Расходы бюджетов и порядок их распределения в бюджетной системе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Расходы бюджетов и порядок их распределения в бюджетной системе.



Расходы бюджета – это выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК РФ источниками финансирования дефицита бюджета (ст. 6).

Расходы бюджетов бюджетной системы РФ осуществляются в следующих осн. направлениях (они же разделы классификации расходов бюджетов):

1) общегосударственные вопросы (функционирование Президента РФ и высших должностных лиц субъектов РФ и МО; законодательных (представительных) ОГВ и МСУ; Правительства РФ и высших исполнительных ОГВ субъектов РФ, местных администраций; судебная система; обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора; государственный материальный резерв; обслуживание государственного и муниципального долга; резервные фонды и др.).

2) национальная оборона (прежде всего Вооруженные силы РФ).

3) национальная безопасность и правоохранительная деятельность (органы прокуратуры, ОВД, юстиции, СИН, ФСБ, ФПС, ФСКН, МЧС, Внутренние войска МВД РФ, ФМС и др.).

4) национальная экономика (общеэкономические вопросы; топливно-энергетический комплекс; сельское хозяйство и рыболовство; водное, лесное, дорожное хозяйство; связь и средства массовой коммуникации и др.).

5) жилищно-коммунальное хозяйство.

6) охрана окружающей среды.

7) образование.

8) культура, кинематография, средства массовой информации.

9) здравоохранение, физическая культура и спорт.

10) социальная политика (пенсионное обеспечение, социальное обеспечение и обслуживание населения). 11) межбюджетные трансферты.

При формировании расходов бюджетов всех уровней учитываются расходные обязательства РФ, субъектов Федерации и МО. Расходные обязательства – это обусловленные законом, иным НПА, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (РФ, субъекта РФ, МО) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, другому публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соот. бюджета. Конкретизирующим это понятие применительно к бюджету на опр. фин. год выступает термин «бюджетные обязательства».

Расходы распределяются между бюджетами исходя из сл. принципов:

1) соответствие состава расходов предметам ведения РФ, субъектов РФ, вопросам местного значения (по принадлежности). Например, поскольку оборона и безопасность страны находятся в искл. ведении РФ, то расходы на их обеспечение предусматриваются только в федеральном бюджете;

2) учет подведомственности предприятий, организаций, учреждений;

3) учет значения и роли опр. учреждений и предприятий, масштабов и последствий их влияния на развитие общества;

4) принцип самостоятельности субъектов РФ и ОМСУ в определении направлений и состава расходов в рамках их компетенции.

Расходы бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ подразделяются на текущие и капитальные. Текущие расходы — это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы, не включенные в капитальные расходы (ст. 68 БК РФ). Основная часть текущих расходов бюджета — это расходы на оплату труда государственных служащих, начисления на заработную плату, командировочные расходы и т.д. Текущие расходы бюджета субъекта РФ и местного бюджета не должны превышать объем доходов соответствующего бюджета, т.е. не должны осуществляться за счет источников финансирования дефицита бюджета (п. 2 ст. 92 БК РФ).

Капитальные расходы — это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную, инвестиционную деятельность. В их числе расходы, предназначенные для инвестиций в действующие и создаваемые юридические лица в соответствии с инвестиционной программой; бюджетные кредиты на инвестиционные цели юридическим лицам; а также иные расходы, направленные на создание или увеличение имущества, находящегося в собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования. В составе капитальных расходов может быть образован бюджет развития (ст. 67 БК РФ).

Расходы бюджетов осуществляются в следующих формах, предусмотренных в ст. 69 Б К РФ:

· ассигнований на содержание бюджетных учреждений. Это наиболее активная форма бюджетных расходов, так как получателями бюджетных ассигнований являются все бюджетные учреждения;

· средств на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным и муниципальным контрактам. Государственный и муниципальный контракт — это договор, заключаемый органами государственной власти местного самоуправления, бюджетными учреждениями и т.д. с физическим или юридическим лицом в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета (ст. 72 Б К РФ);

· трансфертов населению, т.е. бюджетных средств для обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других выплат, установленных законодательством РФ, субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления (ст. 75 БК РФ);

· ассигнований на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

· бюджетных кредитов юридическим лицам. Бюджетный кредит — это такая форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основе (ст. 6 БК РФ). Бюджетный кодекс РФ устанавливает различный правовой режим выделения бюджетных кредитов юридическим лицам, являющимся государственными или муниципальными унитарными предприятиями или не являющимися таковыми (ст. 76,77 БК РФ);.

Расходы бюджета осуществляются на основе принципа адресности и целевого характера бюджетных средств (ст. 38 БК РФ). В связи с этим ст. 70 БК РФ определяет направления (цели), на которые могут расходоваться средства, полученные бюджетными учреждениями из бюджетов. Они могут расходоваться исключительно на:

· оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами;

· перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

· трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления;

· командировочные и иные компенсационные выплаты работникам;

· оплату товаров, работ, услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;

· оплату товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается

34. Формы финансовой помощи бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований.

Финансовая помощь территориям в Российской Федерации осуществляется несколькими методами (формами).

1. Основной способ передачи средств из вышестоящих бюджетов нижестоящим — отчисления в процентах от налогов, закрепленных за вышестоящим бюджетом. Он имеет ряд преимуществ, основные из которых — единство бюджетных источников для всех бюджетов и заинтересованность органов власти всех уровней в их мобилизации.

