Конституционные основы социально-экономической деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционные основы социально-экономической деятельности.



К конституционным принципам рыночной экономики в России можно отнести (ст. 8, 9 Конституции РФ): единство экономического пространства; свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; свободу экономической деятельности и государственную поддержку конкуренции; многообразие и равенство форм собственности.

Указанным конституционным положениям корреспондируют нормы ст. 71 и 72 Конституции РФ, в соответствии с которыми установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, гражданское, земельное и природоохранное законодательство, установление налоговой системы и общих принципов налогообложения и сборов в России отнесено либо к исключительному ведению Российской Федерации, либо к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (при безусловном приоритете федеральных норм). Таким образом, ни в одной составной части России не может осуществляться собственное, отличное от общегосударственных подходов, правовое регулирование отмеченных важных принципов экономической системы.

Базовые принципы рыночной экономики, закрепленные в гл. 1 Конституции РФ, развиваются в других конституционных положениях. Так, в развитие нормы о поддержке конкуренции (ч. 1 ст. 8) ч. 2 ст. 34 Конституции запрещает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Одним из первых рыночных российских законов был Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Отношения собственности – отношения гражданско-правовые, хотя институт права собственности, вне всякого сомнения, является комплексным, межотраслевым. Здесь можно вычленить, помимо собственно правового, философский, экономический, социальный, этический, нравственный, психологический и иные аспекты. Именно собственность определяет политическую, экономическую, социальную системы, духовную сферу жизни общества. Существуют вполне обоснованные взгляды на право собственности как на политическое право. Именно поэтому как принципиально важные (а во многом – революционные) следует рассматривать положения ч. 2 ст. 8 Конституции РФ о признании и равной защите частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

Принцип неприкосновенности собственности в Российской Федерации нельзя трактовать как абсолютный: право собственности (и частной, и публичной) в любом современном цивилизованном государстве уже не рассматривается как «священное и неприкосновенное», как и всякое право, оно может быть ограничено. Однако в соответствии с ч. 3 ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, а принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть осуществлено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Это положение требует разъяснения.

Правовой статус религиозных объединений.

 

ФЗ от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"

1. Религиозное объед-ев РФ - добровольное объед-ие граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основ-ях прожив-х на терр. РФ, образ-ое в целях совместного исповедания и распростр-я веры и облад-е соотв-ми этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религ. обрядов и церемоний; обучение религии и религ. воспитание своих последователей.

2. Религ. объед-я м. создаваться в форме религ. групп и религ. орг-ий.

Религ. группа - добровольное объединение граждан РФ, образ-ое в целях совместного исповедания и распрстранения веры, осущ-ее деять без гос. регистр-ии и приобрет-ия правоспос-ти, юр. лица

Религ. орг-ия - добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установл-ом законом порядке зарегистр-е в качестве юр. лица.

3. Создание религиозных объединений в органах гос. власти, др. гос. органах, гос. учреждениях и органах местного самоупр-ия, воинских частях, гос. муниципальных орг-ях запрещается.

4. Запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.

В соотв-и с конст. принципом отделения религиозных объед-й от гос-ва гос-во: 1.не вмеш-ся в определение гражданином своего отношения к религии; 2.не возлагает на религ. объед-я выполнение функций органов гос. власти, др. гос. органов, гос. учреждений и органов местного самоупр-я; 3.не вмешивается в деят-ть религ. объед-й, если она не противоречит ФЗ; 4.обеспечивает светский характер образования в гос. и муниципальных образовательных учреждениях.

Религиозное объединение: 1.создается и осущ. свою деят-ть в соотв-и со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям; 2.не выполняет функций органов гос. власти, других гос. органов, гос. учреждений и органов местного самоупр-я; 3.не участвует в выборах в органы гос. власти и в органы местного самоупр-я; 4.не участвует в деятельности полит. партий и полит. движений, не оказывает им

материальную и иную помощь.

Расширенный ответ

ФЗ РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 29.09.1997 (в редакции ФЗ от 29.06.2004):

Религиозное объединение – добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается. Запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.

