Из опыта работы доу №1 Г. Бокситогорска 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Из опыта работы доу №1 Г. Бокситогорска



Из опыта работы ДОУ №1 г. Бокситогорска

 

 

А в т о р ы:заведующая детским садом Печникова Валентина Сергеевна, музыкальный руководитель Брудер Марина Вильгельмовна, воспитатели: Гасанова Елена Геннадьевна, Иванова Антонина Александровна, Кобчикова Галина Семеновна, Кузнецова Наталья Федоровна, Хватаева Инна Владимировна; доцент кафедры теории и методики обучения и воспитания ЛГУ им. А.С. Пушкина Платонова Светлана Михайловна.

 

П о д о б щ е й р е д а к ц и е й канд. пед. наук С. М. Платоновой

 

Р е ц е н з е н т ы:

канд. пед. наук, профессор Д.И. Воробьёва

доктор педагогических наук, профессор В.А. Мосолов

 

 

Взаимодействие с родителями воспитанников: из опыта работы ДОУ №1 г. Бокситогорска / Под ред. С.М. Платоновой. – СПб.: ЛОИРО, 2009 – 88 с.

 

Уважаемые коллеги. Всем Вам хорошо известен детский сад №1 города Бокситогорска. Наш садик был построен первым в городе почти 75 лет назад и многие нынешние взрослые жители города – его бывшие воспитанники. Сегодня мы хотим рассказать Вам о новых страницах в опыте нашего учреждения – об экспериментальной работе с родителями наших детей. В 2004 году педагогический коллектив детского сад №1 приступил к разработке программы “Вместе с родителями”, направленной на совершенствование взаимодействия дошкольного учреждения с родителями воспитанников.

В любом обществе семья – главный институт социализации ребёнка. Микроклимат в семье, преобладающий стиль общения, отношение родителей к ребёнку и к жизни являются определяющими факторами становления личности ребёнка. Но хорошими родителями не становятся автоматически, этому тоже надо учиться. Помощь родителям в деле воспитания ребёнка, повышение родительской компетентности в процессе сотворчества и сотрудничества с работниками ДОУ являлась целью нашей работы.

Книга адресована работникам дошкольных образовательных учреждений, интересующимся проблемой повышения эффективности работы с родителями воспитанников. Её авторами являются работники детского сада, которые представляют свой опыт сотрудничества и сотворчества с семьёй.

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Печникова В. С., Платонова С. М Подходы к работе с родителями воспитанников детского сада…………….с.4

РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ

Платонова С. М Интерактивные технологии в проведении родительских собраний в дошкольном учреждении.

Кузнецова Н. Ф. Родительское собрание-практикум по решению сложных ситуаций взаимодействия с ребёнком

Печникова В. С. «Дом счастья для ребёнка»

Кузнецова Н. Ф., Барковская Т. А «Раннее детство: воспитание любознательности»

Иванова А.А. «Развитие творчества у детей»

Лебедева И.А., Куриченкова С.В. «Воспитание у детей навыков безопасного поведения на улицах города»

Хватаева И.В., Кобчикова Г.С. «Особенности воспитания в семье ребёнка с проблемами речи»

Хватаева И.В., Кобчикова Г.С. Час вопросов и ответов для родителей дошкольников 5-6 лет «Готовность ребенка к школе».

Гасанова Е.Г. Читательские интересы моего ребёнка

Лебедева И.А. Родительское собрание отцов

Куриченкова С.В. Круглый стол «Общаться с ребенком. Как?»

 

ДОСУГОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Иванова А.А. Совместное физкультурное занятие родителей и детей «Путешествие в осенний лес»

Хватаева И.В., Кобчикова Г.С. Семейное шоу «Цветик-семицветик для семьи»

Брудер М.В., Белякова Н.А., Кузнецова Н.Ф. Шоу-программа «Модное ателье»

Брудер М.В. Праздник для детей и родителей «Капустница»………………76

Брудер М.В. Новогодний праздник «Емеля»

Брудер М.В. Новогодний праздник «В гостях у Деда Мороза»

Печникова В. С. Авторские Новогодние игрушки

Хватаева И.В., Кобчикова Г.С. Домашняя игротека

Хватаева И.В., Кобчикова Г.С. Семейное сказкотворчество

Как девочка Оля стала большой

Сказка про капельку

День кота

ЭТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С РОДИТЕЛЯМИ

Печникова В. С., Платонова С. М Права и обязанности родителей

Права и обязанности органов родительского самоуправления

Кодекс Чести Родителей ……………………………………………

Кодекс Чести Педагога………………………………………………………..

