Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и принципы государственной службы

Поиск

 

Для обеспечения реализации своих целей и функций государство создает и содержит специальный аппарат – совокупность людей, профессионально занимающихся выполнением функций государства. Существование государственного аппарата является неотъемлемой частью государства и одним из его признаков.

В обществе государственное управление связывается с таким социально-правовым институтом как государственная служба. Государственная служба представляет собой практическое участие гражданина в осуществлении целей и функций государства посредством исполнения обязанностей и осуществления полномочий по государственной должности.

Государственная служба – это комплексный правовой институт, состоящий из норм различных отраслей права (финансового, трудового, административного и др.). На сегодняшний день законодательство России о государственной службе состоит из Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных актов, а также конституций, уставов, законов и нормативных актов субъектов Федерации. Некоторые вопросы регулируются нормативными актами Президента и Правительства РФ. Особенности государственной службы в отдельных отраслях, министерствах и ведомствах могут регулироваться отдельными с пециальными законами, например, «О службе в таможенных органах РФ» от 21.07.1997 г. На государственных служащих распространяется законодательство РФ о труде с учетом особенностей законодательных актов о государственной службе. Федеральные органы управления издают ряд других правовых актов: Реестр государственных должностей в РФ и др.

Г осударственная служба по своему внутреннему содержанию отражает свойства присущие в целом государственному управлению: системность, государственное властвование, универсальность, разнонаправленность и т.п.

Государственная служба как специфический вид деятельности обладает определенными чертами:

a) Она носит прикладной характер. Сама по себе она не имеет ценности, а предназначена для реализации целей и функций государственного управления. Поэтому её можно представить как совокупность выработанных людьми навыков, умений, способов, средств и действий человека в сфере управления.

b) Отличается интеллектуальным содержанием. Это качество двояко проявляется: с одной стороны – выработка решения и его реализация не возможно без интеллектуальной деятельности должностных лиц органов государственного управления, с другой стороны - требует того же от управляемого объекта - людей, осознания ими управленческого воздействия.

c) Информационность. В своей основе управленческая деятельность во многом связана с поиском и обработкой огромного массива информации, на основе которого принимаются управленческие решения. От качества информации, ее достоверности зависит эффективность принимаемых решений и в целом государственное управление.

d) Социально-психологический характер с выраженным проявлением воли. Специфика государственной службы связана с постоянным выполнением обязательных определенных действий, подчинения и исполнения, работы в определенном коллективе, требует подчинения собственного «Я» исполнению государственной должности, напряжения личных качеств и согласования своих действий с общими целями.

e) Коллективность. Управленческая деятельность всегда осуществляется в коллективе, предполагает взаимодействие одних коллективов с другими, как внутри управляющего субъекта, так и с коллективами объектов управленческого воздействия, социальными группами и т.п. Формальное построение органа управления по подразделениям и должностям создает только логическую схему для упорядочивания коллективного труда многих.

f) Комплексное явление - включает многие компоненты: люди, информация, технические средства и многое другое. Только сбалансированное введение в действие всех элементов управления придает ему рациональность и эффективность.

g) Юридическая заданность. Несмотря на влияние субъективного человеческого фактора на характер управленческой деятельности, многие её элементы закрепляются юридически, «привязываются» к конкретным государственным органам, должностям: компетенция, сфера деятельности, способы выполнения управленческих функций и т.п.

Государственную службу можно рассматривать в нескольких аспектах:

= Социальном – государственная служба как социальная категория - это профессиональное осуществление по поручению государства общественно полезной деятельности лицами, занимающими должности в государственных организациях;

= Политическом – как деятельность по реализации государственной политики, по достижению государственно-политических целей и задач в обществе и государстве;

= Социологическом – это практическая реализация функций государства, компетенции государственных органов;

= Правовом – юридическое установление государственно-служебных отношений, при реализации которых и достигается практическое выполнение должностных обязанностей, полномочий служащих и компетенции государственных органов.

Г осударственная служба строится на конституционных принципах российского государства, которые нашли свое отражение в законодательных актах, посвященных государственной службе, в частности в ФЗ «Об основах государственной службы в Российской Федерации» от 05.07.1995 г., Указе Президента РФ «Об утверждении Положения о федеральной государственной службе» и др.

В основе государственной службы лежат следующие принципы:

a) Верховенство Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими своих должностных обязанностей и в обеспечении их прав;

Приоритет и непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина – обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать их;

Единство системы государственной власти и разграничение полномочий между Федерацией, её субъектами и муниципальными образованиями;

Разделение ветвей власти – законодательная, исполнительная и судебная;

Равный доступ к государственной службе – в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;

Обязательность решений вышестоящих государственных органов и руководителей, принятых ими в соответствии с российским законодательством и в пределах их компетенции;

Единство требований, предъявляемых к государственной службе;

Профессионализм и компетентность государственных служащих;

Гласность в осуществлении государственной службы;

Ответственность государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

Внепартийность государственной службы; отделение религиозных организаций от государства;

Стабильность кадров государственной службы;

С позиций осуществления управленческой деятельности можно выделит следующие виды службы: федеральная служба; государственная служба субъектов Федерации и муниципальная служба. Государственную службу условно можно разделить на: федеральную и субъектов федерации; специализированную, военную и гражданскую.

