Общая характеристика конституционного права России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика конституционного права России.



Учение о конституции

В Древнем Риме конституциями (от лат. constitutio — установление) назывались указы императоров, а в Средне­вековье — акты о феодальных вольностях. Однако в собственном, государственно-правовом смысле он стал применяться только в XVII веке в связи с воз­никновением самой идеи о необходимости такого акта. Современное понимание конституции появилось после буржуазных революций, когда конституции использовались для правово­го закрепления нового общественного строя.

Конституция — основной закон (система законов) госу­дарства, обладающий высшей юридической силой, в кото­ром закреплены правовые основы государственного и общественного устройства, основы правового положения лич­ности и органов власти.

Конституция выполняет следующие основные функции:

юридическую (основной закон, основа правовой сис­темы);

политическую (документ, определяющий основы го­сударственной политики, а иногда представляющий собой форму общественного договора);

идеологическую или воспитательную (документ, про­возглашающий определенное мировоззрение или высокие нравственные идеалы, сплачивающий и воспитывающий нацию).

Структура конституции может быть различной, но, как правило, она содержит нормы, закрепляющие:

~ основы общественного устройства (политическую, экономическую и социальную системы);

~ правовое положение личности (права и обязаннос­ти, порядок приобретения и прекращения гражданства);

~ форму государства (формы правления, политичес­кого режима и территориального устройства, а в федеративных государствах — разграничение полномочий феде­рации и ее субъектов);

~ порядок формирования и полномочия органов власти;

~ основы законодательного процесса, в том числе по­рядок принятия и изменения конституции;

~ государственную символику (флаг, герб, гимн). Если указанные нормы содержатся в одном правовом акте, то они могут быть рассредоточены в соответствую­щих его разделах. Такие конституции часто имеют преам­булы, которые носят не нормативный, а скорее торжествен­но-декларативный характер, и заключительные, или пере­ходные, положения.

Характерные черты конституций (особенности):

1) особый субъект, от имени которого принимается Основной Закон, - на­род;

2) учредительный характер конституционно-правовых норм;

3) расширенный предмет регули­рования Конституции;

4) особые юридические свойства Конституции.

Главные идеи и принципы, которые заложе­ны в конституции представляют собой ее сущность и отвечает на вопрос, чью волю она выражает.

Сущность конституции зависит от того, чьи ин­тересы выражают конституционно-правовые нормы. Поэтому в зависимости от теории происхождения государства и права можно выделить следующие подходы к сущности конституции:

1) согласно тео­рии общественного договора сущность конституции заключается в суверенитете народа, который по доброй воле принял основной закон, устанавливаю­щий основы и пределы государственной власти, в руки которой народ передал свои полномочия;

2) теологическая теория утверждает, что конститу­ция является продуктом божественных предписаний людям о правилах бытия;

3) школы естественного права поддерживают точку зрения, что конституци­онные нормы - это опыт народа страны, поэтому заимствование у других народов опыта приводит к недолговечности конституции;

4) согласно марк­систско-ленинской теории сущность конституции состоит в том, что она выражает волю правящего класса, а не всего населения.

Действующая Конституция Российской Федерации по своей сущ­ности является конституцией демократического правового государства, выражением воли многонационального народа Российской Федерации путем всенародного голосования, во­ли, направленной на учреждение таких основ жизни государства и общества, которые во­площают общедемократические принципы, исходят из признания высшей ценностью че­ловека, его прав и свобод.

Виды конституций

Конституция как нормативный акт принимается в виде письменного документа, изданного в особом, как правило, усложненном порядке, нежели иные за­коны страны. Однако основной закон может быть не только письменным, и в этом случае говорят о «неписаной» конституции (Великобритания).

Конституции классифицируются по разным кри­териям.

По их форме:

- писанные в виде одного акта — так называемые кон­солидированные, или кодификационные (США, РФ);

- писанные в виде совокупности нескольких основных законов (трех—четырех) — так называемые неконсолиди­рованные, или некодификационные (Швеция);

- неписаные — состоящие из конституционных норм, содержащихся во многих законах, а также из конституци­онных обычаев и прецедентов (Великобритания - от Великой хартии вольностей 1215 г. до Закона о министрах Короны 1937 г.).

В зависимости от формы государственного устройства:

» унитарные - Швеции и Китая,

» федеративные - Российской Федерации и Индии

» конфедеративные - в настоящее время примером такой служит Европейский Союз.

