Институты и рычаги внутренней культурной политики Франции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Институты и рычаги внутренней культурной политики Франции.



Прежде чем раскрыть сущность внутренней культурной политики Франции, следует дать более подробное определение и раскрыть основные рычаги, с помощью которых осуществляется данная политика.

Система государственных и общественных учреждений

За прошедшие 50 лет культурная политика Франции подверглась процессам институциализации, что привело к созданию многочисленных государственных учреждений, которые представляют собой громоздкую систему, не имеющую аналогов ни в одном другом развитом государстве. Основу данной структуры составляет Министерство культуры, которое было образовано 3 февраля 1959 года декретом президента Де Голля, а первым министром по делам культуры стал Андре Мальро[5]. Следует отметить, что с момента образования данного государственного органа, его функции постоянно расширялись, давно выйдя за рамки просто покровителя «изящных искусств». На сегодняшний день оно охватывает все возможные направления и сферы культуры и искусства Франции, что подкреплено правовыми декретами, принятыми в период с 1959 по 2009 гг. Но, стоит отметить, что одной их ключевых функции Министерства культуры является расширение доступа широких масс к произведениям национальной и мировой культуры, а также обеспечение функционирования таких крупных отечественных учреждений культуры, как Национальный архив, Национальная библиотека, Луврский музей, Центр им. Помпиду, музей Орсэ, Парижская опера, Комеди-Франсэз, дворцы Версаль, Трианон и тп., которые поглощают основную часть бюджета министерства[6]. Рассматривая проблему развития «мягкой силы» Франции, необходимо охарактеризовать и другие немаловажные полномочия Министерства культуры, появившиеся на каждом этапе его развития и имеющие важное значение и по сей день.

В сферу его деятельности входят:

· Защита и сохранение культурного наследия и исторических памятников;

· Оказание помощи творческим работникам и исполнителям;

· Юридическая регламентация культурных процессов;

· Популяризация французской культуры и искусства в стране и за рубежом;

· Организация подготовки специалистов в данных областях[7].

Современный образ Министерство культуры Франции имеет с 13 января 2010 года, когда, по причине деструктуризации, произошедшей в результате нарастания в геометрической прогрессии органов центрального управления, Совет по модернизации аппарата государственной политики создал новую упрощенную, но усиленную административную структуру, которая выглядит следующим образом:

· Канцелярия министра (с 2009 г. Фридерик Миттеран);

· Генеральный секретариат;

· Главное управление объектов культурного достояния;

· Главное управление художественного и артистического творчества;

· Главное управление по вопросам СМИ и культурной индустрии;

· Управление по вопросам французского языка и языков Франции;

· Высший совет по современной музыке;

· Высший совет по образованию в области творчества и культуры;

· Высший совет по вопросам прав собственности, связанных с литературной и артистической деятельностью[8].

Взглянув на вышеперечисленные органы Министерства культуры Франции, вопрос серьезности политики «мягкой силы» для данной страны не вызывает сомнений. Более того, с каждым годом роль и значение различных государственных учреждений культуры творческого, административного, промышленного и коммерческого характера растет, а их статус укрепляется. Для примера, следует отметить, что на поддержку таких крупных культурных учреждений, как национальные театры Комеди-Франсэз, Шайо, Коллин и Одеон в Париже, музей Родена, Национальный центр литературы и др., в 2000 года было выделено 8,4 млрд фр., что составляет 46% бюджета Министерства культуры Франции[9]. Несмотря на проведенные реформы, помимо Министерства культуры в его систему входят такие многочисленные учреждения, как Художественный совет Объединения национальных музеев, Высший совет и Межрегиональные комиссии по археологическим изысканиям, Высший совет по архивному делу, Комиссия по оказанию государственной финансовой помощи кинематографической и аудиовизуальной индустрии, Высшая комиссия по историческим памятникам, Национальный совет работников театральных и зрелищных учреждений и многие-многие другие[10].

Не оставляет сомнений и факт существования различных вневедомственных автономных институтов культурной политики Франции. Одним из ярких примеров является Национальное бюро по содействию артистической деятельности (ONDA), созданное в 1975 году с целью оказания финансовой и технической помощи в организации гастролей французских и зарубежных артистов во Франции. Среди многочисленных фондов, которые также играют немаловажную роль, можно выделить Национальный фонд современного искусства (FNAC), оформившийся еще в 1878 году, основной целью которого является осуществление государственных заказов, Фонд музыкального творчества (FCM), созданный в 1984 году, а также многочисленные некоммерческие ассоциации культурного профиля, большинство из которых объединилось в рамках национального совета народной культуры и образования.

Несмотря на образ внешней стабильности, следует отметить наличие двух ключевых проблем, одна из которых заключается в неравномерности распределения государственных ассигнований между регионами и Парижем, а также социальное и материальное неравенство в области доступа к культуре. Именно поэтому еще в 1995 году на заседании Межведомственного комитета по обустройству территории в Труа были провозглашены две основные цели в области культурного развития провинций: обеспечить более равномерное распределение государственных ассигнований между Парижем и регионами, в частности, осуществить в провинциях в течении ближайших 5 лет 20 крупных культурных проектов (типа Больших строек), усилить культурное значение ряда городов Франции, таких как Леварда, Дюнкерк, Като-Камбрези, Монбельяр, Шербур и др., а также передать часть коллекций крупных Парижских музеев за неимением места провинциальным музеям[11].

