Комитет конституционного надзора СССР 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комитет конституционного надзора СССР



Создание этого органа было одним из шагов политических и кон­ституционных реформ, предпринятых по инициативе М.С. Горбаче­ва. I декабря 1988 г. в Конституцию и законодательство СССР были внесены изменения и дополнения, главные из которых: учреждение Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, рабо­тающего на постоянной основе, как первый шаг на пути к профессиональному парламенту; создание предпосылок выборов на основе со­стязательности; учреждение Комитета конституционного надзора СССР.

Сам факт создания специализированного органа был победой тех, кто выступал за введение института конституционного контроля в на­шей стране. В соответствии со ст. 125 Конституции СССР Комитет конституционного надзора СССР избирался Съездом народных де­путатов СССР сроком на 10 лет из числа специалистов в области по­литики и права в составе Председателя, заместителя Председателя и 21-го члена Комитета, включая представителей от каждой союзной республики. Лица, избранные в Комитет, при выполнении своих обя­занностей независимы и подчиняются только Конституции СССР

Сложность подходов к роли данного института конституционного права напрямую отразилась на его наименовании («надзор») и полно­мочиях.

Комитет по собственной инициативе или по поручению Съезда народных депутатов СССР представлял Съезду заключения о соот­ветствии Конституции СССР проектов законов СССР, подлежащих рассмотрению Съездом. Однако он не имел права оценивать законы, принятые Съездом.

По своей инициативе, по поручению Съезда и по предложениям самого Верховного Совета СССР и высших органов власти союзных республик Комитет представлял заключения о соответствии актов Верховного Совета СССР и его палат, а также проектов актов этих ор­ганов Конституции СССР и законам СССР, принятым Съездом. В от­ношении конституций и законов союзных республик, актов Совета Министров СССР и правительств союзных республик Комитет осу­ществлял наблюдение за их соответствием Конституции и законам СССР. Также по своей инициативе, по поручению Съезда и по пред­ложениям ряда органов он мог давать заключения о соответствии Конституции СССР и законам СССР актов других государственных органов и общественных организаций.

Однако у Комитета не было ощутимых прав в отношении актов. Статья 125 Конституции СССР гласила, что выявив противоречие акта или его отдельных положений Конституции или законам СССР, Комитет всего лишь направлял органу, издавшему акт, свое заключе­ние для устранения допущенного нарушения. Принятие заключения приостанавливало исполнение акта или его положений. И Комитет мог входить с представлением в вышестоящий орган для отмены про­тиворечащих Конституции или закону СССР актов. А в отношении актов союзных республик его роль была вообще туманной.

Итак, создание Комитета было само по себе прогрессивным ша­гом. Но слабость позиций стала ощущаться с самого начала. Поэтому уже через год, 23 декабря 1989 г вместе с принятием Закона СССР о Комитете конституционного надзора СССР были внесены измене­ния и дополнения в ст. 125 Конституции СССР, усилившие позиции Комитета. Он получил право:

оценивать не только проекты, но и законы и иные акты, принятые Съездом народных депутатов СССР, — правда, не по своей инициати­ве, а по предложениям не менее одной пятой народных депутатов СССР, Председателя Верховного Совета СССР, высших органов госу­дарственной власти союзных республик;

давать заключения о соответствии конституций союзных республик Конституции СССР, а законов республики — также законам СССР;

рассматривать разногласия между Союзом и республиками, меж­ду союзными республиками, между союзными республиками и на­ционально-государственными, национально-территориальными об­разованиями по поводу конституционности актов, прижитых их орга­нами государственной власти и управления;

давать оценку актам Правительства СССР с точки зрения соответ­ствия союзным законам;

давать заключения о соответствии международных договорных и иных обязательств СССР и союзных республик Конституции СССР и законам СССР;

оценивать нормативные правовые акты тех государственных орга­нов и общественных организаций, в отношении которых не осущест­вляется прокурорский надзор;

по своей инициативе представлять заключения о соответствии Конституции СССР и законам СССР актов высших органов государ­ственной власти и управления СССР, других органов, образуемых или избираемых Съездом или Верховным Советом СССР;

приостанавливать действие соответствующего акта (его отдель­ных положений), кроме закона СССР, принятого Съездом народных депутатов СССР, и конституции союзной республики.

Акт или его отдельные положения, которые по заключению Ко­митета нарушают права и свободы граждан, теряли силу с момента принятия такого заключения.

В принципе Комитет конституционного надзора СССР был уже на пути к трансформации в орган конституционного контроля. Об этом свидетельствует последнее новшество — утрата юридической силы актов на основании заключения Комитета. Однако прекраще­ние существования СССР поставило точку на деятельности Коми­тета.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 648; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.195.110 (0.006 с.)