Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конституционно-правовой статус Российской Федерации. Состав РФ.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Конституционно-правовой статус Российской Федерации - это совокупность прав и обязанностей Российской Федерации как субъекта конституционно-правовых отношений. Конституционно-правовой статус Российской Федерации определяется следующими основными моментами: Российская Федерация - суверенное государство. Государственный суверенитет принадлежит только Российской Федерации, но не субъектам Российской Федерации. Провозглашение в ст. 5 Конституции РФ республик государствами не соответствует понятию государства в конституционном и международном праве; Российская Федерация имеет территорию, на которую распространяется ее суверенитет. Территория Российской Федерации в соответствии со ст. 67 Конституции РФ включает в себя: - территории ее субъектов (сухопутная территория); - внутренние воды - воды морских портов, заливов, бухт, губ, лиманов, «исторических вод» и других водных пространств, расположенных в сторону берега от исходных линий, от которых отсчитывается территориальное море; - территориальное море - примыкающий к сухопутной территории или внутренним морским водам государства морской пояс шириной до 12 морских миль; - воздушное пространство над сухопутной территорией, внутренними водами и территориальным морем высотой до 100 км. 3) государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык (ст. 68 Конституции РФ). Республики вправе устанавливать свои государственные языки, которые употребляются наряду с русским языком в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик; 4) единое гражданство Российской Федерации. В соответствии со ст. 6 Конституции РФ гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований приобретения. 5) наличие высших органов государственной власти. В соответствии со ст. 11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ как глава государства. Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) как законодательный (представительный) орган государственной власти Российской Федерации, Правительство РФ как орган исполнительной власти Российской Федерации, суды Российской Федерации как единая федеральная система (за исключением конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей). Прокуратура Российской федерации, согласно ст. 129 Конституции РФ, составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации; 6) единая Конституция и правовая система. 7) единое экономическое пространство. 8) государственные символы Российской Федерации. Российской Федерации имеет свои флаг, герб, гимн и столицу.
Конституция предусматривает 6 видов субъектов, закрепляя их с помощью отдельных абзацев ст. 65: республика, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Вместе с тем все виды субъектов федерации могут быть интегрированы в более общие группы и составить 3 типа субъектов: национально государственный (республики в составе РФ); административно-территориальный (края, области, города Москва и Санкт-Петербург); национально-территориальный (автономная область и автономные округа). Субъекты РФ перечисляются в алфавитном порядке в видовой последовательности, установленной ч. 1 ст. 5 Конституции, - республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Такая "разнопорядковость"*(740) субъектного состава встречается только в России. Каждый субъект РФ имеет свое наименование, определенное в ст. 5 и 65 Конституции РФ. В этом есть определенный юридический смысл, и он состоит в том, что в Конституции РФ не может быть другого субъекта с таким же названием. Из анализа ст. 71-73 Конституции следует, что вопросы присвоения и изменения наименования субъекта РФ являются прерогативой органов законодательной власти конкретного региона. Причем ч. 2 ст. 137 Конституции РФ гласит, что новое наименование (при его изменении) включается в ст. 65 Конституции РФ. В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. N 15-П "По делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации" изменение наименования субъектов РФ включается в текст федеральной Конституции в форме указа Президента РФ на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном им порядке*(5). Провозгласив равноправие субъектов РФ (ст. 5) и установив их исчерпывающий перечень (ст. 65), Конституция России установила возможность изменения (в широком смысле) их конституционно-правового статуса с использованием следующих правовых форм: образование нового субъекта РФ путем соединения существующих субъектов и тем самым упразднение отдельных субъектов РФ (ч. 2. ст. 65); 2) преобразование субъекта РФ без изменения территориальных границ (изменение статуса в смысле ч. 5 ст. 66). ОБРАЗОВАНИЕ В СОСТАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОГО СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — конституционная процедура изменения состава субъектов РФ. В соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 2001 г. "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации" О. в с. РФ н.с. осуществляется в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ. Одновременно субъекты, территории которых подлежат объединению, могут прекратить свое существование. О. в с. РФ н.с. осуществляется на добровольной основе. При этом должны соблюдаться государственные интересы РФ, принципы федеративного устройства РФ, права и свободы человека и гражданина, сложившиеся исторические, хозяйственные и культурные связи субъектов РФ, их социально-экономические возможности. Инициатива О. в с. РФ н.