В зависимости от вида государственной власти можно выделить службу: в представительных органах, в судебных органах, в органах исполнительной власти и в иных органах.

В соответствии с ФЗ от 05.07.1995 г. «Об основах государственной службы в Российской Федерации» государственная служба – это профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Н ормативная характеристика государственной службы позволяет определить понятие государственного служащего – это гражданин РФ, состоящий на государственной должности и исполняющий права и обязанности, установленные законодательными актами государства о государственной службе, и получающий за это денежное вознаграждение за счет средств государственного бюджета.

Условно различают виды государственных служащих:

a) по функциональному назначению:

· служащие, осуществляющие в качестве специалистов фактическую деятельность по выполнению задач, обусловленных целями и предметом деятельности предприятий, учреждений, организаций;

· служащие, деятельность которых подчинена управлению предприятием, учреждением, организацией;

· служащие совмещающие выполнение указанных выше функций.

b) по характеру и объему полномочий:

- представители административной власти - должностные лица, имеющие право предъявлять юридически властные требования (предписания, указания) и применять меры административного воздействия к органам и лицам, не находящимся в их подчинении (санитарный врач);

- оперативный состав – функциональные работники, государственные служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного органа, в качестве специалиста государственного органа, наделенного полномочиями в сфере осуществления государственно-властных функций, но не имеющие права совершать служебные юридически властные акты в качестве средства управления людьми (юрисконсультант);

- вспомогательный состав – служащие, служебная деятельность которых не предполагает совершение действий, влекущих юридические последствия, влияющих на содержание решений данного органа. Их деятельность связана с обеспечением служебной деятельности оперативного состава (технические секретари);

- граждане, не состоящие на государственной службе, но уполномоченные совершать действия, влекущие юридические последствия (нотариус).

c) в зависимости от вида государственной власти, в органах которой замещают должности государственные служащие, можно различить ра­ботающих в:

* представительных органах;

* судебных органах;

* органах исполнительной власти;

* иных органах.

d) в зависимости от квалификационных разрядов государственные долж­ности государственной службы подразделяются на следующие группы:

~ высшие гос. должности государственной службы (5-я группа);

~ главные гос. должности государственной службы (4-я группа);

~ ведущие гос. должности государственной службы (3-я группа);

~ старшие гос. должности государственной службы (2-я группа);

~ младшие гос. должности государственной службы (1-я группа).

Ю ридическая возможность лица вступать в качестве государственного служащего в административно-правовые отношения, быть носителями конкретных юридических прав и обязанностей по государственной службе связана с наличием у правового качества, которое называется административная правосубъектность. Административная правосубъектность государственного служащего возникает с момента замещения (назначения на должность) им определенной должности. Административная правосубъектность составляет основу административно-правового статуса государственного служащего, который включает в себя три элемента: права, обязанности и ответственность. Административно-правовой статус характеризует исходное правовое положение государственного служащего и устанавливается Конституцией РФ, федеральными законами и подзаконными нормативными актами государственных органов.

Административно-правовой статус государственного служащего имеет свои особенности:

a) Права и обязанности государственного служащего устанавливаются в пределах компетенции государственного органа;

b) Носит производный характер - деятельность государственного служащего подчинена осуществлению задач и функций государственного органа, где он проходит службу, и носит официальный характер;

c) Права и обязанности обладают единством, своеобразие которого состоит в том, что их права одно­ временно являются обязанностями (права должны использоваться в интересах службы), а обязанности - правами (в противном случае обя­занности нельзя будет осуществить), которые должны осуществляться в интересах государства и общества;

d) Законные предписания государственных служащих подлежат исполнение теми, кому адресованы;

e) Реализация прав и обязанностей гарантируется государством;

f) Ограничения общегражданских прав и особая дополнительная ответственность направлена на повышение эффективности государственной службы;

g) для государственных служащих предусмотрены определенные льготы, а также повышенная ответственность за совершенные ими правонару­шения.

Права и обязанности государственных служащих подразделяются на:

A. Общегражданские – государственные служащие пользуются всеми правами и свободами и несут обязанности наравне со всеми гражданами. Гражданские права и свободы государ­ственных служащих ограничены законом с целью нормального функ­ционирования государственной службы.

