Денежная система РФ. Правовые основы обращения денежных знаков. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Денежная система РФ. Правовые основы обращения денежных знаков.



Денежная система гос-ва представляет форму организации денежного обращения и систему денежных отношений, закрепленных национальным законодательством.

Элементы денежной системы относятся:

1) официальная денежная единица,

2) эмиссия наличных денежных знаков,

3) организация и регулирование денежного обращения.

Правовая основа денежной системы: нормы Конституции РФ, ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», «О валютном регулировании и валютном контроле» и иные законы, нормативные акты Президента и Правительства, акты Центробанка РФ.

П. «ж» ст. 71 Конституции РФ к компетенции РФ отнесено «установление правовых основ единого рынка... денежная эмиссия». 1-й элемент денежной системы - официальная денежная единица РФ — рубль (100 копеек).

Ст. 27 ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» введение на территории РФ других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещается. Банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории РФ. 2-й элемент - эмиссия наличных денежных знаков. Эмиссия (от лат. emissio — выпуск) — изготовление и выпуск в обращение денежных знаков (ценных бумаг) во всех формах.

Выпуск банкнот может осуществляться исключительно главными национальными банками, а выпуск казначейских билетов — казначейством. Эмиссия осуществляется национальным банком как для увеличения денежной массы, так и для изъятия из оборота старых денежных знаков и выпуска новых.

Существует эмиссия наличных и безналичных денег. В Российской Федерации решение об эмиссии банкнот и монет, об изъятии из обращения банкнот и монет старого образца принимает Совет директоров Банка России. Указанное решение Совета директоров Банка России в порядке предварительного информирования направляется в ГосДуму и Правительство. В осуществлении эмиссии принимает участие не только Банк России, но и региональные расчетно-кассовые центры.

В расчетно-кассовых центрах хранится запас денежных знаков, предназначенных для выпуска их в обращение в случае увеличения потребности экономики региона в наличных деньгах.

Кроме резервных фондов расчетно-кассовые центры содержат и оборотную кассу. В оборотную кассу постоянно поступают и из нее выдаются наличные деньги от банков. Эти деньги находятся в постоянном обращении. Если сумма поступлений наличных денег на счетах банков превышает установленный лимит для данного расчетно-кассового центра, то деньги изымаются из обращения и переходят в резервный фонд. При потребности банка в наличности происходит обратный процесс. Перемещение денежных средств из резервного фонда в оборотную кассу производится только с разрешения Центрального банка Российской Федерации и является для расчетно-кассовых центров эмиссионной операцией.

Организация и регулирование денежного обращения — 3-й элемент денежной системы.

На Банк России возлагаются следующие функции:

1) прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание их резервных фондов;

2) установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;

3) установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения; 4) определение порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.

ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ

Безналичные расчеты в соответствии с нормами ГК (ст. 861 — 885), AP-d «О Центральном банке РФ (Банке России)», «О банках и банковской деятельности». Порядок заполнения и реквизиты расчетных документов, применяемые в безналичных расчетах, установлены Положением «О безналичных расчетах в РФ», утв. Банком России.

Формы безнал.расчета:

платежные поручения; 2) чеки; 3) расчеты по аккредитиву; 4) расчеты по инкассо; 5) вексели; 6) иные формы, установленные законодательством.

Платежное поручение — это расчетный документ, по которому владелец счета в кредитной организации поручает перечислить определенную сумму со своего счета и зачислить ее на счет другого лица.

Фактически платежное поручение представляет собой одну из форм банковского перевода. Чек в отличие от платежного поручения является ценной бумагой, содержащей распоряжение чекодателя кредитной организации произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Эта сумма списывается с чекового счета чекодателя в банке и переводится или непосредственно выдается банком чекодержателю. Такая операция обычно предусматривается чековым договором между банком и чекодателем.

Чек оплачивается кредитной организацией за счет денежных средств чекодателя. При этом чекодатель не вправе отозвать чек до истечения установленного срока для предъявления его к оплате. Банк может произвести оплату чека и в счет кредита чекодателю.

Наиболее широко чеки применяются при расчетах за полученные товары и оказанные услуги.

Расчеты по аккредитиву (от лат. accredo — доверяю) — одна из форм безналичных расчетов между предприятиями и организациями, суть: кредитная организация по поручению плательщика и в соответствии с его указаниями обязуется произвести платежи получателю средств либо дать поручение другой кредитной организации осуществить платеж получателю в установленный срок на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении.

Несколько видов аккредитивов: покрытые (депонированные), непокрытые (гарантированные), отзывные и безотзывные. Расчеты по инкассо осуществляются кредитной организацией на основании инкассового поручения получателю платежа от его имени и за счет его средств.

Инкассовое поручение оформляется посредством платежного требования, оплата которого производится с акцептом (согласие на осуществление платежа) или в безакцептном порядке (в бесспорном порядке). Платежное требование составляется на бланке определенной формы, установленной Банком России. В бесспорном порядке - взыскание сумм налогов и сборов по решению налогового органа путем направления в кредитную организацию.

Расчеты с помощью векселей (от нем. Wechsel — обмен) являются одной из наиболее удобных и широко применяемых форм безналичных расчетов. Вексель — это ценная бумага в виде ничем не обеспеченного долгосрочного обязательства векселедателя, дающая право на получение (возврат) векселедержателем предоставленного им на установленный срок и на определенных условиях денежного долга.

Одновременно вексель может применяться как платежный документ, передаваемый одним лицом другому взамен денежного платежа, и как средство кредита. ФЗ от 11 марта 1997 г. № 48-ФЗ «О переводном и простом векселе».

