Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Форма государственного устройства: понятие и виды. Нетрадиционные формы государственного устройства.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Форма государственного устройства – политико—территориальное устройство государства. Простые (унитарные) государства – единые и централизованные государства, состоящие из административно—территориальных единиц, подчиняющихся центральным органам власти и не обладающих признаками суверенитета (Франция, Норвегия и т. д.). Признаки: -единство и суверенитет; -административные единицы, не обладающие политической самостоятельностью, в конституции закреплено право на местное самоуправление, но существует закрепленное законом право на вмешательство центральной власти в дела местного самоуправления; -единый и централизованный государственный аппарат; -общая законодательная система; -единая система взимания налогов. Виды: 1) в зависимости от способа контроля: -централизованные (на местах – представители из центра); -децентрализованные(на местах избираются органы местного самоуправления); -смешанные; Сложные государства – государства, состоящие из государственных образований, которые пользуются какой—либо степенью государственного суверенитета. Федерация – это сложное (многосоставное) государство, составные части которого обладают политической автономией (признаками государственного суверенитета) 2 группы признаков: федерацию составляют государственные образования, имеющие статус субъектов федерации с собственным административно-территориальным устройством и собственной организацией власти, отсюда следуют такие признаки, как: - двухуровневая система государственной власти - два типа правовых систем (федеральная и в субъектах, единство им придает принцип верховенства федерального права) - принцип бикамерализма в построении союзного парламента (двухпалатный парламент, где одна из палат представляет интересы субъектов федерации) -субъекты федерации не являются государствами в собственном смысле слова, обладают ограниченной правосубъектностью, отсюда следуют такие признаки, как: - непризнание за субъектами федерации их собственного суверенитета в полном объеме - финансовая зависимость субъектов от федеральной власти - верховенство федерального права - отсутствие у субъектов права сецессии (выхода из состава федерации). Виды: в зависимости от принципа формирования субъектов: – административно—территориальная; – национально—государственная; – смешанная; в зависимости от юридической основы: – договорная; – конституционная; От федерации следует отличать конфедерацию и иные формы межгосударственных объединений. Конфедерация – межгосударственные объединения либо временные юридические союзы суверенных государств, создаваемые с целью обеспечения общих интересов. Признаки: -отсутствие суверенитета, единого гражданства, законодательства и единой денежной системы; -координация деятельности государств по вопросам, для решения которых они объединялись; -добровольный выход и отмена действия общеконфедеративных актов на своей территории. В последнее время наблюдается появление такой формы территориальной организации государства как региональное (децентрализованное) государство – государство, в котором его составным частям в значительной степени преданы полномочия от центра; сочетает в себе черты унитарного государства и федерации; часто связано с наличием в государстве автономии (например, Гренландия в Дании, Шотландия в Великобритании, Крым в Украине). Наряду с унитарными и федеративными государствами в современном мире существуют и нетрадиционные формы государственного устройства. Среди них: содружество, сообщество и союз. Содружество - весьма редкое, организационное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков, определенной степенью однородности. Объединяющие их признаки могут касаться, во-первых, экономики (одинаковая форма собственности, интеграция хозяйственных связей, единая денежная единица и др.), во-вторых, права (уголовного, гражданского, процессуальных норм, сходство имеет и правовой статус гражданина), в-третьих, языка (иногда языковое единство имеет лингвистический характер, например, у славянских стран СНГ, иногда же единство обусловливается его привнесением в результате колониального господства, как, например, у стран Британского содружества наций), в-четвертых, культуры (зачастую культурная общность имеет единое происхождение, иногда достигается путем взаимообогащения или даже привнесения и ассимиляции иных, чужеродных элементов), в-пятых, религии (но не всегда). Однако содружество - это не государство, а своеобразное объединение независимых государств. В основе содружества, как и при конфедерации, могут лежать межгосударственный договор, устав, декларация, иные юридические акты. Для теории государства и права