B. Специальные (служебные) - права и обязанности, предоставляемые государственным слу­жащим для эффективного осуществления служебной деятельности по занимаемой государственной должности. Они подразделяются на:

- общие для всех госслужащих:

= относящиеся к существу служебной деятельности (обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан);

= сопутствующие статусу госслужащего (не совершать действий, подрывающих авторитет государственного служащего).

- специальные, связанные с конкретными должностями и сферами деятельности государственных органов.

Федеральное законодательство устанавливает следующие обязанности госслужащего:

= Обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции РФ;

= Добросовестно исполнять должностные обязанности;

= Обеспечивать, соблюдать и защищать права и законные интересы граждан;

= Соблюдать установленные правила внутреннего трудового распорядка;

= Поддерживать свой уровень квалификации, достаточный для исполнения должностных обязанностей;

= Хранить государственную и иную охраняемую законом тайну и др.

П редоставляя определенные права и возлагая обязанности необходимые для выполнения задач по государственному управлению, ФЗ устанавливает социально-экономические, политические и моральные ограничения, связанные с государственной службой:

- Заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

- Быть депутатом представительного государственного органа;

- Состоять членом органа управления коммерческой организации;

- Быть представителем или поверенным по делам третьих лиц в государственном органе;

- Получать от физических и юридических лиц вознаграждение за исполнение служебных обязанностей в их интересах;

- Принимать без разрешения президента РФ награды, почетные и специальные звания иностранных государств и международных организаций;

- Принимать участие в забастовках;

- Использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения и др. государственное имущество и служебную информацию;

- Использовать свое положение в интересах политических партий и общественных объединений, в т.ч. религиозных, для пропаганды отношения к ним и др.

Государственный служащий должен быть политически нейтральным, не может состоять в политических партиях. Однако политические ограничения не относятся к должностным лицам категории «А» (некоторые министры – руководители партий).

З а неисполнение или не надлежащее исполнение должностных обязанностей государственный служащий подлежит ответственности в соответствии с действующим законодательством. Под ответственностью государственного служащего понимается _ обязанность государственного служащего претерпеть определенные лишения личного, имущественного и организационного характера за совершенное им правонарушение. В отношении государственных служащих предусмотрены следующие виды ответственности:

a) Дисциплинарная – за совершение дисциплинарного проступка (замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение от должности);

b) Административная – за совершение административных правонарушений;

c) Уголовная – за совершение уголовно наказуемых деяний;

d) Материальная – за причинение материального вреда при исполнении служебных обязанностей.

Дисциплинарная ответственность характеризуется следующими при­знаками:

= основанием ее наступления является дисциплинарный проступок;

= за такой проступок предусмотрены дисциплинарные взыскания;

= дисциплинарные взыскания применяются в порядке подчиненности
уполномоченными органами (должностными лицами);

= пределы дисциплинарной власти уполномоченных органов (должностных лиц) определяются правом.

Дисциплинарный проступок образует противоправное, виновное нару­шение дисциплины, не влекущее уголовной ответственности.

При наложении дисциплинарного взыскания учитываются:

· тяжесть совершенного проступка;

· обстоятельства, при которых он совершен;

· исполнение обязанностей на протяжении всей службы;

· поведение служащего.

Материальная ответственность по трудовому праву - это обязан­ность работника, служащего возместить ущерб, причиненный пред­приятию, учреждению, организации, в пределах и порядке, установ­ленном законодательством. Возмещение этого ущерба не рассматривается в качестве дисциплинарного взыскания и может применяться наряду с ним. Материальная ответственность за ущерб, причиненный государству, наступает при наличии:

- реального (прямого) ущерба;

- непосредственной причинной связи между проступком и наступив­шими вредными последствиями (ущербом);

- вины правонарушителя в причинении ущерба;

- если виновные действия не являются преступлением.

Материальная ответственность наступает либо в административном порядке, либо по решению суда.

У читывая специфику деятельности государственных служащих государством предусмотрены различные льготы. Льготы – это установленные законодательством и обеспеченные государством преимущества, предоставляемые государственным служащим в связи с исполнением ими служебных обязанностей. Различают следующие виды льгот:

по налогообложению

по проезду на транспорте

по пенсионному обеспечению

по медицинскому страхованию

по оплате жилищных и коммунальных услуг и ин ые.

В порядке стимулирования служебной деятельности в отношении государственных служащих государством предусматриваются разнообразные меры поощрения. Меры поощрения – это меры морального, материального характера, применяемые к государственным служащим при наличии в их действиях объективно признаваемого факта заслуг перед государством. В зависимости от вида поощрения они применяются соответствующими должностными лицами (руководителями) в определенном процедурном порядке с занесением сведений в трудовую книжку и личное дело служащего. Благодарность правомочен объявить руководитель государственного органа, наградить орденом Президент РФ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.122 (0.01 с.)