Система защиты (охраны) Конституции и обеспечения ее реального функционирования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система защиты (охраны) Конституции и обеспечения ее реального функционирования.



Толкование и правовая охрана Конституции Российской Федерации

Легальное, или предусмотренное законом, толкование есть официальное разъяснение Конституционным Судом РФ смысла и содержания норм Основного Закона. Действующая Конституция функцию легального толкования закрепила исключительно за Конституционным Судом (ч. 5 ст. 125). Целью толкования является юридически точное указание о том, как понимать норму Конституции, допускается ли ее расширительное толкование и в каком объеме. Такое толкование необходимо всякий раз, когда во взаимоотношениях между органами государственной власти возникают сомнения в правильности понимания содержания нормативного объема того или иного конституционного положения, а равно в случае неоднозначного понимания тех или иных положений Конституции. Юридический способ снятия существующей неопределенности - официальное толкование. Толкование Конституции Конституционным Судом относится к числу официальных нормативных, оно имеет юридическую силу, обязательно для всех органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий, организаций, граждан и их объединений. Право толкования Конституции Конституционный Суд самостоятельно реализовать не может. Согласно Конституции (ч. 5 ст. 125) толкование возможно по запросам Президента РФ, палат Федерального Собрания, Правительства РФ, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ. Порядок разъяснения норм Конституции определен в Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде РФ».

От официального толкования Конституции РФ следует отличать ее доктринальное толкование - комментарии к Конституции. Такое толкование не имеет обязательной юридической силы, хотя его влияние на официальное толкование, применение конституционных норм несомненно.

Правовая охрана Конституции представляет комплекс специально-юридических мер, призванных обеспечить надлежащую реализацию конституционных норм, утвердить (или восстановить в случае нарушения) режим конституционной законности. Правовыми формами (способами) охраны Конституции являются:

1) возложение Конституцией РФ (ч. 2 ст. 15) конституционной обязанности на граждан, органы государственной власти и местного самоуправления и их должностных лиц соблюдать Конституцию РФ и законы;

2) предусмотренный Конституцией (ч. 4 ст. 3) запрет на присвоение кем бы то ни было власти в РФ и преследование федеральным законом захвата власти или присвоения властных полномочий;

3) конституционный контроль, осуществляемый федеральным Конституционным Судом в целях обеспечения режима конституционности действующего в стране законодательства;

4) конституционные полномочия Президента РФ по защите конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, осуществлению мер по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечению согласованного функционирования органов государственной власти; предусмотренное Конституцией (ч. 2 ст. 85) право Президента РФ приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам;

5) деятельность иных государственных органов, прежде всего органов прокуратуры, Уполномоченного по правам человека по обеспечению режима конституционной законности, охране прав и свобод в РФ;

6) установление конституционного режима деятельности общественных объединений, запрещение создания и деятельности общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное устранение конституционного строя, нарушение целостности, подрыв государства;

7) установление конституционных основ регулирования чрезвычайного и военного положения;

8) право граждан обращаться с жалобами на нарушение конституционных прав и свобод в Конституционный Суд РФ и др.

Правовая охрана Конституции обеспечивается и иными конституционными механизмами, применение которых предназначено для того, чтобы исключить всякие антиконституционные действия как со стороны властных государственных структур (главным образом), так и со стороны общественных объединений и отдельных лиц. К числу таких механизмов Конституция РФ, в частности, относит: присягу Президента РФ; конституционную ответственность высших должностных лиц государства; установленный законом порядок реализации права законодательной инициативы; обязанность Президента подписать (или не подписать) и обнародовать федеральный закон в течение 14 дней с момента направления ему этого закона, принятого Федеральным Собранием, и др.

Рекомендованная литература:

Нормативно-правовые акты

1. Временный Основной Закон (Конституция) Луганской Народной Республики от 18 мая 2014 № 1-І // https://nslnr.su/zakonodatelstvo/normativno-pravovaya-baza/591/

2. О судебной системе: Закон ЛНР от 30.04.2015 №18-II // https://nslnr.su/zakonodatelstvo/normativno-pravovaya-baza/939/

3. О создании судов Луганской Народной Республики: Закон ЛНР от 30.04.2015 №19-II // https://nslnr.su/zakonodatelstvo/normativno-pravovaya-baza/943/

4. О статусе судей: Закон ЛНР от 22.05.2015 №29-II // https://nslnr.su/zakonodatelstvo/normativno-pravovaya-baza/985/

5. О Верховном Суде Луганской Народной Республики: Закон ЛНР от 29.05.2015 №35-II // https://nslnr.su/zakonodatelstvo/normativno-pravovaya-baza/1130/

Базовая литература

1. Бондарь Н.С. Местное самоуправление и конституционное правосудие: конституционализация муниципальной демократии в России. - М.: Норма, 2009. - 592 с.

2. Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс: Учеб. пособие.-3-е изд., перераб. и доп.-М.: Юристъ, 2010.

3. Зорькин В.Д. Конституционный Суд России в историческом контексте. М., 2011

4. Лазарев Л.В. Правовые позиции Конституционного Суда России [Электронный ресурс]. - Городец: Формула права, 2003 г. -(Система Гарант).

5. Конституционный судебный процесс в России [Текст]: учеб. пособие / С. Э. Несмеянова. - М.: Риор: Инфра-М, 2013. - 203 с.

6. Фартыгин А.Л. Конституционное правосудие в Российской Федерации: Учебное пособие. - Челябинск: УрАГС, 2007. - 559 с.

Вспомогательная литература

1. Беляев В. П. (канд. юрид. наук; доц.). Судебный конституционный контроль: некоторые теоретические аспекты / В. П. Беляева // Вестник Саратовской государственной академии права. 2005. № 4. С. 134-140.

2. Бондарь Н. С. Конституция, конституционный контроль и социальные противоречия современного общества / Н. С. Бондарь // Журнал российского права. 2003. № 11. С. 55-64.

3. Конституционное право России: учебник / Б.С. Эбзеев, А.С. Прудников, Н.А. Чертова и др.; под ред. А.С. Прудников, Б.С. Эбзеев. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 672 с. - (Dura lex, sed lex).

4. Конституционное правосудие. Судебное конституционное право и процесс [Текст]: учеб.пособие для студ.вузов / Н.В. Витрук. - М.: Закон и право,Юнити, 1998. - 383 с.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.215 (0.009 с.)