Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль аматорского творчества в современной культуре

Поиск

Любительские объединения и клубы по интересам -организационно оформленное добровольное объединение людей, занятых социально-полезной культурно-досуговой деятельностью в целях удовлетворения многообразных духовных запросов и интересов в сфере свободного времени.

Основными организационными особенностями любительского объединения, в отличие от творческого коллектива, являются следующие:

· целью участия в любительском объединении является не столько получение умений и навыков в определенном жанре самодеятельного творчества, сколько общение с единомышленниками на основе общих интересов и увлечений

· работа любительского объединения строится на принципах самоуправления. Руководитель любительского объединения, как правило, это общественник, не получающий заработную плату за руководство объединением

· любительское объединение может не иметь строго фиксированного графика встреч и занятий, его общий количественный состав также может не быть постоянным

Любительские объединения и клубы по интересам развиваются по целому ряду направлений, что дает основание для их примерной классификации:

· общественно – политические;

· художественно – творческие;

· культурно – развлекательные;

· научно – технические;

· спортивно – оздоровительные;

· коллекционно – собирательские;

· семейно – бытовые;

· профессиональные;

· социально – демографические;

· экологические, естественнонаучные и др.

Любительские объединения и клубы по интересам способствуют организации содержательного досуга населения, создают благоприятные условия для живого человеческого общения, участвуют в пропаганде достижений отечественной и мировой культуры, литературы, искусства, науки, формируют мировоззрение, воспитывают эстетический вкус, прививают навыки самоуправления и самообразования, развивают инициативы и предприимчивость.

14.организационно –правовые аспекты деятельности учреждений культуры.

Коллективы любительского художественного творчества – это форма организованной деятельности группы людей, основанной на общности художественных интересов, совместном учебно-творческом процессе по освоению теоретических основ и исполнительских навыков музыкального, хореографического, театрального, циркового, изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Это уникальная система по развитию и совершенствованию личности в процессе художественной деятельности.

Содержание занятийдолжно предусматривать:

1) В коллективах музыкального искусства (хорах, музыкальных, вокальных, фольклорных ансамблях, оркестрах) занятия по изучению истории и теории музыки, традиционных в данной местности особенностей музыки и исполнительства, народного костюма, работу по постановке голоса, разучивание произведений с солистами и ансамблями, разучивание произведений для хора и оркестра (ансамбля), проведение репетиционных занятий.

2) В коллективах хореографического искусства (народного, классического, эстрадного, фольклорного и бального танцев) – занятия по изучению истории хореографии, классическому и характерному тренажу, разучиванию и тренажу сольных и групповых танцев, хореографических миниатюр, композиций, танцевальных сюит, сюжетных постановок.

Продолжительность рабочего времени штатных руководителей устанавливается в соответствии с требованиями Трудового кодекса РБ. Согласно порядку определения расчетных ставок почасовой оплаты труда, утвержденного Министерством культуры.

В рабочее время засчитывается время, затраченное на:

- подбор участников творческого коллектива;

- просветительскую и воспитательную работу с участниками;

- подбор репертуара;

- работа по изучению и сбору фольклора;

- разучивание партий, разучивание музыкальных и хореографических произведений, театральных ролей, репетиционная работа;

- мероприятия по выпуску спектаклей (концертов), а именно составление монтажных листов со звуко и светооператорами, работа над сценографией, работа с режиссером;

- ведение документации творческого коллектива;

- привлечение спонсорских средств для развития коллектива;

- выпуск спектаклей, концертных программ, организация выставок и т.д.

В конце каждого творческого сезона (творческий сезон длится с сентября по май каждого года) должны быть организованы отчетные концерты, спектакли, представления любительских художественных коллективов, выставки работ участников формирований изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

 

Нормативы результативности деятельности творческих коллективов:

 

Наименование жанра творческого коллектива Показатели результативности
Хоровой, вокальный Концертная программа из 1 отделения; 6 номеров для участия в концертах и представлениях базового коллектива; ежегодное обновление не менее 3 части текущего репертуара; выступление на других площадках не менее 1 раза в квартал
Инструментальный Концертная программа из 2-х отделений; 8 номеров для участия в концертах и представлениях базового учреждения культуры; ежегодное обновление половины текущего репертуара; выступление на других площадках не мене 1 раза в квартал
Хореографический Концертная программа из 2-х отделений 6 номеров для участия в концертах и представлениях базового учреждения культуры; ежегодное обновление четверти текущего репертуара; выступление на других площадках не менее 1 раза в квартал
Театральный 1 многоактный или 2 одноактных спектакля; 4 номера (миниатюры) для участия в концертах и представлениях базового учреждения культуры; ежегодное обновление репертуара; выступление на других площадках не менее 1 раза в квартал
Декоративно-прикладного искусства 2 выставки в год

За достигнутые успехи любительскому коллективу может быть присвоено почетное звание «Народный (образцовый) коллектив любительского художественного творчества».