Расчеты с помощью пластиковых банковских карт: кредитные, дебетовые, дисконтные, магазинные и др. Пластиковые карты выдаются банком по договору с клиентом. С их помощью можно получать наличные деньги из банкоматов, а также осуществлять быстрый перевод денег с текущего счета плательщика на счет получателя платежа, физическими и юридическими лицами.

ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ ПРЕДПРИЯТИЯМИ, УЧРЕЖДЕНИЯМИ, ОРГАНИЗАЦИЯМИ

Кассовые операции — это совокупность материально-технических процедур, проводимых организациями и предприятиями и связанных с приемом, хранением и выдачей наличных денег.

Правовые основы – AP-ys «О Центральном банке HA (Банке России)», «О банках и банковской деятельности», а также ФЗ от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

В сфере регулирования расчетов с применением контрольно-кассовой техники (ККТ) действуют нормативные акты Правительства и Банка России.

Кассовые операции необходимы и для более точного учета доходов и расходов в целях полного и эффективного налогообложения.

Каждое предприятие и организация обязаны иметь контрольно-кассовую технику и вести специальную кассовую книгу. ККТ должна:

1) быть зарегистрирована в налоговых органах;

2) быть исправна, опломбирована в установленном порядке;

3) иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме. Порядок применения ККТ и используемых в ней программных продуктов утверждается Центробанком РФ.

Организации, предприятия и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны:

1) осуществлять регистрацию ККТ в налоговых органах;

2) применять при осуществлении денежных расчетов исправную контрольно-кассовую технику;

3) выдавать покупателям (клиентам) кассовые чеки;

4) обеспечивать ведение и хранение в установленном порядке документации;

5) производить при первичной регистрации и перерегистрации ККТ введение в фискальную память контрольно-кассовой техники информации и замену накопителей фискальной памяти с участием представителей налоговых органов.

Наличные, поступающие в кассы, подлежат сдаче в банк для зачисления на счета предприятий (на договорных условиях через инкассаторские службы). Прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным гл.бухгалтером.

Все поступающие и выданные наличные предприятия учитываются в кассовой книге. Предприятия могут иметь наличные деньги в своих кассах в пределах лимитов, установленных обслуживающим банком по согласованию с руководителем предприятия. Лимит ежегодно устанавливается учреждениями банков всем предприятиям (исходя из объемов налично-денежного оборота предприятия).

Обязаны сдавать всю денежную наличность сверх установленных лимитов в обслуживающий банк.

Хранить в кассах наличные сверх лимитов только в случае выплаты з/п, пособий по соц.страхованию и стипендий, но не более 3 р/дней, а в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, — до 5 дней. Без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Организации и ип могут производить расчеты без применения контрольно-кассовой техники при:

продажа газет и журналов; 2) продажа ценных бумаг; 3) продажа лотерейных билетов; 4) продажа проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте; 5) обеспечение питанием учащихся и работников общеобразовательных школ; 6) торговля на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах; 7) торговля в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив; 8) прием от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома..

Орг-циям и ип в отдаленных или труднодоступных местностях, указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ВАЛЮТНЫЙ КОНТРОЛЬ

Валютное регулирование (ВР) — это деятельность гос.органов, направл. на регламентирование порядка совершения валютных операций. ВР осуществляется мерами, выбор кот-х зависит от кризисной или оптимальной ситуации в валютной сфере государства.

Меры первого вида ВР являются экономически нецелесообразными в случае наступления валютного кризиса; чрезвычайные меры ВР при их применении вне кризисной ситуации могут нанести ущерб гос.экономике.

Анализ норм ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» показывает, что правовое регулирование в валютной сфере поставлено в полную зависимость от экономического содержания валютной политики государства.

Основным элементом ВР выступают валютные ограничения - регулируются финансовым и административным зак-вом в виде ограничения прав резидентов и нерезидентов при осуществлении ими валютных операций.

Валютные ограничения — это меры финансово-правового регулирования, препятствующие возникновению, изменению или прекращению валютных правоотношений, объектом которых являются национальная валюта и ценные бумаги. ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» определяет цели введения валютных ограничений: предотвращение существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курсов валюты РФ, а также поддержание устойчивости платежного баланса РФ (ст. 6). Названные цели корреспондируют принципам валютного регулирования и валютного контроля.

Валютные ограничения могут реализовываться прямыми (запреты) или косвенными (лицензирование, введение института уполномоченных банков, лимитирование ввоза и вывоза наличной иностранной валюты и т. д.) мерами.

Валютное регулирование осуществляется принудительно-властными способами, инструментами валютных ограничений выступает законодательное или административное запрещение или лимитирование объемов иностранной валюты в собственности у резидентов и использование собственности в любой форме для получения доходов за границей.

ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» выделяет 4 группы валютных операций, правовой режим которых включает различные типы сочетаний запретов, дозволений, позитивных обязываний:

валютные операции между резидентами и нерезидентами;

между резидентами нерезидентами;

ввоз в РФ и вывоз из РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг.

Среди валютных ограничений выделяются следующие основные меры: прямой запрет на осуществление валютных операций (ст. 9 и 14); проведение купли-продажи иностранной валюты и чеков только через уполномоченные банки (ст. 11); ограничения относительно открытия и ведения счетов резидентов в иностранных банках (ст. 12); ограничение для нерезидентов относительно открытия счетов в банках на территории РФ (ст. 13); требование о репатриации валютной выручки (ст. 19); количественные валютные ограничения (ст. 14 и 15); лицензирование валютных операций коммерческих банков; отдельные меры валютного контроля (ст. 23).

Валютный контроль — это контроль государства за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Целью валютного контроля является соблюдение валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Его основными направлениями являются:

а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

б) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством;

в) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

г) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям. Валютный контроль осуществляется органами и агентами валютного контроля.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 712; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.223.37.137 (0.028 с.)