Религиозные объединения могут создаваться в форме:

1. религиозных групп – добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками. Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

2. религиозных организаций (РО) – добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. РО в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные (состоит не менее чем из 10 участников, достигших 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении) и централизованные (состоит не менее чем из 3 местных РО).

Наименование РО должно содержать сведения о ее вероисповедании. РО обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности.

Учредителями местной РО могут быть не менее 10 граждан РФ, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее 15 лет, выданное органами МСУ, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной РО того же вероисповедания, выданное указанной организацией.

Централизованные РО образуются при наличии не менее 3 местных религиозных организаций одного вероисповедания в соответствии с собственными установлениями религиозных организаций, если такие установления не противоречат закону.

РО действует на основании устава, который должен отвечать требованиям гражданского законодательства РФ.

РО подлежат государственной регистрации в соответствии с ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001.

Решение о государственной регистрации РО принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных объединений или его территориальным органом.

Основаниями для государственной регистрации централизованных РО, а также РО, образуемых централизованными РО, являются:

· заявление о регистрации;

· список учредителей РО;

· устав создаваемой РО, утвержденный ее учредителем (-ями);

· сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа создаваемой РО, по которому осуществляется связь с РО;

· нотариально удостоверенные копии устава и документа о государственной регистрации учредителя (учредителей);

· соответствующее решение правомочного органа учредителя;

· документ об уплате государственной пошлины.

РО может быть отказано в государственной регистрации, если:

· ее цели и деятельность противоречат законодательству РФ;

· создаваемая организация не признана в качестве религиозной;

· устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства РФ или содержащиеся в них сведения не достоверны;

· в едином государственном реестре юридических лиц ранее зарегистрирована организация с тем же наименованием;

· учредитель (учредители) неправомочен.

Отказ в государственной регистрации религиозной организации могут быть обжалованы в суд.

Иностранная РО – организация, созданная за пределами РФ в соответствии с законодательством иностранного государства; ей может быть предоставлено право открытия своего представительства на территории РФ; представительство иностранной РО не может заниматься культовой и иной религиозной деятельностью, и на него не распространяется статус религиозного объединения.

Религиозные организации могут быть ликвидированы:

· по решению их учредителей;

· по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции РФ, настоящего ФЗ и иных ФЗ и осуществления деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям);

Основания для ликвидации и запрета на деятельностьРО или религиозной группы в судебном порядке являются:

· нарушение общественной безопасности и порядка;

· действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности;

· принуждение к разрушению семьи;

· посягательство на личность, права и свободы граждан;

· нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;

РО действуют в соответствии со своими внутренними установлениями, если они не противоречат законодательству РФ, и обладают правоспособностью, предусматриваемой в их уставах.

Государство уважает внутренние установления религиозных организаций, если они не противоречат законодательству РФ.

Богослужения, другие религиозные обряды беспрепятственно совершаются в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных РО для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях РО, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях.

РО вправе производить, приобретать, экспортировать, импортировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения.

РО вправе осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций.

Государство оказывает содействие и поддержку благотворительной деятельности РО, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий; государство оказывает материальную и иную помощь при реставрации памятников истории и культуры; государство объявляет религиозные праздники нерабочими днями (по просьбе религиозной организации)

РО в соответствии со своими уставами имеют исключительное право создавать учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) для подготовки служителей и религиозного персонала.

Надзор за исполнением законодательства РФ осуществляют органы прокуратуры РФ.

39.Понятие основ правового статуса личности, их закрепление в Конституции РФ.

 

Основы прав. статуса личности – юр-ки закреплённое положение человека и гражданина в обществе, государстве. Правовой статус составляют права и обязанности, закрепляются всеми отраслями права.

Ведущая роль принадлежит конст праву, устанавливающему основы правового статуса личности. Особый характер состоит в том, что они включают в себя наиболее значимые права, свободы и обязанности, имеющие особую ценность как для человека так и для государства.