заведующая детским садом Печникова В. С.

доцент ЛГУ им. А.С. Пушкина Платонова С. М.

Подходы к работе с родителями

Воспитанников детского сада

Детские годы самые важные в жизни человека, и как они пройдут, зависит от взрослых, прежде всего, от семьи. Именно семья несет в себе наибольший воспитательный потенциал. В любом обществе, в любом типе культуры семья - основной институт социализации ребёнка. Не случайно В.Гюго называл семью "кристаллом общества". Какова бы ни была в жизни ребёнка роль его сверстников, воспитателей, любимых и нелюбимых учителей, и иного окружения, именно психологический климат в семье, сложившийся в ней стиль общения, отношение родителей к ребёнку являются определяющими в воспитании и развитии его личности. Первые знания о себе и окружающем мире, первый опыт отношений, первое представление о нормах и ценностях ребенок приобретает в семье. Этот этап в его жизни называют первичной социализацией. Хотя ребенок и не пассивен в процессе социализации, именно взрослые диктуют ему "правила игры". У него нет выбора значимых других, и его идентификация с ними оказывается почти автоматической.

Хорошими родителями не становятся автоматически – этому необходимо учиться. Во все века родители испытывали потребность получать поддержку в воспитании своих детей. Сегодня эта потребность в квалифицированной помощи актуальна как никогда. Утрачен традиционный уклад семьи, нарушены родовые и семейные связи поколений, уважение старших вытеснено противостоянием авторитету взрослых. Социальное неравенство, обнищание населения, потеря веры в социальную справедливость создаёт напряжение в межличностных отношениях людей, в том числе семейных. Родители не владеют навыками совместного проживания с ребенком жизненных ситуаций. С сожалением приходится констатировать, что в современных условиях семейное воспитание несет значительные потери в связи с крайне неустойчивой социально-экономической ситуацией в стране, вынуждающей родителей переключить усилия на создание материального фона семьи.

Содействие укреплению семьи посредством коррекции семейных отношений может быть особенно эффективно на ранних этапах существования семьи, в том числе в дошкольный период развития ребёнка. В связи с вышеизложенным педагогический коллектив муниципального дошкольного образовательного учреждения №1 «Берёзка» города Бокситогорска Ленинградской области основным направлением работы учреждения выбрал работу с родителями воспитанников. Воспитание родителей – международный термин, под которым понимается помощь родителям в исполнении ими функций воспитателей собственных детей - родительских функций. С точки зрения педагогики и психологии, воспитание родителей должно включать в себя комплекс мер психологического просвещения, обучения, консультирования, коррекционно-развивающей, профилактической работы, который поможет им осознать свою роль в развитии семейных связей, лучше заботиться о благополучии ребёнка, понимать его и развивать в интеллектуальном, социальном, моторном, чувственном, эстетическом, духовно-нравственном плане. За теоретическую основу нашей работы взята гуманистическая педагогика и психология, идеи педагогики сотрудничества. Мы считаем, что чувство единения, то есть связи человека с окружающими его людьми и членами сообщества делает человека способными к сотрудничеству с этими людьми. Если человек не лишён чувства единения и ощущает себя равноправным членом сообщества, то это позволяет человеку найти своё место в жизни, способствует его социальной активности и стремлению к конструктивному сотрудничеству.

