Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды досуговой деятельности, разнообразие форм воспитательной работы в структуре досуга

Поиск

 

Многообразные виды досуговой деятельности раскрыты в ис- следованиях Э.В. Соколова, которые он классифицирует по груп- пам: отдых, развлечения, праздник, самообразование, творчество. По его мнению, отдых снимает усталость и напряжение, служит для восстановления жизненных сил и душевного равновесия. Он может быть пассивным или включать различные уровни и степень актив- ности. Развлечение как досуговая деятельность имеет компенсаци- онный характер, исполняет роль психологической разрядки, эмо- циональной разгрузки, обеспечивает человеку смену впечатлений.

Отдых и развлечения сочетаются в праздниках. Праздник всегда связывает прошлое и настоящее путем торжественного по преиму- ществу преображения действительности, служащей для обновления ценностных ориентиров в переломные моменты истории и индиви- дуальной жизни, где человек, хотя бы на небольшой срок, освобож- дается от повседневных забот, тревог, погружается в эмоционально насыщенную атмосферу, испытывая подъем, получает возможность открытого выражения чувств.

Самообразование как досуговая деятельность согласно мнению Э.В. Соколова направлено на приобщение людей к ценностям куль- туры. Повышая общую культуру личности, образовательная дея- тельность развивает ум, способности, познавательные интересы, эстетические и нравственные чувства. Наиболее высокий уровень досуговой деятельности достигается в творчестве. Творчество, от- вечающее глубинным и универсальным потребностям человека в самовыражении, преобразовании действительности, поиске, экспе-


риментировании, познании и изменении окружающего мира, по- могает совершенствовать бытие, отношение к самому себе, созда- вать новое. Творческая досуговая деятельность поднимает личность на новую ступень — от потребителя духовных ценностей до их соз- дателя.

Все перечисленные виды досуговой деятельности тесно связаны между собой. Одни из них выполняют подготовительные функции для участия человека в других. Некоторые исполняют завершающие функции, позволяя в полной мере реализовать социально- педагогический потенциал досуга.

С.А. Шмаков выделяет досуговые занятия, которые он класси- фицирует по характеру осуществляемой ребенком в свободное вре- мя деятельности. В связи с этим им определены такие виды досуга: пассивный (зрительский, слушательский) и активный (деятельност- ный); организованный (педагогически целесообразно используемое свободное время) и стихийный (спонтанно протекающий процесс использования свободного времени); контролируемый и неконтро- лируемый; коллективный и индивидуальный; подражательный и творческий; опережающий (изыскательная перспективная деятель- ность) и нормативный (традиционно сложившиеся модели). Все виды досуга по отдельности и особенно применяемые в системе имеют огромное значение во всестороннем развитии личности под- ростка, поскольку он включается в выполнение различных ролей и проявляет себя в разных позициях.

Вместе с тем С.А. Шмаков отмечает, что досуговая деятельность по своему содержанию подразделяется на ряд принципиальных групп. Первая группа связана с функцией восстановления различ- ных сил ребенка (прогулки на воздухе, спортивные мероприятия, игры, забавы, вечера отдыха, развлечения и др.). Вторая группа — с повышением эрудиции, потреблением духовных ценностей (чтение литературы, просмотр телепередач, посещение выставок, музеев, путешествия и др.). Третья — с развитием духовных сил и способ- ностей, с активной творческой деятельностью (трудовая, спортивно- игровая, художественно-театральная, научно-исследовательская и др.). Четвертая группа реализует потребность подростка в общении (кружковая работа, клубные объединения, праздники, дискотеки и


др.). Пятая группа связана с целенаправленной творческой учебной деятельностью детей (конкурсы, смотры, каникулярные объедине- ния, турпоходы). Следовательно, в процессе досуговой деятельно- сти осуществляется удовлетворение потребностей детей и подрост- ков, которые не могли быть удовлетворены в их учебной и трудовой деятельности.

Остановимся на понятии «формы воспитательной работы». В пе- дагогической науке не существует единого мнения о формах вос- питательной работы. В словаре С.И. Ожегова дается девять значе- ний слова «форма». Это и внешнее сочетание, и установленный об- разец, и др.