Продолжительно и плодотворно работающие народные любительские коллективы, накопившие богатый и высокохудожественный репертуар, имеющие значительный опыт воспитательной работы и стабильный исполнительно-артистический состав, по представлению руководителя муниципального органа управления культурой, могут стать базой для создания муниципального коллектива. Муниципальный коллектив будет иметь статус профессионального коллектива. Его руководители и участники (артисты) могут находиться на полном или частичном бюджетном финансировании.

 

15.Методическое обеспечение деятельности учреждений культуры.

Организационно-методическое обеспечение деятельности муниципальных культурно-досуговых учреждений осуществляют методические службы различных видов:

· районные Дома культуры;

· районные (городские) организационно (информационно, координационно) -методические центры;

· методические кабинеты при культурно-досуговых учреждениях;

· организационно-методические отделы при муниципальных органах управления культуры.

Методическая служба может существовать в следующих организационно-правовых формах:

· как учреждение культурно-досугового типа (являться самостоятельным юридическим лицом);

· как филиал, подразделение или представительство в составе централизованной клубной структуры;

· как специализированное структурное подразделение (центр, отдел, кабинет) культурно-досугового учреждения или органа управления культуры.

На уровне края функции организационно-творческого и информационно-методического обеспечения функционирования культурно-досуговой сферы осуществляет ГУК «Краевое научно-образовательное творческое объединение культуры»:

Основными задачами методической службы являютсяорганизационное, информационное, методическое и творческое обеспечение учреждений культурно-досуговой сферы и других организаций, различных организационно-правовых форм, ведущих работу по сохранению и развитию традиционной народной культуры, любительского искусства и социокультурной деятельности.

Основными функциями методической службы являются:

· организация фестивалей, смотров, конкурсов, других общественно-культурных акций;

· Повышение квалификации руководителей и специалистов культурно-досуговой сферы;

· организации участия специалистов культурно-досуговой сферы и любительских коллективов в фестивалях, конкурсах, смотрах, учебно-методических мероприятиях и курсах повышения квалификации областного, всероссийского и международного уровней;

· создание и ведение базы данных по жанрам народного творчества, культурно-досуговой деятельности, сбор и фиксация на различных носителях образцов традиционного народного творчества;

· мониторинг деятельности культурно-досуговых учреждений, аналитическое обобщение творческих, досуговых и социокультурных процессов;

· разработка и издание методических, репертуарных, информационно-аналитических, рекламных и других материалов по различным аспектам народного творчества и культурно-досуговой деятельности и обеспечение ими клубных учреждений;

· разработка методик сохранения и интеграции традиционной многонациональной культуры в современные общественные процессы;

· сбор и обобщение данных государственной статистической отчетности о работе культурно-досуговых учреждений.

16.Формирование имиджа учреждений культуры.

Рекомендации по поднятию престижности культурно-досугового учреждения

В условиях обострения конкуренции на рынке культурных услуг культурно-досуговому учреждению необходимо активизировать внимание по повышению своего имиджа, привлекательности для населения.

Основными компонентами формирования положительного имиджа учреждения являются:

- информационный – включает в себя выработку знаков (символов) учреждения:

· название и аббревиатура этого названия (желательны их краткость и благозвучие);

· эмблема или специально выполненное написание аббревиатуры (или их комбинация);

· лозунги (слоганы) – фразы, в которых кратко выражена миссия учреждения, его назначение в обществе, смысл существования;

· логотип – особое написание названия учреждения и его юридического адреса, которое используется в бланках документов.

- архитектурный – включает в себя:

· внешний вид здания (архитектурная эстетика, дизайн клубного объекта);

· размещение (месторасположение);

· видимое и легко узнаваемое название и грамотная реклама;

· свободные подходы, чистота и благоустройство прилегающей к зданию территории (парк, садик, цветники, аллеи, места для детских игр);

· наличие автомобильной стоянки или навеса для велосипедов.

