Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая характеристика конституционного права России.↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Учение о конституции В Древнем Риме конституциями (от лат. constitutio — установление) назывались указы императоров, а в Средневековье — акты о феодальных вольностях. Однако в собственном, государственно-правовом смысле он стал применяться только в XVII веке в связи с возникновением самой идеи о необходимости такого акта. Современное понимание конституции появилось после буржуазных революций, когда конституции использовались для правового закрепления нового общественного строя. Конституция — основной закон (система законов) государства, обладающий высшей юридической силой, в котором закреплены правовые основы государственного и общественного устройства, основы правового положения личности и органов власти. Конституция выполняет следующие основные функции: • юридическую (основной закон, основа правовой системы); • политическую (документ, определяющий основы государственной политики, а иногда представляющий собой форму общественного договора); • идеологическую или воспитательную (документ, провозглашающий определенное мировоззрение или высокие нравственные идеалы, сплачивающий и воспитывающий нацию). Структура конституции может быть различной, но, как правило, она содержит нормы, закрепляющие: ~ основы общественного устройства (политическую, экономическую и социальную системы); ~ правовое положение личности (права и обязанности, порядок приобретения и прекращения гражданства); ~ форму государства (формы правления, политического режима и территориального устройства, а в федеративных государствах — разграничение полномочий федерации и ее субъектов); ~ порядок формирования и полномочия органов власти; ~ основы законодательного процесса, в том числе порядок принятия и изменения конституции; ~ государственную символику (флаг, герб, гимн). Если указанные нормы содержатся в одном правовом акте, то они могут быть рассредоточены в соответствующих его разделах. Такие конституции часто имеют преамбулы, которые носят не нормативный, а скорее торжественно-декларативный характер, и заключительные, или переходные, положения. Характерные черты конституций (особенности): 1) особый субъект, от имени которого принимается Основной Закон, - народ; 2) учредительный характер конституционно-правовых норм; 3) расширенный предмет регулирования Конституции; 4) особые юридические свойства Конституции. Главные идеи и принципы, которые заложены в конституции представляют собой ее сущность и отвечает на вопрос, чью волю она выражает. Сущность конституции зависит от того, чьи интересы выражают конституционно-правовые нормы. Поэтому в зависимости от теории происхождения государства и права можно выделить следующие подходы к сущности конституции: 1) согласно теории общественного договора сущность конституции заключается в суверенитете народа, который по доброй воле принял основной закон, устанавливающий основы и пределы государственной власти, в руки которой народ передал свои полномочия; 2) теологическая теория утверждает, что конституция является продуктом божественных предписаний людям о правилах бытия; 3) школы естественного права поддерживают точку зрения, что конституционные нормы - это опыт народа страны, поэтому заимствование у других народов опыта приводит к недолговечности конституции; 4) согласно марксистско-ленинской теории сущность конституции состоит в том, что она выражает волю правящего класса, а не всего населения. Действующая Конституция Российской Федерации по своей сущности является конституцией демократического правового государства, выражением воли многонационального народа Российской Федерации путем всенародного голосования, воли, направленной на учреждение таких основ жизни государства и общества, которые воплощают общедемократические принципы, исходят из признания высшей ценностью человека, его прав и свобод. Виды конституций Конституция как нормативный акт принимается в виде письменного документа, изданного в особом, как правило, усложненном порядке, нежели иные законы страны. Однако основной закон может быть не только письменным, и в этом случае говорят о «неписаной» конституции (Великобритания). Конституции классифицируются по разным критериям. По их форме: - писанные в виде одного акта — так называемые консолидированные, или кодификационные (США, РФ); - писанные в виде совокупности нескольких основных законов (трех—четырех) — так называемые неконсолидированные, или некодификационные (Швеция); - неписаные — состоящие из конституционных норм, содержащихся во многих законах, а также из конституционных