Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Межбюджетные отношения: понятие, тенденции развития межбюджетных отношений.

Поиск

Межбюджетные отношения — это взаимоотношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, связанные с регулированием бюджетных правоотношений, формированием и исполнением соответствующих обязательств бюджетов.

Анализ развития межбюджетных отношений в Российской Федерации представлен на основе соотношения выравнивающей и стимулирующей их функций, с учетом перераспределительной и структурной государственной финансовой поддержки регионального развития, а также с точки зрения обобщения проблем и противоречий, которые обозначились в процессе реализации современного этапа реформирования межбюджетных отношений.

Современному этапу развития межбюджетных отношений в Российской Федерации свойственен ряд тенденций, которые свидетельствуют о незавершенности реформы межбюджетных отношений. Суть данных тенденций состоит в следующем.

Во-первых, «рамочное» закрепление формальных признаков бюджетно-налоговой автономии: провозглашение самостоятельности территориальных бюджетов, разграничение расходных обязательств и доходных источников по уровням бюджетной системы сопровождается существенным дисбалансом в возможностях субнациональных властей проводить самостоятельную политику территориального развития, ростом зависимости территориальных бюджетов от межбюджетных трансфертов

формированием системы ограничений деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в бюджетном процессе.

Во-вторых, формирование единых принципов построения межбюджетных отношений в субъектах Российской Федерации при наличии регионализации методических подходов к оказанию финансовой помощи муниципалитетам из бюджетов субъектов Федерации.

В бюджетной системе региона происходит концентрация нормативных функций и финансового обеспечения на уровне субъектов Федерации, а муниципалитеты выполняют преимущественно квазигосударственные функции. При формальном исключении из бюджетной практики регулирующих доходов, на уровне «субъект Федерации – муниципальное образование» они активно используются. В тоже время выявлено сокращение количества субъектов Федерации, применяющих регулирующие налоги, а также снижение нормативов отчислений от регулирующих налогов для целей дополнительного пополнения местных бюджетов

В-третьих, несмотря на процесс формализации распределения финансовой помощи, значительная ее часть по-прежнему распределяется без четких критериев и процедур. В соответствии с действующей редакцией БК РФ понятие «межбюджетные трансферты» определяется как перечисление средств одного бюджета другому. Здесь особое внимание уделено изменившемуся подходу к перечню форм межбюджетных трансфертов: перечень является открытым, поскольку допускается наличие «иных безвозмездных и безвозвратных перечислений». К межбюджетным трансфертам относятся: финансовая помощь нижестоящим бюджетам, в том числе дотации из фонда финансовой поддержки бюджета; субвенции из фонда компенсации; бюджетные кредиты; финансовая помощь бюджетам отдельных муниципальных образований и т.д.

Сейчас поднимается проблематика «мягких» бюджетных ограничений, а также исследуются вопросы, связанные с действием дотаций на сбалансированность нижестоящих бюджетов, их влиянием на поведение субнациональных властей. При этом подчеркивается что, с одной стороны, этот вид финансовой помощи обладает рядом свойств, дестимулирующих качество и самостоятельность управления субнациональными финансами, а, с другой стороны, – становится все более значимым в структуре межбюджетных трансфертов.

Проблемы формализации распределения финансовой помощи проявляются и в построении унифицированных межбюджетных отношений на региональном уровне, что связано с особенностями организации межбюджетного регулирования в ходе реализации муниципальной реформы в каждом отдельном субъекте Российской Федерации. При этом очевидно возрастание значимости межбюджетных трансфертов для муниципалитетов, что требует дальнейшего совершенствования их законодательного обеспечения, администрирования и мониторинга.

В-четвертых, вопросы повышения качества управления региональными и муниципальными финансами в настоящее время становятся базовыми в процессе повышения эффективности межбюджетных отношений. Формирующийся инструментарий повышения качества управления субнациональными финансами основывается на «дополнительных» и «жестких» бюджетных ограничениях, которые призваны повысить ответственность региональных и местных властей за результаты собственной деятельности

Принцип сбалансированности бюджета, его механизм при наличии бюджетного дефицита.

Сбалансированность бюджета - один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.

Этот принцип даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства, (баланса) между суммарной величиной бюджетных поступлений (доходов бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов.

Если расходы превышают бюджетные поступления, бюджет в принципе не исполним - несбалансированный бюджет заведомо нереален, несбалансированность делает его фиктивным. Составление бюджета профицитом также нежелательно, поскольку связано с завышенной нагрузкой на экономику и снижением общей эффективности использования бюджетных средств. Отсюда сбалансированность бюджета - обязательное требование, предъявляемое к составлению и утверждению бюджета. Сбалансированность бюджета призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней. Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и муниципальных заказов, к сбоям в системе сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в народном хозяйстве страны.

Наилучший вариант обеспечения сбалансированности бюджета - разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов. Если же избежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса.