По порядку принятия -октроирован­ные и неоктроированные:

· октроирован­ные - дарованные монархом и разработаные и дарованые метрополиями своим коло­ниям при освобождении (Саудовская Аравия, дореволюционная Россия, японская 1889 г., марокканская 1911 г);

· неоктроированные (Франции 1946 г., Конституция Португа­лии 1976 г.):

- принятые высшим законодательным органом власти (парламентом) (Украина, Советская Россия);

- принятые на референдуме (Франция, современная Россия);

- принятые учредительным собранием, созванным спе­циально для этой цели (США).

По времени действияпостоянные и временные (при­нятые на определенный срок - ЮАР 1994 г. была принята сроком на пять лет).

В зависимости от исторического этапа принятия - первого поколе­ния, второго поколения.

К первой группе относятся конституции, принятые в основном в XVIII—XIX вв., а также некоторые конституции первой половины XX в. (Конституция Норвегии 1814 г., Конституция Люксембурга 1868 г., Конституция Ирландии 1937 г. и др.).

Вторую группу со­ставляют конституции, принятые после Второй мировой войны (Основной закон ФРГ 1949 г., Конституция Индии 1950 г., Кон­ституция Франции 1958 г. и др.).

По способу изменения:

» гибкие (изменяются в том же упрощенном порядке, что и другие законы страны приня­тием обычного закона - Великобритания);

» жесткие (изменяются в усложненном порядке, который может предусматривать особый по­рядок внесения предложений об изменениях, а также не­обходимость одобрения их квалифицированным большин­ством членов парламента страны или даже большинством парламентов субъектов федерации - США);

» особо жесткие конституции, помимо усложненной процедуры принятия поправок, включают особую стадию их ратификации, которая осуществляется путем двойного воту­ма (голосования) в Парламенте, либо референдума, либо (в федеративных государствах) одобрения поправок членами (субъектами) федерации;

» «смешанные» - имеют особенности и гибких и жестких конституций.

По закрепляемой форме правления — монархические (Испании, Японии) и республиканские (ФРГ, Италии).

По закрепляемому политическому режиму (по социальным при­знакам):

~ демократические - действу­ют в большинстве стран цивилизованного мира - Австрии, Бельгии, Франции и др.;

~ антидемократические (Индонезии), которые в сою очередь можно разделить на:

~ авторитарные – в настоящее время они открыто встречаются крайне редко, обычно реаль­ный авторитаризм бывает прикрыт демагогически­ми лозунгами;

~ тоталитарные и др.;

 

Виды конституционных норм

Конституционно-правовые нормы многообразны и могут классифицироваться по различным основаниям.

В зависимости от объекта правового регулирова­ния (по содержанию):

» устанавливающие правовой статус личности ("каж­дый имеет право на образование");

» закрепляющие федеративное устройство РФ ("в составе Российской Федерации находятся субъекты Российс­кой Федерации");

» регулирующие порядок образования и деятельности органов государственной власти ("федеральные законы при­нимаются Государственной Думой");

» регулирующие порядок реализации местного само­управления ("структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно");

» регулирующие законодательный процесс ("законопро­екты вносятся в Государственную Думу");

» регулирующие порядок изменения и пересмотра Кон­ституции РФ ("положения глав 1, 2 и 9 Конституции Рос­сийской Федерации не могут быть пересмотрены Федераль­ным Собранием").

По юридической силе, зависящей от вида правового акта, в котором выражена та или иная норма, различают нормы, содержащиеся в Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законах, других федеральных законах, актах Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства России, кон­ституциях, уставах, иных нормативных актах субъектов Федерации и правовых актах представительных органов местного самоуправления.

конституционные нормы;

нормы федеральных конституционных законов;

нормы федеральных законов;

нормы законов субъектов РФ;

нормы подзаконных актов;

нормы актов органов местного самоуправления и другие.

По территории действия конституционно-правовые нормы подразделяются на:

~ действующие на всей территории Российской Федерации,

~ в субъектах Федерации,

~ в границах муниципальных образований, в которых осуществляется местное само­управление.

По времени действия: постоянные и срочные, т.е. временные (см. раздел вто­рой Конституции РФ "Заключительные и переходные по­ложения").