обычаев и прецедентов (Великобритания - от Великой хартии вольностей 1215 г. до Закона о министрах Короны 1937 г.). В зависимости от формы государственного устройства: » унитарные - Швеции и Китая, » федеративные - Российской Федерации и Индии » конфедеративные - в настоящее время примером такой служит Европейский Союз. По порядку принятия -октроированные и неоктроированные: · октроированные - дарованные монархом и разработаные и дарованые метрополиями своим колониям при освобождении (Саудовская Аравия, дореволюционная Россия, японская 1889 г., марокканская 1911 г); · неоктроированные (Франции 1946 г., Конституция Португалии 1976 г.): - принятые высшим законодательным органом власти (парламентом) (Украина, Советская Россия); - принятые на референдуме (Франция, современная Россия); - принятые учредительным собранием, созванным специально для этой цели (США). По времени действия — постоянные и временные (принятые на определенный срок - ЮАР 1994 г. была принята сроком на пять лет). В зависимости от исторического этапа принятия - первого поколения, второго поколения. К первой группе относятся конституции, принятые в основном в XVIII—XIX вв., а также некоторые конституции первой половины XX в. (Конституция Норвегии 1814 г., Конституция Люксембурга 1868 г., Конституция Ирландии 1937 г. и др.). Вторую группу составляют конституции, принятые после Второй мировой войны (Основной закон ФРГ 1949 г., Конституция Индии 1950 г., Конституция Франции 1958 г. и др.). По способу изменения: » гибкие (изменяются в том же упрощенном порядке, что и другие законы страны принятием обычного закона - Великобритания); » жесткие (изменяются в усложненном порядке, который может предусматривать особый порядок внесения предложений об изменениях, а также необходимость одобрения их квалифицированным большинством членов парламента страны или даже большинством парламентов субъектов федерации - США); » особо жесткие конституции, помимо усложненной процедуры принятия поправок, включают особую стадию их ратификации, которая осуществляется путем двойного вотума (голосования) в Парламенте, либо референдума, либо (в федеративных государствах) одобрения поправок членами (субъектами) федерации; » «смешанные» - имеют особенности и гибких и жестких конституций. По закрепляемой форме правления — монархические (Испании, Японии) и республиканские (ФРГ, Италии). По закрепляемому политическому режиму (по социальным признакам): ~ демократические - действуют в большинстве стран цивилизованного мира - Австрии, Бельгии, Франции и др.; ~ антидемократические (Индонезии), которые в сою очередь можно разделить на: ~ авторитарные – в настоящее время они открыто встречаются крайне редко, обычно реальный авторитаризм бывает прикрыт демагогическими лозунгами; ~ тоталитарные и др.;
Виды конституционных норм Конституционно-правовые нормы многообразны и могут классифицироваться по различным основаниям. В зависимости от объекта правового регулирования (по содержанию): » устанавливающие правовой статус личности ("каждый имеет право на образование"); » закрепляющие федеративное устройство РФ ("в составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации"); » регулирующие порядок образования и деятельности органов государственной власти ("федеральные законы принимаются Государственной Думой"); » регулирующие порядок реализации местного самоуправления ("структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно"); » регулирующие законодательный процесс ("законопроекты вносятся в Государственную Думу"); » регулирующие порядок изменения и пересмотра Конституции РФ ("положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием"). По юридической силе, зависящей от вида правового акта, в котором выражена та или иная норма, различают нормы, содержащиеся в Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законах, других федеральных законах, актах Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства России, конституциях, уставах, иных нормативных актах субъектов Федерации и правовых актах представительных органов местного самоуправления. ◊ конституционные нормы; ◊ нормы федеральных конституционных законов; ◊ нормы федеральных законов; ◊ нормы законов субъектов РФ; ◊ нормы подзаконных актов; ◊ нормы актов органов местного самоуправления и другие. По территории действия конституционно-правовые нормы подразделяются на: ~ действующие на всей территории Российской Федерации, ~ в субъектах Федерации, ~ в границах муниципальных образований, в которых осуществляется местное самоуправление. По времени действия: постоянные и срочные, т.