Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Комитет конституционного надзора СССР
Создание этого органа было одним из шагов политических и конституционных реформ, предпринятых по инициативе М.С. Горбачева. I декабря 1988 г. в Конституцию и законодательство СССР были внесены изменения и дополнения, главные из которых: учреждение Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, работающего на постоянной основе, как первый шаг на пути к профессиональному парламенту; создание предпосылок выборов на основе состязательности; учреждение Комитета конституционного надзора СССР. Сам факт создания специализированного органа был победой тех, кто выступал за введение института конституционного контроля в нашей стране. В соответствии со ст. 125 Конституции СССР Комитет конституционного надзора СССР избирался Съездом народных депутатов СССР сроком на 10 лет из числа специалистов в области политики и права в составе Председателя, заместителя Председателя и 21-го члена Комитета, включая представителей от каждой союзной республики. Лица, избранные в Комитет, при выполнении своих обязанностей независимы и подчиняются только Конституции СССР Сложность подходов к роли данного института конституционного права напрямую отразилась на его наименовании («надзор») и полномочиях. Комитет по собственной инициативе или по поручению Съезда народных депутатов СССР представлял Съезду заключения о соответствии Конституции СССР проектов законов СССР, подлежащих рассмотрению Съездом. Однако он не имел права оценивать законы, принятые Съездом. По своей инициативе, по поручению Съезда и по предложениям самого Верховного Совета СССР и высших органов власти союзных республик Комитет представлял заключения о соответствии актов Верховного Совета СССР и его палат, а также проектов актов этих органов Конституции СССР и законам СССР, принятым Съездом. В отношении конституций и законов союзных республик, актов Совета Министров СССР и правительств союзных республик Комитет осуществлял наблюдение за их соответствием Конституции и законам СССР. Также по своей инициативе, по поручению Съезда и по предложениям ряда органов он мог давать заключения о соответствии Конституции СССР и законам СССР актов других государственных органов и общественных организаций.
Однако у Комитета не было ощутимых прав в отношении актов. Статья 125 Конституции СССР гласила, что выявив противоречие акта или его отдельных положений Конституции или законам СССР, Комитет всего лишь направлял органу, издавшему акт, свое заключение для устранения допущенного нарушения. Принятие заключения приостанавливало исполнение акта или его положений. И Комитет мог входить с представлением в вышестоящий орган для отмены противоречащих Конституции или закону СССР актов. А в отношении актов союзных республик его роль была вообще туманной. Итак, создание Комитета было само по себе прогрессивным шагом. Но слабость позиций стала ощущаться с самого начала. Поэтому уже через год, 23 декабря 1989 г вместе с принятием Закона СССР о Комитете конституционного надзора СССР были внесены изменения и дополнения в ст. 125 Конституции СССР, усилившие позиции Комитета. Он получил право: оценивать не только проекты, но и законы и иные акты, принятые Съездом народных депутатов СССР, — правда, не по своей инициативе, а по предложениям не менее одной пятой народных депутатов СССР, Председателя Верховного Совета СССР, высших органов государственной власти союзных республик; давать заключения о соответствии конституций союзных республик Конституции СССР, а законов республики — также законам СССР; рассматривать разногласия между Союзом и республиками, между союзными республиками, между союзными республиками и национально-государственными, национально-территориальными образованиями по поводу конституционности актов, прижитых их органами государственной власти и управления; давать оценку актам Правительства СССР с точки зрения соответствия союзным законам; давать заключения о соответствии международных договорных и иных обязательств СССР и союзных республик Конституции СССР и законам СССР; оценивать нормативные правовые акты тех государственных органов и общественных организаций, в отношении которых не осуществляется прокурорский надзор; по своей инициативе представлять заключения о соответствии Конституции СССР и законам СССР актов высших органов государственной власти и управления СССР, других органов, образуемых или избираемых Съездом или Верховным Советом СССР;
приостанавливать действие соответствующего акта (его отдельных положений), кроме закона СССР, принятого Съездом народных депутатов СССР, и конституции союзной республики. Акт или его отдельные положения, которые по заключению Комитета нарушают права и свободы граждан, теряли силу с момента принятия такого заключения. В принципе Комитет конституционного надзора СССР был уже на пути к трансформации в орган конституционного контроля. Об этом свидетельствует последнее новшество — утрата юридической силы актов на основании заключения Комитета. Однако прекращение существования СССР поставило точку на деятельности Комитета.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 648; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.195.110 (0.006 с.) |