По характеру предписания (способу воздействия на субъекты правоотношений) содержащегося в нормеразличают:

a) Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в них действия, определяют рамки их полно­мочий ("Президент Российской Федера­ции принимает решение об отставке Правительства Рос­сийской Федерации");

b) Обязывающие нормы обязывают субъектов соотносить свое поведение с их требо­ваниями ("перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Феде­рации слагает свои полномочия");

c) Запрещающие нормы запрещают совершать предусмотренные в них действия ("Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российс­кой Федерации военного или чрезвычайного положения");

d) устанавливающие или определяющие ("Федераль­ное Собрание — парламент Российской Федерации — яв­ляется представительным и законодательным органом Рос­сийской Федерации");

По характеру регулятивного воздействия, рассчитанного на всех правоприменяющих субъектов :

· нормы- принципы ("труд свободен").

· нормы- дефиниции,

· нормы- задачи.

По степени определенности (обязательности) предписаний нормы делятся на императивные и диспозитивные.

Императивные нормы однозначно устанавливают вариант поведения субъекта в соответствующих условиях и не допускают свободы в применении установленного прави­ла ("новое наименование субъекта Рос­сийской Федерации подлежит включению в статью 65 Кон­ституции Российской Федерации").

Диспозитивные нормы предусматривают возможность выбора варианта поведения субъекта из числа указанных в норме с учетом конкретных условий и обстоятельств ("Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Фе­дерации, либо разрабатывает проект новой Конституции").

По назначению в механизме правового регулирования принято различать:

Материальные нормы предусматривают содержание действий по правовому регулированию общественных отношений, т.е. права и обязанно­сти субъекта,

Процессуальные нормы определяют порядок (структуру), в котором они должны быть реализованы.

Таким образом, конституционное право - это ведущая базовая отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирую­щих основы конституционного строя Российской Федерации, статус человека и гражда­нина, федеративное устройство, систему органов государственной власти и органов мест­ного самоуправления.

Общая характеристика конституционного права России.

Россия вступила на путь конституционного развития в начале XX века с принятием в 1905-1906 гг. ряда государственных актов, имевших конституционное значение.

Основные этапы развития российской Конституции:

1. дореволюционный (октябрь 1905 г. — октябрь 1917 г.);

2. со­ветский (октябрь 1917 г. — июнь 1990 г.) и

3. постсоветский, или современный (с июня 1990 г. по настоящее время).

Первым законодательным актом в России, имевшим конституционное значение, принято считать Манифест 17 ок­тября 1905 г. "Об усовершенствовании государственного по­рядка", которым император Николай II:

= даровал населению "основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, сво­боды совести, слова, собраний, союзов";

= установил "незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за законностью дей­ствий" поставленных императором властей.

Несколько месяцев спустя в дополнение к Манифесту были учреждены Государ­ственная дума (20 февраля 1906 г.), Государственный Совет (23 апреля 1906 г.), принят Свод основных государственных законов (23 апреля 1906 г.). В соответствии с ними вРоссии учреждалась двухпалатная парламентская система (Госду­ма и Госсовет). Эти конституционные акты привели к определенному ограничению власти самодер­жавного монарха. В то же время Основные законы сохранили сильную власть царя:

♦ без его утверждения ни один закон не мог войти в силу;

♦ изменение Ос­новных законов могло осуществляться только по инициативе царя;

♦ он наделялся правом роспуска Государственной Думы;

♦ император был вправе и сам принимать зако­ны, но с одобрения обеих палат парламента;

♦ царь назна­чал Совет министров и полностью его контролировал (акт 19 октября 1905 г. «О мерах к укреплению единства в деятельности мини­стерств головных управлений»).

Дума, избираемая населением на пять лет, имела пра­во принимать законопроекты и обращаться к министрам с запросами, однако могла быть распущена указом импера­тора.

Госсовет наполовину состоял из членов, назначаемых императором. Члены другой половины избирались от духо­венства, губернских земских собраний, дворянских обществ, Академии наук и университетов, совета торговли и ману­фактур, биржевых комитетов и купеческих управ "сроком на девять лет с тем, чтобы каждые три года одна треть каждого разряда сих членов выбывала в очередном поряд­ке". Госсовет рассматривал законопроекты, принятые Гос­думой, и вносил в Госдуму законопроекты, одобренные им ранее. Законопроекты, одобренные обоими органами, пред­ставлялись на утверждение императору председателем Гос­совета.