Основными принципами нашей концепции воспитания являются “равенство”, ”сотрудничество” и ”ориентация на опыт”. С ними связаны два центральных принципа воспитания: отказ от борьбы за власть и учёт потребностей ребёнка. Равенство в воспитании ребёнка означает взаимоуважение в семье и неприятие разрешения конфликтов с позиции силы. Здесь речь идёт не о тождественности между родителями и детьми, а об уважении уникальности и индивидуальности ребёнка, его внутреннего мира, понимании, что ребёнок не является собственностью родителей. Естественные последствия, логические рассуждения позволяют на практике осознать своё поведение, прочувствовать результат своих действий и сделать нужные выводы. Сотрудничество, как единство принципов равенства, свободы и ответственности, означает, что каждый член семьи, в том числе ребёнок, действует со всеми во имя общего блага семьи. Мы стремимся предоставить родителям возможность учиться, получать новый опыт общения, оказать поддержку другим и себе, поделиться своими успехами, сформировать мнение о себе как об успешном человеке, родителе.

Источниками социализации в семье выступают три типа отношений: "муж - жена"; "родители - дети"; "дети - дети". Они определяют эмоциональный мир человека, его самосознание, его нравственные установки. Все это делает семью основой человеческого благополучия. Не случайно Ф.М. Достоевский говорил, что "в семье три четверти счастья человеческого, а в остальном - едва ли четверть". Работу с родителями мы стремимся осуществлять в форме сотрудничества и решать следующие задачи:

- помочь родителям понять детей, научиться разбираться в мотивах и значении их поступков;

- помочь каждому родителю осознавать свои мотивы воспитания ребёнка;

- овладение родителями способами развития ребёнка как личности;

- осознание родителями роли стиля семейного воспитания, типа воспитательных отношений в семье и стремление к позитивному стилю.

Мы считаем, что процесс повышения родительской компетентности в условиях ДОУ будет успешным, если:

· воспитатели овладеют активными формами обучения родителей;

· педагогическим коллективом будет принят творческий сотруднический подход к взаимодействию с родителями;

· будет уточнена и расширена нормативно-правовая база взаимодействия с родителями;

· управленческой основой взаимодействия с родителями станет технология коллективной организаторской деятельности, обеспечивающая участие каждого в принятии решений благодаря сменяемости руководства, коллегиальности, работе микрогрупп;

· будет разработана и внедрена система психолого-педагогического сопровождения семей и условий семейного воспитания;

· будет реализована образовательная программа воспитания родителей.

Мы ставим своей целью создание психолого-педагогических условий для глубокого продуктивного взаимодействия педагогов, детей и родителей, развитие и укрепление партнёрских отношений и формирование ответственной родительской позиции. Работу с родителями в детском саду №1 мы ведём по следующим направлениям:

- Создание системы психолого-педагогического сопровождения семейного воспитания, оказание индивидуальной помощи родителям в проблемах семьи и семейного воспитания.

- Установление партнёрских отношений педагогов и родителей, сотрудничество в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой гуманной доброжелательной, воспитательной среды, единого педагогического пространства.

- Вовлечение родителей в педагогическое самообразование, изучение и внедрение лучшего опыта семейного воспитания, совместное проведение научных конференций, дискуссий, проблемных столов и т.д.

- Пропаганда использования в семье игр, самодельных игрушек, находок народной педагогики.

- Накопление опыта сотворчества детей и родителей в досуговых и оздоровительных мероприятиях, клубной работе, краеведческой деятельности, рефлексия полученного опыта.

- Привлечение родителей к активному участию в управлении образовательным процессом. Нормативно-правовая регуляция системы взаимоотношений с родителями.

Переход к определённому в Законе об Образовании государственно- общественному управлению в системе образования предполагает изменение характера взаимоотношений между детским садом, школой и родителями, типов взаимоотношений между учреждением образования и семьей, родителями учащихся. Работа по воспитанию детей требует тесного сотрудничества родителей с воспитателями, взаимопонимания и единства взрослых, с которыми взаимодействует ребёнок.

Мы начали с занятий для самих педагогов, на которых обсуждаются острые вопросы семейной педагогики, методики работы с родителями, методы и результаты диагностики, сложные педагогические ситуации.

