Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Институты и рычаги внутренней культурной политики Франции.
Прежде чем раскрыть сущность внутренней культурной политики Франции, следует дать более подробное определение и раскрыть основные рычаги, с помощью которых осуществляется данная политика. Система государственных и общественных учреждений За прошедшие 50 лет культурная политика Франции подверглась процессам институциализации, что привело к созданию многочисленных государственных учреждений, которые представляют собой громоздкую систему, не имеющую аналогов ни в одном другом развитом государстве. Основу данной структуры составляет Министерство культуры, которое было образовано 3 февраля 1959 года декретом президента Де Голля, а первым министром по делам культуры стал Андре Мальро[5]. Следует отметить, что с момента образования данного государственного органа, его функции постоянно расширялись, давно выйдя за рамки просто покровителя «изящных искусств». На сегодняшний день оно охватывает все возможные направления и сферы культуры и искусства Франции, что подкреплено правовыми декретами, принятыми в период с 1959 по 2009 гг. Но, стоит отметить, что одной их ключевых функции Министерства культуры является расширение доступа широких масс к произведениям национальной и мировой культуры, а также обеспечение функционирования таких крупных отечественных учреждений культуры, как Национальный архив, Национальная библиотека, Луврский музей, Центр им. Помпиду, музей Орсэ, Парижская опера, Комеди-Франсэз, дворцы Версаль, Трианон и тп., которые поглощают основную часть бюджета министерства[6]. Рассматривая проблему развития «мягкой силы» Франции, необходимо охарактеризовать и другие немаловажные полномочия Министерства культуры, появившиеся на каждом этапе его развития и имеющие важное значение и по сей день. В сферу его деятельности входят: · Защита и сохранение культурного наследия и исторических памятников; · Оказание помощи творческим работникам и исполнителям; · Юридическая регламентация культурных процессов; · Популяризация французской культуры и искусства в стране и за рубежом; · Организация подготовки специалистов в данных областях[7]. Современный образ Министерство культуры Франции имеет с 13 января 2010 года, когда, по причине деструктуризации, произошедшей в результате нарастания в геометрической прогрессии органов центрального управления, Совет по модернизации аппарата государственной политики создал новую упрощенную, но усиленную административную структуру, которая выглядит следующим образом:
· Канцелярия министра (с 2009 г. Фридерик Миттеран); · Генеральный секретариат; · Главное управление объектов культурного достояния; · Главное управление художественного и артистического творчества; · Главное управление по вопросам СМИ и культурной индустрии; · Управление по вопросам французского языка и языков Франции; · Высший совет по современной музыке; · Высший совет по образованию в области творчества и культуры; · Высший совет по вопросам прав собственности, связанных с литературной и артистической деятельностью[8]. Взглянув на вышеперечисленные органы Министерства культуры Франции, вопрос серьезности политики «мягкой силы» для данной страны не вызывает сомнений. Более того, с каждым годом роль и значение различных государственных учреждений культуры творческого, административного, промышленного и коммерческого характера растет, а их статус укрепляется. Для примера, следует отметить, что на поддержку таких крупных культурных учреждений, как национальные театры Комеди-Франсэз, Шайо, Коллин и Одеон в Париже, музей Родена, Национальный центр литературы и др., в 2000 года было выделено 8,4 млрд фр., что составляет 46% бюджета Министерства культуры Франции[9]. Несмотря на проведенные реформы, помимо Министерства культуры в его систему входят такие многочисленные учреждения, как Художественный совет Объединения национальных музеев, Высший совет и Межрегиональные комиссии по археологическим изысканиям, Высший совет по архивному делу, Комиссия по оказанию государственной финансовой помощи кинематографической и аудиовизуальной индустрии, Высшая комиссия по историческим памятникам, Национальный совет работников театральных и зрелищных учреждений и многие-многие другие[10]. Не оставляет сомнений и факт существования различных вневедомственных автономных институтов культурной политики Франции. Одним из ярких примеров является Национальное бюро по содействию артистической деятельности (ONDA), созданное в 1975 году с целью оказания финансовой и технической помощи в организации гастролей французских и зарубежных артистов во Франции. Среди многочисленных фондов, которые также играют немаловажную роль, можно выделить Национальный фонд современного искусства (FNAC), оформившийся еще в 1878 году, основной целью которого является осуществление государственных заказов, Фонд музыкального творчества (FCM), созданный в 1984 году, а также многочисленные некоммерческие ассоциации культурного профиля, большинство из которых объединилось в рамках национального совета народной культуры и образования.