Экономика культуры

Говоря о политике «мягкой силы» Франции, нельзя не затронуть такой необходимый для ее реализации аспект, как экономика культуры. Постоянный рост государственных ассигнований на культуру привел к тому, что к 2005 году этот объем достиг 2,787 млрд евро, тогда как показатель роста экономики страны составил 8,4%, что привело к появлению противников государственной культурной политики[12]. Государственным бюджетом культуры Франции, как правило, называют общую сумму расходов, фигурирующую в законопроекте о финансах. Но помимо государственного спонсирования важно отметить различные министерства и ведомства, которые заинтересованы и, в связи с этим, активно финансируют культурную политику Франции. Например, сегмент Министерства национального образования, занимающийся художественным образованием, или часть культурного бюджета Министерства иностранных дел, из которой субсидируются международные культурные обмены и деятельность организации Альянс Франсэз. Необходимо учесть и дополнительные источники финансирования, как:

· Специальный счет поддержки кинематографии и аудиовизуальной индустрии;

· Специальный счет использование платы за телевидение;

· Фонд модернизации ежедневной прессы и местного радио.

Помимо всего вышеперечисленного, отдельный блок расходов на культуру составляют многочисленные льготы на производство, сбыт и приобретение культурной продукции. Например, вычет налога на землю под историческими памятниками, снижение НДС для отдельных авторов и исполнителей, вычет облагаемого налогом дохода с капитала компаний по финансированию кино и др[13]. Традиционной еще с королевских времен является политика Франции, направленная на закупки и заказы предметов изобразительного искусства, а в последствии и многих других его направлений, с целью возвращения на родину произведений искусства французских мастеров, которые по тем или иным причинам оказались в частных или официальных коллекциях за рубежом. Данная политика проводится под руководством двух государственных инстанций: Консультативного комитета национальных музеев и Художественного совета Объединения национальных музеев. Например, в 1972 году правительство Франции заплатило баснословную по тем временам сумму денег в размере 10 млн фр. за возвращение в Лувр картины «Шулер Ландри» художника де ла Тура[14].

Следует отметить огромную роль меценатства в проведении культурной политики Франции, поощрение которого началось еще в 1990-х гг. Это был сложный и длительный процесс попыток снова заинтересовать крупные французские компании и отдельных богачей и привить им вкус к затратам на культуру и искусство. Но начать эпоху меценатства удалось лишь социалисту Жаку Лангу, который, при посредничестве Агентства по управлению культурными предприятиями, стал инициатором создания курсов по фандрейзингу-изучению основ менеджмента, принципов и техники поиска частных средств и обращения с ними. В 1986 году была создана Ассоциация по развитию промышленного и коммерческого меценатства (ADMICAL), тем самым показав, что культурная политика Франции, в отличие от других стран, направлена на вмешательство и поощрение со стороны правительства капиталовложений от предприятий. И несмотря на то, что в конце 1990-х гг. финансирование со стороны меценатов начало сокращаться, 1 августа 2003 года во Франции был принят последний по времени закон о меценатстве, ассоциациях и фондах, еще более укрепивший регламентационную и налоговую базу этой деятельности, который допускал до 20% снижения подоходного налога[15]. В целом, после реформ, проведенных Жаком Лангом, бюджет культуры Франции так и не поднялся до нужного уровня по причине непомерной стоимости содержания аппарата и крупных культурных объектов, а также недостатка инвестиций в данную отрасль. В связи с этим та самая «французская исключительность» уступает в денежном выражении другим развитым странам.

Индустрия культуры

Последним, но определяющим рычагом проведения политики «мягкой силы» Франции является получившая широкое распространение в конце ХХ века отрасль-индустрия культуры. Благодаря процессам глобализации, в большей части развитых стран мира, в число которых входит Франция, привычные «продукты» культурной индустрии, такие как книга, аудио- и видеозапись, кино и телевидение, за относительно короткий период были вытеснены продукцией, завязанной на использование компьютерной и цифровой техники, различных видов компакт-дисков и Интернета. Обращаясь к статистическим данным, объём производства в этих отраслях ежегодно увеличивается на 3-4%[16]. Следует напомнить, что само понятие «культурная индустрия» впервые появилось в критических трудах американского философа Теодора Адорно в 1940-х гг., но во Франции главным инициатором его развития является Жак Ланг[17]. В 1998 году по поручение Экономического и социального совета исследователь Ф. Дешарт подготовил доклад, в котором рассмотрел благоприятное воздействие индустрии культуры на экономику Франции. Так, на исходе прошло века в данной отрасли было занято уже 600 тыс. чел.:

· Книгоиздательство, пресса и аудиовизуальная сфера (212 тыс. чел.);

· Театрально-зрелищная сфера и изобразительное искусство (110 тыс. чел.);

· Сохранения культурного наследия (50 тыс. чел.);

· Архитектура и градостроительство (40 тыс. чел.)[18].

Несмотря на попытки максимального сближения культуры и экономики, которые приводил в жизнь еще сам Жак Ланг, критерии традиционной французской культурной политики мало применимы к современной индустрии культуры. Правительство Франции занимает все более протекционистскую позицию, пытаясь сохранить свое влияние хотя бы на художественную сторону музыкальных литературных и кинематографических произведений. Ярким примером является закон об антитрастовых мерах, основная суть которого заключается в невозможности физическими и юридическими лицами, представляющими обычный телевизионный канал, иметь свыше 49% капитала и права голоса, среднее число зрителей которого превышает на 2,5% общую зрительскую массу телевидения по стране[19]. Данная концепция противоречит рыночным принципам экономики европейских стран.

 

 

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 661; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.233.58 (0.013 с.)