Проведённый нами анализ опыта работы с родителями показал, что традиционные формы работы (родительские собрания и консультации) не давали нужного эффекта. Родители принимали в них лишь формальное участие, воспитание детей в садике и в семье проводилось изолированно друг от друга. Проведя диагностику семей через различные опросники и анкеты, мы установили, что родители достаточно высоко оценивают свои родительские успехи. Потребность в психолого-педагогических знаниях присутствовала лишь у 45% родителей. Признали наличие проблем в воспитании ребёнка 34% опрошенных. Анализ таких анкет дал представление о том, что интересно мамам и папам, как они представляют себе процесс воспитания, в каких консультациях нуждаются. На основе пожеланий родителей мы стали реализовать новые формы работы. Организовали дни открытых дверей, в которых каждый родитель мог присутствовать на любом занятии, прогулке, поговорить со специалистами. Понравились родителям наши нетрадиционные собрания «За чашкой чая». Обогатилась тематика родительских собраний: психологические особенности детей дошкольного возраста, трудные педагогические ситуации. Интересной формой работы стало проведение занятий для детей и родителей по телесному контакту. Эти занятия сближают детей и родителей не только физически, но и духовно. Все получают от таких развлечений огромное удовольствие. Создаются информационные листы, уголки для родителей, в которых раскрывались такие темы: «Как провести новогодний праздник», «Масленица», «Весенний перезвон», «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны», «Домашний театр».

В традицию вошло проведение «Дня именинника» с праздничной программой, приготовленной родителями. Чтобы дети чувствовали себя в группе спокойно, комфортно, уверено, в раздевалках вывешивается стенд с фотографиями семьи каждого ребенка. Очень любят наши дети и родители праздники «Встреча Нового года», «Наши милые мамы», «Лучший папа» и др. Важным является активное участие родителей не только в проведении, но и в подготовке праздников. Такие праздники сближают родителей, воспитателей и детей, помогают создать эмоциональный комфорт в группе. Большое внимание на праздниках, вечерах уделяется совместной деятельности детей и родителей. Благодаря этой работе дети начинают воспринимать родителей по-новому, как друзей и союзников, с которыми надёжно и интересно. Родитель, участвующий во всех мероприятиях, учится понимать чувства ребенка, его точку зрения, видеть его возможности.

В практике работы мы стремимся превратить родительские собрания групп в часы педагогического поиска, коллективного рассуждения о детях, обмена опытом. Для этого проводим практикумы по решению сложных ситуаций общения с детьми, тематические дискуссии, деловые игры, например, по конструированию модели семьи как Дома детской радости и другие формы активного общения.

Одной из традиций в жизни нашего детского сада является работа в старшей и подготовительной группах семейного клуба “Круговорот”, содержанием деятельности которого является историческое краеведение. В программе посещение музеев, выставок народного творчества, экскурсии в природу, создание семейных архивов и, конечно, совместные праздники. Мы собираемся, прежде всего, на народные праздники годового календарного круга, такие, как осенины, рождественские встречи, масленница, пасха. Мы побуждаем родителей открывать двери своих домов и рассказывать о себе через тематические выставки, в том числе, фотовыставки. Например, мы проводили выставку наград героям Великой отечественной войны (орденов, медалей), фотовыставки “Хорошо, когда рядом друг”, “Бабушка, папа, мама и я – дружная семья”, “Наше лето” и т.д.

Задачи просвещения родителей, коррекции их родительской позиции решает “Родительская Академия”. Основным содержанием занятий является материал возрастной физиологии, психологии и педагогики. Почему горцы говорят про плохого человека: “Наверное, мать не пела над его колыбелью”? Сколько и каких именно игрушек нужно ребёнку? Как влияют на ребёнка памперсы, современное телевидение, кукла Барби? - на эти и другие вопросы мы ищем ответы на наших встречах. В работе Академии реализуется индивидуальный подход через консультации, работу в паре с педагогом, и дифференцированный подход через групповые встречи, например: для родителей, которые развелись; для родителей, в семье которых родился второй ребёнок.

В целях нормативно-правовой регуляции системы взаимоотношений с родителями нами совместно с родителями разработаны документы, направленные на нормативно-правовую регуляцию взаимоотношений - система прав родителей и органов родительского самоуправления. Эти документы отражают рост доверия и уважения к родителям, готовность педагогов к соблюдению их расширенных прав, к демократическому совместному решению сложных вопросов. Исходя из принципа коллегиальности, высшим законодательным органом родительского самоуправления на уровне учреждения является Общее родительское собрание, на уровне группы – родительское собрание группы. Исполнительными органами являются Родительские комитеты детского сада и групп. Родительские комитеты возглавляются председателями, у которых есть заместители. Кроме того, для подготовки конкретных мероприятий создаются творческие группы, советы организаторов и т. д. Принципами работы органов самоуправления является сменность, учёт возможностей, наличие необходимых полномочий и поддержки.