Для того чтобы разобраться в сущности понятия «форма воспи- тательной работы», целесообразно определить, какое место этот фе- номен занимает в педагогическом процессе, каковы его функции.

Первая функция — организаторская. Любая форма воспита- тельной работы предполагает решение организаторской задачи. В роли организатора может выступать как педагог, так и учащиеся. Организация дела отражает определенную логику действий, взаимо- действия участников. Существуют обобщенные методики (алгорит- мы) организации различных форм воспитательной работы, которые стали традиционными и используются многими педагогами (бесе- ды, коллективно-творческие дела, конкурсы, инсценировки и др.). Эти методики предполагают последовательное прохождение ряда стадий, этапов организаторской деятельности.

Вторая функция — регулирующая. Использование той или иной формы позволяет регулировать как отношения между педаго- гами и учащимися, так и между детьми. Различные формы по- разному влияют на процесс сплочения группы школьников. Благо- даря формам, где заранее закладывается необходимость взаимодей- ствия, происходит формирование норм социальных отношений.

Третья функция — информативная. Реализация этой функции предполагает не только одностороннее сообщение учащимися той или иной суммы знаний, но и актуализацию имеющихся у них зна- ний, обращение к их опыту.

Форма, по сути, организационно обеспечивает реализацию це- лей, содержания, принципов и методов воспитания детей. В то же


время одна и та же форма может отражать разное содержание, ино- гда даже не соответствующее первоначальному замыслу.

В педагогической теории и практике существуют различные подходы к классификации форм воспитательной работы. Остано- вимся на классификации, предложенной Е.В. Титовой. Она счита- ет, что существуют три основных типа форм воспитательной ра- боты: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным воз- можностям.

Мероприятия — это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-нибудь другим для воспитанни- ков с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Е.В. Титовой выделены характерные признаки такого типа форм. Это прежде всего созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанни- ков. Иными словами, если что-то организуется кем-то для воспитан- ников, а они, в свою очередь, воспринимают, участвуют, исполняют, регулируют и так далее, то это и есть мероприятие.

К второй группе форм воспитательной работы относятся так на-

зываемые дела. «Дела» — это общая работа, важные события, осу- ществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и ра- дость кому-либо, в том числе и самим себе.

Игры — это воображаемая или реальная деятельность, целена- правленно организуемая в коллективе воспитанников с целью от- дыха, развлечения, обучения.

Прежде чем говорить о классификации форм воспитательной ра- боты, необходимо определить то, что отличает одну форму от дру- гой, т.е. определить признаки формы.

Такими признаками могут быть количественные: формы отлича- ются друг от друга временем их подготовки и проведения, количе- ством участников.

По времени проведения все формы можно разделить на:

 

— кратковременные (продолжительностью от нескольких ми- нут до нескольких часов);


— продолжительные (продолжительностью от нескольких дней до нескольких недель);

 

— традиционные (регулярно повторяющиеся).

 

По времени подготовки бывают экспромтные формы, т.е. про- водимые с учащимися без включения их в предварительную подго- товку, а также формы, предусматривающие предварительную рабо- ту, подготовку учащихся.

По видам деятельности формы учебной, трудовой, спортив- ной, художественной деятельности; по способу влияния педагога — непосредственные и опосредованные.

По субъекту организации классификация форм может быть следующая:

 

— организаторами детей выступают педагоги, родители и дру- гие взрослые;

 

— деятельность организуется на основе сотрудничества;

 

— инициатива и ее реализация принадлежат детям.

 

По результату все формы можно разделить на следующие группы:

 

— результатом является информационный обмен;

 

— результатом является выработка общего решения (мнения);

 

— результатом является общественно значимый продукт.

 

По количеству участников формы могут быть:

 

— индивидуальные (воспитатель — воспитанник);

 

— групповые (воспитатель — группа детей);

— массовые (воспитатель — несколько групп, классов). Невозможно перечислить и тем более охарактеризовать все фор-

мы воспитательной работы, поэтому мы остановимся более подроб- но на массовых (коллективных) формах воспитательной работы, которые являются наиболее распространенными в организации до- суговой деятельности детей и подростков.




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1516; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.154.132 (0.01 с.)