До 1917 г. был принят ряд актов, развивавших положения Основных законов. К числу таких актов следует отнести Закон о военно-полевых судах, Указ об уравнении крестьян в правах с другими сословиями, Указ о праве крестьян закреплять за собой их наделы, новое Положение о выборах, Закон о порядке издания касающихся Финляндии законов и постановлений и др. Среди источников конституционного права все большее место стали занимать акты исполнительной власти.

В результате Октябрьской революции 1917 г. в России произошла смена общественного строя, что обусловило разработку и принятие конституции социалистического типа.

Первая конституция Советской России — Кон­ституция РСФСР была принята V Всероссий­ским съездом Советов 10 июля 1918 г.

Конституция открыто выражала классовый характер пролетарской демократии.

После образования СССР (1922 г.) на основе Деклара­ции и Договора об образовании СССР в 1924 г. была принята первая Конституция СССР, а на ее основе — новая Кон­ституция РСФСР (1925 г .). Дальнейшее конституционное развитие РСФСР также связано с принятием новых союзных конституций. Поэтому структура и содержание последующих конституций РСФСР являлись производными от соответствующих характеристик конституций СССР.

В 1936 г. в связи с провозглашением построения социа­лизма в СССР была принята новая Конституция СССР, а на; ее основе — новая Конституция РСФСР (1937 г.). Эта Конституция отразила, как считалось, построение основ социализма и полную ликви­дацию эксплуататорских классов и элементов.

К числу важнейших изменений государственной системы относится введение всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании, упразднение съездов Советов, а также преобразование политической основы государства - Советов ра­бочих, солдатских и крестьянских депутатов в Советы депутатов трудящихся

К концу пятидесятых годов СССР обладал ядерным и термоядерным оружием, а также самыми современными средствами его доставки - межконтинентальными балли­стическими ракетами. В связи с этим была теоретически обоснована концепция о полной и окончательной победе социализма в СССР. Это означало не только отсутствие внутрен­них условий для реставрации капитализма в СССР, но и невозможность его восстановле­ния силами извне.

В 1977 г. в связи с провозглашением построения в СССР развитого социализма и общенародного государства, была принята новая Конституция СССР, а на ее основе — новая Конституция РСФСР (1978 г .). Данная Конституция стала последней в советском государстве и от­личалась тем, что в ней народ был объявлен един­ственным субъектом власти в государстве, однако руководящей силой по-прежнему называлась комму­нистическая партия.

В Конституции утверждалось, что советское общество вступило в этап развитого социализма, означавший превращение советского государства из диктатуры пролетариата в общенародное государство, на базе которого сформировалась новая историческая общ­ность людей — советский народ. В качестве основы экономической системы утвержда­ла государственную (общенародную) и колхозно-кооперативную собственность, закреп­ляла плановое ведение хозяйства на базе жесткой централизации. Развитие получили также нормы, регулирующие федеративное устройство РСФСР.

С 1989 г. в Кон­ституцию РСФСР вносились многочисленные изменения и дополнения, существенно из­менившие ее первоначальную редакцию. Эта работа была связана с политической обстанов­кой, сложившейся в России к тому моменту.

В 1990—1993 гг. в России широко прово­дились конституционные реформы, направленные на установление нового конституционного строя стра­ны, связанные с переходом РФ от социализма к де­мократии. В результате дополнений и изменений Конституция приобрела противоречивый характер, поскольку содержала как устаревшие,так и отвечавшие новому времени положения.

Работа над новой редакцией Конституции России связывается с образо­ванием на I Съезде народных депутатов РСФСР летом 1990 г. Конституционной комиссии во главе с Б. Н. Ельциным. Проект, подготовленный этой комиссией, не был принят ни на первом, ни на втором обсуждении на съездах народных депутатов, но одобрялась общая концепция Конституции, что значительно затягива­ло переход к новому конституционному строю в Рос­сии. Приня­тию Конституции препятствовали последствия распада в 1991 году СССР и ожесточенное противобор­ство законодательной и исполнительной властей.

В начале 1993 г. было созвано Кон­ституционное совещание, которое в результате своей работы приняло так называемый «президент­ский проект» Конституции. Именно он был вынесен на всенародный референдум 12 декабря 1993 г.

В референдуме по вопросу обсуждения проекта Кон­ституции приняло участие все население России и по результатам голосования Конституция РФ была приня­та на всероссийском референдуме 12 декабря 1993 г. и вступила в силу с момента её официального опубликования 25 декабря 1993 г.