В целях анализа результатов нашей работы и определения путей её совершенствования нами было проведено анкетирование родителей. Приведём некоторые результаты анкетирования:

1. Работа детского сада помогает увидеть ребёнка по-новому:
Да-79% Скорее да- 19% Нет-2%

2.Отношение к заданиям, которые предлагает детский сад для самостоятельного выполнения с ребёнком.

Как к интересному и полезному занятию - 100%

3.Эффективность родительских собраний оценивают как:
Высокую - 20% Достаточную - 78% Низкую — 2%

4. Степень удовлетворённости во взаимодействии с воспитателями:
Высокий-84% Средний уровень - 16%

С младшим обслуживающим персоналом и другими сотрудниками:

Высокий-82% Средний- 18%

5. Является ли значимым участие родителей в жизни детского сада:
Да-72% Скорее да- 20% Скорее нет - 8%

6.Больше всего родителям запомнились совместные праздники с детьми
и участие в их подготовке.

7.Какие формы взаимодействия ДОУ с родителями кажутся полезными: совместные праздники с детьми; открытые занятия; анализ результатов диагностики детей; родительские собрания в группах; клуб детей и родителей; лекции для родителей; тематические беседы; обмен опытом родителей по воспитанию детей.

Мы продолжаем совершенствовать работу с родителями. В коллективе созданы исследовательские группы педагогов, которые ведут работу по следующим направлениям: “Интерактивные родительские собрания”, ”Родительская энциклопедия”, ”Семейный клуб”. Задачами этого года является сотворчество детей и родителей в театральной деятельности; апробация новых форм открытых занятий, направленных на родительскую рефлексию; создание семейного клуба игры и общения. Вперединовые трудности и новые свершения.

 

 

Доцент кафедры теории и методики обучения и воспитания

ЛГУ им. А.С. Пушкина

Платонова Светлана Михайловна

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Примерные игры-занятия с элементами экспериментирования для детей от 2 лет 6 месяцев до 3 лет 6 месяцев

ВОДИЧКА-ВОДИЧКА

ЦЕЛЬ. Закрепить первоначальные представления об объектах неживой природы, в частности о воде (прозрачная; течёт, льётся, журчит; нужна всем: животным, людям, растениям; воду пьют, ею умываются, в ней купаются); использовать игры с водой для закаливания ребёнка, подчеркнуть целительные свойства воды, использовать малые фольклорные жанры, раскрывающие отношение человека к воде, подчёркивающие её значимость для всего живого.

МАТЕРИАЛ. Иллюстрация к потешке «Водичка-водичка» (можно использовать любую картинку, на которой изображён умывающийся ребёнок), прозрачный кувшин с кипячёной водой, прозрачные стаканчики (по числу участников), резиновая кукла, игрушечный тазик.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Покажите ребёнку картинку, на которой изображена умывающаяся девочка (иллюстрация Ю. Васнецова). Пусть он рассмотрит её в течение двух-трёх минут. Спросите: «Кто изображён на картинке? Что она делает?». Затем прочитайте потешку:


Водичка-водичка,

Умой Тане (наше) личико, Чтобы глазки блестели, Чтобы щёчки алели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Затем спросите: «Какую водичку ты видел, когда умывался, мыл руки, купался?». Если ребёнок затрудняется ответить, подскажите ему: «Прозрачную».

Затем предложите умыть куклу. Медленно лейте воду над игрушечным тазиком, давая малышу возможность почувствовать значение слов «вода течёт, журчит, булькает...».

В конце занятия разлейте воду из кувшина по стаканчикам, сопровождая действия словами: прозрачная, журчит, булькает. Вместе выпейте воду.

КАКОГО ЦВЕТА ВОДИЧКА?

ЦЕЛЬ. Познакомить с приёмом окрашивания воды.