е. временные (см. раздел второй Конституции РФ "Заключительные и переходные положения"). По характеру предписания (способу воздействия на субъекты правоотношений) содержащегося в нормеразличают: a) Управомочивающие нормы закрепляют право субъектов осуществлять предусмотренные в них действия, определяют рамки их полномочий ("Президент Российской Федерации принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации"); b) Обязывающие нормы обязывают субъектов соотносить свое поведение с их требованиями ("перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия"); c) Запрещающие нормы запрещают совершать предусмотренные в них действия ("Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения"); d) устанавливающие или определяющие ("Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации"); По характеру регулятивного воздействия, рассчитанного на всех правоприменяющих субъектов : · нормы- принципы ("труд свободен"). · нормы- дефиниции, · нормы- задачи. По степени определенности (обязательности) предписаний нормы делятся на императивные и диспозитивные. Императивные нормы однозначно устанавливают вариант поведения субъекта в соответствующих условиях и не допускают свободы в применении установленного правила ("новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации"). Диспозитивные нормы предусматривают возможность выбора варианта поведения субъекта из числа указанных в норме с учетом конкретных условий и обстоятельств ("Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции"). По назначению в механизме правового регулирования принято различать: Материальные нормы предусматривают содержание действий по правовому регулированию общественных отношений, т.е. права и обязанности субъекта, Процессуальные нормы определяют порядок (структуру), в котором они должны быть реализованы. Таким образом, конституционное право - это ведущая базовая отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих основы конституционного строя Российской Федерации, статус человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Общая характеристика конституционного права России. Россия вступила на путь конституционного развития в начале XX века с принятием в 1905-1906 гг. ряда государственных актов, имевших конституционное значение. Основные этапы развития российской Конституции: 1. дореволюционный (октябрь 1905 г. — октябрь 1917 г.); 2. советский (октябрь 1917 г. — июнь 1990 г.) и 3. постсоветский, или современный (с июня 1990 г. по настоящее время). Первым законодательным актом в России, имевшим конституционное значение, принято считать Манифест 17 октября 1905 г. "Об усовершенствовании государственного порядка", которым император Николай II: = даровал населению "основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний, союзов"; = установил "незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за законностью действий" поставленных императором властей. Несколько месяцев спустя в дополнение к Манифесту были учреждены Государственная дума (20 февраля 1906 г.), Государственный Совет (23 апреля 1906 г.), принят Свод основных государственных законов (23 апреля 1906 г.). В соответствии с ними вРоссии учреждалась двухпалатная парламентская система (Госдума и Госсовет). Эти конституционные акты привели к определенному ограничению власти самодержавного монарха. В то же время Основные законы сохранили сильную власть царя: ♦ без его утверждения ни один закон не мог войти в силу; ♦ изменение Основных законов могло осуществляться только по инициативе царя; ♦ он наделялся правом роспуска Государственной Думы; ♦ император был вправе и сам принимать законы, но с одобрения обеих палат парламента; ♦ царь назначал Совет министров и полностью его контролировал (акт 19 октября 1905 г. «О мерах к укреплению единства в деятельности министерств головных управлений»). Дума, избираемая населением на пять лет, имела право принимать законопроекты и обращаться к министрам с запросами, однако могла быть распущена указом императора. Госсовет наполовину состоял из членов, назначаемых императором. Члены другой половины избирались от духовенства, губернских земских собраний, дворянских обществ, Академии наук и университетов, совета торговли и мануфактур, биржевых комитетов и купеческих управ "сроком на девять лет с тем, чтобы каждые три года одна треть каждого разряда сих членов выбывала в очередном порядке". Госсовет рассматривал законопроекты, принятые Госдумой, и вносил в Госдуму законопроекты, одобренные им ранее. Законопроекты, одобренные обоими органами, представлялись на утверждение императору председателем Госсовета. До 1917 г. был принят ряд актов, развивавших положения Основных законов. К числу таких актов следует отнести Закон о военно-полевых судах, Указ об