- оформительский – предполагает хорошо продуманное оформление внутренних помещений (дизайн интерьера), их современное оснащение: рабочих мест, приемных, репетиционных, публичных и др., санитарное состояние помещений общего пользования

- культура внутриорганизационных отношений, или корпоративная культура – включает ценности, нормы, образы (модели) поведения, принятые в учреждении:

· стиль управления (соблюдение служебного этикета, следование правилам субординации, отношение к персоналу, система поощрений и наказаний, предоставление возможностей профессионального роста, повышения квалификации, продвижение по службе;

· стиль деловых отношений (обязательность, личная заинтересованность и ответственность, точность, оперативность, профессионализм руководителя и сотрудников);

· стиль поведения (характер общения с посетителями, зрителями, участниками творческого процесса, манеры сотрудников, способы разрешения ими конфликтов и недоразумений между собой, чувство юмора, культура речи и т.д.);

· личная культура руководителя учреждения и его сотрудников (требования к внешнему виду, образованию, особенностям личности, нравственной культуре и др.);

· традиции (обряды, ритуалы, церемонии, общие празднования, принятые в коллективе).

Культурно-досуговое учреждение формирует свой положительный образ, привлекая на свою сторону общественное мнение. Формированию положительного имиджа культурно-досугового учреждения способствуют учреждение премий и призов для организаций и граждан, поддерживающих учреждение, а также установление партнерских связей и отношений с различными социальными, политическими и иными организациями.

 

17.Анализ эффективности деятельности учреждений культуры.

Показатели эффективности деятельности культурно-досугового учреждения

 

Разработка показателей эффективности деятельности культурно-досуговых учреждений обусловлена потребностями реальной практики управления, необходимостью оценки целесообразности расходования бюджетных средств.

Особую актуальность эта задача приобретает в связи с проводимой реформой бюджетного сектора. Концепцией реформирования бюджетного процесса[1]<1> предусмотрено «формирование и включение в бюджетный процесс процедуры оценки бюджетных расходов, поэтапный переход от сметного планирования и финансирования расходов к бюджетному планированию, ориентированному на достижение конечных общественно значимых и измеримых результатов. При этом система оценок этих результатов должна включать «как непосредственные результаты (предоставление услуг определенного качества и объема), так и конечные результаты (эффект от предоставленных услуг для их получателей)».

При выборе критериев, отражающих социально-значимые результаты деятельности учреждений следует использовать показатели, характеризующие активность работы учреждения культуры с населением. При этом показатели должны быть достаточно информативны, а их число не должно быть большим.

Оценка уровня эффективности предполагает выбор базы сравнения. В условиях, когда социальные стандарты по сфере культуры еще не разработаны, в качестве такой базы могут выступать:

а) лучшие или средние значения показателей для учреждений соответствующего типа;

б) значения показателей деятельности этого же учреждения в предыдущий период.

С учетом перечня отчетных показателей учреждений культурно-досугового типа и общероссийского классификатора услуг населению[2]<2>, в качестве измеряемых показателей социальной эффективности культурно-досуговых учреждений предлагается использовать:

1. Количество посетителей культурно-досугового учреждения (КДУ), чел. и изменение их численности по сравнению с прошлым годом, %;

2. Охват населения услугами КДУ, % посетителей КДУ от общей численности жителей обслуживаемой территории;

3. Число клубных формирований, ед. и изменение (рост, снижение) числа участников клубных формирований по сравнению с прошлым годом, %;

4. Число культурно-досуговых мероприятий, проведенных КДУ за год, ед. и их средняя посещаемость;

5. Доля культурно-досуговых мероприятий, рассчитанных на обслуживание социально менее защищенных возрастных групп: детей и подростков, пенсионеров, инвалидов и т.п., в % от общего числа проводимых мероприятий;

6. Доля мероприятий, рассчитанных на участие всей семьи от общего количества мероприятий, %;

7. Доля новых форм культурного обслуживания посетителей КДУ в общем количестве предоставляемых профильных услуг.

 

В качестве основных показателей экономической эффективности деятельности культурно-досуговых учреждений предлагается использовать следующие:

1. Средняя цена одного посещения КДУ, руб. (расчет по поступлениям от основной деятельности) и в % от минимальной заработной платы;

2. Себестоимость одного посещения КДУ, руб. и его изменение (рост, снижение) по сравнению с прошлым годом, %;

3. Средняя зарплата работника КДУ, руб./мес. и ее уровень по сравнению со среднемесячной заработной платой в крае, %.

Важной стороной оценки эффективности деятельности учреждений является учет мнений потребителей культурных услуг. Для решения этой задачи можно использовать такой механизм, как регулярное проведение социологических исследований (мониторинга) по проблемам качества и уровня культурного обслуживания населения. Внедрение системы мониторинга культурных потребностей населения обеспечит установление постоянной обратной связи между органами управления культуры, учреждениями культуры и населением края. Это позволит повысить эффективность управления культурными процессами и адресность предоставляемых услуг.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 828; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.181.194 (0.008 с.)