Понятие «основы» отражает прежде всего главные черты, характеризующие систему взаимоотношений государства и личности. Оно включает в себя следующие элементы:

1) прав. установления, связанные с принадлежностью к гражданству и регулированием отношений по поводу гражданства.

2) юр-ки закрепл-ные общие принципы статуса личности (равноправие, гарантированность, неотъемлемость прав и свобод).

3) основные права, свободы и обязанности. Т.е. те, которые закреплены в Конституции.

4). гарантии. ФЗ РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12.06.2002 (в редакции ФЗ от 24.12.2004)

 

40. Принципы правового статуса человека и гражданина в РФ.

 

Принципы прав. статуса лич-ти - основополагающие начала, лежащие в основе осущ-ия личностью своих прав и обязанностей.

1. Права, свободы и обязанности человека и гражданина реализуются на основе равноправия, в конституции выделены три основных его аспекта: равенство всех перед законом и судом; равенство прав и свобод человека и гражданина; равноправие мужчины и женщины. Равноправие Конституция понимает как равенство возможностей.

2. Права, свободы и обязанности человека и гражданина основываются на их гарантированности. В К предусмотрено, что в РФ гарантируются права и свободы человека и гражданина, гарантируется судебная защита прав и свобод, гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи.

3. Правовой статус личности основывается на презумпции неотъемлемости прав и свобод человека и гражданина, недопустимости ограничения прав и свобод. Этот принцип вытекает из признания прав и свобод неотчуждаемыми и принадлежащими человеку от рождения. К закрепляет, что в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы гражданина. Недопустимость произвольного ограничения прав и свобод

4. Правовой статус личности основывается на обладании каждым лицом не только правами, но и обязанностями. В Конституции закрепляется, что забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду. Обязанность платить налоги.

5. приоритет норм международного права в области прав и свобод человека и гражданина.

6. непосредственное действие прав и свобод.

7. осуществление человеком своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других.

Расширенный ответ

Законодательная основа данного института:

· Глава 2 Конституции РФ «права и свободы человека и гражданина»;

· ФКЗ «О референдуме» от 28.06.2004;

· ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в РФ» от 26.02.1997;

· Закон РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» от 25.06.1993;

· ФЗ РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12.06.2002

Конституционно-правовой институт, нормы которого закрепляют основы правового статуса личности, отражает наиболее существенные, исходные начала, определяющие положение человека в обществе и государстве принципы их взаимоотношений.

Правовое положение (статус) человека и гражданина – совокупность прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права.

К предмету КП относится закрепление основ правового статуса личности – статья 64 Конституции РФ – положения главы 2 Конституции РФ составляют основы правового статуса личности.

Основы – главные черты, характеризующие систему взаимоотношений государства и личности – включают:

· Правовые установления, связанные с принадлежностью к гражданству и регулированием отношений по поводу гражданства; нормы, закрепляющие правовой статус иностранных граждан, лиц без гражданства, на законных основаниях проживающих в РФ, а также беженцев, лиц, получивших политическое убежище в РФ;

· Юридически закрепленные общие принципы правового статуса личности (равноправие, гарантированность, неотъемлемость прав и свобод и др.) – установление их в конституционном законодательстве – необходимое условие для исключения любых форм дискриминации личности;

· Основные права. свободы и обязанности – те, которые закреплены в Конституции – неотделимы от человека, гражданина, принадлежат всякому лицу как субъекту права.

 

Принципы правового статуса личностипризнаваемые и охраняемые правом, государством начала, исходя из которых осуществляется использование прав и свобод человека и гражданина, выполнение его обязанностей:

1. равноправие – Все равны перед законом и судом. Государствогарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

2. гарантированность и неотъемлемость прав и свобод – В РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам м/н права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.

3. включают не только права, но и обязанности (соблюдать Конституцию РФ; платить законом установленные налоги и сборы; охранять природу; защищать Отечество и др.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 601; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.142.128 (0.037 с.)