В состав Российской Федерации на правах её субъектов входит 21 республика. Ст. 5 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждая республика, исходя из её статуса как государства, имеет свою конституцию.

Основные принципы Конституции РФ 1993 г.:

1) демократизм (выборность Президента РФ, Госду­мы, органов власти субъектов РФ и органов местного само­управления);

2) законность (органы государственной власти и мес­тного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и зако­ны);

3) гуманизм (человек, его права и свободы являются высшей ценностью, при этом каждый имеет право на жизнь, личную неприкосновенность, охрану достоинства личности);

4) равноправие граждан (все равны перед законом и судом, а также в правах и свободах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имуществен­ного и должностного положения, места жительства, отно­шения к религии, убеждений, принадлежности к обществен­ным объединениям и других обстоятельств);

5) государственное единство РФ (верховенство Кон­ституции РФ и федеральных законов на всей ее террито­рии, целостность и неприкосновенность территории, един­ство экономического пространства, единый государствен­ный язык, единая денежная единица);

6) равноправие и самоопределение народов (все субъекты РФ равноправны, они самостоятельно создают свои органы власти и законодательство, а полномочия цен­тра и субъектов разделены);

7) разделение власти (на законодательную, исполни­тельную и судебную);

8) идеологическое многообразие и многопартий­ность (запрет на государственную или обязательную идео­логию при равноправии общественных объединений перед законом).

Юридические свойства Конституции РФ 1993 г.:

» Верховенство - имеет высшую юридическую силу;

» прямого действия - имеет прямое действие на всей территории РФ;

» является правовой базой для всего текущего зако­нодательства;

» является жесткой (порядок ее изменения сложный);

» Особая правовая охрана - в этом участвует вся система органов государственной власти, осуществляющих охрану в различных формах;

» является правовым актом государства - Основной закон.

Учение о конституции

В Древнем Риме конституциями (от лат. constitutio — установление) назывались указы императоров, а в Средне­вековье — акты о феодальных вольностях. Однако в собственном, государственно-правовом смысле он стал применяться только в XVII веке в связи с воз­никновением самой идеи о необходимости такого акта. Современное понимание конституции появилось после буржуазных революций, когда конституции использовались для правово­го закрепления нового общественного строя.

Конституция — основной закон (система законов) госу­дарства, обладающий высшей юридической силой, в кото­ром закреплены правовые основы государственного и общественного устройства, основы правового положения лич­ности и органов власти.

Конституция выполняет следующие основные функции:

юридическую (основной закон, основа правовой сис­темы);

политическую (документ, определяющий основы го­сударственной политики, а иногда представляющий собой форму общественного договора);

идеологическую или воспитательную (документ, про­возглашающий определенное мировоззрение или высокие нравственные идеалы, сплачивающий и воспитывающий нацию).

Структура конституции может быть различной, но, как правило, она содержит нормы, закрепляющие:

~ основы общественного устройства (политическую, экономическую и социальную системы);

~ правовое положение личности (права и обязаннос­ти, порядок приобретения и прекращения гражданства);

~ форму государства (формы правления, политичес­кого режима и территориального устройства, а в федеративных государствах — разграничение полномочий феде­рации и ее субъектов);

~ порядок формирования и полномочия органов власти;

~ основы законодательного процесса, в том числе по­рядок принятия и изменения конституции;

~ государственную символику (флаг, герб, гимн). Если указанные нормы содержатся в одном правовом акте, то они могут быть рассредоточены в соответствую­щих его разделах. Такие конституции часто имеют преам­булы, которые носят не нормативный, а скорее торжествен­но-декларативный характер, и заключительные, или пере­ходные, положения.

Характерные черты конституций (особенности):

1) особый субъект, от имени которого принимается Основной Закон, - на­род;

2) учредительный характер конституционно-правовых норм;

3) расширенный предмет регули­рования Конституции;

4) особые юридические свойства Конституции.

Главные идеи и принципы, которые заложе­ны в конституции представляют собой ее сущность и отвечает на вопрос, чью волю она выражает.