2. В случаях, когда на территориях не имеется достаточного налогового потенциала и поэтому не имеется возможности отрегулировать территориальные бюджеты за счет отчислений от налогов, используется метод дотаций, т. е. плановой передачи средств из вышестоящих бюджетов абсолютной сумме.

Разновидности дотаций — субвенция (целевая передачи средств) и субсидия (предоставление средств другому бюджету на условиях долевого финансирования целевых расходов).

3. В случае имеющихся в территориальных бюджетах кассовых разрывов, вызванных сезонным характером поступления доходов или осуществления расходов, территориальные бюджеты могут получить из вышестоящих бюджетов бюджетные ссуды.

Предоставление финансовой помощи территориям регламентируется законодательно. В Бюджетном кодексе РФ зафиксирован ряд условий предоставления такой помощи.

 

1. Финансовая помощь из федерального бюджета на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности бюджету субъекта РФ предоставляется при условии подписания со­глашения об исполнении бюджета субъекта РФ через Федеральное казначейство Российской Федерации.

2. Субъект Российской Федерации и муниципальное образование — получатели финансовой помощи из федерального бюджета на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспе­ченности —не имеют права:

• ставить государственных и муниципальных служащих, финансируемых за счет средств бюджета субъекта РФ и муниципального бюджета, в лучшие условия (оплата труда, командировочные и прочие расходы) по сравнению с государственными служащими федеральных и региональных учреждений (с учетом региональных коэффициентов заработной платы);

• предоставлять бюджетные кредиты юридическим лицам в размере, превышающем 3% расходов бюджета субъекта РФ;

• предоставлять государственные гарантии субъекта РФ и местного бюджета и муниципальные гарантии в размере, превышающем 5% расходов бюджета субъекта РФ и местного бюджета.

3. Финансовая помощь из федерального бюджета бюджету субъекта РФ, предоставляемая на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности, определяется на основе нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг в целях финансирования расходов, обеспечивающих минимальные государственные социальные стандарты. Перечень, виды и количественные значения минимальных государственных социальных стандартов устанавливаются федеральным законом и определяются возможностями консолидированного бюджета Российской Федерации. Нормативы финансовых затрат на предоставление государственных услуг и нормативы минимальной бюджетной обеспеченности устанавливаются Правительством Российской Федерации.

4. Все бюджеты составляются и исполняются на основе принципа приоритетного финансирования расходов, связанных с обеспечением минимальных государственных социальных стандартов при безусловном исполнении долговых обязательств. Пока не обеспечено финансирование минимальных государственных социальных стандартов на уровне минимальной бюджетной обеспеченности, в проект бюджета не могут быть включены расходы (при исполнении бюджета не могут финансироваться расходы), не связанные с достижением минимальных государственных социальных стандартов, либо расходы, обеспечивающие финансирование отдельных государственных социальных стандартов выше минимального уровня при недофинансировании других при безусловном исполнении долговых обязательств.

5. В Бюджетном кодексе РФ регламентируется предоставление бюджетных ссуд субъектам РФ на финансирование кассовых разрывов. Субъекты РФ имеют право на привлечение целевых бюджетных ссуд на финансирование кассовых разрывов, обусловленных сезонным характером затрат либо сезонным характером поступлений доходов, на срок до шести месяцев на возмездных и безвозмездных условиях. Цели предоставления указанных ссуд, условия оплаты и возврата целевых бюджетных ссуд субъектам РФ определяются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. В случае, если предоставленные бюджетные ссуды не погашены до конца финансового года, остаток непогашенной ссуды погашается за счет средств финансовой помощи, оказываемой бюджету субъекта РФ из федерального бюджета в очередном финансовом году. Если бюджет субъекта РФ не получает финансовой помощи из федерального бюджета в очередном финансовом году, непогашенная часть бюджетной ссуды погашается за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, зачисляемых в бюджет субъекта Российской Федерации.

6. Бюджетный кодекс РФ определят также права органов государственной власти Российской Федерации при предоставлении финансовой помощи бюджету субъекта РФ. Уполномоченный орган государственной власти Российской Федерации вправе провести ревизию бюджета субъекта РФ — получателя финансовой помощи из федерального бюджета. При получении субъектом РФ финансовой помощи в объеме, превышающем 50% расходов его консолидированного бюджета, ревизия бюджета субъекта РФ проводится в обязательном порядке.

7. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации также имеют право осуществлять контроль за расходованием средств, поступивших в местные бюджеты из бюджетов субъектов РФ.

34. Формы финансовой помощи бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований

Для регулирования нижестоящего бюджета за счет средств бюджета вышестоящего уровня (т.е. периодического планового распределения доходов бюджета в целях его сбалансирования с объемом расходов на данный период) применяются формы косвенной и прямой фин. помощи.

Косвенная фин. помощь заключается в передаче бюджетам (субъектов РФ или МО) в целях сбалансирования их доходов и расходов процентных отчислений от опр. видов налогов или иных платежей на основании законодательных актов. Сейчас такой способ не используется.

Применяется и иной метод – оказание прямой финансовой поддержки путем выделения средств из бюджета вышест. уровня на безвозмездной основе. В наст. время она предоставляется в следующих формах межбюджетных трансфертов:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1714; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.203.68 (0.018 с.)