МАТЕРИАЛ. Гуашь, прозрачные стаканчики, наполненные на одну треть чистой водой; белая бумага; трафарет воздушного шара: пакет с прорезью для цветных вкладышей (18*15); кисть.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Обратите внимание ребёнка на краски, уточните их цвет: красная, зелёная, синяя, жёлтая. На листе белой бумаги оставьте след от каждой краски, называя её цвет- лист станет разноцветным. Отложите его. Теперь пусть ребёнок действует самостоятельно под вашим руководством. Дайте четыре краски, Четыре стаканчика с водой, тряпочку для промакивания кисти.

Сначала предложите порисовать красной краской. Покажите приём размывания краски. Пусть ребёнок закрасит весь лист. Обратите внимание на то, что вода в стаканчике стала красной. Отложите красный листочек на просушку, рядом поставьте баночку с окрашенной водой. «Видишь, от краски вода становится цветной. Значит воду можно окрасить». Предложите сделать то же самое с другими красками.

После того как все раскрашенные листы просохнут, соберите их в стопку, вниз положите свой разноцветный листок. Вложите их в пакет с вырезанным изображением воздушного шарика (трафарет) с тёмной ниточкой. По очереди вынимайте листочки - шарики будут менять цвет.

Воспитатель Иванова Антонина Александровна

Короткая дискуссия.

Да, уважаемые родители, во многом вы правы. А вот что говорят о творчестве специалисты.

Комментарий специалиста

Вопросы развития детского творчества давно интересуют исследователей. Творческой называют такую деятельность человека, при которой создается нечто новое. Не важно, будет это новое материальным, доступным органам чувств другого или будет жить внутри самого человека — его мысли, чувства.

Любая ли деятельность человека является творческой? В основном выделяют два вида поступков. Первый называют воспроизводящим, он теснейшим образом связан с памятью и подражанием. В этом случае человек воспроизводит или повторяет уже известные ему приемы и способы действий (проводится аналогия с Артемоном). Второй вид — творческий. Например, водитель сначала обучается своей профессии, с течением времени у него появляется привычка к выполняемым действиям, он их всего лишь воспроизводит. А когда он попадает в какую-нибудь необычную ситуацию (случается затор на дороге, встречается огромная лужа и т. д.), здесь уже включается творчество. Так происходит смена воспроизводящих действий творческими. В жизни ребенка, как и в жизни взрослого, не всегда можно обойтись только воспроизводящими, исполнительскими действиями. Очень часто бывает необходимо проявить творчество. В жизни дошкольника очень большую роль играет воображение. Каждый малыш может подняться на самые большие высоты творческой деятельности. Психологи считают, что дети рождаются с творческими задатками, которые со временем затухают. Недаром мы говорим, что дети – большие выдумщики и фантазёры. Но вот проходят годы, и, решая задачки в школе, готовясь к занятиям в университете, выполняя изо дня в день профессональные обязанности, бывший фантазёр утрачивает способность к нестандартному мышлению, идёт проторенной дорогой, не ища новых эффективных путей. Поэтому наша задача всемерно поддерживать и стимулировать развитие у детей творчества.

В жизни детей творческие способности могут выручить в самых разнообразных жизненных ситуациях. Воображение обогащает жизнь детей, делает ее ярче, интересней.

Детское творчество отличается от творчества взрослого. Ребенок действует подсознательно, он не ставит перед собой целей. Кроме того, ребенком движет стремление удовлетворить свои потребности в творчестве, рождает у него положительные эмоции.

Ведущий. Каким же образом можно развить творчество у ребенка-дошкольника? Я предлагаю вам, дорогие родители, ненадолго вернуться в чудесный мир детства, представить, что мы опять дошколята и вокруг так много удивительного.

Звучит детская песня.

А больше всего на свете мы, конечно же, любим играть. Давайте поиграем!

Игра 1

Мы привыкли, что каждой вещи присущи определенные признаки. Вот, например, река.

На листе ватмана слева записывается слово «река».

Какой она бывает? (Широкой, бурной, горной.) А молоток? (Большим, железным, тяжелым. Свойства, присущие молотку, записываются на листе ватмана справа.) А может река быть большой? Можем мы назвать реку железной? (Например, поток расплавленного металла.) А тяжелой? А теперь попробуйте сами совместить один предмет со свойствами другого!