Сущность конституции зависит от того, чьи ин­тересы выражают конституционно-правовые нормы. Поэтому в зависимости от теории происхождения государства и права можно выделить следующие подходы к сущности конституции:

1) согласно тео­рии общественного договора сущность конституции заключается в суверенитете народа, который по доброй воле принял основной закон, устанавливаю­щий основы и пределы государственной власти, в руки которой народ передал свои полномочия;

2) теологическая теория утверждает, что конститу­ция является продуктом божественных предписаний людям о правилах бытия;

3) школы естественного права поддерживают точку зрения, что конституци­онные нормы - это опыт народа страны, поэтому заимствование у других народов опыта приводит к недолговечности конституции;

4) согласно марк­систско-ленинской теории сущность конституции состоит в том, что она выражает волю правящего класса, а не всего населения.

Действующая Конституция Российской Федерации по своей сущ­ности является конституцией демократического правового государства, выражением воли многонационального народа Российской Федерации путем всенародного голосования, во­ли, направленной на учреждение таких основ жизни государства и общества, которые во­площают общедемократические принципы, исходят из признания высшей ценностью че­ловека, его прав и свобод.

Виды конституций

Конституция как нормативный акт принимается в виде письменного документа, изданного в особом, как правило, усложненном порядке, нежели иные за­коны страны. Однако основной закон может быть не только письменным, и в этом случае говорят о «неписаной» конституции (Великобритания).

Конституции классифицируются по разным кри­териям.

По их форме:

- писанные в виде одного акта — так называемые кон­солидированные, или кодификационные (США, РФ);

- писанные в виде совокупности нескольких основных законов (трех—четырех) — так называемые неконсолиди­рованные, или некодификационные (Швеция);

- неписаные — состоящие из конституционных норм, содержащихся во многих законах, а также из конституци­онных обычаев и прецедентов (Великобритания - от Великой хартии вольностей 1215 г. до Закона о министрах Короны 1937 г.).

В зависимости от формы государственного устройства:

» унитарные - Швеции и Китая,

» федеративные - Российской Федерации и Индии

» конфедеративные - в настоящее время примером такой служит Европейский Союз.

По порядку принятия -октроирован­ные и неоктроированные:

· октроирован­ные - дарованные монархом и разработаные и дарованые метрополиями своим коло­ниям при освобождении (Саудовская Аравия, дореволюционная Россия, японская 1889 г., марокканская 1911 г);

· неоктроированные (Франции 1946 г., Конституция Португа­лии 1976 г.):

- принятые высшим законодательным органом власти (парламентом) (Украина, Советская Россия);

- принятые на референдуме (Франция, современная Россия);

- принятые учредительным собранием, созванным спе­циально для этой цели (США).

По времени действияпостоянные и временные (при­нятые на определенный срок - ЮАР 1994 г. была принята сроком на пять лет).

В зависимости от исторического этапа принятия - первого поколе­ния, второго поколения.

К первой группе относятся конституции, принятые в основном в XVIII—XIX вв., а также некоторые конституции первой половины XX в. (Конституция Норвегии 1814 г., Конституция Люксембурга 1868 г., Конституция Ирландии 1937 г. и др.).

Вторую группу со­ставляют конституции, принятые после Второй мировой войны (Основной закон ФРГ 1949 г., Конституция Индии 1950 г., Кон­ституция Франции 1958 г. и др.).

По способу изменения:

» гибкие (изменяются в том же упрощенном порядке, что и другие законы страны приня­тием обычного закона - Великобритания);

» жесткие (изменяются в усложненном порядке, который может предусматривать особый по­рядок внесения предложений об изменениях, а также не­обходимость одобрения их квалифицированным большин­ством членов парламента страны или даже большинством парламентов субъектов федерации - США);

» особо жесткие конституции, помимо усложненной процедуры принятия поправок, включают особую стадию их ратификации, которая осуществляется путем двойного воту­ма (голосования) в Парламенте, либо референдума, либо (в федеративных государствах) одобрения поправок членами (субъектами) федерации;

» «смешанные» - имеют особенности и гибких и жестких конституций.

По закрепляемой форме правления — монархические (Испании, Японии) и республиканские (ФРГ, Италии).

По закрепляемому политическому режиму (по социальным при­знакам):

~ демократические - действу­ют в большинстве стран цивилизованного мира - Австрии, Бельгии, Франции и др.;

~ антидемократические (Индонезии), которые в сою очередь можно разделить на:

~ авторитарные – в настоящее время они открыто встречаются крайне редко, обычно реаль­ный авторитаризм бывает прикрыт демагогически­ми лозунгами;

~ тоталитарные и др.;

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 656; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.70.131 (0.126 с.)