Сбалансированность бюджета достигается разными методами; одни из них применяются при формировании бюджета; другие - при его исполнений. К методам сбалансированности бюджета, широко используемым в практике бюджетного планирования, относятся:

1. лимитирование бюджетных расходов с учетом экономических возможностей общества и объема централизуемых доходов;

2. совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней, адекватного распределению расходных полномочий между ними;

3. выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов;

4. построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений;

5. планирование направлений бюджетных расходов, положительно воздействующих на рост доходов и одновременно обеспечивающих решение стоящих перед обществом социально-экономических задач при минимальных затратах и с максимальнйм эффектом;

6. сокращение масштабов государственного сектора экономики на основе разумной приватизации государственной собственности;

7. жесткая экономия расходов путем исключения из их состава лишних затрат, не обусловленная крайней необходимостью;

8. использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований, способных обеспечить реальные поступления денежных средств с финансовых рынков.

В ходе исполнения бюджета сбалансированность достигается с помощью:

1. введения процедуры санкционирования бюджетных расходов;

2. строгого соблюдения установленных лимитов бюджетных обязательств, ориентированных на реально поступающие доходы;

3. определения оптимальных сроков осуществления расходов;

4. использования механизма сокращения и блокировки расходов бюджета;

5. совершенствования системы бюджетного финансирования на основе постепенного прекращения дотирования предприятий и введения полной имущественной ответственности экономических субъектов за выполнение взятых обязательств перед государством и партнерами;

6. мобилизации дополнительных резервов роста бюджетных, доходов;

7. последовательного проведения финансового контроля за целевым, экономным и эффективным расходованием бюджетных средств;

8. оказания финансовой помощи, в разных ее формах другими бюджетами;

9. использования бюджетных резервов и т.д.

Главной темой состоявшегося в июне 2008 г заседания Правительственной комиссии по бюджетным корректировкам стало рассмотрение поправок в федеральный бюджет и внебюджетные фонды. В ходе заседания премьер-министр Владимир Путин предложил увеличить расходы бюджета в части социального обеспечения. Однако восприятие этих инициатив в экспертной среде не было столь однозначным, как это могло бы показаться. Действительно, поддержка населения необходима, но, осуществленная в денежной форме, она лишь подстегнет и без того стремительно растущую инфляцию. По прогнозам Минфина, в текущем году в федеральный бюджет поступит свыше 900 млрд руб., и в итоге его величина составит около 9 трлн. рублей. Поступления во внебюджетные фонды в сумме будут равны 100 млрд. рублей. По словам премьер-министра, "такой результат достигнут не только за счет повышения мировых цен на энергоносители, но, во многом, за счет роста российской экономики".Что касается расходов, то были предложены следующие изменения. Необходимо выделить 8,9 млрд. руб. на жилье для ветеранов Великой Отечественной войны. Также 4,4 млрд. руб. - на обеспечение инвалидов войны специальным инвалидным транспортом, либо на выплату им соответствующей денежной компенсации. На повышение пособия по уходу за престарелыми гражданами, инвалидами и детьми-инвалидами направляется 4,8 млрд рублей.

Профицит федерального бюджета РФ в 2008 году планируется на уровне 1 триллион 943,7 миллиарда рублей, доходы составят 8 триллионов 965,7 миллиарда рублей, расходы - 7 триллионов 22 миллиарда рублей, сообщил журналистам вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин.По его словам, за счет дополнительных доходов расходы федерального бюджета в 2008 году увеличиваются на 120,4 миллиарда рублей.Дополнительные доходы федерального бюджета в 2008 году составят 908,8 миллиарда рублей, из них 788,3 миллиарда рублей - нефтяные доходы, остальные 130,5 миллиарда рублей - другие доходы, "не связанные с нефтью и газом", сказал Кудрин.

Глава Минфина сообщил, что 10 миллиардов рублей дополнительных расходов бюджета-2008 резервируется на случай возможного предоставления кредитов иностранным государствам. По его словам, это могут быть прямые или связанные кредиты, они могут быть направлены на стимулирование российского экспорта.

Доходы федерального бюджета РФ в 2009 году запланированы на уровне 9 триллионов 518,3 миллиарда рублей, расходы - 8 триллионов 746,7 миллиарда рублей, профицит - 771,6 миллиарда рублей.В 2010 году доходы федерального бюджета планируются в размере 10 триллионов 402,4 миллиарда рублей, расходы - 9 триллионов 667,3 миллиарда рублей. Профицит федерального бюджета в 2010 году ожидается на уровне 735,1 миллиарда рублей.

На стадии исполнения бюджета дополнительными факторами, влияющими на сбалансированность бюджета, выступают, с одной стороны, методы оперативного регулирования бюджетных потоков, позволяющие с наибольшей эффективностью маневрировать бюджетными средствами, а с другой - механизм сокращения бюджетных расходов и бюджетные резервы, используя которые исполнительный орган власти осуществляет финансирование внезапно возникших, непредвиденных расходов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-18; просмотров: 1396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.207.112 (0.009 с.)