уравнении крестьян в правах с другими сословиями, Указ о праве крестьян закреплять за собой их наделы, новое Положение о выборах, Закон о порядке издания касающихся Финляндии законов и постановлений и др. Среди источников конституционного права все большее место стали занимать акты исполнительной власти. В результате Октябрьской революции 1917 г. в России произошла смена общественного строя, что обусловило разработку и принятие конституции социалистического типа. Первая конституция Советской России — Конституция РСФСР была принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г. Конституция открыто выражала классовый характер пролетарской демократии. После образования СССР (1922 г.) на основе Декларации и Договора об образовании СССР в 1924 г. была принята первая Конституция СССР, а на ее основе — новая Конституция РСФСР (1925 г .). Дальнейшее конституционное развитие РСФСР также связано с принятием новых союзных конституций. Поэтому структура и содержание последующих конституций РСФСР являлись производными от соответствующих характеристик конституций СССР. В 1936 г. в связи с провозглашением построения социализма в СССР была принята новая Конституция СССР, а на; ее основе — новая Конституция РСФСР (1937 г.). Эта Конституция отразила, как считалось, построение основ социализма и полную ликвидацию эксплуататорских классов и элементов. К числу важнейших изменений государственной системы относится введение всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании, упразднение съездов Советов, а также преобразование политической основы государства - Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в Советы депутатов трудящихся К концу пятидесятых годов СССР обладал ядерным и термоядерным оружием, а также самыми современными средствами его доставки - межконтинентальными баллистическими ракетами. В связи с этим была теоретически обоснована концепция о полной и окончательной победе социализма в СССР. Это означало не только отсутствие внутренних условий для реставрации капитализма в СССР, но и невозможность его восстановления силами извне. В 1977 г. в связи с провозглашением построения в СССР развитого социализма и общенародного государства, была принята новая Конституция СССР, а на ее основе — новая Конституция РСФСР (1978 г .). Данная Конституция стала последней в советском государстве и отличалась тем, что в ней народ был объявлен единственным субъектом власти в государстве, однако руководящей силой по-прежнему называлась коммунистическая партия. В Конституции утверждалось, что советское общество вступило в этап развитого социализма, означавший превращение советского государства из диктатуры пролетариата в общенародное государство, на базе которого сформировалась новая историческая общность людей — советский народ. В качестве основы экономической системы утверждала государственную (общенародную) и колхозно-кооперативную собственность, закрепляла плановое ведение хозяйства на базе жесткой централизации. Развитие получили также нормы, регулирующие федеративное устройство РСФСР. С 1989 г. в Конституцию РСФСР вносились многочисленные изменения и дополнения, существенно изменившие ее первоначальную редакцию. Эта работа была связана с политической обстановкой, сложившейся в России к тому моменту. В 1990—1993 гг. в России широко проводились конституционные реформы, направленные на установление нового конституционного строя страны, связанные с переходом РФ от социализма к демократии. В результате дополнений и изменений Конституция приобрела противоречивый характер, поскольку содержала как устаревшие,так и отвечавшие новому времени положения. Работа над новой редакцией Конституции России связывается с образованием на I Съезде народных депутатов РСФСР летом 1990 г. Конституционной комиссии во главе с Б. Н. Ельциным. Проект, подготовленный этой комиссией, не был принят ни на первом, ни на втором обсуждении на съездах народных депутатов, но одобрялась общая концепция Конституции, что значительно затягивало переход к новому конституционному строю в России. Принятию Конституции препятствовали последствия распада в 1991 году СССР и ожесточенное противоборство законодательной и исполнительной властей. В начале 1993 г. было созвано Конституционное совещание, которое в результате своей работы приняло так называемый «президентский проект» Конституции. Именно он был вынесен на всенародный референдум 12 декабря 1993 г. В референдуме по вопросу обсуждения проекта Конституции приняло участие все население России и по результатам голосования Конституция РФ была принята на всероссийском референдуме 12 декабря 1993 г. и вступила в силу с момента её официального опубликования 