Несмотря на образ внешней стабильности, следует отметить наличие двух ключевых проблем, одна из которых заключается в неравномерности распределения государственных ассигнований между регионами и Парижем, а также социальное и материальное неравенство в области доступа к культуре. Именно поэтому еще в 1995 году на заседании Межведомственного комитета по обустройству территории в Труа были провозглашены две основные цели в области культурного развития провинций: обеспечить более равномерное распределение государственных ассигнований между Парижем и регионами, в частности, осуществить в провинциях в течении ближайших 5 лет 20 крупных культурных проектов (типа Больших строек), усилить культурное значение ряда городов Франции, таких как Леварда, Дюнкерк, Като-Камбрези, Монбельяр, Шербур и др., а также передать часть коллекций крупных Парижских музеев за неимением места провинциальным музеям[11]. Экономика культуры Говоря о политике «мягкой силы» Франции, нельзя не затронуть такой необходимый для ее реализации аспект, как экономика культуры. Постоянный рост государственных ассигнований на культуру привел к тому, что к 2005 году этот объем достиг 2,787 млрд евро, тогда как показатель роста экономики страны составил 8,4%, что привело к появлению противников государственной культурной политики[12]. Государственным бюджетом культуры Франции, как правило, называют общую сумму расходов, фигурирующую в законопроекте о финансах. Но помимо государственного спонсирования важно отметить различные министерства и ведомства, которые заинтересованы и, в связи с этим, активно финансируют культурную политику Франции. Например, сегмент Министерства национального образования, занимающийся художественным образованием, или часть культурного бюджета Министерства иностранных дел, из которой субсидируются международные культурные обмены и деятельность организации Альянс Франсэз. Необходимо учесть и дополнительные источники финансирования, как: · Специальный счет поддержки кинематографии и аудиовизуальной индустрии; · Специальный счет использование платы за телевидение; · Фонд модернизации ежедневной прессы и местного радио. Помимо всего вышеперечисленного, отдельный блок расходов на культуру составляют многочисленные льготы на производство, сбыт и приобретение культурной продукции. Например, вычет налога на землю под историческими памятниками, снижение НДС для отдельных авторов и исполнителей, вычет облагаемого налогом дохода с капитала компаний по финансированию кино и др[13]. Традиционной еще с королевских времен является политика Франции, направленная на закупки и заказы предметов изобразительного искусства, а в последствии и многих других его направлений, с целью возвращения на родину произведений искусства французских мастеров, которые по тем или иным причинам оказались в частных или официальных коллекциях за рубежом. Данная политика проводится под руководством двух государственных инстанций: Консультативного комитета национальных музеев и Художественного совета Объединения национальных музеев. Например, в 1972 году правительство Франции заплатило баснословную по тем временам сумму денег в размере 10 млн фр. за возвращение в Лувр картины «Шулер Ландри» художника де ла Тура[14].
Следует отметить огромную роль меценатства в проведении культурной политики Франции, поощрение которого началось еще в 1990-х гг. Это был сложный и длительный процесс попыток снова заинтересовать крупные французские компании и отдельных богачей и привить им вкус к затратам на культуру и искусство. Но начать эпоху меценатства удалось лишь социалисту Жаку Лангу, который, при посредничестве Агентства по управлению культурными предприятиями, стал инициатором создания курсов по фандрейзингу-изучению основ менеджмента, принципов и техники поиска частных средств и обращения с ними. В 1986 году была создана Ассоциация по развитию промышленного и коммерческого меценатства (ADMICAL), тем самым показав, что культурная политика Франции, в отличие от других стран, направлена на вмешательство и поощрение со стороны правительства капиталовложений от предприятий. И несмотря на то, что в конце 1990-х гг. финансирование со стороны меценатов начало сокращаться, 1 августа 2003 года во Франции был принят последний по времени закон о меценатстве, ассоциациях и фондах, еще более укрепивший регламентационную и налоговую базу этой деятельности, который допускал до 20% снижения подоходного налога[15]. В целом, после реформ, проведенных Жаком Лангом, бюджет культуры Франции так и не поднялся до нужного уровня по причине непомерной стоимости содержания аппарата и крупных культурных объектов, а также недостатка инвестиций в данную отрасль. В связи с этим та самая «французская исключительность» уступает в денежном выражении другим развитым странам. Индустрия культуры Последним, но определяющим рычагом проведения политики «мягкой силы» Франции является получившая широкое распространение в конце ХХ века отрасль-индустрия культуры. Благодаря процессам глобализации, в большей части развитых стран мира, в число которых входит Франция, привычные «продукты» культурной индустрии, такие как книга, аудио- и видеозапись, кино и телевидение, за относительно короткий период были вытеснены продукцией, завязанной на использование компьютерной и цифровой техники, различных видов компакт-дисков и Интернета. Обращаясь к статистическим данным, объём производства в этих отраслях ежегодно увеличивается на 3-4%[16]. Следует напомнить, что само понятие «культурная индустрия» впервые появилось в критических трудах американского философа Теодора Адорно в 1940-х гг., но во Франции главным инициатором его развития является Жак Ланг[17]. В 1998 году по поручение Экономического и социального совета исследователь Ф. Дешарт подготовил доклад, в котором рассмотрел благоприятное воздействие индустрии культуры на экономику Франции. Так, на исходе прошло века в данной отрасли было занято уже 600 тыс. чел.:
· Книгоиздательство, пресса и аудиовизуальная сфера (212 тыс. чел.); · Театрально-зрелищная сфера и изобразительное искусство (110 тыс. чел.); · Сохранения культурного наследия (50 тыс. чел.); · Архитектура и градостроительство (40 тыс. чел.)[18]. Несмотря на попытки максимального сближения культуры и экономики, которые приводил в жизнь еще сам Жак Ланг, критерии традиционной французской культурной политики мало применимы к современной индустрии культуры. Правительство Франции занимает все более протекционистскую позицию, пытаясь сохранить свое влияние хотя бы на художественную сторону музыкальных литературных и кинематографических произведений. Ярким примером является закон об антитрастовых мерах, основная суть которого заключается в невозможности физическими и юридическими лицами, представляющими обычный телевизионный канал, иметь свыше 49% капитала и права голоса, среднее число зрителей которого превышает на 2,5% общую зрительскую массу телевидения по стране[19]. Данная концепция противоречит рыночным принципам экономики европейских стран.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 661; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.233.58 (0.013 с.) |