Доходы от личных доходов граждан 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Доходы от личных доходов граждан



с учетом отношений собственности:

- собственные доходы – платежи, которые на основании федерального законодательства становятся федеральной собственностью, собственностью субъектов РФ или муниципальной собственностью: налоги, сборы, пошлины и т.д.

- заемные средства – ресурсы, полученные от распространения облигаций, по банковским кредитам и др.

в зависимости от порядка образования и использования:

- централизованные – все денежные средства, поступившие в государственные и местные бюджеты и во внебюджетные форма

- децентрализованные – доходы государственных или муниципальных предприятий, остающиеся в непосредственном распоряжении.

 

в зависимости от юридических особенностей:

- налоговые платежи – налоги и сборы, а также все штрафные санкции по налоговым платежам

- неналоговые поступления – доходы от распоряжения государственным и муниципальным имуществом

- безвозмездные поступления – дотации из других бюджетов бюджетной системы

- субсидии

- субвенции

- иные межбюджетные трансферты из других бюджетов

- безвозмездные поступления от ФЛ и ЮЛ, международных организаций

Неналоговые доходы – доходы от использования государственного/муниципального имущества, платежи эквивалентного штрафного характера, а также денежные средства, привлеченные в денежные фонды добровольно:

Добровольные платежи – платежи от лотерей, от выпуска гос/мун ЦБ и др.

Обязательные платежи – платежи за действия гос/мун органов: штрафы

Группы неналоговых доходов:

Доходы от имущества, находящегося в гос/мун собственности – прибыль ЦБ РФ, дивиденды по акциям, доходы от арендной платы за государственное муниципальное имущество

Административные платежи

Административные санкции

Доходы от внешнеэкономической деятельности

Основаны на добровольных или обязательных платежах, не являющихся налогами. Для неналоговых доходов характерен также признак целевой направленности в использовании поступлений.

50. Неналоговые доходы государства и муниципальных образований.

Среди государственных и муниципальных доходов определенное место занимают неналоговые доходы.

Неналоговые доходы государства и муниципальных образований — это поступающие в распоряжение государства и муниципальных образований доходы от использования, продажи или иного возмездного отчуждения государственной или муниципальной собственности, от оказания государственными органами или органами местного самоуправления платных услуг, платежи эквивалентного и штрафного характера, доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, а также средства, привлеченные на добровольных началах.

Перечень неналоговых доходов установлен п. 4 ст. 41 БК РФ, является единым и детализируется по уровням бюджетной системы бюджетной классификацией. Согласно действующему законодательству к неналоговым доходам относятся:

доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности: средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности; средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях; средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление; плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах; доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, либо дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям; часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей; другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;

доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления. Названные доходы в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг;

средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия. Штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Суммы денежных взысканий (штрафов), применяемых в качестве санкций, предусмотренных гл. 16 и 18 части первой НК РФ, зачисляются в соответствующие бюджеты по нормативам и в порядке, которые установлены федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и (или) законодательством РФ о налогах и сборах для соответствующих налогов и сборов, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов. Так, ст. 10 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2003 год» установлено, что 50 процентов от суммы денежных взысканий (штрафов), применяемых в качестве налоговых санкций, зачислялись в федеральный бюджет, остальные 50 процентов зачислялись в соответствующие бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты;

доходы в виде финансовой помощи (дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств), полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;

иные неналоговые доходы. Например, в доходы бюджетов могут зачисляться безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций, правительств иностранных государств, а также безвозмездные перечисления по взаимным расчетам.

В составе неналоговых доходов значительный удельный вес занимают административные платежи и штрафные санкции. Причина этого — бюджетный дефицит, который вынуждает государственные и муниципальные органы увеличивать доходы бюджетов за счет применения административных мер.

Неналоговые доходы, как и налоговые, устанавливаются законодательными (представительными) органами государственной власти и представительными органами местного самоуправления, однако по остальным юридическим признакам неналоговые доходы существенно отличаются. Неналоговые доходы могут иметь форму как обязательных, так и добровольных платежей. Так, на добровольных началах размещаются государственные и муниципальные ценные бумаги, привлекается бла­готворительная помощь и т. д. Значительная же часть неналоговых доходов формируется за счет обязательных платежей. В нормативных актах устанавливается и возможность принудительного взыскания определенных платежей в случае их неуплаты. Например, принудительно взыскиваются компенсации за ущерб, причиненный государству или муниципальному образованию. Для неналоговых доходов характерна большая целевая направленность расходования поступивших средств, чем по налоговым платежам, что закреплено в правовых актах по порядку исчисления и взимания каждого платежа.

Кроме названного неналоговые доходы отличаются от налоговых субъектным составом, содержанием прав и обязанностей участников финансовых правоотношений, складывающихся в сфере установления, взимания и перечисления в бюджетную систему неналоговых доходов. У неналоговых доходов, как правило, не определяются конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие элементы налогового обложения. Поскольку большинство неналоговых доходов не имеют фискально-систематического характера, они твердо не планируются в доходной Чисти бюджета.

