - в центре села, города, жилого квартала, микрорайона, района города, на пересечении пешеходных путей, вблизи транспортных сообщений, развязок и т.д.

4. Гибким и удобным для населения режимом работы учреждения, предусматривающим работу в вечернее время, праздничные и выходные дни.

5. Сбалансированным и экономически обоснованным соотношением бесплатных и платных услуг, обеспечивающим финансовую доступность предоставляемых услуг для всех категорий населения.

 

Державная политика в отрасли социально-культурной деятельности.

Суть государственной политики в cфере социально–культурной деятельности, народного творчества и досуга в целом определена в законах "О культуре в Республике Беларусь", "Об общественных организациях в Беларуси", а также в отдельных статьях Конституции Республики Беларусь и других государственных документах, которые обеспечивают достаточно высокую степень свободы культурно-творческой деятельности граждан, доступ каждому к ценностям и мировой, и белорусской национальной культуры, дают возможность культурных нововведений и социально-организационного экспериментирования.

Непосредственно в социально–культурной сфере культурная политика белорусского государства направлена на:

· реализацию созидающего потенциала белорусской культуры,

· концентрацию усилий на приоритетных направлениях ее развития,

· сохранение национально-культурного наследия,

· внедрение культуры в сферу производства, образования, общественных отношений, быта, досуга и других областей жизнедеятельности,

· стимулирование социально-культурной активности населения,

· осуществление национальных, региональных, муниципальных и отраслевых культурных программ,

· поддержание диалога культур, международных культурных связей,

· совершенствование инфраструктуры социально-культурной сферы,

· подготовку специалистов для учреждений и организаций социально – культурной сферы

Цель политики в социально–культурной сфере – развитие личности средствами культуры. Предметом политики государства в социально – культурной сфере являются прежде свего процесы хоминизации, социализации, инкультурации и индивидуализации личности; внедрения культурных начал во всe сферы жизнедеятельности.

Нормативный ресурс СКД

Нормативный ресурс массив правовых и организационно-технологических документов и инструктивной информации, определяющий организационный порядок в учреждении.

Учредительнымидокументами культурно-досугового учреждения являются:

· Решение собственника (учредителя) о создании учреждения

· Устав учреждения

Обязательными для учреждения также являются: структура учреждения, штатная численность его подразделений (отделов) и штатное расписание.

Локальнымиактами учреждения являются:

· Коллективный договор

· Правила внутреннего трудового распорядка

· Должностные инструкции

· Положения о надбавках, доплатах, премировании

· Положение о платных услугах

· Документы, регулирующие охрану труда и технику безопасности

Организационно-распорядительными документами являются:

· планы и отчеты учреждения

· протоколы, постановления, решения

· приказы, распоряжения, указания

· аттестационные документы

· бухгалтерские документы

· кадровые документы

· журнал учета работы учреждения

· журнал учета работы любительских формирований

· докладные записки, справки, переписка

 

Финансовый ресурс СКД

Финансовый ресурс бюджетное финансирование и другие виды доходов, получение и использование которых не противоречит действующему законодательству.

Финансирование муниципальных культурно-досуговых учреждений осуществляется за счет средств местного бюджета, возможностей государственного бюджетного финансирования из фонда софинансирования социальных расходов, фонда финансовой поддержки, регионального фонда развития, а также за счет средств государственных и местных внебюджетных фондов; целевых грантов; благотворительных, спонсорских средства со стороны организаций и частных лиц; доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Расходы бюджета учреждения с учетом всех источников его формирования осуществляются на следующие цели:

· содержание персонала (оплата труда с начислениями, выплата надбавок за квалификационные категории по результатам аттестации и иных надбавок, ежегодные расходы на повышение квалификации кадров);

· содержание имущества (коммунальные услуги, текущий и капитальный ремонт, аренда, техническое обслуживание и т. д.);

· содержание прилегающей территории, филиалов и объектов, относящихся к культурно-досуговому учреждению;

· материальное обеспечение художественного воплощения творческих замыслов (создание новых постановок, представлений, подготовка концертных программ, фестивалей, выставок и других видов культурно-массовых мероприятий, обновление сценических костюмов, обуви, реквизита и т.д.);

· осуществление организационно-методической, научно-исследовательской и учебно-образовательной деятельности культурно-досугового учреждения;

· оснащение культурно-досугового учреждения современными техническими средствами и оборудованием;

· проведение капитального ремонта;

· другие затраты, связанные с основной деятельностью учреждения.

Кадровый ресурс СКД

Кадровый ресурс руководители и специалисты, обеспечивающие предоставление культурно-досуговых услуг населению (административный и творческий состав), а также служащие и рабочие, обеспечивающие бесперебойную работу учреждения (технический состав).

Учреждение должно располагать необходимым и достаточным числом специалистов для обеспечения выполнения основных функций учреждения.

Каждый специалист должен иметь соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладать знаниями и опытом, необходимыми для выполнения возложенных на него обязанностей.

Руководители и специалисты учреждения могут пройти аттестацию на присвоение квалификационной категории.

Все руководители и специалисты учреждения не реже 1 раза в 5 лет должны пройти повышение квалификации по любой из установленных форм (стажировка – от 72 часов, мастер-класс – от 36 часов, курсы повышения квалификации – от 72 часов и т.д.).

Повышение квалификации является обязательным условием при прохождении работником аттестации на присвоение квалификационной категории.

При присвоении либо подтверждении творческому коллективу звания «Народный (образцовый) коллектив любительского художественного творчества» прохождение руководителем коллектива повышения квалификации также является обязательным.

