Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виды досуговой деятельности, разнообразие форм воспитательной работы в структуре досугаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Многообразные виды досуговой деятельности раскрыты в ис- следованиях Э.В. Соколова, которые он классифицирует по груп- пам: отдых, развлечения, праздник, самообразование, творчество. По его мнению, отдых снимает усталость и напряжение, служит для восстановления жизненных сил и душевного равновесия. Он может быть пассивным или включать различные уровни и степень актив- ности. Развлечение как досуговая деятельность имеет компенсаци- онный характер, исполняет роль психологической разрядки, эмо- циональной разгрузки, обеспечивает человеку смену впечатлений. Отдых и развлечения сочетаются в праздниках. Праздник всегда связывает прошлое и настоящее путем торжественного по преиму- ществу преображения действительности, служащей для обновления ценностных ориентиров в переломные моменты истории и индиви- дуальной жизни, где человек, хотя бы на небольшой срок, освобож- дается от повседневных забот, тревог, погружается в эмоционально насыщенную атмосферу, испытывая подъем, получает возможность открытого выражения чувств. Самообразование как досуговая деятельность согласно мнению Э.В. Соколова направлено на приобщение людей к ценностям куль- туры. Повышая общую культуру личности, образовательная дея- тельность развивает ум, способности, познавательные интересы, эстетические и нравственные чувства. Наиболее высокий уровень досуговой деятельности достигается в творчестве. Творчество, от- вечающее глубинным и универсальным потребностям человека в самовыражении, преобразовании действительности, поиске, экспе- риментировании, познании и изменении окружающего мира, по- могает совершенствовать бытие, отношение к самому себе, созда- вать новое. Творческая досуговая деятельность поднимает личность на новую ступень — от потребителя духовных ценностей до их соз- дателя. Все перечисленные виды досуговой деятельности тесно связаны между собой. Одни из них выполняют подготовительные функции для участия человека в других. Некоторые исполняют завершающие функции, позволяя в полной мере реализовать социально- педагогический потенциал досуга. С.А. Шмаков выделяет досуговые занятия, которые он класси- фицирует по характеру осуществляемой ребенком в свободное вре- мя деятельности. В связи с этим им определены такие виды досуга: пассивный (зрительский, слушательский) и активный (деятельност- ный); организованный (педагогически целесообразно используемое свободное время) и стихийный (спонтанно протекающий процесс использования свободного времени); контролируемый и неконтро- лируемый; коллективный и индивидуальный; подражательный и творческий; опережающий (изыскательная перспективная деятель- ность) и нормативный (традиционно сложившиеся модели). Все виды досуга по отдельности и особенно применяемые в системе имеют огромное значение во всестороннем развитии личности под- ростка, поскольку он включается в выполнение различных ролей и проявляет себя в разных позициях. Вместе с тем С.А. Шмаков отмечает, что досуговая деятельность по своему содержанию подразделяется на ряд принципиальных групп. Первая группа связана с функцией восстановления различ- ных сил ребенка (прогулки на воздухе, спортивные мероприятия, игры, забавы, вечера отдыха, развлечения и др.). Вторая группа — с повышением эрудиции, потреблением духовных ценностей (чтение литературы, просмотр телепередач, посещение выставок, музеев, путешествия и др.). Третья — с развитием духовных сил и способ- ностей, с активной творческой деятельностью (трудовая, спортивно- игровая, художественно-театральная, научно-исследовательская и др.). Четвертая группа реализует потребность подростка в общении (кружковая работа, клубные объединения, праздники, дискотеки и др.). Пятая группа связана с целенаправленной творческой учебной деятельностью детей (конкурсы, смотры, каникулярные объедине- ния, турпоходы). Следовательно, в процессе досуговой деятельно- сти осуществляется удовлетворение потребностей детей и подрост- ков, которые не могли быть удовлетворены в их учебной и трудовой деятельности. Остановимся на понятии «формы воспитательной работы». В пе- дагогической науке не существует единого мнения о формах вос- питательной работы. В словаре С.