Изб. комиссии: система, порядок формирования, статус.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изб. комиссии: система, порядок формирования, статус.



Избирательные комиссии в РФ являются кол­легиальными органами, которые организуют и обеспечивают подго­товку и проведение федеральных, региональных, муниципальных вы­боров и референдумов.

Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» предусмотрены следующие виды комиссий:

1. ЦИК РФ – действ. постоянно;

2. ИК субъектов РФ– действ. постоянно;

3. ИК муницип. образ-ий;

4. окружные ИК;

5. территор. ИК (район., городск.);

6. участковые ИК (они-то и считают голоса).

ЦИК действ. постоянно, явл-ся юр. лицом. Срок полномочий 4 года. Состав – 15 членов: 5 назначает През-т, 5 – Г.Дума, 5 – Совет Фед-ии. Требования к членам ЦИК: высш. юр. образ-ие, либо научн. степень. Председателя и секретаря выбир. из своего состава члены ЦИКа тайным голосов-ем. Полномочия: 1.контроль за соблюд-ем избир. прав граждан; 2.обеспеч. реализ-ию мероприятий, связ-х с подготовкой, проведением выборов; 3.организует разработку нормативов, технологич. оборуд-ия для комиссий; 4.развивает изб. систему РФ; 5.правов. обучение избирателей; 6.профес. подготовка членов комиссий; 7.меры по орг-ии финанс-ия, подготовки и проведения выборов; 8. распред-ие эфирн. времени, печат. площади для зарегистрир. кандидатов.

ИК субъектов РФ, ИК муницип. образ-ий, окружные ИК формир-ся на основе предложений партий, блоков. От каждого блока (партии) не более 1 представителя. Гос. и муницип. служащие – не более 1/3 комиссии. Формир-ся: 1. от законод. органа субъекта; 2. от исполн. органа субъекта. Состав: 10-14 членов.

Участковые ИК формир-ся только в период голосования (полномочия прекращ-ся через 10 дней после опубликований рез-тов). Состав: 1/2 формир-ся на основе предложений тех партий, к-е победили на предыдущ. выборах, 1/2 – гос. служащие (пр., учителя). Компетенция: 1. информир. об адресе, времени работы комиссии, 2. день и время голосов-ия, 3. уточняют списки (в теч. 2х часов устанавливает незарегистр. избирателя), 4. подготовка голосования (ящики), 5. выдает открепительн. удостоверения, 6. организовывает голос-ие, 7. проводит подсчет голосов, 8. объявл. итоги голос-ия, 9. рассматр. жалобы (в пределах своей компетенции).

 

Изб. Объединения.Политические партии как участники избирательного процесса.

 

Избирательным объединением является политическое общественное объединение (политическая партия, иная политическая организация, политическое движение), которое создано и зарегистрировано в соответствии с федеральными законами, законами области на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне. Политическое общественное объединение либо изменения и дополнения, вносимые в устав общественного объединения в целях придания ему статуса политического, должны быть зарегистрированы в установленном порядке не позднее чем за год до дня голосования.

Избирательными блоками являются создаваемые для совместного участия в выборах добровольные объединения двух и более избирательных объединений.

Решение о вхождении в избирательный блок принимается на съезде (конференции) каждого из избирательных объединений (с указанием наименований тех избирательных объединений, с которыми предполагается создать избирательный блок), после чего представителями этих избирательных объединений подписывается совместное решение о создании избирательного блока.

Избирательные блоки подлежат регистрации в избирательной комиссии области не позднее чем в пятидневный срок после представления соответствующих документов.

Основаниями для отказа в регистрации избирательного блока могут быть только отсутствие либо ненадлежащее оформление документов.

Входящие в избирательный блок избирательные объединения не могут в период одной и той же избирательной кампании входить в иные избирательные блоки или выступать в качестве самостоятельных избирательных объединений.

После регистрации избирательного блока избирательной комиссией в его состав не могут быть включены какие-либо иные избирательные объединения.

Участие политических партий в избирательном процессе ‒ это реализация их

конституционных функций посредством разных организационно-правовых форм участия в выборах. Российское законодательство о выборах устанавливает различный объѐм и виды правомочий, приобретѐнные политическими партиями в случае вступления в

избирательную кампанию, которые можно сгруппировать по основным стадиям избирательного процесса. ‒ правомочия политических партий по участию в формировании избирательных комиссий включают в себя: правомочия по участию в формировании Центральной избирательной комиссии и правомочия по формированию избирательных комиссий субъектов РФ, окружных избирательных комиссий, комиссий муниципальных образований, территориальных и участковых избирательных комиссий. Эти правомочия закон рассматривает как право политических партий. Согласно с п.1 ст. 22 ФЗ от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», формирование избирательных комиссий субъектов РФ осуществляется законодательными и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе. Таким образом, участвуя в деятельности избирательных комиссий различного уровня, представители политических партий проходят хорошую практику организации выборов, получают знание избирательного законодательства и опыт его дальнейшего применения. - правомочия по выдвижению и регистрации кандидатов и списков кандидатов. В соответствии с п.2 и 3 ст.32, политические партии имеют право: непосредственно выдвигать кандидатов в своѐм избирательном округе; выдвигать кандидатов в составе списка кандидатов по общефедеральному избирательному округу. Следовательно, на