изучение такой формы организационного объединения государств, как содружество, стало относительно новым и особенно актуальным делом после распада СССР и образования Содружества Независимых Государств некоторыми республиками, ранее входившими в его состав. В этой связи следует отметить, что Содружество как объединение государств может носить и переходный характер. Оно может развиться в конфедерацию и даже в федерацию, либо, наоборот, при противоречивости интересов, целей государств, образовавших его, послужить этапом окончательной дезинтеграции специфического союза государств. Сообщество - является еще одной своеобразной переходной формой в государственной организации общества. В основе Сообщества, как правило, лежит межгосударственный договор. Оно в большинстве случаев усиливает интернациональные связи государств, входящих в Сообщество, и эволюционирует в сторону конфедеративного объединения (например, Европейские сообщества). В Сообщество могут входить ассоциированные члены - государства, принимающие те или иные правила, действующие в Сообществе. Порядок вступления в Сообщество и выхода из него устанавливается членами Сообщества. В Сообществе может быть свой бюджет (формируемый из отчислений членов-государств), надгосударственные органы. Сообщество может иметь цель выровнять экономический и научно-технический потенциал государств, входящих в него, объединить усилия этих государств для достижения глобальных целей, упростить таможенные, визовые и иные барьеры (вплоть до их отмены) и т.д. Союз - разновидность государственных соединений с определенной целью. В теории государства и права определение союза дается очень редко, потому что эта форма встречается не часто. Союзные формирования можно встретить, например союз России и Белоруссии. Этот союз является политическим объединением двух суверенных стран, с общей конституцией (в перспективе) и языком (по сути). Среди зарубежных стран наиболее отчетливо элементы союза характерны для Европейского Союза (ранее - Сообщества). В состав союза входит 27 государств-членов. Союз имеет Европарламент, члены которого теперь избираются прямым голосованием избирателей в государствах-членах по избирательным округам, каждое государство имеет определенное число избирательных округов в основном в пропорции к численности населения (ранее, члены Европарламента избирались косвенными выборами - парламентами отдельных государств). Среди органов Союза есть Совет министров, другие органы, некоторые из них могут принимать решения, обязательные для государств-членов. По ряду вопросов принимаются европейские правовые акты, которые имеют обязательную силу. Некоторые из них действуют непосредственно в государствах-членах. Другие акты обязывают государства-члены привести внутреннее законодательство в соответствие с актами Европейского союза. В 2002 г. в Европейском союзе была введена общая денежная единица - евро. В 2004 году была подписана Конституция ЕС. В силу ряда причин она до сих пор не вступила в действие. Основная причина - подписание Лиссабонского договора (13 декабря 2007 года). Можно сказать, что Лиссабонский договор является упрощенным вариантом конституции ЕС. В теории государства и права Европейский Союз понимается по-разному, как союз и, как сообщество. На примере выше означенных форм государственного устройства мы можем вновь наблюдать тенденцию к преобразованию и глобализации развитых государств. Все мощней становится авторитет Евросоюза, что дает основания сделать предположение о дальнейшем развитии подобных ассоциированных государственных объединений В конце XIX – начале XX века выделялись 2 особые формы государственного устройства, а именно «инкорпорация» и «сюзеренитет». Сюзеренитет «характеризуется как вассальное подчинение одного государства (вассала) в «известных отношениях» власти другого государства (сюзерена)». По своему происхождению и назначению сюзеренитет имел двоякий смысл: -он служил в качестве «переходной политической формы при распадении разноплеменного государства на его составные части» -являлся средством «подчинения слабых государств сильным». Сюзеренитет относится к периоду средневековой истории, но не к современности. Инкорпорация – «полное поглощение одного государства другим или полное слияние нескольких государств в одно целое, в котором отдельные части совершенно утрачивают государственный характер». В отличие от сюзеренитета, инкорпорация может рассматриваться как данью прошлого, так и формой государственного устройства настоящего. Примером инкорпорации является, например воссоединение Федеративной Республики Германии и Германской Демократической Республики после перестройки внешней и внутренней политики СССР в 90-е годы XX века.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1502; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.250.221 (0.009 с.) |