И. Ожегова дается девять значе- ний слова «форма». Это и внешнее сочетание, и установленный об- разец, и др. Для того чтобы разобраться в сущности понятия «форма воспи- тательной работы», целесообразно определить, какое место этот фе- номен занимает в педагогическом процессе, каковы его функции. Первая функция — организаторская. Любая форма воспита- тельной работы предполагает решение организаторской задачи. В роли организатора может выступать как педагог, так и учащиеся. Организация дела отражает определенную логику действий, взаимо- действия участников. Существуют обобщенные методики (алгорит- мы) организации различных форм воспитательной работы, которые стали традиционными и используются многими педагогами (бесе- ды, коллективно-творческие дела, конкурсы, инсценировки и др.). Эти методики предполагают последовательное прохождение ряда стадий, этапов организаторской деятельности. Вторая функция — регулирующая. Использование той или иной формы позволяет регулировать как отношения между педаго- гами и учащимися, так и между детьми. Различные формы по- разному влияют на процесс сплочения группы школьников. Благо- даря формам, где заранее закладывается необходимость взаимодей- ствия, происходит формирование норм социальных отношений. Третья функция — информативная. Реализация этой функции предполагает не только одностороннее сообщение учащимися той или иной суммы знаний, но и актуализацию имеющихся у них зна- ний, обращение к их опыту. Форма, по сути, организационно обеспечивает реализацию це- лей, содержания, принципов и методов воспитания детей. В то же время одна и та же форма может отражать разное содержание, ино- гда даже не соответствующее первоначальному замыслу. В педагогической теории и практике существуют различные подходы к классификации форм воспитательной работы. Остано- вимся на классификации, предложенной Е.В. Титовой. Она счита- ет, что существуют три основных типа форм воспитательной ра- боты: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным воз- можностям. Мероприятия — это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-нибудь другим для воспитанни- ков с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Е.В. Титовой выделены характерные признаки такого типа форм. Это прежде всего созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанни- ков. Иными словами, если что-то организуется кем-то для воспитан- ников, а они, в свою очередь, воспринимают, участвуют, исполняют, регулируют и так далее, то это и есть мероприятие. К второй группе форм воспитательной работы относятся так на- зываемые дела. «Дела» — это общая работа, важные события, осу- ществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и ра- дость кому-либо, в том числе и самим себе. Игры — это воображаемая или реальная деятельность, целена- правленно организуемая в коллективе воспитанников с целью от- дыха, развлечения, обучения. Прежде чем говорить о классификации форм воспитательной ра- боты, необходимо определить то, что отличает одну форму от дру- гой, т.е. определить признаки формы. Такими признаками могут быть количественные: формы отлича- ются друг от друга временем их подготовки и проведения, количе- ством участников. По времени проведения все формы можно разделить на:
— кратковременные (продолжительностью от нескольких ми- нут до нескольких часов); — продолжительные (продолжительностью от нескольких дней до нескольких недель);
— традиционные (регулярно повторяющиеся).
По времени подготовки бывают экспромтные формы, т.е. про- водимые с учащимися без включения их в предварительную подго- товку, а также формы, предусматривающие предварительную рабо- ту, подготовку учащихся. По видам деятельности — формы учебной, трудовой, спортив- ной, художественной деятельности; по способу влияния педагога — непосредственные и опосредованные. По субъекту организации классификация форм может быть следующая:
— организаторами детей выступают педагоги, родители и дру- гие взрослые;
— деятельность организуется на основе сотрудничества;
— инициатива и ее реализация принадлежат детям.
По результату все формы можно разделить на следующие группы:
— результатом является информационный обмен;
— результатом является выработка общего решения (мнения);
— результатом является общественно значимый продукт.
По количеству участников формы могут быть:
— индивидуальные (воспитатель — воспитанник);
— групповые (воспитатель — группа детей); — массовые (воспитатель — несколько групп, классов). Невозможно перечислить и тем более охарактеризовать все фор- мы воспитательной работы, поэтому мы остановимся более подроб- но на массовых (коллективных) формах воспитательной работы, которые являются наиболее распространенными в организации до- суговой деятельности детей и подростков.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1516; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.154.132 (0.01 с.) |