25 декабря 1993 г. В состав Российской Федерации на правах её субъектов входит 21 республика. Ст. 5 Конституции Российской Федерации устанавливает, что каждая республика, исходя из её статуса как государства, имеет свою конституцию. Основные принципы Конституции РФ 1993 г.: 1) демократизм (выборность Президента РФ, Госдумы, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления); 2) законность (органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы); 3) гуманизм (человек, его права и свободы являются высшей ценностью, при этом каждый имеет право на жизнь, личную неприкосновенность, охрану достоинства личности); 4) равноправие граждан (все равны перед законом и судом, а также в правах и свободах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств); 5) государственное единство РФ (верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей ее территории, целостность и неприкосновенность территории, единство экономического пространства, единый государственный язык, единая денежная единица); 6) равноправие и самоопределение народов (все субъекты РФ равноправны, они самостоятельно создают свои органы власти и законодательство, а полномочия центра и субъектов разделены); 7) разделение власти (на законодательную, исполнительную и судебную); 8) идеологическое многообразие и многопартийность (запрет на государственную или обязательную идеологию при равноправии общественных объединений перед законом). Юридические свойства Конституции РФ 1993 г.: » Верховенство - имеет высшую юридическую силу; » прямого действия - имеет прямое действие на всей территории РФ; » является правовой базой для всего текущего законодательства; » является жесткой (порядок ее изменения сложный); » Особая правовая охрана - в этом участвует вся система органов государственной власти, осуществляющих охрану в различных формах; » является правовым актом государства - Основной закон. Учение о конституции В Древнем Риме конституциями (от лат. constitutio — установление) назывались указы императоров, а в Средневековье — акты о феодальных вольностях. Однако в собственном, государственно-правовом смысле он стал применяться только в XVII веке в связи с возникновением самой идеи о необходимости такого акта. Современное понимание конституции появилось после буржуазных революций, когда конституции использовались для правового закрепления нового общественного строя. Конституция — основной закон (система законов) государства, обладающий высшей юридической силой, в котором закреплены правовые основы государственного и общественного устройства, основы правового положения личности и органов власти. Конституция выполняет следующие основные функции: • юридическую (основной закон, основа правовой системы); • политическую (документ, определяющий основы государственной политики, а иногда представляющий собой форму общественного договора); • идеологическую или воспитательную (документ, провозглашающий определенное мировоззрение или высокие нравственные идеалы, сплачивающий и воспитывающий нацию). Структура конституции может быть различной, но, как правило, она содержит нормы, закрепляющие: ~ основы общественного устройства (политическую, экономическую и социальную системы); ~ правовое положение личности (права и обязанности, порядок приобретения и прекращения гражданства); ~ форму государства (формы правления, политического режима и территориального устройства, а в федеративных государствах — разграничение полномочий федерации и ее субъектов); ~ порядок формирования и полномочия органов власти; ~ основы законодательного процесса, в том числе порядок принятия и изменения конституции; ~ государственную символику (флаг, герб, гимн). Если указанные нормы содержатся в одном правовом акте, то они могут быть рассредоточены в соответствующих его разделах. Такие конституции часто имеют преамбулы, которые носят не нормативный, а скорее торжественно-декларативный характер, и заключительные, или переходные, положения. Характерные черты конституций (особенности): 1) особый субъект, от имени которого принимается Основной Закон, - народ; 2) учредительный характер конституционно-правовых норм; 3) расширенный предмет регулирования Конституции; 4) особые юридические свойства Конституции. Главные идеи и принципы, которые заложены в конституции представляют собой ее сущность и отвечает на вопрос, чью волю она выражает. Сущность конституции зависит от того, чьи интересы выражают конституционно-правовые нормы. Поэтому в зависимости от теории происхождения государства и права можно выделить следующие подходы к сущности конституции: 1) согласно теории общественного договора сущность конституции заключается в суверенитете