 

12. ТИПОЛОГИЯ КЛУБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

1.По ведомственной принадлежности

• Клубные учреждения системы Министерства культуры Республики Беларусь

• Клубные учреждения Федерации профсоюзов Беларуси

• Центры внешкольной работы системы Министерства образования Республики Беларусь

• Центры эстетического воспитания детей и подростков

• Центры детского творчества

• Клубные учреждения и клубы (студенческие) высших и средних специальных учебных учреждений

• Клубы по месту жительства

• Частные клубныя учреждения (молодежные дискоклубы)

2.По административно--территориальной принадлежности

• Районные Дома (центры) культуры

• Городские Дворцы и Дома (центры) культуры

• Горпоселковые Дома культуры

• Сельские Дома культуры

• Сельские клубы

• Автоклубы

3.Учреждения клубного типа, сориентированные на сохранение традиционной культуры

Дома и центры ремесел и народных мастеров

• Дома и центры фольклору

• Центры национальнай культуры

• Центры народного творчества

• Центры народных традиций

4.Специализированные клубныя учреждения

• Центры молодежного досуга

• Дома ветеранов (Дома пенсионеров)

• Центры культуры и досуга

• Молодежные музыкальные центры

• Клубы социяльно–культурных услуг

• Дома народнай медицины и народных традиций

• Центры развлечений и игровой деятельности

5.Комплексные учреждения культуры и досуга

• Сельские централизованные клубные системы

• Культурно-спортивные комплексы

• Социально–культурныя комплексы

• Культурно–образовательные центры

• Клубы–библиотеки

• Клубы–музеи

 

Деятельность любительских коллективов в Беларуси регулируется законом “О культуре в Республике Беларусь" (2004 г.), “Положением о самодеятельном коллективе художественного творчества Республики Беларусь”, “Положением о народном (образцовом) самодеятельном коллективе художественного творчества Республики Беларусь” (оба 1999 года). “Положением о заслуженном любительском коллективе Республики Беларусь” (с 2001 года).

Региональная поддержка

Согласно опубликованному в июне 2005 года отчету Национальной ассамблеи художественных агентств штатов (National Assembly of State Arts Agencies, NASAA)[12], бюджеты региональных структур, финансирующих культуру и искусство, остаются стабильными (речь идет обо всех 56 штатах и территориях США). После трех лет сокращения расходов на культуру правительства штатов увеличили соответствующие статьи бюджетов. Естественно, что бюджеты разных штатов сильно отличаются друг от друга: 44 млн 455 тыс. долларов, выделенные штатом Нью-Йорк, несопоставимы с 500 тыс., которые планирует потратить Колорадо. Конечно, расходы на поддержку культуры и искусства составляют ничтожную долю по сравнению с другими расходами, в первую очередь с здравоохранением и образованием — всего 0,049% от совокупного бюджета штатов. Тем не менее поддержка культуры считается важной инвестицией в развитие местных сообществ, создание новых рабочих мест и развитие творческих индустрий, а кроме того, культурные индустрии помогают создать узнаваемый бренд штата. Ежегодно штаты и территории оказывают финансовую поддержку в виде грантов и субсидий 20 тыс. проектов, организаций и деятелей культуры в 5 500 американских городах.

Фонды

Только с 1995 по 2001 год финансовая поддержка культуры и искусства со стороны частных и корпоративных фондов выросла почти в два раза. По данным Центра фондов (The Foundation Center), в 2002 году на нужды культуры американскими фондами было выделено примерно 4 млрд 050 млн долларов, или около 13% от общей суммы всех грантов, выданных частными и корпоративными фондами. Вот как распределяется эта сумма: музеи получают 34%, на исполнительские искусства расходуется 30%; остальным достается заметно меньше: «смешанным» институциям (местным посредническим агентствам, а также организациям, которые организуют и выставки, и выступления) выделяется 8%, на проекты массмедиа, посвященные культуре и искусству, — 8%, на изобразительное искусство — 7%, на сохранение и консервацию исторического наследия — 6%, на исследования в области культуры и искусства — 3%, на все остальные культурные проекты — 4%[13].

 

 

 


 

 

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УСЛОВИЯХ РЫНКА.

Культурно-досуговая деятельность в условиях рыночной экономики представляет собой деятельность совокупности организаций и лиц, осуществляющих создание, сохранение, распространение благ, удовлетворяющих потребности людей в приобщении к историческим, художественным, моральным ценностям, развлечении и информации, а также в эстетических переживаниях. Как специфическая сфера создания уникального творческого продукта культурно-досуговая деятельность имеет ряд особенностей, определяющих ее функционирование в условиях рынка, а также механизмы регулирования и финансирования. На протяжении длительного времени и поныне культурно-досуговая деятельность наделяется особым статусом в экономической науке и менеджменте в силу специфики самого культурного продукта и процессов его производства и потребления.
Сегодня актуальной видится задача теоретического анализа протекающих процессов в современной культурно-досуговой деятельности с целью создания эффективных методических, организационных, креативных решений в условиях рынка и осуществления адекватной культурно-досуговой деятельности. Соответственно, требуется особое социально-ответственное отношение к выработке критериев принятия решений и поведению субъектов культурно-досуговой деятельности. Указанные общетеоретические проблемы сектора культуры усугубляются в условиях современной действительности наличием множества нерешенных проблем, возникающих вследствие несовершенства законодательства, слабой проработки механизмов по управлению культурой (включая механизмы рыночного регулирования и широкого спектра государственной поддержки), отсутствия критериев социально- экономической эффективности отрасли. Все это настоятельно диктует необходимость формирования новой концепции управления сферой культуры с учетом специфики механизмов регулирования некоммерческим и коммерческим секторами культуры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.232.94 (0.009 с.)