с. принадлежит заинтересованным субъектам РФ, т.е. тем, на территории которых образуется новый субъект РФ. Предложение об О. в с. РФ н.с. направляется Президенту РФ, оно должно быть обоснованно и содержать предлагаемые наименование, статус и границы нового субъекта, а также прогноз социально-экономических и иных последствий, связанных с образованием в составе РФ нового субъекта. О поступившем предложении об О. в с. РФ н.с. Президент РФ уведомляет палаты Федерального Собрания и Правительство РФ. Вопрос об О. в с. РФ н.с. подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов РФ. Официальные данные по референдумам представляются Президенту РФ. О. в с. РФ н.с. оформляется федеральным конституционным законом. Принятие в качестве нового субъекта иностранного государства или его части должно осуществляться по взаимному согласию России и данного иностранного государства в соответствии с международным (межгосударственным) договором. Иностранному государству как новому субъекту предоставляется статус республики, если международным договором не предусматривается статус края или области, а части иностранного государства - любой статус, кроме города федерального значения. Гос. символы РФ. Офиц. гос. символами РФ являются: гос. флаг, герб, гимн, столица. Согласно ст.70 К. гос. флаг, герб и гимн РФ их описание и порядок официального использования устанавливаются ФКЗ "О Гос. флаге РФ" от 25.12.2000г., ФКЗ "О гос. гербе РФ" от 25.12.2000г., ФКЗ "О гос. гимне РФ" от 25.12.2000г. Столицей РФ является город Москва. Статус столицы устанавл-ся ФЗ (в настоящее время действует Закон РФ "О статусе столицы РФ" от 15.04.1993г.). ФКЗ "О Гос. флаге РФ" устанавливает, что гос. флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3. ФКЗ "О гос. гербе РФ" устанавливает, что гос. герб РФ представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона. ФКЗ "О гос. гимне РФ" от 25.12.2000г. устанавливает, что гос. гимн РФ представляет собой музыкально-поэтическое произведение, исполняемое в установленных указанным ФКЗ случаях. Закон РФ "О статусе столицы РФ" от 15.04.1993г. №4802-1 устанавливает, что в соответствии с Конституцией РФ столицей РФ является город Москва. Понятие столицы РФ - место нахождения фед. органов гос. власти РФ,представительств др. субъектов в составе РФ (республик, автоном. области, автоном. округов, краев, областей, г. СПб), а также дипломатических представительств иностранных гос-в в РФ. Полномочия органов государственной власти города Москвы в связи с осуществлением г. Москвой функций столицы РФ: § предоставляют в установленном законом порядке фед. органам гос. власти РФ, представительствам др. субъектов в составе РФ, а также дипломат. представительствам иностр. гос-в в РФ земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения, жилищный фонд, жилищно-коммунальные, транспортные и иные услуги; § обеспечивают необх. условия для проведения общегос. и международных мероприятий; § участвуют в разработке и осуществлении целевых федеральных программ развития города Москвы - столицы РФ; § участвуют в содержании и развитии систем связи, федеральных автомобильных дорог общего пользования и иных транспортных систем на территории города Москвы; § согласовывают проект генерального плана развития города Москвы с федеральными органами государственной власти РФ.
Предметы ведения РФ.
Разграничение предметов ведения и полномочий (компетенции) между органами гос. власти РФ и органами гос. власти субъектов РФ осуществляется К. РФ от 12.12.1993г., Федеративным договором от 31.03.1992г., ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов гос. власти субъектов РФ" от 06.10.1999г. №184-ФЗ В ведении РФ находятся (ст.71): 1) В сфере статуса человека и гражданина: § регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в РФ; регулирование и защита прав национальных меньшинств; § государственные награды и почетные звания РФ. 2) В сфере учредит. власти и определения основ развития РФ: § принятие и изменение К. РФ и ФЗ, контроль за их соблюдением; § установление основ федеральной политики и федеральные программы в области гос., экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ. 3) В сфере регулирования территории России, обороны и внешних связей государства: § внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ; вопросы войны и мира; § внешнеэкономические отношения РФ; § оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; § определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ. 4) В сфере организации государства и управления им: § федеративное устройство и территория РФ; § установление системы федеральных органов зак., исп. и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов гос.власти; § федеральная государственная служба. 5) В сфере экономики: § федеральная гос. собственность и управление ею; § установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; § федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития; § федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе. 6) В сфере установления единых стандартов: § метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет. 7) В сфере правого регулирования: § судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное зак-во; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; § федеральное коллизионное право.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 2770; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.194.30 (0.007 с.) |