народа, который по доброй воле принял основной закон, устанавливающий основы и пределы государственной власти, в руки которой народ передал свои полномочия; 2) теологическая теория утверждает, что конституция является продуктом божественных предписаний людям о правилах бытия; 3) школы естественного права поддерживают точку зрения, что конституционные нормы - это опыт народа страны, поэтому заимствование у других народов опыта приводит к недолговечности конституции; 4) согласно марксистско-ленинской теории сущность конституции состоит в том, что она выражает волю правящего класса, а не всего населения. Действующая Конституция Российской Федерации по своей сущности является конституцией демократического правового государства, выражением воли многонационального народа Российской Федерации путем всенародного голосования, воли, направленной на учреждение таких основ жизни государства и общества, которые воплощают общедемократические принципы, исходят из признания высшей ценностью человека, его прав и свобод. Виды конституций Конституция как нормативный акт принимается в виде письменного документа, изданного в особом, как правило, усложненном порядке, нежели иные законы страны. Однако основной закон может быть не только письменным, и в этом случае говорят о «неписаной» конституции (Великобритания). Конституции классифицируются по разным критериям. По их форме: - писанные в виде одного акта — так называемые консолидированные, или кодификационные (США, РФ); - писанные в виде совокупности нескольких основных законов (трех—четырех) — так называемые неконсолидированные, или некодификационные (Швеция); - неписаные — состоящие из конституционных норм, содержащихся во многих законах, а также из конституционных обычаев и прецедентов (Великобритания - от Великой хартии вольностей 1215 г. до Закона о министрах Короны 1937 г.). В зависимости от формы государственного устройства: » унитарные - Швеции и Китая, » федеративные - Российской Федерации и Индии » конфедеративные - в настоящее время примером такой служит Европейский Союз. По порядку принятия -октроированные и неоктроированные: · октроированные - дарованные монархом и разработаные и дарованые метрополиями своим колониям при освобождении (Саудовская Аравия, дореволюционная Россия, японская 1889 г., марокканская 1911 г); · неоктроированные (Франции 1946 г., Конституция Португалии 1976 г.): - принятые высшим законодательным органом власти (парламентом) (Украина, Советская Россия); - принятые на референдуме (Франция, современная Россия); - принятые учредительным собранием, созванным специально для этой цели (США). По времени действия — постоянные и временные (принятые на определенный срок - ЮАР 1994 г. была принята сроком на пять лет). В зависимости от исторического этапа принятия - первого поколения, второго поколения. К первой группе относятся конституции, принятые в основном в XVIII—XIX вв., а также некоторые конституции первой половины XX в. (Конституция Норвегии 1814 г., Конституция Люксембурга 1868 г., Конституция Ирландии 1937 г. и др.). Вторую группу составляют конституции, принятые после Второй мировой войны (Основной закон ФРГ 1949 г., Конституция Индии 1950 г., Конституция Франции 1958 г. и др.). По способу изменения: » гибкие (изменяются в том же упрощенном порядке, что и другие законы страны принятием обычного закона - Великобритания); » жесткие (изменяются в усложненном порядке, который может предусматривать особый порядок внесения предложений об изменениях, а также необходимость одобрения их квалифицированным большинством членов парламента страны или даже большинством парламентов субъектов федерации - США); » особо жесткие конституции, помимо усложненной процедуры принятия поправок, включают особую стадию их ратификации, которая осуществляется путем двойного вотума (голосования) в Парламенте, либо референдума, либо (в федеративных государствах) одобрения поправок членами (субъектами) федерации; » «смешанные» - имеют особенности и гибких и жестких конституций. По закрепляемой форме правления — монархические (Испании, Японии) и республиканские (ФРГ, Италии). По закрепляемому политическому режиму (по социальным признакам): ~ демократические - действуют в большинстве стран цивилизованного мира - Австрии, Бельгии, Франции и др.; ~ антидемократические (Индонезии), которые в сою очередь можно разделить на: ~ авторитарные – в настоящее время они открыто встречаются крайне редко, обычно реальный авторитаризм бывает прикрыт демагогическими лозунгами; ~ тоталитарные и др.;
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 693; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.105.230 (0.013 с.) |