основе федерального закона политические партии имеют право выдвигать списки кандидатов, если используется пропорциональная система выборов как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ. Политические партии вправе назначать представителей, уполномоченных представлять политическую партию по всем вопросам, связанным с участием в выборах, имеют право назначать доверенных лиц, которые осуществляют деятельность, способствующую выдвижению и избранию кандидатов (списков кандидатов) политических партий на всех стадиях избирательного процесса. Официальная регистрация кандидатов и федеральных списков политических партий завершает вторую стадию избирательного процесса. На данной стадии изменяется правовой статус политических партий: они получают широкий перечень прав для реализации различных предвыборных действий.

- правомочия политических партий в предвыборной агитации. На этой стадии политические партии начинают упорную борьбу за депутатские места. В этот период сталкиваются интересы различных политических сил. Именно с предвыборной агитацией связана основная масса нарушений избирательного законодательства. Она является ключевой и решающей в борьбе за голоса избирателей, а потому поглощает немалую часть избирательных фондов партий. На данной стадии особенно часто встречаются нарушения, поэтому этот этап избирательного процесса требует более пристального внимания и законодательного регулирования.

- наблюдение за ходом голосования, подсчѐтом голосов и определением результатов выборов проходит при активном участии партий. Но следует сказать, что данное наблюдение, на наш взгляд, должно осуществляться так пристально не только на этой

стадии, но и на всех остальных в равной степени.

 

Назначение выборов.

 

Назначение выборов является первой стадией любого избирательного процесса. Сущность назначения выборов заключается в установлении даты голосования. Институт назначения выборов выступает гарантией своевременного проведения и обеспечивает, таким образом, принцип периодичности проведения выборов.

Для стадии назначения выборов характерны следующие существенные моменты:

1) выборы органов и депутатов являются обязательными и проводятся в сроки, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Такие сроки могут устанавливаться различным образом. Возможно установление твердой даты проведения выборов (например, выборы депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области проводятся в последнее воскресенье марта того года, в котором истекают полномочия Законодательного Собрания прежнего созыва). Срок проведения выборов может устанавливаться в зависимости от истечения полномочий выборного органа (например, днем выборов Президента РФ является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран Президент РФ). В региональном законодательстве содержится также такой способ установления срока проведения выборов, когда определяется период (интервал) между датой назначения выборов и датой голосования.

В случае досрочного прекращения полномочий органа или депутатов выборы должны быть назначены не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий. Голосование должно быть проведено не позднее чем через 180 дней и не ранее чем через 70 дней со дня понятия решения о назначении выборов. Решение о назначении выборов должно быть принято не позднее чем за 65 дней до дня истечения срока, на который были избраны соответствующий орган или соответствующая часть депутатов коллегиального органа;

2) выборы назначаются уполномоченным на то органом в соответствии со сроками, установленными соответствующими правовыми актами. Так, выборы депутатов Государственной Думы назначаются Президентом РФ, а выборы Президента РФ - Советом Федерации. В большинстве субъектов Российской Федерации выборы всех региональных органов государственной власти назначает законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации, реже применяется взаимное назначение выборов органов двух ветвей власти. Выборы органов местного самоуправления могут назначаться либо законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, либо представительным органом местного самоуправления;

3) голосование может быть назначено только на календарный выходном (но не праздничный) день;

4) в случаях, если уполномоченный на то орган (должностное лица) не назначит выборы в установленные сроки либо не назначит выборы в соответствии с установленным порядком при досрочном прекращении выборным органом или депутатами исполнения своих полномочий, а также при отсутствии уполномоченного на то органа (должностного лица) выборы проводятся соответствующей избирательной комиссией в первое или второе воскресенье месяца, следующего за месяцем истечения полномочий органа или депутатов, а при досрочном прекращении полномочий - не позднее чем через 180 дней со дня досрочного прекращения полномочий органа или депутатов;

5) в случаях, если уполномоченный на то орган (должностное лицо) либо соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный срок выборы органов или депутатов, а также если соответствующая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в установленном законом порядке, выборы по заявлениям избирателей, избирательных объединении (блоков), органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора назначаются соответствующим судом общей юрисдикции. При этом выборы организует и проводит временная избирательная комиссия, формируемая Центральной избирательной комиссией Российской Федерации;

6) в случае, если срок полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления истек или полномочия были досрочно прекращены, а соответствующий закон субъекта Российской Федерации о выборах отсутствует либо не может быть применен вследствие установленного судом его несоответствия Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта Российской Федерации, соответствие которым является обязательным для проведения соответствующих выборов, то эти выборы проводятся непосредственно на основе Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федерального закона «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления». При этом закон субъекта Российской Федерации применяется в части, не противоречащей этим федеральным законам.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.55.22 (0.01 с.)