Порядок установления, исчисления и взимания неналоговых доходов регламентируется комплексом нормативных правовых актов, являющихся источниками не только финансового права. Например, порядок перечисления средств, получаемых в порядке приватизации государственного или муниципального имущества, определяется законодательством РФ о приватизации государственного и муниципального имущества, а взимание отдельных штрафных санкций — административным, гражданским, уголовным, арбитражно-процессуальным, гражданско-процессуальным и уголовно-процессуальным законодательством. Большинство неналоговых доходов образуются в результате гражданско-правовых отношений, но, являясь доходами государства (муниципальных образований), относятся к финансово-правовым категориям. Так, согласно БК РФ, Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» прибыль Центрального банка РФ после формирования резервов и фондов может быть перечислена в доход федерального бюджета. Данные отношения между государством и Центральным банком РФ относятся к финансово-правовым, поскольку складываются в процессе аккумулирования денежных средств в доход государства, и здесь Центральный банк РФ выступает в роли обычного юридического лица, производящего обязательные отчисления в бюджет. Особенностью этих отношений является то, что их объект (50 процентов прибыли банка) образуется в результате гражданско-правовой деятельности Центрального банка РФ. Однако государство, являясь собственником его имущества, вместо налогообложения его деятельности ограничивает банк в праве распоряжения своей прибылью. Таким образом, в финансовых отношениях по формированию неналоговых доходов государства Центральный банк РФ обладает правосубъектностью юридического лица, которая в большей степени определена правом государственной собственности на его имущество. Аналогичным образом определяется и правовое положение свободного остатка прибыли унитарных государственных и муниципальных предприятий, подлежащего перечислению в соответствующий бюджет.

В советское время важным неналоговым источником дохода государства были лотереи. Однако в связи с развитием рыночной экономики государство утратило монопольное право на проведение лотерей. Так, согласно Указу Президента РФ от 19 сентября 1995 г. № 956 «Об особом порядке коммерциализации государственных предприятий спортивных лотерей, находящихся в федеральной собственности, с одновременным преобразованием их в акционерные общества»1, государственные предприятия спортивных лотерей, находящиеся в федеральной собственности, преобразованы в открытые акционерные общества. При этом все акции созданных таким образом акционерных обществ подлежат внесению в уставный капитал открытого акционерного общества «Российские лотереи». В настоящее время государство определяет порядок уплаты, размер регистрационного сбора и квоты его распределения между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, а также облагает налогами организации, занимающиеся лотерейной деятельностью2. Выдача разрешений на проведение всероссийских лотерей, независимо от их отраслевой специфики, а также их регистрация осуществляются Министерством финансов РФ. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1004 «О совершенствовании государственного регулирования лотерейного и игорного бизнеса в Российской Федерации»3 в целях пополнения доходов федерального бюджета Министерству финансов РФ предписано начиная с 1997 г. проводить Всероссийскую государственную лотерею. Однако только в федеральном бюджете на 1999 г. были запланированы в качестве неналоговых доходы от проведения подобной лотереи в размере 500 млн руб. (ст. 19 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1999 год»).

В качестве потенциально возможного доходного источника лотереи могут использоваться для покрытия расходов на реализацию федеральных и региональных программ развития физической культуры и спорта1, на реализацию государственной политики в сфере санаторно-курортного дела и туризма2, на поддержку малого предпринимательства и создания конкурентной среды3 и т. д. ^*

Несколько более активно лотереи используются для пополнения бюджетов субъектов РФ. Например, в Республике Татарстан в 1996 г. проводилась денежно-вещевая лотерея с целью мобилизации финансовых средств на восстановление памятников истории и архитектуры булгар; в Воронежской области в 2000 г. проводилась областная благотворительная лотерея «Семья и дети» в целях выполнения социальных программ и получения дополнительных источников финансирования, направленных затем на поддержку малообеспеченных семей Воронежской области; в Саратовской области в 1997 г. проводилась благотворительная лотерея «200 лет Саратовской губернии» и т.д.

Как правило, неналоговые доходы зачисляются в соответствующие бюджеты в полном объеме и являются их собственностью.

Существуют некоторые отличительные особенности неналоговых доходов в бюджетах различных уровней. Так, прибыль Центрального банка РФ, а также большая часть поступлений от внешнеэкономической деятельности зачисляются в федеральный бюджет. Административные платежи и штрафные санкции могут зачисляться во все звенья бюджетной системы в зависимости от уровня органа, применяющего эти санкции. Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности, от приватизации государственного и муниципального имущества, от реализации бесхозного и конфискованного имущества, от сдачи в аренду муниципальной собственности и другие доходы зачисляются в соответствующие бюджеты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.109 (0.013 с.)