Выслушиваются варианты родителей, при затруднении следует предложить заготовленные варианты.

Комментарий специалиста

Этот способ развития творчества получил название «метода фокальных объектов» (от слова «фокусироваться»). Это означает, что мы концентрируем наше внимание на каком-то объекте, который нужно изучить или усовершенствовать. Он предстает перед нами в самых разных своих проявлениях, как в фокусе объектива фотоаппарата. — четко и ясно Произвольно выбираем несколько других объектов и называем их — жетатечьно чтобы это были предметы, хорошо знакомые детям. - а затем начинаем примерять признаки этих предметов к нашему объекту. Неожиданное сочетание этих признаков с изучаемым объектом позволяет увидеть его с разных, порой необычных, сторон. Новые "ракурсы позволяют глубже понять его особенности, открыть новые и интересные свойства Тем самым метод локальных объектов погружает ребенка в ситуацию исследования пробуждает познавательную активность, интерес к объекту.

Игра 2

Уважаемые родители! У вас на столах лежат карточки, на которых написаны какие-то необычные слова. Что бы они могли значить? Такие наименования дети дали предметам, названия которых им были неизвестны. И им пришлось придумать свои собственные. (Примеры можно взять из книги К. И. Чуковского «От двух до пяти».) А сможете ли вы определить, что же за предмет получил то или иное название?

По мере высказывания предположений родителям даются названия из вышеупомянутой книги.

Игра 3

Родителям предлагается создать художественный образ (например, весенний день, цирк и др.). Однако вместо красок и кисточек на столах находятся кусочки материи, крупы, нитки, цветная бумага, бросовый и природный материал. В процессе выполнения родителями задания звучит спокойная музыка, создающая эмоциональный настрой.

Комментарий специалиста

Известно, что дети необычайно эмоциональны и впечатлительны. Они тонко чувствуют и бурно реагируют на новое и необычное, стремясь выразить свои впечатления в рисунках, поделках. Их завораживает зрелище кукольного или настоящего театра, они легко преображаются в героев книг, спектаклей, фильмов. Именно в художественной деятельно-хти проявляется вкус ребенка, его эстетические переживания и развиваются творческие способности, инициативность и самостоятельность, расширяется кругозор, оттачиваются интеллектуальные способности. А чтобы изобразительная деятельность ребенка носила творческий характер, необходимо разнообразить материалы и техники выполнения изображения. Ведь осеннее дерево можно нарисовать гуашью, акварелью, карандашами, мелками, угольком, а можно — с помощью сухих осенних листьев, кусочков материи или из разных видов круп!

Игра 4

Ну а теперь нам предстоит перевоплотиться в самые разные предметы. Я расскажу вам одну историю, которая произошла этим летом. А вы мне поможете. Герои моего рассказа — мама, папа, а также чайник, дверь, мотор (все предметы, задействованные в рассказе). Каждому из вас достанется роль, которую необходимо озвучить. Вот вы будете мама, вы — папа, вы — автосигнализация и т. д.

Ведущий рассказывает, родители озвучивают, издавая звуки, присущие тому или иному предмету.

Бокситогорск летнее утро. Все еще спят. К дому подъезжает мусорная машина. Срабатывает автосигнализация. Просыпается мама. Ставит чайник. Звенит будильник. Плачет малыш. Свистит чайник. Папа идет в ванную. Скрипит дверь. Малыш плачет еще громче. Мама успокаивает малыша.

Все в сборе. Пора к бабушке. Все садятся в машину. Захлопываются двери. Включается мотор. Машина едет по шоссе. Мимо на большой скорости проезжает автомобиль. Впереди пост ГАИ. Свисток милиционера. Слава Богу, не нам. Свернули с трассы. Впереди деревня. Привычно залаял пес. Загоготали гуси. Закрякали утки. Захрюкали поросята. И вдруг... А теперь давайте расскажем эту историю без слов. Итак, Бокситогорск, летнее утро...

Родители звуками имитируют содержание рассказа.

Комментарий специалиста

День ребенка в детском саду и дома заполнен разнообразными заботами. Игра дает ему.возможность выразить свои чувства, отношения, это благодатная почва для проявления детского воображения, фантазии и творчества. В игре дошкольник получает уникальный опыт, без нее невозможно представить саму жизнь ребенка. Известно, что если ребенок не играет, то он болен либо «перепедагогизирован». К сожалению, мы стали сегодня меньше времени уделять играм детей, увлекшись вопросами обучения. А ведь именно играя можно столь многому научиться...

Ведущий. Вот и мы сегодня немного пожили удивительной, богатой фантазиями жизнью детей, окунулись в атмосферу игры и творчества. Мы надеемся, что эти игры помогут вам поддержать и развить творческие способности детей.

Во что играют ваши дети дома? Как используют игровое пространство? Участвуете ли вы, в играх своих детей и в чем это проявляется? Задумывались ли вы как важно для ребенка внимание взрослого к его замыслам и творческим идеям?

Попробуйте придумать что-нибудь свое, и в следующий раз мы смогли бы подготовить совместно с вами и с детьми игры для развития их воображения и творчества.

 

 

Воспитатели Лебедева И.А., Куриченкова С.В.

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ

«ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО

ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦАХ ГОРОДА»

 

Вся работа с детьми по воспитанию у них навыков безопасного поведения на улицах города должна происходить в тесном взаимодействии с родителями, поскольку является важнейшей сферой, определяющей развитие личности ребенка в дошкольные годы.

В семье происходит становление характера ребенка, формирование его отношения к окружающим, первые навыки общения. Семья обеспечивает удовлетворение важнейшей потребности маленького ребенка - потребности в признании, любви, эмоциональной защищенности. Значимость семейного воспитания состоит в том, что оно осуществляется постоянно, начиная с рождения ребенка, и строится на основе эмоциональных контактов между родителями. Поэтому педагогам детского сада необходимо сделать родителей своими союзниками в воспитании ребенка сознательного безопасного поведения на улицах города. Первоочередная задача - выработка единого подхода, единых педагогических требований к ребенку по данному вопросу со стороны педагогов детского сада и родителей. Прежде всего, необходимо объяснить родителям важность этой проблемы.

 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

 

- Оформление карточек, на которых написаны проблемные ситуации,

-Оформляется помещение для проведения собрания. Можно провести его и в групповой комнате, и в музыкальном или физкультурном зале, и в методическом кабинете, если он достаточно большой и в нем есть стол или столы, которые можно поставить кругом или незамкнутым кругом,

-Оформляется выставка для родителей, на которую помещаются:

*различная детская художественная литература по ПДД,

*методические рекомендации для родителей по воспитанию навыков безопасного поведения,

*консультации,

*описание дидактических и подвижных игр, в которые родители могут поиграть с детьми.

Может возникнуть вопрос: зачем объяснять детям особенности движения транспорта, правила перехода улицы, если малыш все равно переходит дорогу, только держась за руку взрослого? Не преждевременна ли работа по изучению ПДД уже в детском саду? Быть может, не стоит забивать голову детям этими правилами, пока еще не ходят самостоятельно по улице, не пользуются самостоятельно городским транспортом?


Но мы всегда должны помнить о том, что формирование сознательного поведения - это процесс длительный. Это сегодня ребенок всюду ходит за ручку с мамой, а завтра он станет самостоятельным пешеходом и пассажиром городского транспорта.

Итак, работа по обучению детей правилам грамотного и безопасного поведения на улицах города, в городском транспорте - это работа не одного дня. Для того чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. Работа должна быть систематической. И еще одно важное требование: детям недостаточно только теоретических занятий, они должны применять их на практике. И если теоретические занятия мы можем обеспечить детям в детском саду, то их практическое применение целиком ложится на ваши плечи.

Сегодня мы предлагаем вам выработать единую педагогическую позицию в решении этой проблемы между педагогами детского сада и вами - родителями. Единство наших и ваших требований к детям - это условие нашего успеха и безопасности наших детей. Сначала мы кратко расскажем о том, какая работа проходит у нас в детском саду, а затем попробуем выяснить ваши позиции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.29.219 (0.098 с.)